Оценка объектов интеллектуальной собственности
Под оценкой стоимости объектов интеллектуальной собственности понимается процесс определения полезности результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации организации, продукции, работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т. д.) в денежном выражении.
После проведения оценки организация может заключить лицензионный договор на использование данного объекта интеллектуальной собственности другой организацией и иметь дополнительный доход от передачи прав на данные объекты. Причем, как продажа, так и покупка лицензий может быть выгодной, так как продавец получает дополнительный доход, а покупатель экономит деньги и время при приобретении готового продукта.
Таким образом, под лицензированием понимаетсяпредоставление владельцем интеллектуальной собственности другому лицу (юридическому или физическому) разрешения на использование объекта интеллектуальной собственности в коммерческих целях.
Результаты оценки, произведенной, например, для заключения лицензионного договора, отражаются в балансе и могут быть использованы в самых различных целях. Актуальным может быть использование оценки рыночной стоимости товарного знака или фирменного наименования в маркетинговых целях как оценки эффективности управления этим активом.
Согласно действующему законодательству в большинстве случаев увеличение стоимости объекта интеллектуальной собственности (нематериального актива) в результате переоценки должно быть отнесено на финансовые результаты организации.
При определении цены лицензии используются традиционные для стоимостной оценки подходы: затратный, сравнительный (рыночный) и доходный.
Затратный подход основан на учете затрат, связанных с созданием объектов интеллектуальной собственности или их замещением. Недостатком метода является полное отсутствие информации о будущей коммерческой выгоде. Затратный метод имеет следующие ниже разновидности.
Согласно методу определения начальных затрат стоимость исчисляется суммированием всех затрат, произведенных при создании (воссоздании, замещении) объектов интеллектуальной собственности, оцененных в текущих ценах и увеличенных на принятый коэффициент рентабельности (ставку дохода на инвестиции). При необходимости из этой величины вычитается накопленная амортизация объектов интеллектуальной собственности.
При оценке по этому методу производятся следующие работы:
· выявляются все затраты, связанные с созданием (приобретением, замещением) и вводом в действие объекта интеллектуальной собственности;
· путем применения метода дисконтирования разновременные стоимостные оценки затрат и будущих доходов приводятся в сопоставимый вид;
· определяется величина морального износа объекта интеллектуальной собственности и накопленной амортизации;
· определяется стоимость объекта интеллектуальной собственности как разница между приведенной величиной затрат и накопленной амортизацией.
Метод стоимости замещения состоит в попытке приобретения аналогичного объекта на рынке интеллектуальной собственности. Для этого необходимо:
· провести исследование рынка и выявить объекты интеллектуальной собственности аналогичной потребительской полезности и их стоимость;
· привести разновременные стоимостные оценки к расчетному периоду (путем дисконтирования);
· определить стоимость объекта интеллектуальной собственности.
Метод восстановительной стоимости заключается в том, чтобы определить расходы на воспроизводство конкретного объекта интеллектуальной собственности научным персоналом в нынешних условиях:
· выявить фактические затраты, связанные с созданием и доведением до готовности объекта интеллектуальной собственности;
· установить на дату оценки цены на сырье, материалы, энергоносители, комплектующие, расходы на оплату труда и т. д.;
· определить стоимость объекта интеллектуальной собственности как общей величины прогнозируемых затрат.
Сравнительный (рыночный) подход основан на принципах эффективно работающего рынка, на котором свободно покупаются и продаются аналогичного вида активы.
Этот подход реализуется с помощью метода сравнительного анализа продаж (сравнение с уже состоявшимися аналогичными сделками). При оценке по этому методу проводятся следующие работы:
· собирается информация о состоявшихся сделках по объектам интеллектуальной собственности аналогичного типа;
· определяется перечень показателей, по которым производится сопоставление объектов интеллектуальной собственности и объемов передаваемых на них прав;
· вносятся поправки к ценам продаж аналоговых объектов интеллектуальной собственности, обеспечивающие их сопоставимость с оцениваемым объектом интеллектуальной собственности;
· определяется стоимость оцениваемых прав на использование объекта интеллектуальной собственности на основе усреднения скорректированных с помощью поправок цен продаж аналоговых объектов интеллектуальной собственности.
Этот метод применяется для определения стоимости франшиз и товарных знаков (знаков обслуживания).
Доходный подход основан на расчете экономических выгод, ожидаемых от использования прав на оцениваемые объекты интеллектуальной собственности. Он заключается в определении стоимости оцениваемой лицензии текущей стоимостью чистого дохода, который может быть получен от использования объекта интеллектуальной собственности за экономически обоснованный срок его службы.
Этот подход базируется на следующих операциях:
· выявлении денежных потоков и чистого дохода, ассоциируемых с оцениваемыми объектами интеллектуальной собственности;
· определении ставок капитализации (дисконта), учитывающих степень риска, связанного с использованием данного актива и его доходностью;
· установлении экономически обоснованного срока использования прав на объекты интеллектуальной собственности.
У этого подхода имеются две разновидности:
· прямая капитализация доходов, когда поток доходов является равномерным по годам;
· дисконтирование доходов, когда поток доходов неравномерен по годам.
Недостатком доходного подхода является сложность получения достоверной информации. Дополнительный доход может быть получен за счет:
· повышения выручки от реализации продукции;
· повышения прибыли путем экономии ресурсов;
· высвобождения производственных фондов;
· реализации прав на объект по лицензионным и другим договорам.
При оценке интеллектуальной собственности используется еще один метод, который носит название метод освобождения от роялти (иногда он называется методом стандартных роялти). Этот метод является сочетанием сравнительного и доходного подходов, при этом с учетом конъюнктуры рынка определяется объем использования объектов интеллектуальной собственности и ставка роялти.
Основными видами лицензионных платежей (соглашений) являются паушальные платежи и роялти.
Паушальный платеж (от нем. рauschall – взятый в целом, целиком) – вид лицензионного вознаграждения за право пользования предметом лицензионного соглашения до получения прибыли от его использования; цена лицензии. Паушальный платеж устанавливается исходя из оценок ожидаемого экономического эффекта и прибылей лицензиата (покупателя лицензии) на основе использования лицензии. Паушальный платеж может производиться как единовременно, так и в рассрочку. Преимущество этого вида вознаграждения заключается в том, что лицензиар получает всю сумму в относительно короткий срок без заметного риска.
Паушальный платеж практикуется при передаче сопутствующих лицензий вместе с поставками технологического оборудования; продаже лицензии малоизвестной организации; нежелании лицензиата (покупателя) допустить контроль над производством лицензионной продукции; возможных осложнениях в процессе перевода прибыли и др. Как правило, в выплате паушального вознаграждения больше заинтересован продавец (лицензиар).
Роялти (от англ. royalty – плата) – регулярные платежи (вознаграждение) продавцу (лицензиару), которые уплачивает покупатель (лицензиат) за право пользования предметом лицензионного соглашения. Устанавливается в виде фиксированных ставок, выплачиваемых лицензиатом через согласованные промежутки времени в течение действия лицензионного соглашения. Их размер может определяться как ставка от прибыли, стоимости лицензионной продукции или в расчете на ее единицу [28, с. 473].
Различаются следующие виды роялти:
· текущие (периодически выплачиваемые суммы, исчисленные в виде процентов от продажной цены или любой иной расчетной единицы, согласованной сторонами);
· суммарные (сумма всех роялти с учетом скидки в случаях, когда выплата текущих роялти невозможна или нецелесообразна);
· минимальные роялти (согласованная в договоре минимальная сумма, независимая от достигнутых результатов и выплачиваемая покупателем (лицензиатом) за каждый расчетный период).