Магазины с запоминающими зеркалами
Несмотря на то что все больше покупок совершается через Интернет, обычные розничные магазины будут играть немаловажную роль в городском пространстве будущего, и у нас будет множество возможностей сделать их волшебными, завораживающими. Как бы вы ни относились к консюмеризму, следует признать, что без розничного бизнеса довольно сложно достичь того уровня насыщенности городской жизни, который является столь важным для ее здоровья, по мнению Джейкобс.
Один из наиболее ярких примеров розничного бизнеса — магазины одежды. Как можно сделать волшебным бесконечный, чреватый неудобствами и порой выводящий из себя процесс примерки одежды?
Один из вариантов — волшебное зеркало. Люди рассчитывают увидеть в магазинах одежды зеркала, которые сами по себе вызывают много культурных ассоциаций и обладают потенциалом очарования. В своей книге «Свет мой, зеркальце: история влюбленности человечества в свое отражение» (Mirror, Mirror: A History of the Human Love Affair with Relection) Марк Пендерграст рассказывает о том, какую роль в культуре играло зеркало на протяжении тысячелетий. Многие древние цивилизации оставили после себя погребения, в которых были обнаружены отражающие металлы или отполированные камни, зеркала нередко ассоциировались с солярными божествами, а в Средние века бытовало убеждение, что в зеркале можно разглядеть будущее10.
У современного зеркала есть своеобразный предшественник в мифологии. Нарцисс, бывший необычайно привлекательным юношей, постоянно рассматривал свое отражение на поверхности пруда и, будучи не в силах оторваться от него, умер. Этот миф и мысль о том, что зеркала могут показывать нам идеальное изображение нас самих, получили много отголосков. К примеру, в психотерапии один из методов лечения патологического нарциссизма называется «зеркальный перенос»11.
Самая популярная сказка, использующая в своем сюжете образ зеркала, — «Белоснежка и семь гномов» братьев Гримм. Когда королева спрашивает зеркало: «Кто на свете всех милее», оно отвечает: «Ты, конечно, спору нет; ты, царица, всех милее, всех румяней и белее». Поразительная история, связанная с зеркалами, произошла в Новой Гвинее. Когда племя Биами, никогда не пользовавшееся зеркалами, наконец увидело таковое, прошло всего несколько дней, прежде чем все его члены принялись тщательно следить за внешностью. Обряд оплакивания умерших в иудаизме — семидневная шива — требует, чтобы в доме были скрыты все зеркала, чтобы горюющие не фокусировались на себе самих. Принято на семь дней занавешивать зеркала и убирать подушки с мебели на время траура, пока семью навещают желающие высказать свое сочувствие утрате. Зеркала влияют на наше самоощущение и восприятие себя.
Зеркало Еиналеж (слово «желание», написанное наоборот) из серии книг о Гарри Поттере показывает «самые сокровенные желания»12 человека, смотрящегося в него. Его хозяин Альбус Дамблдор однажды обнаруживает Гарри, завороженно смотрящего в зеркало, и говорит: «Счастливейший человек на земле может использовать его, как обычное зеркало, он посмотрит в него и увидит только себя, таким, каков он есть»13. Сирота Гарри видит в зеркале стоящих рядом родителей. Дамблдор также видит в зеркале свою семью и себя самого с парой шерстяных носков в руках.
Все эти примеры показывают, что мы воспринимаем зеркало как почти что волшебный предмет. Зеркало, дополненное интерактивными свойствами, могло бы помочь вам увидеть в нем свой облик, к которому вы стремитесь. Подключение социальных медиа может также дать вам возможность поделиться этим образом с окружающими. Такая технология может удовлетворить наше стремление знать будущее и наше место в нем. Как писал Пендерграст, «на протяжении истории своего существования зеркало служило инструментом как самопознания, так и самообмана… зеркала сопровождали самые ранние цивилизации и сегодня указывают нам будущее»14.
Существует немало оригинальных подходов к использованию зеркал в розничных магазинах, и я занимаюсь разработкой одного из них в сотрудничестве со стартап-компанией из Израиля. Запоминающее зеркало MemoMi специально предназначено для использования в розничных магазинах, отдельных номерах отелей класса люкс и простых домах — иными словами, везде, где люди часто примеряют одежду и заинтересованы в том, чтобы получить дистанционный совет от друзей и знакомых. Оно также может использоваться для воспроизведения накопленных снимков, чтобы у вас была возможность сравнить варианты, скажем, прически в салоне красоты, или чтобы после упражнений в тренажерном зале оценить свой пресс.
Когда вы становитесь перед MemoMi, оно записывает короткое видео. Подойдя к зеркалу второй раз, вы можете увидеть свое реальное отражение, а рядом — запись того, как вы выглядели до этого. Такая технология может стать большим подспорьем для каждого, кто отправляется в магазин одежды за покупками. Наденьте костюм № 1 и посмотритесь в зеркало. Затем наденьте костюм № 2, чтобы выяснить, какой смотрится на вас лучше. Если у вас больше двух вариантов, это не станет проблемой — изображения накапливаются в виде набора иконок, просто укажите на нужную, и рядом с вашим отражением появится выбранный вариант. Разумеется, MemoMi можно интегрировать с социальными медиа. Получив доступ к изображениям через приложение в смартфоне, вы можете отправить их в Facebook или Twitter, чтобы получить немедленный отклик от друзей. Ничто так не помогает в правильном выборе и не подталкивает к покупке модной новинки, как мнение окружающих.