Использование незадействованных способностей для многозадачных взаимодействий
Сколько дел вы можете делать одновременно, используя разные органы чувств? Если вы сфокусированы на выполнении какой-то визуальной задачи, насколько можно загрузить слуховое восприятие? Можете ли вы слушать новости или спортивный матч, писать e-mail или рисовать и следить за детьми одновременно? Насколько эти способности выражены у разных людей? Зависит ли способность делать много дел одновременно от возраста?
Когда я был ребенком, мой отец брал меня с собой в канадскую глушь летом на неделю, чтобы порыбачить. Дорога от нашего родного Мэдисона была неблизкая, и мы всегда слушали аудиокниги и старые радиопостановки на кассетах из библиотеки. Среди последних моими любимыми были «Одинокий рейнджер» и «Тень». В то время я об этом не задумывался, но на самом деле ни мне, ни моему отцу не было сложно следить за повествованием или слушать музыку, потому что слух практически не задействован в процессе вождения. В то время как осязание и зрение у отца были полностью заняты, канал слухового восприятия оставался совершенно свободен.
Незадействованные или не полностью используемые каналы восприятия подкидывают нам новые возможности для создания волшебных объектов. Многие из тех, кто работает с информацией, совершенно не задействуют слуховое восприятие, так как в основном они заняты чтением и ведением записей, электронной перепиской, составлением финансовых моделей, правкой документов и презентаций. Какую дополнительную информацию они могли бы воспринимать на слух, не отвлекаясь от своей основной задачи?
Профессор Технологического института Джорджии Брюс Уокер разработал систему SoundScapes, которая позволяет использовать незадействованное слуховое восприятие для обработки информации. В основе работы системы лежит тот же принцип «лиц Чернова», однако вместо изображений Уокер использует набор звуков природы, за каждым из которых закреплен определенный тип данных о состоянии фондовой биржи.
SoundScapes начинает с общей звуковой темы леса, которая представляет из себя постоянный поток звуков, например, шум речного потока. Как только отслеживаемая информация претерпевает какие-то изменения, скажем, происходит скачок цен на золото, некоторые звуки в общей теме меняются, например, пение птиц становится громче. Если цена продолжает расти, система задействует новые звуки, делая их внутреннюю структуру естественно хаотичной, добавляя динамику во избежание монотонности. С падением цен система убирает звуки один за другим, а если на бирже происходит обвал, в динамиках звучит гром, за которым следует шум дождя2.
Однако даже эта система использует лишь толику нашей способности различать звуки и получать аудиальную информацию. Наиболее очевидный пример колоссальных возможностей этого аппарата — наше восприятие музыки, способность вычленять крошечные детали в строении мелодий, хоть это и требует некоторого навыка. Параллельно с обучением в старших классах и колледже я брал уроки вокала и пел в составе разных хоров: в хоре Sen-Olaf, хоре церкви Святой Троицы и хоре фестиваля Tanglewood. Последний коллектив выступает вместе с Бостонским симфоническим оркестром в музыкальном центре Tanglewood, расположенном в Леноксе, штат Массачусетс. Мне доводилось работать с величайшими дирижерами, такими как Сэйдзи Одзава, Саймон Рэттл и Джеймс Левин. Их музыкальный слух, как фокальный, так и периферийный, был потрясающим. Во время репетиции Сэйдзи, бывало, опускал руки, останавливая весь оркестр и хор — две сотни человек — на полном ходу посреди «Торжественной мессы» Бетховена затем лишь, чтобы сказать гобоисту: «Ваш си минор звучит резковато». Или, печально глядя в сторону моей секции теноров, произносил: «Вам следует четче произносить “к” в слове “кредо”». Или, обращаясь к альтам: «Вы опоздали на четверть в двенадцатом такте». Все эти тонкости и нюансы неразличимы не только для неподготовленного уха — даже профессиональные музыканты отнюдь не всегда могут выловить их в урагане звуков оркестра. Мораль истории в том, что человек может обрабатывать музыкальную информацию в огромных объемах, в том числе и на подсознательном уровне.
Осязание, так же как и слух, относится к числу каналов восприятия, мало задействованных в области технологий очарования. Поэтому я постоянно подталкиваю своих студентов из группы осязаемых медиа в МТИ к использованию тактильных интерфейсов в их проектах. Я уже упоминал куртку, которая может приобнять хозяина. Среди других идей, родившихся в аудитории: мобильный телефон, тяжелеющий по мере накопления голосовых сообщений, ботинки, направляющие ваш шаг в нужном направлении, дверная ручка, которая нагревается, если между людьми в комнате происходит конфликт, и кошелек с замочком, который становится туже по мере приближения к установленному вами лимиту расходов.
Потенциал неисчерпаем. Учитывая площадь нашего кожного покрова, сколько информации мог бы полный комплект одежды с тактильными сенсорами передать своему владельцу? Если мы можем научиться читать шрифт Брайля кончиками пальцев, сколько вообще информации мы можем пропустить через себя посредством простого касания и поглаживания?
Аромат вашего бренда
И наконец, самый малоиспользуемый канал восприятия — обоняние. Запахи обладают большой властью над нами, они могут быть провокационными и обладать эмоциональным зарядом, но ими не так просто манипулировать.
Не так давно на одной конференции мне довелось пообщаться с женщиной, которая работает в Chanel — известном бренде в мире моды. Она рассказала мне о том, что сегодня проект почти любого помещения — от магазина розничных продаж до школ и больниц — включает в себя заранее рассчитанный запах.
Как при дегустации вин и проверке качества звука в аудиосистемах, аромат оценивают по перечню составных элементов: цветочные ноты, животные ароматы, растительные тона. В рамках одного эксперимента, проведенного в МТИ, исследователи создали ароматический распылитель, подключенный к Интернету. Конструктивно он мало отличался от тех ароматизаторов, которые висят в холлах отелей, за тем исключением, что был подключен к потоку данных с фондовой биржи. Появление положительной тенденции на рынке сопровождал запах мяты, а отрицательной — лимона. К сожалению, наши носы не в состоянии различать детали запахов так же точно, как наши глаза различают выражения лиц. «Умный» освежитель воздуха был не в состоянии передать нечто менее тривиальное, чем мятный запах или лимонный аромат. В этом масштабе невозможно отразить динамику изменений — мы плохо различаем сильный и слабый запах мяты. Другая проблема состоит в том, что, как мы все прекрасно знаем, человеку свойственно быстро привыкать к любому запаху. Поддержание его ощутимости в воздухе требует распыления огромных объемов ароматизирующего вещества. После нескольких дней эксперимента лимонно-мятный дух настолько въелся в стены лаборатории, что стал просто неистребим.
Разработчики и инженеры Mercedes-Benz, однако, сделали запах отдельной статьей фирменного стиля своих элитных автомобилей. Во многих моделях компании уже задействуют дополнительные возможности восприятия. Mercedes обивает кресла и рули воловьей кожей (осязание), делает вставки из каповой древесины в приборной панели (зрение), использует звукоизоляционные стекла и аудиосистемы объемного звучания (слух). Может ли процесс вождения стать более увлекательным, комфортным, сопровождаться более приятными звуками и даже ароматами? С точки зрения Mercedes — да. Для модели S-класса 2014 г. предлагается опция «Активная система освежителя воздуха, обеспечивающая его ионизацию, фильтрацию и ароматизацию». Разработчик системы Сабина Энгельхардт, футуролог по своему подходу к технологическим и социальным исследованиям, создавала ее в сотрудничестве с «обонятельным подразделением» компании, которое к тому моменту уже работало над концептом идеального «аромата салона» для автомобилей. Энгельхардт привела в команду профессионального парфюмера Марка фом Энде, и вместе они придумали ароматизатор, который встраивается в систему вентиляции салона и управляется с дисплея приборной панели. Вы можете выбирать из четырех ароматов: Freeside Mood (цитрусовый), Sports Mood (цветочный), Nightlife mood (коньяк и кожа), Downtown mood (мускусный)3.