Цели моделирования бизнес-процессов
- Документирование бизнес-процессов предприятия для того
• чтобы своевременно получать данные;
• чтобы представлять действительную ситуацию в организационной единице предприятия,
• чтобы перемещать бизнес-процессы в другие подразделения,
• чтобы регулировать рабочие процессы и методы через механизм внешнего управления,
• чтобы выполнять обязанности перед бизнес-партнерами или бизнес-сообществом (например, по сертификации предприятия),
• чтобы удовлетворять действующим правовым нормам,
• чтобы обучать сотрудников или вводить в курс дела,
• чтобы избегать потерь знаний (например, при увольнении сотрудника)
• чтобы поддерживать менеджмент качества и управление охраной окружающей среды.
- Подготовка / проведение оптимизации бизнес-процессов:
• чтобы вводить новые организационные структуры,
• чтобы изменять при изменении рыночных условий задачи предприятия,
• чтобы перестраивать или улучшать процессы предприятия.
- Подготовка автоматизации и внедрения информационных технологий,
- Установление показателей процесса и контроля резуьтативности,
- Проведение benchmarking между подразделениями предприятия, партнерами и конкурентами,
- Нахождение Best Practice (лучшего опыта в компании, регионе, отрасли),
- Сопровождение организационных изменений
• как продажа или частичная продажа
• как дополнительная покупка и интеграция предприятия или склонов предприятия
• как внедрение(вступление) или смена(переключение) систем ИТ или организационных структур
- Участие в конкурсах (например, конкурс EFQM, премия фонда Людвига Эрхарда и др.)
Общей тенденцией современной организации и моделирования бизнес-процессов на предприятии является переход от функционально-ориентированной к процессно-ориентированной модели. Принципиальные различия нового подхода показаны на схеме 1.
Схема 1. Переход от функционально-ориентированной к процессно-ориентированной модели бизнес-процессов.
Моделирование бизнес-процессов предполагает рассмотрение не только их типологию, но и учет уровня (см. схему 2).
Схема 2. Модель многоуровневого рассмотрения
Представление бизнес-процессов предполагает использование соответствующих инструментов: символы, показатели, графики, диаграммы, графы, бланки, а также таких решений, как специальное программное обеспечение.
Использование автоматизированных методов позволяет снизить затраты, провести симуляцию и визуализацию возможных процессных решений, а также применять и модифицировать ранее разработанные решения. Существуют различные программные продукты для решения задач анализа и организации процессов. Их можно разделить на 3 группы:
• Стандартные графические пакеты, для представления процессов в электронном виде (визуализация). Например: ABC-FlowCharter, CorelFlow, Visio.
• Программное обеспечение для анализа процессов построено на базе графических пакетов и позволяет, наряду с визуализацией, обрабатывать некоторые данные процессов. Например: Ablauf-Profi, Proplan, Vamos-BE.
• Процессно-ориентированное программное обеспечение. Эта группа предлагает широкие функциональные возможности. Обычно в данных продуктах реализованы модули для анализа, моделирования и визуализации процессов, а также поддерживаются оценка и документация. Некоторые системы позволяют строить анимационные модели. Например: SYCAT, ARISToolset, AENEIS, AIBAS.
Схема 3. Модель структуры бизнес-процесса с помощью символьного представления в программе SYCAT
Схожие термины:
• Анализ бизнес-процессов,
• Описание бизнес-процессов,
• Оптимизация бизнес-процессов,
• Организация бизнес-процессов,
• Схема бизнес-процесса.
ОПИСАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ
Описание бизнес-процессов (Business Process Description) -для описания процесса с качественно-количественной, пространственно-организационной и технически-технологической точек зрения используются характеристики (параметры), которые заданы стандартом ENISO 9001:2000. К таким параметрам относятся:
• Цели процесса.
• Объект воздействия (вид, количество, размеры,…)
• Место воздействия (организационная единица, рабочая система).
• Вид и последовательность событий, структура.
• Применяемые средства производства (вид, количество, производительность, …).
• Ход процесса (горизонтальный, вертикальный; пространственно-временной).
• Участие персонала (количество, квалификация, …).
• Затраты времени на события и общий процесс (длительность процесса).
• Рабочие условия, требования и задания.
• Применяемые технологии, режимы работы.
• Результаты.
• Неопределенные состояния и события.
Описание процессов требует определения соответствующей области рассмотрения,т.е. выбора стартовой и конечной точки, ограничивающих интересующую область.
Пример
Для определения типичного пути прохождения заказа в компании область рассмотрения должна охватывать все события от стартовой точки - «поступление заказа» - до конечной точки - «поставка заказа клиенту». Пусть, уровнем рассмотрения будет уровень структурного подразделение и часть общего процесса. Необходимо определить прохождение заказа в «Конструкторском бюро», тогда стартовой точкой для описания и анализа является «поступление заказа в конструкторское бюро», а конечной - «передача заказа на производство». Этот пример показывает, что процессы могут иметь различную степень сложности, которая определяет затраты на их анализ и организацию. Поэтому при реализации подобных проектов, прежде всего, определяют степень детализации.
Представление бизнес-процессов предполагает использование соответствующих инструментов: символы, показатели, графики, диаграммы, графы, бланки, а также таких решений, как специальное программное обеспечение.
Рис 1. Представление бизнес-процессов
Распространенной формой представления может быть графическая блок-схема.
Пример. На схеме 1 показан пример прохождения заказа на изготовление запасной детали для сельскохозяйственной техники. Из него следует, что процесс объединяет семь событий; область рассмотрения - 4 организационные единицы.
Схема 1. Графическая блок-схема прохождения заказа.
Связь участвующих организационных единиц отмечается линией, что повышает наглядность представления, однако, не несет необходимой информации о времени прохождения, затратах на обработку или перерывах. На схеме 2 аналогичная информация представлена с организационно-временной точки зрения.
Схема 2: Организационно-временное представление прохождения заказа.
Событие | Организационная единица | Дата входа | Дата выхода | Время обработки, мин |
1 Закупка | 10.09 | 10.09 | ||
2 Начальник пр-ва | 10.09 | 10.09 | ||
3 Конструкторы | 10.09 | 14.09 | ||
1 Закупка | 15.09 | 16.09 | ||
4 Производство | 17.09 | 19.09 | ||
3 Конструкторы | 20.09 | 23.09 | ||
4 Производство | 24.09 | 25.09 | ||
Событий: 7 | Участвующие ОЕ: 7 | Всего: 15 дней | 590 минут |
Подобный вид описания является простым и низкозатратным, однако предоставляет такую полезную информацию, как прохождение через организационные единицы, время прохождения заказа, затраты на обработку и др.. Кроме того, он позволяет сделать выводы о высокой доли времени промежуточного хранения, возможных «узких местах» в производстве, повторяющейся смене ответственности во время обработки заказа.