Цели моделирования бизнес-процессов

- Документирование бизнес-процессов предприятия для того

• чтобы своевременно получать данные;

• чтобы представлять действительную ситуацию в организационной единице предприятия,

• чтобы перемещать бизнес-процессы в другие подразделения,

• чтобы регулировать рабочие процессы и методы через механизм внешнего управления,

• чтобы выполнять обязанности перед бизнес-партнерами или бизнес-сообществом (например, по сертификации предприятия),

• чтобы удовлетворять действующим правовым нормам,

• чтобы обучать сотрудников или вводить в курс дела,

• чтобы избегать потерь знаний (например, при увольнении сотрудника)

• чтобы поддерживать менеджмент качества и управление охраной окружающей среды.

- Подготовка / проведение оптимизации бизнес-процессов:

• чтобы вводить новые организационные структуры,

• чтобы изменять при изменении рыночных условий задачи предприятия,

• чтобы перестраивать или улучшать процессы предприятия.

- Подготовка автоматизации и внедрения информационных технологий,

- Установление показателей процесса и контроля резуьтативности,

- Проведение benchmarking между подразделениями предприятия, партнерами и конкурентами,

- Нахождение Best Practice (лучшего опыта в компании, регионе, отрасли),

- Сопровождение организационных изменений

• как продажа или частичная продажа

• как дополнительная покупка и интеграция предприятия или склонов предприятия

• как внедрение(вступление) или смена(переключение) систем ИТ или организационных структур

- Участие в конкурсах (например, конкурс EFQM, премия фонда Людвига Эрхарда и др.)

Общей тенденцией современной организации и моделирования бизнес-процессов на предприятии является переход от функционально-ориентированной к процессно-ориентированной модели. Принципиальные различия нового подхода показаны на схеме 1.

Схема 1. Переход от функционально-ориентированной к процессно-ориентированной модели бизнес-процессов.

Цели моделирования бизнес-процессов - student2.ru

Моделирование бизнес-процессов предполагает рассмотрение не только их типологию, но и учет уровня (см. схему 2).

Схема 2. Модель многоуровневого рассмотрения

Цели моделирования бизнес-процессов - student2.ru

Представление бизнес-процессов предполагает использование соответствующих инструментов: символы, показатели, графики, диаграммы, графы, бланки, а также таких решений, как специальное программное обеспечение.

Использование автоматизированных методов позволяет снизить затраты, провести симуляцию и визуализацию возможных процессных решений, а также применять и модифицировать ранее разработанные решения. Существуют различные программные продукты для решения задач анализа и организации процессов. Их можно разделить на 3 группы:

• Стандартные графические пакеты, для представления процессов в электронном виде (визуализация). Например: ABC-FlowCharter, CorelFlow, Visio.

• Программное обеспечение для анализа процессов построено на базе графических пакетов и позволяет, наряду с визуализацией, обрабатывать некоторые данные процессов. Например: Ablauf-Profi, Proplan, Vamos-BE.

• Процессно-ориентированное программное обеспечение. Эта группа предлагает широкие функциональные возможности. Обычно в данных продуктах реализованы модули для анализа, моделирования и визуализации процессов, а также поддерживаются оценка и документация. Некоторые системы позволяют строить анимационные модели. Например: SYCAT, ARISToolset, AENEIS, AIBAS.

Схема 3. Модель структуры бизнес-процесса с помощью символьного представления в программе SYCAT

Цели моделирования бизнес-процессов - student2.ru

Схожие термины:

• Анализ бизнес-процессов,

• Описание бизнес-процессов,

• Оптимизация бизнес-процессов,

• Организация бизнес-процессов,

• Схема бизнес-процесса.

ОПИСАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ

Описание бизнес-процессов (Business Process Description) -для описания процесса с качественно-количественной, пространственно-организационной и технически-технологической точек зрения используются характеристики (параметры), которые заданы стандартом ENISO 9001:2000. К таким параметрам относятся:

• Цели процесса.

• Объект воздействия (вид, количество, размеры,…)

• Место воздействия (организационная единица, рабочая система).

• Вид и последовательность событий, структура.

• Применяемые средства производства (вид, количество, производительность, …).

• Ход процесса (горизонтальный, вертикальный; пространственно-временной).

• Участие персонала (количество, квалификация, …).

• Затраты времени на события и общий процесс (длительность процесса).

• Рабочие условия, требования и задания.

• Применяемые технологии, режимы работы.

• Результаты.

• Неопределенные состояния и события.

Описание процессов требует определения соответствующей области рассмотрения,т.е. выбора стартовой и конечной точки, ограничивающих интересующую область.

Пример

Для определения типичного пути прохождения заказа в компании область рассмотрения должна охватывать все события от стартовой точки - «поступление заказа» - до конечной точки - «поставка заказа клиенту». Пусть, уровнем рассмотрения будет уровень структурного подразделение и часть общего процесса. Необходимо определить прохождение заказа в «Конструкторском бюро», тогда стартовой точкой для описания и анализа является «поступление заказа в конструкторское бюро», а конечной - «передача заказа на производство». Этот пример показывает, что процессы могут иметь различную степень сложности, которая определяет затраты на их анализ и организацию. Поэтому при реализации подобных проектов, прежде всего, определяют степень детализации.

Представление бизнес-процессов предполагает использование соответствующих инструментов: символы, показатели, графики, диаграммы, графы, бланки, а также таких решений, как специальное программное обеспечение.

Рис 1. Представление бизнес-процессов

Цели моделирования бизнес-процессов - student2.ru

Распространенной формой представления может быть графическая блок-схема.

Пример. На схеме 1 показан пример прохождения заказа на изготовление запасной детали для сельскохозяйственной техники. Из него следует, что процесс объединяет семь событий; область рассмотрения - 4 организационные единицы.

Схема 1. Графическая блок-схема прохождения заказа.

Цели моделирования бизнес-процессов - student2.ru

Связь участвующих организационных единиц отмечается линией, что повышает наглядность представления, однако, не несет необходимой информации о времени прохождения, затратах на обработку или перерывах. На схеме 2 аналогичная информация представлена с организационно-временной точки зрения.

Схема 2: Организационно-временное представление прохождения заказа.

Событие Организационная единица Дата входа Дата выхода Время обработки, мин
1 Закупка 10.09 10.09
2 Начальник пр-ва 10.09 10.09
3 Конструкторы 10.09 14.09
1 Закупка 15.09 16.09
4 Производство 17.09 19.09
3 Конструкторы 20.09 23.09
4 Производство 24.09 25.09
Событий: 7 Участвующие ОЕ: 7 Всего: 15 дней 590 минут

Подобный вид описания является простым и низкозатратным, однако предоставляет такую полезную информацию, как прохождение через организационные единицы, время прохождения заказа, затраты на обработку и др.. Кроме того, он позволяет сделать выводы о высокой доли времени промежуточного хранения, возможных «узких местах» в производстве, повторяющейся смене ответственности во время обработки заказа.

Наши рекомендации