Этапы опытно-экспериментального исследования по применению технологии разрешения конфликтов

При написании данной курсовой работы была выдвинута следующая гипотеза: использование тренинга как технологии разрешения конфликта понизит уровень конфликтности в образовательной организации.

Этапы исследования:

1. Подготовительный. Поиск и анализ литературы по теме. Разработка тренинга, направленного на снижение уровня конфликтности в педагогическом процессе.

2. Организация и проведение эксперимента. Исследование проводилось во время учебного процесса респондентов два дня подряд. Апробирован тренинг и проведен тест на уровень конфликтности класса. Результатом контрольной встречи является повторное тестирование, определяющее тип поведения учеников в конфликте.

3. Анализ результатов. После исследования была проведена работа по изучению собранных материалов и подсчитаны результаты.

Эксперимент проводился на базе МБОУ СОШ с УИОП №62 Нововятского района города Кирова. В исследовании принимали участие ученики восьмого класса в количестве 22 человека.

За основу был взят тренинг «Я и конфликт», предложенный М. В. Ивановой [19]. Тренинг включает в себя семь упражнений, поэтапно формирующих умение позитивно решать конфликты, тест на уровень конфликтности и классный час. Результатом модернизации стало новое упражнение и изменение структуры классного часа (введена беседа).

Также тренинг включает в себя тест на уровень конфликтности учеников в классе – высокий, средний и низкий.

- Высокий уровень характеризуется повышенной импульсивностью и раздражительностью, что является основным источником конфликтов.

- Средний уровень считается оптимальным, так как характеризуется объективностью и спокойствием. Субъекты с данным уровнем не провоцируют конфликт, а в случае его возникновения ищут мирные способы урегулирования.

- Низкому уровню соответствует пассивность, игнорирование или избегание конфликтов (Приложение 1).

Для проверки результата проведения тренинга нами был выбран тест К. Томаса, определяющий тип поведения человека во время конфликта [20]. Автор методики выделяет следующие способы регулирования конфликтов: соревнование (конкуренция) – стремление добиться своих интересов в ущерб другому, приспособление – принесение в жертву собственных интересов ради другого, компромисс – соглашение на основе взаимных уступок; предложение варианта, снимающего возникшее противоречие, избегание – отсутствие стремления к кооперации и отсутствие тенденции к достижению собственных целей, сотрудничество – участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересам обеих сторон (Приложение 2).

Результаты данного исследования могут дать сведения об эффективности использования тренинга, как технологии разрешения конфликтов.

2.2 Разработка и апробация тренинга «Я и конфликт»,
направленный на снижение уровня конфликтности в образовательной организации

Для проведения опытно-экспериментальной работы нами был проведен модернизированный тренинг «Я и конфликт», направленный на снижение частоты конфликтности в образовательной организации.

Цель: содействие осознание участниками своего поведения, формирование умения позитивно разрешать конфликты.

Задачи:

· актуализировать знания учащихся о конфликте;

· ознакомить участников со стратегиями выхода из конфликтной ситуации;

· формировать умение находить взаимопонимание с людьми;

· способствовать взаимопониманию в классе;

· обучать детей адекватно оценивать себя.

1. Упражнение «Не хочу хвастаться, но я ...»

Цель: развитие у подростков умения находить свои сильные стороны.

Задача: все участники садятся в круг, каждый по очереди называет свое имя и продолжает фразу, начинающуюся со слов: «Не хочу хвастаться, но я ...». Все участники высказываются.

Во время проведения данного упражнения ученики принимали активное участие. Среди ответов значились такие, как «замечательный друг», «любимый сын», «примерный ученик», «душа компании» и другие.

2. Упражнение «Повторение правил»

Цель: закрепление правил и развитие чувства ответственности.

Задача: каждый участник по очереди называет одно правило и объясняет его смысл.

Участники показали свою эрудицию и находчивость. Были приведены такие правила: «уважай старших», «будь терпелив», «главное в общении – взаимоуважение» и другие.

3. Упражнение «Мое представление о конфликте»

Цель: актуализация участников относительно понятия конфликта.

Задача: на чистом листе предлагается нарисовать рисунок на тему «Мое представление о конфликте». После выполнения работы участники презентуют свой рисунок и объясняют его смысл.

Ученики тренинга проявили свою творческую направленность, нарисовав достаточно содержательные картины. Например, на одной из картин был изображен разгневанный учитель, нависающий над сломанным стулом и опечаленным учеником.

4. Упражнение «Конфликт - это ...»

Цель: выяснение сущности понятия «конфликт».

Задача: ведущий обращается к классу с вопросом «Что такое конфликт?». Все варианты ответов записываются. После этого все вместе выясняют положительный и отрицательный стороны конфликта.

Участники указали положительными сторонами нахождение взаимопонимания и приобретенный опыт, а отрицательными стресс и разрушение взаимоотношений.

5. Упражнение «Ящик недоразумений»

Цель: формирование навыков успешного разрешения конфликтов.

Задача: класс делится на четыре команды. Один участник из каждой команды извлекает из «ящика недоразумений» описание определенной ситуации. Каждая ситуация – это ситуация зарождения своеобразного конфликта. Команды должны найти правильный выход из ситуации, не спровоцировав конфликт.

1-я ситуация. Один ученик говорит другому: «Я никогда не буду сидеть с тобой за одной партой: разляжешься, как слон, а мне неудобно писать! ». Другой отвечает ... (допишите). Прокомментируйте ситуацию.

2-я ситуация. Идет урок, учащиеся выполняют задания. Вдруг один ученик начинает стучать ручкой по парте. Учитель делает замечание: «Сергей, не стучи, пожалуйста, по парте, выполняй задания». Сергей отвечает: «Почему опять я? Опять крайний! Вы что, видели? ». Какая реакция учителя на слова Сергея? Как бы вы сделали в этой ситуации?

3-я ситуация. Мама пришла с работы, и говорит дочери: «Сколько можно говорить? Убери за собой, разбросала все, словно смерч пронесся в квартире! Не девушка, а несчастье какое-то! Говоришь, а ей, как об стену горохом!». Какова реакция девушки? Как бы вы сделали на месте мамы?

4-я ситуация. Учитель проверяет домашнее задание. Дошла очередь и до Олега. Андрей Иванович, проверяя работу ученика, сказал: «Да что же это такое? Этот бездарь опять не сделал, как следует, написал в тетради так, что ничего не разберешь! ». Какова реакция ученика? Как бы вы сделали на месте учителя?

Заключение ведущего: «Среди привычек, которые порождают конфликты между людьми, особенно распространенными являются чрезмерная эмоциональность, агрессивность, требовательность, невнимание к нуждам и интересам других, неумение выслушать других. Деструктивный способ – решение своих проблем и конфликтов путем насилия и агрессии. Деструктивно мыслить – значит работать в направлении самоуничтожения, а не самосовершенствования. Если вы хотите для себя мира и любви, то ваш путь – это сознательный контроль негативных мыслей и поступков.»

6. Упражнение «Австралийский дождь»

Цель: уменьшение психологической нагрузки участников.

Задача: ведущий предлагает встать всем участникам и повторять движения:

· в Австралии поднялся ветер (ведущий потирает ладони);

· начинает капать дождь (хлопки ладонями по груди);

· начинается настоящий ливень (хлопки по бедрам)

· а вот и град, настоящая буря (топот ногами);

· капли падают на землю (щелчок пальцами);

· тихий шелест ветра (потирание ладоней);

· солнце (руки вверх).

После тренировки последовательность движений меняется.

7. Добавленное упражнение «Колокол».

Цель: сплочение коллектива, формирование доверительного отношения друг к другу.

Задача: ученики образуют несколько небольших кружков (по 5-6 человек). Дети в кругу стоят тесто и плотно прижавшись друг к другу, один ребенок – в центре. Стоящему в центре нельзя переступать с ноги на ногу, отрывать ноги от пола. Все толкают его от себя, и он свободно падает из стороны в сторону, как язык колокола. После проведения упражнения обязательно обсуждается, что чувствовал ребенок, находящийся в кругу в роли «языка колокола».

Упражнение прошло без травм, каждый сыграл роль «языка колокола».

8. Упражнение «Ваше настроение и пожелания»

Цель: создание позитивного настроения.

Задачи: все участники берутся за руки и по кругу говорят о своих положительных эмоциях и высказывают пожелания другим.

После проведения первой части тренинга участники эксперимента были отпущены на пятнадцатиминутный перерыв. По его завершению в присутствии учителя начался классный час, посвященный теме конфликтов и педагогическом процессе.

Наши рекомендации