Виды технологий разрешения конфликтов в педагогическом процессе

Термин технология сравнительно новое понятие, постоянно дополняющееся и приобретающее новые значения. В конце двадцатого века данный термин подразумевал собой совокупность средств и процессов, относящихся к инструментам и производству. Позднее данное понятие получило такое значение, как «средства или деятельность, с помощью которых человек изменяет свою среду обитания и манипулирует ей» [10].

Технология в педагогическом процессе – это совместная педагогическая деятельность по организации и управлению учебного процесса [17].

Г. К. Селевко выделяет в «педагогической технологии» три аспекта:

· научный: педагогические технологии — часть педагогической науки, разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

· процессуально-описательный: алгоритм процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

· процессуально-действенный: осуществление педагогического процесса, функционирование всех педагогических методов и средств [15].

Конфликты в педагогическом процессе – неотъемлемый элемент обучения. Для разрешения конфликтов разработаны специальные технологии.

С. Базыкина отмечает, что конфликт можно распознать благодаря предупреждающим сигналам. Такими сигналами являются: кризис (привычные нормы поведения уходят на задний план, ученик склонен к беспричинной грубости и жестокости), недоразумение (эмоциональное перенапряжение вызывает искажение восприятия), инцидент (волнение или раздражение ввиду какой-либо ситуации), напряжение (негативное восприятие учеников всего происходящего вокруг), дискомфорт (беспокойное состояние, сопровождающееся волнением, страхом или ожиданием).

Педагогически важно отслеживать сигналы, свидетельствующие о зарождении конфликта [3].

Как было указано в первом параграфе, конфликт развивается в несколько этапов, для каждого из которых предусмотрены свои методы разрешения. На первых стадиях возможны беседы на классном часе, но когда дело доходит до открытого бескомпромиссного столкновения интересов требуются иные, всевозможные способы разрешения конфликта. Тем не менее, выбор метода разрешения зависит от личностных особенностей противоборствующих сторон и характера протекания конфликта.

Е. Н. Богданов и В. Г. Зазыкин считают, что формирование общественного мнения об участниках противоборства – эффективная технология подавления конфликта. Авторы данной технологии утверждают, что подростки зависимы от мнения и отношения окружающих, нуждаются в одобрении и поддержке. Ввиду этого, противостоящие стороны могут прекратить конфликт, чтобы не оказаться в изоляции [4].

Н. В. Гришина предлагает технологию «третейского суда», то есть конфликт анализирует третье лицо, объективно оценивая ситуацию. Таким независимым от обстоятельств активного конфликта лицом должен стать человек, которого участники конфликта хорошо знают и доверяют, например, другой ученик, преподаватель, родители. Если учитель предпочтет снять себя ответственность за помощь ученикам путем разрешения конфликта и решит передать дело администрации школы, то конфликт будет не решен, а подавлен, что негативно влияет на итог столкновения интересов.

Если же учитель выступает «третейским судьей» в конфликте. Являясь авторитетной личностью среди своих учеников, преподаватель может объективно проанализировать ситуацию и либо поддержать одну из сторон, либо помочь достигнуть компромисса – наиболее эффективной технологии разрешения конфликта. Компромисс - взаимная уступка участников конфликта друг другу путем договора между ними. Педагог, помогая найти компромисс, не только разрешает конфликт, но и повышает самооценку учеников, так как, призывая к совместному решению проблемы, подчеркивает достоинства конфликтующих.

Также Н. В. Гришина считает действенной технологией разрешения конфликта его объективизацию. Учитель вновь выступает в роли «третейского судьи», но ходе данного метода делит конфликт на два этапа. Первый этап - откровенный разговор – противоборствующим сторонам позволяют высказаться, разрешаются эмоциональные оценки. Второй этап - объективизация. В данном этапе эмоциональные оценки оппонента запрещаются, а сам конфликт участники раскладывают на части. Каждая из сторон должна объяснить причины столкновения, предложить свою версию произошедшего. Таким образом, конфликт теряет эмоциональность, устраняются психологические барьеры между участниками, что позволяет найти способ разрешения конфликта [7].

Вежливость и теплота в общении – наиболее простой способ разрядить обстановку и снять напряжение, утверждает Т. А. Чистякова. Чем добрее учитель будет разговаривать с учеником, тем быстрее тот успокоиться и закончит конфликт.

Также в целях разрешения конфликта можно использовать юмор. Но стоит помнить, что шутка должна быть понятна и не оскорбительна для детей. Положительные эмоции также разряжают обстановку и снижают уровень напряженности, способствуют развитию социально-психологического климата в школьном классе [18].

Согласно М. М. Лебедевой, если конфликт не удается решить мирным способом, педагог вынужден воспользоваться своим авторитарным положением и подавить конфликт путем ультиматума или принуждения. Эти методы эффективны только в критической ситуации, когда требуется кардинальная смена поведения ученика, так как дальше развитие конфликта усугубляет его и может повлечь за собой вред для здоровья как физического, так и психологического [12].

Таким образом, конфликт можно предотвратить благодаря технологии предупреждающих сигналов, таких как кризис, недоразумение, инцидент, напряжение и дискомфорт. В случае, если конфликт произошел, существуют такие виды технологий разрешения, как технология формирования общественного мнения, технология «третейский судья», в которой третье лицо объективно оценивает конфликт и разрешает его, технологии вежливости и юмора. В случае неэффективного использования данных технологий, следует применить технологию авторитарного вмешательства, но это может привести к негативным последствиям. Учитель должен знать и владеть этими технологиями, чтобы не допускать нарушений в педагогическом процессе и в воспитании детей.


Наши рекомендации