Триумфом космонавтики стал запуск 12 апреля 1961 года первого человека в космос - Ю.А. Гагарина.

Затем - групповой полёт, выход человека в космос, создание орбитальных станций «Салют», «Мир»...

СССР на долгое время стал ведущей страной в мире по пи-лотируемым программам.

Показательной является тенденция перехода от запуска одиночных КА для решения в первую очередь военных задач к созданию крупномасштабных космических систем в интересах решения широкого спектра задач (в том числе социально-экономических и научных) и к интеграции космических отраслей различных стран.

Для сообщения ракетам-носителям космических скоростей разработаны мощные жидкостные ракетные двигатели.

В этой области особенно велика заслуга В.П. Глушко.

Создание таких двигателей стало возможным благодаря реализации новых научных идей и схем, практически исключающих потери на привод турбонасосных агрегатов.

Разработка ракет-носителей и жидкостных ракетных двигателей способствовала развитию термо-, гидро- и газодинамики, теории теплопередачи и прочности, металлургии высокопрочных и жаростойких материалов, химии топлив, измерительной техники, вакуумной и плазменной технологии.

Дальнейшее развитие получили твердотопливные и другие типы ракетных двигателей.

В начале 1950-х годов советские учёные М.В. Келдыш, В.А. Котельников, А.Ю. Ишлинский, Л.И. Седов, Б.В. Раушенбах и другие разработали математические закономерности и навигационно-баллистическое обеспечение космических полетов.

Задачи, которые возникали при подготовке и реализации космических полётов, послужили толчком для интенсивного развития и таких общенаучных дисциплин, как небесная и теоретическая механика.

Широкое использование новых математических методов и создание совершенных вычислительных машин позволило решать самые сложные задачи проектирования орбит космических аппаратов и управления ими в процессе полёта, и в результате возникла новая научная дисциплина - динамика космического полёта.

Конструкторские бюро, возглавлявшиеся Н.А. Пилюгиным и В.И. Кузнецовым, создали уникальные системы управления ракетно-космической техникой,обладающие высокой надёжностью.

В это же время В.П. Глушко, A.M. Исаев создали передовую в мире школу практического ракетного двигателестроения.

А теоретические основы этой школы были заложены еще в 1930-е годы, на заре отечественного ракетостроения.

И сейчас передовые позиции России в этой области сохраняются.

Благодаря напряженному творческому труду конструкторских бюро под руководством В.М. Мясищева, В.Н. Челомея, Д.А. Полухина были выполнены работы по созданию крупногабаритных особо прочных оболочек. Это стало основой создания мощных межконтинентальных ракет УР-200, УР-500, УР-700, а затем и пилотируемых станций «Салют», «Алмаз», «Мир», модулей двадцатитонно-го класса «Квант», «Кристалл», «Природа», «Спектр», современных модулей для Международной космической станции (МКС) «Заря» и «Звезда», ракет-носителей семейства «Протон».

Творческое сотрудничество конструкторов этих конструкторских бюро и машиностроительного завода имени М.В. Хруничева позволило к началу XXI века создать семейство носителей «Ангара», комплекс малых космических аппаратов и изготовить модули МКС.

Объединение КБ и завода и реструктуризация этих подразделений дали возможность создать крупнейшую в России корпорацию - Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева.

Триумфом космонавтики стал запуск 12 апреля 1961 года первого человека в космос - Ю.А. Гагарина. - student2.ru
Генеральный конструктор В.Н. Челомей.

Большая работа по созданию ракет-носителей на базе баллистических ракет была выполнена в КБ «Южное», возглавлявшимся М.К. Янгелем.

Надёжность этих ракет-носителей легкого класса не знает аналогов в мировой космонавтике.

В этом же КБ под руководством В.Ф. Уткина была создана ракета-носитель среднего класса «Зенит» - представитель второго поколения ракет-носителей.

Существенно возросли возможности систем управления ракет-носителей и космических аппаратов.

Если в 1957-1958 годах при выведении искусственных спутников на орбиту вокруг Земли доспускалась ошибка в несколько десятков километров, то к середине 1960-х годов точность систем управления была уже столь высока, что позволила космическому аппарату, запущенному на Луну, совершить посадку на ее поверхности с отклонением от намеченной точки всего на 5 км.

Наши рекомендации