Но вернемся в коллектив Королева.
Королев всячески активизировал проведение научно-исследовательской работы по теме “Комплексные исследования и определение основных летно-тактических характеристик крылатых составных ракет дальнего действия”. Чтобы приступить к созданию крылатой ракеты, необходимо было убедиться не только теоретически, но и практически в работоспособности системы астронавигации. Действующий макет системы был изготовлен и готов к установке на самолет к началу 1952 года.
Испытания проводились во второй половине 1952 года и первой половине 1953 года. Было совершено девять испытательных полетов самолета Ил-12 по маршруту Москва - Даугавпилс. Летные испытания подтвердили правильность выбранных решений. Не было ни одного отказа, ошибка в определении координат цели составила в максимуме 7 километров. По тем временам это были отличные показатели.
А перед Королевым снова встал вопрос выбора. И у баллистических, и у крылатых ракет были и свои преимущества, и свои недостатки. В коллективе Королева были сторонники обоих направлений, правда, “крылатиков” было меньшинство. Но на чем все же остановиться ?
И Королев делает выбор. Он будет делать баллистические ракеты. Но тот задел, который уже сделан по крылатым ракетам не должен пропасть и он готовит серьезный доклад, в котором предлагается составная двухступенчатая крылатая ракета с дальностью полета 8000 километров при стартовом весе около 90 - 120 тонн. Первая ступень имела мощный жидкостный ракетный двигатель (ЖРД), который при вертикальном старте забрасывал вторую ступень с боеголовкой на заданную высоту, где происходило разделение ступеней. Далее вторая крылатая ступень с помощью реактивного двигателя совершала горизонтальный полет и доставляла боеголовку к цели. Расчеты показывали, что при высоте порядка 20 километров требовалось, чтобы реактивный двигатель позволял развивать скорость до 3 Махов. Итак, Королев отказался от крылатых ракет, прекратил у себя все работы по этому направлению и передал все материалы вместе с лабораторией Лисовича в Министерство авиационной промышленности.
Теперь я возвращусь к тому, с чего начал. 1954-й год. Принято решение правительства, которое необходимо было выполнять. И в конструкторских бюро Лавочкина и Мясищева начинаются работы над “Бурей” и первым “Бураном”. Научным руководителем обоих этих проектов был назначен директор НИИ-1 академик, будущий президент Академии наук СССР Мстислав Всеволодович КЕЛДЫШ. Он входил в состав королевского Совета Главных конструкторов, прекрасно был знаком с результатами разработки экспериментальной крылатой ракеты, был наиболее информированным ученым по всем важнейшим научно-техническим проблемам, требовавшим решения при создании носителей ядерного оружия.
Главным конструктором крылатой ракеты “Буря” у Лавочкина был назначен Наум Семенович ЧЕРНЯКОВ. Составная ракета, как и предлагал Королев, имела первую ступень (две “боковушки”) на четырех ЖРД Р-11 конструкции Алексея Михайловича ИСАЕВА. Масса первой ступени составляла 54 тонны. Двигатели обеспечивали суммарную тягу 91,5 тонн. Диаметр ступени 1,6 метра, высота - 19,8 метра. Двигатели обеспечивали доставку конструкции на высоту 17500 метров, где происходило разделение первой и второй ступеней. Далее вторая ступень, собственно крылатая ракета, совершала горизонтальный полет. Ступень была оснащена сверхзвуковым прямоточным воздушно-реактивным двигателем (СПВРД) РД-012У конструкции Михаила Макаровича БОНДАРЮКА. Вторая ступень имела массу 40,86 тонны. Двигатель обеспечивал тягу 7,75 тонны. Диаметр ступени 2,2 метра, высота - 19,1 метра. Система была рассчитана на дальность 8000 километров и на скорость горизонтального полета 3,1 Маха. Предполагалось, что при подходе к цели ракета совершит противозенитный маневр, поднимется на высоту 25 километров и оттуда резко спикирует на цель. По результатам самолетных испытаний вероятное отклонение от цели не должно было превышать 10 километров.
Техническая документация для “Бури” была завершена в 1957 году и вскоре было начато производство опытного экземпляра. Параллельно с ним была запущена серия ракет для проведения летных испытаний. Всего было изготовлено 19 ракет и все они были использованы во время летных испытаний. Первый полет “Бури” состоялся 1 сентября 1957 года. Ракета была запущена с полигона в Капустином Яре. И не просто взлетела, а полетела так как это было запланировано. Система астронавигации работала прекрасно. Однако, и первый полет и последующие, выявили много проблем, над которыми предстояло еще долго работать. Невозможно было определить конечную дальность и точность по цели. СПВРД работал нормально, но расход топлива значительно превосходил расчетный. Ни одна из ракет не достигла цели. Просто - напросто топливо кончалось раньше, чем ракета достигала района цели. Вместо рассчитанных 8000 километров “Буря” максимально удалялась от места старта на 6500 километров, не долетая до цели 1500 километров. Конструкторам “Бури” не дали довести до конца этот проект. К тому времени уже была поставлена на вооружение межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 и руководство СССР сочло нецелесообразным создавать еще один носитель. Робкие попытки отстоять работу ни к чему не привели. Поэтому 5 февраля 1960 года работы над проектом “Буря” были прекращены. Но оставались еще несколько ракет и было решено осуществить их пуски для отработки перспективных образцов ракетной техники. Последняя ракета была пущена с полигона Капустин Яр 16 декабря 1960 года. Но этот пуск уже ничего не решал.
Крылатая ракета “Буран” (напомню, первый “Буран”) начала создаваться в конструкторском бюро Мясищева позже чем “Буря”. Когда “Буря” совершила свой первый полет, “Буран” был еще закончен только в чертежах. Он должен был стать более мощной ракетой. Строилась по той же схеме, что и “Буря”, но первая ступень представляла из себя четыре, а не две как у “Бури”, “боковушки”. Первая ступень была оснащена четырьмя ЖРД конструкции Валентина Петровича ГЛУШКО. Масса первой ступени составляла 80 тонн. Суммарная тяга двигателей 74,46 тонны. Диаметр ступени 1,6 метра. Высота - 10 метров. Двигатели обеспечивали доставку конструкции на высоту 18200 метров, где происходило разделение первой и второй ступени. Далее полет происходил также как и у “Бури”. Вторая ступень, собственно крылатая ракета, оснащалась СПВРД РД-018 конструкции того же Бондарюка. Ступень имела массу 60 тонн. Тяга двигателя составляла 10 тонн. Диаметр ступени 2,4 метра. Длина - 24 метра. Расчетная дальность стрельбы для “Бурана” составляла 9150 километров. Подтвердить характеристики ракеты не удалось, решение о прекращении работ было принято в 1958 году, раньше, чем состоялся первый полет. Однако, если за “Бурю” еще пытались бороться, то у “Бурана” защитников не нашлось. В конструкторском бюро Мясищева параллельно шла работа над стратегическим бомбардировщиком и коллектив бюро без особых эмоций переключился на решение этой проблемы.