Упражнение «Новые правила в семье»
Инструкция. Объединитесь в группы по 6-8 человек и напишите несколько (5-10) правил, которые необходимо будет соблюдать вам и (или) вашему ребенку, когда он пойдет в школу.
Обсудим правила:
· Какое правило вам кажется самым важным?
· Какое правило вам кажется наименее важным?
· Считаете ли вы, что дети должны участвовать в принятии правил?
· Как вы считаете, должны ли взрослые тоже неукоснительно соблюдать установленные правила?
Мини-лекция
Итак, с поступлением ребенка в школу изменяется жизнь не только детей, но и родителей (и, как правило, становится не легче, а труднее). Положение осложняется еще и тем, что 6,5-7 лет — это период нового кризиса развития. И поэтому, чтобы не обострять проявления кризиса, необходимо общаться с ребенком на «языке принятия». Давайте вспомним, что означает это понятие.
«Язык непринятия»:
· оценка личности («Ты очень жадный мальчик»);
· «постоянный» язык («У тебя никогда ничего не получается как следует»);
· невербальные проявления «языка непринятия» (нахмуренные брови, «жесткая» мимика, угрожающие позы, негативные интонации и др.).
«Язык принятия»:
· оценка поступка («Мне жаль, что ты не поделился с сестрой игрушками»);
· «временный» язык («Сегодня у тебя это задание не получилось»);
· невербальные проявления «языка принятия» (улыбка, доброжелательные интонации и др.).
Следует отметить, что «язык принятия» не означает согласия с ребенком, а показывает ему, что его понимают и признают его право испытывать те желания и чувства, о которых ребенок говорит.
Одна из трудностей обучения в школе — это необходимость выполнять домашнее задание. Надо ли помогать ребенку? Как ему помочь?
Упражнение «Аргументы»
Инструкция. Сейчас мы будем спорить друг с другом. Одна группа будет защищать мнение, что ребенку нужно помогать выполнять домашние задания, а другая — что не нужно.
Каждая группа должна привести как можно больше аргументов в поддержку той точки зрения, которую она защищает. При этом не имеет решающего значения, что вы на самом деле думаете о предмете спора.
Мини-лекция
Итак, подведем итог. Безусловный долг родителей состоит в том, чтобы наладить процесс приготовления домашнего задания. Сюда входит и организация рабочего места, и уточнение распорядка дня, с тем, чтобы выделить на приготовление уроков необходимое время, и определение последовательности приготовления уроков.
Кроме того, на первых порах дети делают много ошибок и помарок от неумения распределить внимание, от чрезмерного напряжения, быстрого утомления. Присутствуя при приготовлении домашнего задания, родители подбадривают ребенка, объясняют, если он что-то не понял или забыл, но не подменяют его деятельности своей.
Постепенно ребенку будет требоваться все меньше времени для организации занятий, поэтому прямое участие родителей в выполнении уроков можно будет заменить только присутствием. В этом случае родители могут ограничиться контролем качества выполнения заданий.
В первое время первоклассников и их родителей может подстерегать еще одна трудность: ребенок может отказываться ходить в школу. Причин может быть несколько: трудности привыкания (адаптации) к новому образу жизни, к сверстникам, к учителю (процесс адаптации может длиться до нескольких месяцев); несформированность учебной и социальной мотивации к учению; низкий либо, наоборот, очень высокий уровень готовности к школе. Как вести себя с ребенком в таких случаях? Давайте попробуем проиграть эти ситуации.
Упражнение «Что делать, если...»
Инструкция. Представьте, что ваш ребенок после нескольких дней учебы говорит вам, что не хочет больше ходить в школу (причины нежелания указаны на карточках). Ваша задача — ответить ему так, чтобы желание учиться у него появилось вновь.
Возможные ситуации
¾ Не пойду больше в школу! Мне там неинтересно: надо все время сидеть и слушать, а поиграть некогда.
¾ Не пойду больше в школу! Я уже и так умею всё, чему там учат.
¾ Не пойду больше в школу! Я там ничего не понимаю, у меня ничего не получается.
¾ Не пойду больше в школу! Меня там ребята обижают.
¾ Не пойду больше в школу! Мне учительница не нравится.
Мини-лекция
Родителям первоклассников следует быть готовыми и к тому, что в 6-7 лет у детей родительский авторитет уже не так высок и непререкаем, как в то время, когда дети были дошкольниками. Теперь для ребенка учительница — безусловный авторитет. И обязанность родителей — всячески его поддерживать.
Еще одна проблема - как относиться к отметкам ребенка, к его успехам и неуспехам?
Так же как не следует делать трагедии из «двойки», не стоит и слишком восторгаться «пятерками». Ребенок ходит в школу не за «пятерками», а за знаниями. Только в них смысл и цель учения. Отметки — не плата за выполненную работу. Это вехи, указывающие, какой участок пути пройден благополучно, а где остались недоработки.
В настоящее время отметки в 1-м классе не ставят. В этом есть и положительное, и отрицательное (например, то, что родителям иногда трудно понять, что их ребенок усвоил, а что — не очень). Но, несмотря на отсутствие отметок, родители все же видят, когда их ребенок совершает ошибку. И нередко сердятся на ребенка, считая, что ошибки «глупые», недоумевают, как можно не понимать «таких простых вещей» и ошибаться. В этом случае родителям нужно помнить о том, что каждый из нас совершает ошибки. Только таким образом мы можем чему-то научиться. Каждый из вас знает, что он время от времени делает ошибки. Можете ли вы сейчас вспомнить какую-либо свою ошибку?
Некоторые люди, совершив ошибку, устраивают над собой строгий суд. Другие же просто еще раз пытаются сделать то, что у них не получилось. С каждым таким шагом они учатся и никогда не делают больших проблем из того, что у них что-то сразу не вышло.
Мы, взрослые, должны следить за тем, чтобы дети, совершив ошибку, не начинали себя принижать. Дети неизбежно будут делать много ошибок. В результате у некоторых из них может сложиться негативное ценностное суждение о самих себе. Если ребенок к тому же часто слышит от взрослых, что он сделал недопустимую, глупую ошибку, что он бестолковый, безмозглый, тупой, у него появится внутренний протест.
У ребенка повышается тревожность, растет напряжение, возникает чувство страха перед дальнейшей работой. А состояние тревоги, напряжения блокирует мышление, память и другие психические процессы; следовательно, ребенок совершает все больше новых ошибок (и часто не замечает этого). Получается замкнутый круг. Либо второй вариант — ребенок, постоянно слыша от взрослых, какой он «баран» и «тупица», начинает таким себя и чувствовать и поэтому перестает стараться.
Таким образом, если мы замечаем, что это происходит, необходимо скорректировать позицию ребенка (а иногда и позицию родителей). Немецкий психолог К. Фопель в подобном случае рекомендует сделать вот что.