Чувства — в утвердительной форме.
Далее ведущий еще раз зачитывает все пункты получившегося алгоритма. На этом этапе участники могут задавать друг другу вопросы по алгоритму. Лучше, если ответы родители будут получать не от ведущих, а друг от друга.
Ведущий. А теперь давайте потренируемся использовать технику АС (активное слушание). Каждый из вас получит карточку, на которой описана ситуация. Ваша задача — понять, какие чувства испытывает в данной ситуации ребенок. Участники получают карточки и работают с ними. Ситуации, описанные в карточках, взяты из книги Ю.Б. Гиппенрейтер, например: ребенку сделали укол, он плачет.
«Доктор плохой!»
Ведущий. Вы только что попробовали использовать технику АС. Убедились в том, как это непросто. Увидели, что вам так и хочется задать ребенку вопрос и прокомментировать ситуацию. Что ж, это совершенно нормально. Давайте теперь попробуем ответить себе на такой вопрос: что может дать нам техника активного слушания для общения с ребенком?
На доске появляется лист, на котором написано: Результаты применения техники АС.
Родители высказывают по желанию свое мнение. В основном ответы наших родителей свелись к следующим результатам: данная техника помогает выстраивать отношения с детьми, лучше понимать детей; с ее использованием ослабевает напряжение в общении.
Ведущий: Вы действительно правильно сумели почувствовать, что может дать техника АС. Позвольте, я еще раз зачитаю вам итоги нашего обсуждения.
Ведущий зачитывает следующие результаты и коротко фиксирует их на листе.
· Исчезает или сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка (разделенная радость удваивается, а разделенное горе уменьшается).
· Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает больше рассказывать о себе.
· Ребенок сам учится решать свои проблемы.
· Ребенок начинает активно слушать родителей.
· Родители становятся более чувствительными к нуждам и горестям ребенка, легче принимают его «отрицательные» чувства, то есть меняются и сами родители.
Ведущий. Возможно, многим из вас показалось, что предложенная техника является искусственной, неестественной для нашей среды.
Мне понравилось сравнение, которое приводит Юлия Борисовна Гиппенрейтер в своей книге «Общаться с ребенком. Как?».
Хорошо известно, что начинающие балерины проводят часы в упражнениях, далеко не естественных с точки зрения наших обычных представлений. Например, они разучивают позиции, при которых ступни ставятся под различными углами, в том числе под углом 180 градусов. При таком «вывернутом» положении ног балерины должны свободно держать равновесие, приседать, следить за движениями рук, и все это нужно для того, чтобы потом они могли танцевать легко и свободно, не думая уже ни о какой технике.
Так же и с навыками общения. Они вначале трудны и порой необычны, но когда вы ими овладеваете, «техника» исчезает и переходит в искусство общения. Мы не будем сейчас давать оценку этой технике. Я прошу всех по очереди ответить на два вопроса:
Готовы ли вы попробовать использовать эту технику?
Считаете ли вы полезным и нужным проведение подобных мероприятий?
Практическая работа
1.(Ребенку сделали укол, плачет): «Доктор плохой!».
Р: Тебе больно, ты рассердилась на доктора.
2.Старший сын — маме): "Ты всегда ее защищаешь, говоришь «маленькая, маленькая», а меня никогда не жалеешь".
Р: Тебе хочется, чтобы я тебя тоже защищала.
3."Сегодня на уроке математики я ничего не поняла и сказала об этом учителю, а все ребята смеялись"
Р:Было очень неловко и обидно.
4.(Ребенок роняет чашку, та разбивается): «Ой!!! Моя чашечка!».
Р: Ты испугалась, и чашечку очень жалко.
5.(Влетает в дверь): "Мам, ты знаешь, я сегодня первый написал и сдал контрольную!"
Р: Здорово! Я вижу, ты очень рад.
6."Ну надо же, я забыла включить телевизор, а там было продолжение фильма!".
Р: Очень досадно...
Встреча 6
Легко ли быть родителем первоклассника
Цель: Создание условий для осознания всей сложности, важности и ответственности позиции родителя первоклассника.
Ход встречи:
Семья».
Цель. Дать возможность поделиться чувствами, получить обратную связь.
Мы и они»
Цель. Активизация умения осознавать самоценность ребенка в независимости от собственных переживаний.
Участники делят лист бумаги на две половины: слева пишут «мы», справа – «они». Под «мы» понимаются взрослые, под «они» – дети. В этих колонках участники пишут определения, которые зачитывают по окончании упражнения. После этого они анализируют ситуации, в которых дети выступают непослушными, агрессивными, капризными и рефлексируют свои чувства.
Я идеальный»
Цель. Формирование критического отношения к идеальности; показ жизненной философии принятия ребенка: «Люблю не потому, что ты хороший, а потому, что ты есть».
Участники делят лист бумаги на две половины. В левой быстро, не задумываясь, пишут те качества, которыми должен обладать идеальный родитель, в правой – качества реального родителя. На выполнение отводится 3 мин. По окончании участники сравнивают, совпадают ли качества идеального и реального родителя, отвечают на вопросы: