Упражнение “Принятие чувств”.

Участники делятся на микрогруппы, необходимо переформулировать неэффективные родительские ответы так, чтобы были приняты чувства ребенка.

· “Не смей его бить! Это же твой старший брат!” (“Ты можешь злиться на брата, но бить его нельзя”)

· “НЕ бойся! Собака тебя не тронет” (“Симпатичный пес. Но если боишься – давай перейдем на другую сторону”)

· “Улыбнись. Всё не так плохо как тебе кажется” (“Я бы тоже расстроился. Но может мы вместе найдем выход?”)

· “Подумаешь – укол! Даже малыш не боится, а ты. ” (“Да, укол это больно. Если ты боишься, можешь взять меня за руку”)

5. Коллективное обсуждение:Что дает принятие чувств?

Вывод: Для детей восприятие их чувств оборачивается воспитанием чувств. Дети что-то переживают. Мы называем их переживания своими именами. Говорим не о том, что они должны или не должны чувствовать, а то, что они действительно чувствуют. От нас они узнают, как называется то, что они переживают сейчас. Если это слово можно произнести, значит можно признать это чувство, а раз так, значит, ему можно доверять. Не бояться, не стыдиться, а признавать и справляться. Другими словами, эмоции которые подавляются, сохраняются. Чувства, которые допускаются и признаются, теряют свою разрушительную сущность. Называние и признание подавленных эмоций приносит ребенку огромное облегчение, радость, ощущение близости с родителями, осознание того, что тебя слышат и понимают.

6. Обсуждение ситуаций в группах.(приложение 5)

7. Коллективное обсуждение:Предоставление права выбора – что это дает ребенку? Чувство ответственности и самостоятельности.

Встреча 5

Слушать ребенка. Как?

Цель:

Познакомить родителей с техникой активного слушания.

Материалы

Бумага формата А4, A3.

Карточки с описанием различных ситуаций.

Мягкая игрушка

Ход встречи

Ведущий. Здравствуйте! Мы рады, что вы нашли время прийти на наше мероприятие. Сегодня мы проводим мероприятие в форме тренинга.

Игра: «Я сюда пришел…»

Ведущий.Сегодня мы будем говорить о проблемах, которые возникают у нас в процессе общения с детьми. Попробуем разобраться в причинах, обсудим, как можно решать эти проблемы. В нашей повседневной жизни мы часто сталкиваемся с различными ситуациями в общении с детьми: наши дети не могут что-то поделить между собой; ребенок рассказывает, что он с кем-то из ребят поссорился или подрался или кто-то его обидел и т. д. Все эти ситуации нам хорошо известны. Давайте попробуем вспомнить, каким образом мы выстраиваем беседу с ребенком.

Ситуации, например: ребенок не хочет надевать шапку; ребенок плачет, потому что другой сломал или отобрал его игрушку. Ведущий на этом этапе каждый раз спрашивает у родителей, что они обычно говорят своим детям в таких случаях. Родители делятся своим опытом и произносят хорошо знакомые нам фразы: надо надеть эту шапку; не переживай, купим другую игрушку; он немного поиграет и вернет твою игрушку сам и т. д.

Ведущий. Как вы думаете, чего ждут от нас дети в эти минуты?

Родители высказывают свою точку зрения. На данном этапе важно выйти на понимание родителями того, что ребенок ждет понимания, а не родительских лекций и нотаций, а порой и угроз.

Ведущий. Причины трудностей детей часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Поэтому если просто что-то показать, чему-то научить или как-то направить ребенка — мы ему не поможем. В таких случаях лучше всего ребенка выслушать. Психологи называют этот способ активным слушанием.

Что значит активно выслушать? Мнения родителей.

Ведущий. Активно слушать ребенка — значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувства.

ПРИМЕР

СЫН. Он отнял мою машинку! МАМА. Ты очень огорчен и рассержен на него.

СЫН. Больше я туда не пойду! ПАПА. Ты больше не хочешь ходить в школу.

ДОЧЬ. Не буду я носить эту уродскую шапку! МАМА. Тебе она очень не нравится.

Ведущий. Сейчас мы предлагаем вам разыграть одну сценку, где будет ярко продемонстрирован этот способ.

Ведущий предлагает желающим разыграть сцену, взятую из книги «Общаться с ребенком. Как?» (стр. 64).

Этот этап работы можно также подготовить заранее с кем-то из участников, чтобы

потратить меньше времени.

СЦЕНКА

Мама занята деловым разговором. В соседней комнате играют ее пятилетняя дочка и десятилетний сын. Вдруг раздается громкий плач. Плач приближается к маминой двери, и со стороны коридора начинает дергаться ручка. Мама открывает дверь, перед ней стоит, уткнувшись в косяк, плачущая дочь, а сзади — растерянный сын.

ДОЧЬ. У-у-у-у! (мама садится на стул)

МАМА. Миша тебя обидел... (пауза).

ДОЧЬ (продолжает плакать). Он меня урони-и-ил!

МАМА. Он тебя толкнул, ты упала и ушиблась... (пауза).

ДОЧЬ (перестает плакать, но все еще обиженным тоном). Нет, он меня не поймал.

МАМА. Ты откуда-то прыгала, а он тебя не удержал и ты упала... (пауза). Миша, который с виноватым видом стоит сзади, утвердительно кивает головой.

ДОЧЬ. (уже спокойно) Да. Я к тебе хочу. (Забирается к маме на колени).

МАМА. (через некоторое время). Ты хочешь побыть со мной, а на Мишу все еще обижаешься и не хочешь с ним играть…

ДОЧЬ. Нет. Он там свои пластинки слушает, а мне не интересно.

МИША. Ладно, пойдем, я тебе твою пластинку поставлю.

Ведущий. Вы только что увидели, как мама использует технику активного слушания. Давайте попробуем прописать алгоритм действий этой техники.

Представим, что у вас случилось что-то подобное и вы решили использовать эту технику. Что вы будете делать вначале?

Вначале нужно занять правильное положение по отношению к ребенку. Вспомните только что разыгранную сцену. Какое положение занимала мама, когда разговаривала с дочерью?

Участники должны сказать, что глаза ребенка и матери были на одном уровне.

Ведущий.Вы заметили совершенно верно. Это действительно первый и важный шаг при использовании этой техники: занять правильное положение по отношению к ребенку. Почему это так важно? Психологические исследования показали, что человек воспринимает преимущественно именно невербальную информацию, поэтому наша поза является для детей самым сильным сигналом о том, насколько мы готовы его слушать и услышать.

На этом этапе появляется лист, на котором написан алгоритм действий по применению техники АС (активное слушание)

Наши рекомендации