Особенности обучения элементам в четверках
Характерными элементами для четвёрок являются передачи в стойках в «квадрате» и «ромбике». В этих стойках могут выполняться самые различные элементы: одновременные передачи по квадрату, передачи по диагоналям «квадрата» и «ромбика», синхронные и асинхронные передачи попарно и самые различные смешанные передачи (см. «Передачи в четверках»).
При синхронном исполнении элементов в четвёрке (и не только) большое значение имеет чувство ритма, которым в равной степени должен обладать каждый спортсмен группы. Поспешность или задержка одного спортсмена при выполнении элемента заметно нарушает выступление всей группы. Проведение занятий под специально подобранное музыкальное сопровождение способствует воспитанию чувства ритма и поддержанию синхронности исполнения.
При синхронном исполнении элементов лучше смотрится группа, если спортсмены подобраны примерно одинакового роста и телосложения.
Для поддержания синхронности исполнения элементов важно не только чувство ритма, но и умение спортсменов выполнять их с одинаковой высотой подбрасывания и траекторией движения гири. Для ограничения высоты подбрасывания гири при обучении обычно применяется натяжение шнура. Спортсмены сначала по отдельности осваивают определенную высоту, затем — группой синхронно, без шнура. Бросать гирю лучше вдоль шнура.
Выполнение элементов в четвёрках лучше начинать после того, как достаточно хорошо будут освоены элементы индивидуального (одиночного) исполнения и в парах, придерживаясь принципов доступности и постепенности, т. е. от простого — к сложному.
Большинство элементов, выполняемых в четвёрках, и, особенно, одновременные передачи по диагонали, требуют повышенного внимания и готовности быстро переключаться от одного группового действия к другому. С целью профилактики травм при обучении этим элементам нужно больше выполнять имитационных движений в группе, хорошо представлять свои действия и действия партнёров. Усложнять элементы следует только по мере их освоения, без спешки.
Организация секции гиревого спорта и атлетической подготовки в школе
Для укрепления здоровья и физического совершенствования учащихся в системе физического воспитания видам спорта, связанным с поднятием тяжестей, пока, к сожалению, отводится далеко не ведущая роль. Тем не менее, большинство юношей 14–17 лет стремится к физическим упражнениям силового характера. Они вступают в различные единоборства, пытаются поднимать тяжёлые предметы. Ребята хотят быть сильными, иметь красивое телосложение, обладать теми качествами, которые характерны для мужчин. Эта естественная потребность часто приводит к тому, что, стараясь подражать взрослым, подростки бесконтрольно поднимают непосильные тяжести и тем самым могут нанести вред своему здоровью.
Задача школьной секции гиревого спорта и атлетической подготовки состоит в том, чтобы объединить юношей в специальные группы и разумно удовлетворить их интерес к занятиям с отягощениями. Обучение правильному обращению с тяжестями, регулярные занятия с доступным весом будут способствовать укреплению здоровья, физическому совершенствованию, воспитанию жизненно важных умений и навыков, формированию красивого телосложения.
Организуя секцию гиревого спорта и атлетической подготовки в школе, важно подумать о первых шагах, так как от них во многом зависит успех дальнейшей работы. Необходимо правильно построить учебно-тренировочный процесс с подростками с учётом анатомо-физиологических и психологических особенностей, физической подготовленности. Нужно постоянно помнить, что подросток — не копия взрослого человека. Рассмотрим, например, позвоночник юного атлета. Известно, что после рождения позвоночник приобретает четыре физиологических изгиба. С возрастом эти изгибы увеличиваются. Но если юный спортсмен на тренировках постоянно будет находится в неестественной позе (стойке) или неправильно выполнять те или иные упражнения, то у него может произойти неестественное изменение этих изгибов.
Особое внимание в занятиях юных атлетов должно быть уделено гармоническому развитию мышечной, сердечно-сосудистой и других систем организма. Необходимо помнить, что и в функциональном отношении, и по качественному составу мышцы и особенно сухожилия имеют отличия от взрослых. По своему физическому развитию и силе различные группы мышц недостаточно совершенны, что при максимальных напряжениях может привести к травме. Поэтому использование тяжестей максимального веса и применение статических напряжении без предварительной подготовки в тренировке подростков должно быть строго ограничено или исключено. Существуют также особенности развития сердечно-сосудистой, нервной и других систем молодого организма. Всё это необходимо учитывать при определении (дозировании) нагрузки.
Успех работы школьной секции во многом будет зависеть от создания соответствующих условий для занятий. До начала комплектования группы (групп) необходимо приобрести или изготовить спортивное оборудование и инвентарь, подготовить помещение. Занятия гиревым двоеборьем и атлетической подготовкой можно проводить как в спортивном зале, так и в любом специально оборудованном школьном классе или коридоре. Жонглированием лучше заниматься на открытом воздухе на специальной ровной площадке. Если жонглирование проводится в зале, то необходимо на пол постелить или гимнастические маты, или широкую резиновую транспортерную ленту. Для общефизической подготовки применяются как отягощения (гантели, гири, штанга и т. д.), так и имеющиеся в школе обычные спортивные снаряды: перекладина, брусья, кольца, канат, гимнастическая стенка и др. Для специальной подготовки необходимо иметь:
1. Гири разборные или набор различных по весу — 16, 24, 32 кг, соответственно — 12, 10, 6 шт.
2. Облегчённые гири (6–8 кг) для жонглирования — 16-8 шт.
3. Гантели 3–4 кг — 6 пар; 5–6 кг — 6 пар.
4. Ремни штангиста — каждому занимающемуся.
Некоторые школы имеют или могут приобрести тяжелоатлетические штанги. Это основной спортивный снаряд для развития силы, и иметь его желательно в каждой секции. К штанге необходимо дополнительное сменное оборудование соответственно количеству штанг — 4 шт.
1. Стойки под штанги — 4 шт.
2. Скамейки для жима сидя, лёжа — 4 шт.
3. Наклонные доски — 4 шт.
Для занятий на открытом воздухе нужно оборудовать специальный гимнастический городок, в котором могут быть разнообразные спортивные снаряды и оборудование:
1. Параллельные брусья.
2. Конструкции для развития становой силы.
3. Перекладины разновысокие.
4. Стенка гимнастическая (тренажер).
5. Устройство с наклонными досками.
6. Штанги для выполнения упражнении сидя, лёжа, стоя, ногами.
7. Шесты для лазания.
Кроме спортивного городка для занятий секции гиревого спорта используются игровые площадки, трассы здоровья.
Большую часть оборудования можно изготовить самим или с помощью шефов. Однажды изготовленный или приобретённый перечисленный инвентарь может служить долгие годы и использоваться не только в секции, но и для занятий на уроках физической культуры.
Очень важно в помещении, где проводятся занятия атлетической подготовкой, иметь свой спортивный уголок со следующей необходимой информацией:
1. Расписание занятий.
2. План спортивных мероприятий.
3. Разрядные нормативы по гиревому спорту.
4. Рекорды секции в отдельных классических упражнениях и в сумме двоеборья.
5. Рекорды области, города, района по гиревому спорту и силовому троеборью.
6. Показатели роста достижений членов секции на отдельных спортивных снарядах (подтягивание на перекладине, отжимание на брусьях и т. д.).
7. Кинограммы классических упражнении с гирями и элементов жонглирования.
8. Портреты известных атлетов и их краткая спортивная биографии.
9. Информация о режиме питания спортсмена, вреде курения и других вредных привычках.
10. Газеты секции и «Советский спорт», публикации различных спортивных изданий о гиревиках и соревнованиях по гирям.
Расписание занятий должно отвечать двум основным требованиям: позволять максимально использовать наличный школьный спортивный инвентарь и оборудование и быть оптимально удобным для занимающихся.
В первые 4–5 мес можно проводить три тренировки в неделю продолжительностью 1,5 ч. В дальнейшем, по мере тренированности ребят, продолжительность занятий увеличивают до 2 ч. Постепенно увеличивается интенсивность занятий за счёт увеличения веса отягощений, количества повторений упражнений в одном подходе.
Спортивные соревнования внутри секции и между секциями повышают интерес к занятиям. Их следует проводить систематически и желательно в присутствии родителей, учителей, одноклассников. В календарь спортивных соревнований включают внутри-секционные соревнования в отдельных силовых упражнениях (подтягивание, отжимание на брусьях), соревнования по классическому двоеборью или жонглированию, посвященные различным датам. Например:
1. Новогодние достижения школьных богатырей — 25 декабря.
2. Гиревики-жонглёры поздравляют с Новым годом — 5 января.
3. «Встречаются рыцари без страха и упрека» — 20 февраля (посвящается дню защитников Отечества).
4. Соревнования на лучшую программу по жонглированию «Богатырские потешки». Выступление гиревиков-жонглёров, посвящённое дню 8 марта.
5. «Силачи». Соревнования, посвящённые подведению итогов работы за год — 15 марта.
Важно, чтобы соревнования проходили празднично, ярко, при большом количестве зрителей и в присутствии родителей.
Высшие достижения как в классических, так и в отдельных силовых упражнениях должны регистрироваться и заноситься в Книгу рекордов или на стенд рекордов секции. Это будет способствовать здоровому соперничеству ребят, создавать среди них конкуренцию за право быть лучшим, укреплять стремление к достижению высоких результатов.
Классификационные нормативы являются ориентиром для достижения определенной цели — получение спортивного разряда. Выполнив норматив юношеского разряда с гирей в 16 кг, у ребят появляется желание выполнить разряд для взрослых, с гирями 24 и 32 кг. Недопустимо, чтобы стремление достичь как можно быстрее того или иного разряда или высшего достижения секции сделалось главной целью тренировок. Ребята должны быть убеждены, что, только имея хорошую разностороннюю подготовленность, можно в дальнейшем максимально раскрыть свои физические возможности.
Вывешенные в спортивном уголке портреты известных атлетов и их краткие спортивные биографии — прекрасное средство пропаганды атлетических видов спорта.
Информация о питании спортсмена, режиме тренировок и отдыха, вреде курения публикуется во многих спортивных журналах, в газетах, методических пособиях. Каждый физкультурный диспансер располагает специальной литературой по этим вопросам и способен помочь спортивным секциям в её приобретении.
Очень хорошо, если в подготовительной работе примут участие сами ребята. Это будет способствовать сплочению коллектива, бережному отношению к общественному имуществу, повышению дисциплинированности.
Тренировочные группы комплектуются из числа ребят, желающих заниматься гиревым спортом и атлетической подготовкой и входящих по состоянию здоровья в основную медицинскую группу. Задача комплектования заключается в том, чтобы отъединить ребят примерно одного возраста и одинакового физического развития. Но создать такую группу бывает трудно. Чаще в группу входят ребята, разные по возрасту и физической подготовленности. Тренер (преподаватель, инструктор) обязан учитывать разницу в годах и физическом развитии детей и давать нагрузки, соответствующие их возможностям. В этом случае можно пользоваться несколькими вариантами распределения тренировочной нагрузки: 1) разбить группу на 2–3 подгруппы, и в каждой из них, в зависимости от возраста и физической подготовленности, планировать отдельную нагрузку; 2) не разбивая группу на подгруппы, давать одни и те же упражнения примерно с одинаковым количеством повторений, но старшие и более сильные выполняют эти упражнения с более тяжёлыми снарядами, «средние» и «слабые» — с более лёгкими.
В обоих вариантах распределения нагрузки необходимо знать и учитывать слабые и сильные стороны физического развития каждого занимающегося, вносить дополнительные коррективы, связанные уже с индивидуальным планированием. На практике это называется подтягиванием отстающих сторон (слабых мест) в физическом развитии. Обычно на занятиях по ОФП приходится менять ранее запланированные упражнения для всей группы, варьировать нагрузку в тех или иных упражнениях для отдельных занимающихся с учётом «слабых» и «сильных» мест. Например, у отдельных занимающихся хорошо развит плечевой пояс, мышцы рук, спины, но сравнительно слабые мышцы ног, недостаточная гибкость и общая выносливость. Для таких учащихся нужно, за счёт уменьшения нагрузки на мышцы рук и плечевого пояса, увеличить нагрузку на развитие мышц ног, гибкости и общей выносливости. Понятия «слабый» или «сильный» среди подростков 14–16 лет совершенно относительны. Почти невозможно определить заранее, кто через 2–3 года действительно будет сильным и кто слабым.
На общем собрании группы из числа наиболее авторитетных ребят, ранее занимавшихся спортом, избираются старосты групп. Староста ведёт учёт посещаемости занятий, назначает дежурных, помогает тренеру.
После решения организационных вопросов начинается учебно-спортивная работа. Она строится в соответствии с программой по гиревому спорту и атлетической подготовке, разработанной с учётом календаря спортивных занятий. Программа определяет объём теоретических знаний, практических навыков, выполнение разрядных нормативов. На основе программы секция создаёт свой учебный план на год, в котором раскрывается последовательность прохождения материала. Детализацией учебного плана является рабочий план на месяц, неделю и служит основой для составления плана-конспекта каждого занятия. В спортивной школе секции гиревого спорта и атлетической подготовки подразделяются на три группы: начальной подготовки, тренировочные и группы спортивного совершенствования . Каждая решает свои задачи. Задачами группы начальной подготовки являются организация тренировок, разностороннее физическое развитие, овладение техникой гиревого спорта, создание прочной функциональной базы, привитие любви к силовым упражнениям с тяжестями, воспитание дисциплинированности, привычки к соблюдению режима. В зависимости от возраста ребят и их физической подготовленности период начальной подготовки может длиться 1–2 года. На первом этапе начальной подготовки (4–5 мес) применяются самые разнообразные упражнения из различных видов спорта, направленные на развитие и совершенствование физических качеств силы, общей и силовой выносливости, гибкости в суставах, физической работоспособности, улучшению состояния сердечно-сосудистой, дыхательной, нервно-мышечной систем организма. Из средств специальной подготовки используют специальные и подводящие упражнения для обучения технике выполнения классических упражнений с гирями и элементов жонглирования. Объём специальной нагрузки в группах 15–17 лет может составлять 40–50% от общей, в группах 13–14 лет примерно 30%. Прежде всего — это обучение технике обращения с облегчёнными снарядами (штангой, гирями и другими тяжестями). Именно этот возраст наиболее благоприятен для решения задач технической подготовки.
Следует использовать опыт спортивных школ по организации работы в спортивных секциях и примерно придерживаться той же последовательности в учебном процессе.
Примерная программа для группы начальной подготовки (15 — 16 лет)
Физическая культура и спорт в России. Физическая культура — составная часть общей культуры. Значение физической культуры для укрепления здоровья, подготовки к труду и обороне Родины. Физическая культура в системе народного образования. Успехи российских спортсменов на международной арене.
Краткий обзор развития гиревого спорта в России.
Значение и место тяжелоатлетических видов спорта в системе физического воспитания. Краткие сведения об истории и традициях тяжелоатлетических видов спорта. Достижения гиревиков. Гири как вид спорта, как зрелище, как эффективное средство воспитания физических качеств и жизненно важных навыков.
Терминология тяжелоатлетических видов спорта.
Названия спортивных снарядов и упражнений, выполняемых с ними. Названия исходных положений (стоек), элементов жонглирования. Классификация элементов жонглирования по отдельным признакам исполнения и по сложности.
Краткие сведения о строении и функциях организма и влиянии занятий с тяжестями на организм занимающихся.
Опорно-двигательный аппарат. Лёгкие и газообмен. Сердце и кровообращение. Ведущая роль ц.н.с. (центральной нервной системы) в деятельности всего организма. Мышцы, их строение и названия. Укрепление здоровья. Формирование телосложения. Воспитание физических качеств. Влияние физических упражнений на совершенствование высшей нервной деятельности, функций мышечной системы, органов дыхания, кровообращения, на обмен веществ.
«Спортивная форма», утомление, перетренировка. Меры предупреждения перетренировки.
Меры профилактики травм при занятиях с тяжестями.
Причины травматизма. Необходимость соблюдения правильной организации занятий и методики обучения упражнениям. Поддержание высокой сознательной дисциплины занимающихся. Помощь при обучении. Значение разминки.
Общая физическая подготовка
Теория.
Средства ОФП. Значение ОФП.
Практические занятия. Строевые упражнения. Ходьба и бег в различном темпе, общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами для развития различных групп мышц. Упражнения с отягощениями в различных положениях (стоя, сидя, лёжа). Упражнения на растягивание мышц и подвижность в суставах, воспитывающие ловкость, свободу (непринуждённость) действий. Упражнения на гимнастических снарядах (перекладине, брусьях, кольцах). Спортивные игры, развивающие силу, общую выносливость, скоростные качества. Велоспорт, гребля, плавание, лыжная гонка, легкоатлетические упражнения.
Специальная физическая подготовка
Теория.
Средства ОФП. Значение ОФП.
Практические занятия. Упражнения с тяжелоатлетическими снарядами (штангой, гирями, гантелями), воспитывающие основные физические качества с учётом специализации: приседания со штангой или гирями на плечах и груди, жим штанги стоя, сидя, лёжа. Наклоны со штангой или гирями на плечах, различные подводящие упражнения с гирями и штангой. Маховые движения с гирей в различных направлениях. Упражнения для развития специальной выносливости: многократные повторения упражнений со штангой или гирями, близких по структуре движений к классическим. Упражнения для развития координации движений. Хореография (для жонглирования).