Методы работы с художественной литературой в Интернет-среде

Методами работы с художественной литературой в Интернет-среде являются (Приложение 6):

1)Сайт - или веб-сайт (читается [вэбсайт], от англ. website: web — «паутина, сеть» и site — «место», буквально «место, сегмент, часть в сети»), — совокупность логически связанных между собой веб-страниц; также место расположения контента сервера. Обычно сайт в Интернете представляет собой массив связанных данных, имеющий уникальный адрес и воспринимаемый пользователем как единое целое. Веб-сайты называются так, потому что доступ к ним происходит по протоколу HTTP.

Веб-сайт, как система электронных документов (файлов данных и кода) может принадлежать частному лицу или организации и быть доступным в компьютерной сети под общим доменным именем и IP-адресом или локально на одном компьютере. [23]

Наряду с сайтами популярность приобрели блоги. Блоги интересны общением, комментариями, которые оставляют их посетители. Значительное развитие получили библиотечные блоги, где можно найти интересную и полезную информацию о книгах, событиях библиотечной жизни, виртуально пообщаться с собеседником. Самый полный список библиотечных блогов представляет портал Library.ru. В ходе исследования, проведенного в 2011–2012 гг. по методу контент-анализа, изучено 50 профессиональных библиотечных блогов, ведущихся сотрудниками российских библиотек. Согласно исследованию, в блогах организуются опросы и обсуждения различных литературных проблем: выбор лучших/худших книг, любимые авторы, экранизации литературных произведений, роль книги в жизни, будущее литературы. Стоит подчеркнуть, что среди тем, названных подростками, присутствуют сообщества литературной и творческой направленности: о книгах и литературе, текстовые и ролевые игры, сообщества художников и начинающих поэтов. Это говорит о том, что у учащихся существует стремление к чтению и саморазвитию, интерес к литературной культуре в целом и отдельным ее направлениям. Такое общение дает хорошие результаты по взаимовлиянию и взаимодействию библиотекарей и подростков. [34]

2) Блог (англ. blog, web log – «сетевой журнал или дневник событий») – это веб-сайт, основное содержание которого – регулярно добавляемые записи, изображения, графики и т. д.

• Библиотекарша[2].Блог, с не очень благозвучным для профессионального уха названием «Библиотекарша», предлагает статьи, ссылки, мысли об изданиях, библиотеках, библиотекарях, пользователях и отрасли науки, которая производит и использует научные издания и информацию. О себе сообщает следующее: «Библиотекарша, у которой вместо классических спиц и клубков есть компьютер и сеть». Любит поразмышлять на тему в «каком странном мире мы живем», рассказывает о своем посещении Лондона и различных «Путешествиях по библиотекам», как российских, так и зарубежных. В разделе «Околобиблиотечное» есть забавные ролики вроде «Мистер Бин в библиотеке» или песни прикольного репера в стенах библиотеки.

• Библиоград[3].Блог создан для библиотекарей и учителей. Он рассказывает о жизни библиотеки, школы, о других библиотеках страны и мира. Много полезной информации о книгах, чтении, блогах друзей, а также обо всем интересном, что происходит вокруг. Освещены литературные, памятные, исторические даты. Здесь Вы найдете советы, подсказки, рекомендации по различным темам. Кроме того, в блоге много сценариев к традиционным школьным праздникам.

• Библиотеки и молодежь[4].Классный блог для неравнодушных библиотекарей, тех, для которых обслуживание молодежи является не просто работой, а скорее мировоззренческой работой. Интересный опыт, умные комментарии, полезные материалы для работы, что еще надо.

• Библиомания[5]. Блог для библиотекарей и читателей библиотек, которым интересны не только книги. Чувствуется, что блоггер не просто библиотекарь, а методист. Это видно и по подбору тем и по названию рубрик: «Интересное в работе с детьми», «Аттестация в библиотеке», «Нормативно-правовая база», «Копилка библиотекаря» и др. [32]

3) Социальная сеть:

• LiveLib[6] (Живая библиотека, Лайвлиб) — русскоязычный интернет-проект, социальная сеть, посвящённая литературе. Сайт предоставляет информацию о книгах, писателях, издательствах, библиотеках. Является одним из самых посещаемых порталов Рунета в области литературы. [20]

• vk.com.[7] «ВКонта́кте» — социальная сеть, принадлежащая Mail.Ru Group. Располагается по адресу vk.com. По данным SimilarWeb, «ВКонтакте» является первым по популярности сайтом в России и на Украине, 4-м — в мире. По данным Alexa Internet, первый по популярности сайт в России и Белоруссии, второй — на Украине и в Казахстане, 14-й — в мире.

На выбор названия сети оказали влияние два фактора:

1. Её создатель Павел Дуров переосмыслил фразу «В полном контакте с информацией», которая являлась джинглом радиостанции «Эхо Москвы»;

2. Среди вариантов названия искались те, которые не будут ассоциировать сайт с определёнными социальными категориями и классами. Для этого идеально подходило слово «контакт». [16]

• Odnoklassniki.ru.[8] «Однокла́ссники» (OK.ru) — социальная сеть, принадлежащая Mail.Ru Group. Четвертый по популярности сайт в Азербайджане и пятый в России, 49-й — в мире. Проект запущен 4 марта 2006 года.

По данным собственной статистики сайта, на июль 2011 года зарегистрировано более 100 миллионов пользователей, на март 2012 года более 156 миллионов пользователей, а на 1 января 2013 года более 205 миллионов пользователей. Посещаемость сайта — более 70 миллионов посетителей в сутки (на март 2015). [22]

Интернет открывает широкие возможности для общения, и важную роль в этом играют Интернет-сообщества – группы людей со сходными интересами, общающихся друг с другом в Сети. Обратимся к сетевым сообществам любителей чтения. Виртуальное читательское сообщество стало тем ресурсом, участник которого из получателя информации (читателя) становится отправителем (источником) информации, делая цикл читательской коммуникации завершенным. Читательские Интернет-сообщества служат местом общения единомышленников, пример – социальная сеть любителей книг LiveLib – комплексный ресурс, предоставляющий разнообразные возможности его участникам. Существуют рейтинги: самые читаемые книги «Топ-100», среди авторов М. Булгаков, Д. Сэлинджер, Р. Брэдбери, Э. Ремарк, Ф. Достоевский; «Лучшие книги – 2012»; «Флешмоб-2012» и рейтинг активных читателей. LiveLib является площадкой для общения с хорошо структурированным по темам форумом LiveLib. В онлайн-клубе обсуждаются книги, фильмы, авторские работы читателей, предложены игры. Наиболее популярными являются разделы, посвященные «околокнижным» мероприятиям – «Книгочейские мероприятия», «Книжный сюрприз», «Книжный флейм». В 2013 г. на LiveLib появился новый раздел «Библиотеки», в котором библиотекам предоставляется возможность рассказать о себе и своих интересных мероприятиях.

Общение с молодежью в социальных сетях позволяет воплощать библиотечные идеи в новом формате. Одной из популярных является социальная сеть «ВКонтакте». Библиотеки «ВКонтакте» представлены сообществом «Про чтение». В микроблоге публикуются остроумные цитаты о книгах, информация о способах продвижения чтения, мероприятиях и акциях библиотек. Стартовала серия онлайн-игр: «Литературные ассоциации», «Угадай мелодию». Участники игры «Экранизация» угадывали кадры из фильмов, основанных на литературных произведениях.

В обслуживании пользователей в Интернет-среде библиотеки применяют авторские, рекомендательные библиографические и веб-списки, интерактивные конкурсы, викторины, читательские клубы, ведение блогов, форумов, чатов. Перспективным направлением является освоение сервисов социальных закладок, социальных сетей, вики-технологий, что позволяет стать ближе к пользователям, осуществлять диалог с ними, выходя за пределы библиотечных стен, определив свое место в Интернет-пространстве. Анализ работы общедоступных библиотек по поддержке и продвижению чтения позволил выделить основную направленность мероприятий: сопровождающую учебный процесс, направленную на воспитание различных качеств личности, читательских навыков, творческих способностей, литературной эрудиции, эстетического и художественного вкуса.

В XXI век вступило новое поколение, отличающееся от своих сверстников, приходивших в наши библиотеки несколько десятилетий назад. Новый читатель формируется как результат совокупных влияний множества явлений социальной жизни. Изменилось восприятие мира, жизненные цели, манера говорить и одеваться. Средства информационно-коммуникационных технологий, содержащие изобразительные, аудио- и видеообразы (фотография, кино, радио, телевидение, Интернет), не направляют хода мыслей слушателя или зрителя от одного объекта к другому с промежуточными выводами, как при восприятии линейной информации, а создают модели узнавания, обращенные к эмоциональной стороне субъекта, и изменяют мышление, которое становится нелинейным (оперирующим комплексом «параллельных» текстов, изображений, видео и дополняемых звуком, цветом, анимацией, гипертекстом с взаимными ссылками на различные части материала для интерактивного выбора нужной информации). Цифровые технологии заставили молодежь иначе воспринимать и обрабатывать информацию. Игнорируя эти обстоятельства, мы рискуем потерять взаимопонимание с читателями. В работе с художественной классической литературой важно учитывать интересы и потребности юного поколения. [34]

Глава 3

Применение основных форм и методов в работе библиотеками в Нижегородской области

Библиотеки Нижегородской области, выполняя функции «общественного института распространения книги и приобщения к чтению», прочно влились в социокультурную среду местного сообщества, ежедневно работают на благо жителей, выполняют гражданские, патриотические, культурно-просветительские и досуговые функции, помогают всем группам населения получать государственные услуги, в том числе на основе удаленного доступа.

1002 общедоступные библиотеки, из которых 1000 – муниципальные, функционируют в Нижегородской области. Библиотечная сеть сохранена, что соответствует «Основам государственной политики». В регионе не осталось децентрализованных библиотечных систем, на 01.01.2017 г.[9]

Наши рекомендации