Формы работы с художественной литературой в интернет-среде

Чтение для себя, становление личности, образованность, самообразование, воспитание – понятия, связанные с миссией чтения, сохраняются и сегодня. В Национальной программе поддержки и развития чтения (2007–2020 гг.) воспитание компетентного читателяпоставлено в качестве ведущей педагогической цели, а библиотеки названы первыми в сфере обеспечения доступности информации и развития путем приобщения к чтению. Библиотеки, используя новые ИТ, ориентируют читателя, как в собственных, так и в Интернет-ресурсах, рекомендуют наиболее ценные источники по интересующей его теме, способствуют продвижению значимых имен и произведений сетевой литературы. Такой способ библиотечной деятельности в Интернет-среде «способствует максимальному удовлетворению и развитию читательских интересов», – считает Н.Е.Беляева. Более разнообразны, новы и вариативны формы поддержки этой деятельности, представленные на сайтах библиотек. Новые технологии открыли возможности осуществлять эту деятельность, позволяя охватить неограниченное число реальных и потенциальных пользователей.

Большой объем информации по различным темам существует в мультимедийном варианте и в сети Интернет. Совмещение в единой точке доступа к традиционным и электронным источникам – залог успеха Интернет-залов в библиотеке. В компьютерном зале читатели пользуются доступом в сеть Интернет, в том числе точками беспроводного доступа Wi-Fi, предоставлена возможность работы в различных редакторах, распечатка документов на принтере, просмотр мультимедийных дисков. Услуга абонирования компьютера позволяет создавать курсовую, реферат, диплом, имея под рукой все многообразие источников на печатных носителях, хранящихся в фондах библиотеки, а также используя информацию, получаемую через Интернет. Интернет-зал используют и как выставочно-презентационную площадку, на которой выступают не только авторы книг, музыканты, но и сами студенты, старшеклассники ведут творческие встречи. В стенах Челябинской городской библиотеки проходят «Квартирник» в форме дискуссии[1], обсуждений, встреч с яркими представителями литературы и искусства, презентаций новых печатных изданий и музыкальных альбомов. В свободном общении молодежь декламирует свои стихи, обсуждает новинки современной художественной литературы, демонстрирует документальные фильмы на актуальные темы, созданные студентами.

Важным для юношества представляется то, что информация как продукт повышается в цене, а библиотека предоставляет ее бесплатно. Необходимо подчеркнуть еще один аспект проблемы усиления информационного обеспечения юношества, которое «нуждается не только в собственно информации, но и в знании, т. е. информации определенным образом организованной, в том числе и библиотечно-библиографическими средствами». Формы поддержки чтения в библиотеке представлены разными вариантами. (Приложение 5)

1) Деятельностные формы: проекты, акции, литературные конкурсы и клубы.

Проект. В настоящее время нет, наверное, ни одной библиотеки, которой не приходилось бы создавать проекты, принимать участие в различных конкурсах.

Благодаря проектной деятельности, помимо улучшения финансового состояния библиотек, усиливается их роль в местном сообществе, улучшается качество услуг, предоставляемых читателям, библиотеки приобретают свой имидж, появляются новые перспективы в работе.

В библиотечном деле проектомназывают совокупность мероприятий, направленных на достижение определённой и четко структурированной цели в конкретные сроки с привлечением оптимальных средств и ресурсов.

Характерные черты проекта:

• Целевой характер (направленность на конкретный результат).

• Разовое явление (проект ограничен каким-либо периодом времени).

• Взаимосвязь действий, непременно скоординированных друг с другом.

• Социальная значимость (востребованность обществом). [37]

В последнее время в библиотеках широкое распространение получила такая активная форма работы с читателями как акция. Смысл любой акции – это возможность и умение донести свое видение проблемы через различный сюжет, действие, используя определенные формы, механизмы, последовательность действий.

Акция (лат. «actio») – действие, направленное на достижение какой-либо цели.

Что отличает акцию от других форм массовых мероприятий?

Акция – это вовлечение (движение, действие), умение создать событие для достижения поставленной цели.

Акция – это должно быть ярко!

Акция – это большое комплексное мероприятие, продолжительность которого зависит от поставленных задач.

Существует 3 распространенных вида акций, которые чаще всего проводятся библиотеками.

Протестные: «Нет наркотикам», «Зона риска», «Право на жизнь», «Погасшие звезды», «Территория тревоги», «Дымная петля» и другие.

Благотворительные акции (в помощь библиотекам, другим нуждающимся): «Поможем друг другу», «Библиотека – читателю, читатель – библиотеке», «С миру по книжке», «Подари книгу библиотеке» и другие.

В помощь продвижению чтения можно выделить несколько видов акций:

Общего характера: «Мир чтения», «Чтение – как фактор социального успеха», «Передай книгу другу», «Стань читателем», «Читать – это модно», «Читать – это здорово!», «Дед Мороз читает книгу», «Запиши друга в «Маяковку», «Виват, студент! Виват, библиотека!», «Самый читающий класс», «Читающий город», «Читающий трамвай, автобус, такси», «Письмо ровеснику: Я хочу рассказать о книге…», «Удиви родителей» и другие.

Акции тематические: «В согласии с природой – в согласии с собой», «Прочитай книгу о войне», «Прочитаем книгу по истории России», «Твой символ», «Район, в котором мы живем», «Письмо ветерану», «Чтобы помнили». «Поздравь ветерана», «Время читать классику» и другие.

Акции для молодых родителей. В последнее время в библиотеках большое распространение получили акции для малышей и их родителей: «Читаленок», «Чтение с рождения», «Расти с книгой, малыш», «Читай, я буду слушать!» и другие.

Акции к юбилейным литературным датам.

Акции по одной книге, по творчеству одного писателя.

Рекламные акции (о библиотеке и ее возможностях).

Чтобы придать важность акции, получить от нее не только общественный резонанс, но, прежде всего, эффективный результат, необходимо четко продумать цели, содержание и организацию проводимых в рамках акции мероприятий. [45]

Игра литературная– представление материала о творчестве писателя или литературном произведении в виде игры, обусловленной определенными правилами и содействующее развитию литературной эрудиции читателей.

Литературные игры возможны в работе с читателями всех возрастных групп.

Разновидности: ролевые (перевоплощение читателя в литературного героя) и интеллектуальные (в их основе лежит процесс «разгадывания» книги, ее автора и героев).

К числу литературных игр можно отнести путешествия по сказкам и станциям, литературные балы и утренники, брейн-ринги, КВНы, аукционы, лото, пресс-конференции, игры по сценариям известных телеигр и множество других.

Популярны такие формы, как литературные загадки (угадывающие произведения и автора по отрывку из книги, по книжной иллюстрации, по портрету писателя); викторины (занимательные вопросы по содержанию книги, развивающие память, сметливость у детей).

Сценарный план игры: конкурсы, викторины, подвижные и музыкальные паузы в определенной последовательности. [43]

Клубы и кружки как социально-культурное явление имеют глубокие исторические корни. Клубная деятельность людей, организованная на основе взаимного интереса в свободное от повседневных жизненных забот время, существует, наверное, столько, сколько существует само человечество. Так, уже в античности для греческой цивилизации были характерны любительские сообщества («лесхи»), предполагавшие бескорыстный взаимный интерес их членов и стабильную организационную структуру.

«Клуб», в современном понимании этого слова, возникает на более поздней стадии общественного развития. По мысли B.И. Даля, «клуб – это собрание, постоянное общество, которое собирается в особом помещении для беседы и увеселений». Специалисты по клубоведению понимают под «клубом» добровольное объединение людей на основе единства их целей, задач, интересов, деятельности, места и времени общения. Важно отметить, что клубом называют только такое объединение, в котором свободная коллективная деятельность людей носит общественно значимый характер, не является асоциальной. «Клуб, – замечает C.С. Комиссаренко, – есть продукт культуры человека, его преобразовательной деятельности, направленной на обустройство себя и окружающего мира». Другими словами, клуб создают для того, чтобы удовлетворить духовные потребности, развить природные задатки и способности, реализовать разнообразные интересы, и, в конечном счете, творческий потенциал личности. [31]

2) Информационные формы: встречи, обзоры, тематические подборки, репортажи.

Встреча с интересным человеком– специально организованный диалог читателей с незаурядной личностью (писателем, общественным деятелем, представителем профессии, путешественником, героем и другие). Очень важно, чтобы гость праздника смог выступить ярко, убедительно, и встреча оставила след в душе ребенка. Организатору праздника, как бы ни был знаменит гость, необходимо встретиться с ним заранее, чтобы поделиться замыслом, высказать просьбы, пожелания, договориться о времени выступления, так как в детской аудитории важно не только знать, что, но и как сказать. [43]

Библиографический обзор— это связный, последовательный, рассказ о произведениях печати.

Библиографический обзор — одна из наиболее действенных форм пропаганды литературы, отличительными чертами которой являются оперативность, активность, конкретность, доходчивость и эмоциональность.

Если библиографические картотеки и библиографические издания читатели используют уже после того, как появился интерес к определенной теме, то обзоры, привлекая внимание к литературе, формируют читательские интересы.

Библиографический обзор, представляя собой живой, непосредственный рассказ о произведениях печати, является наиболее доходчивой формой их пропаганды. [27]

• Репортаж-обзор – авторский обзор, который дает читателю наглядное представление о книгах (произведениях), с авторской оценкой, личным отношением к прочитанному. [41]

3) интерактивные формы: Интернет-опрос, онлайн-викторина, мультимедийная презентация и другие.

• Интернет-опрос— это метод сбора социологической информации по конкретным событиям, фактам, явлениям социальной реальности (окружающей действительности) посредством международной компьютерной сети Интернет (Online) [40]

• Онлайн-викторины.С появлением Интернета стало возможным создавать специализированные сайты-викторины, например, «Мирк викторина», которая построена на движке онлайн чата IRC, позволив викторине проходить в режиме реального времени. На некоторых из них даже предусмотрены денежные призы для победителей.

Помимо викторин-сайтов можно поиграть онлайн и в jabber чатах. Например, с ботом Quizer (викторина@conference.jabber.ru )

Другим примером онлайн-викторины может служить игра Conquiztador, существующая с 2002 года.

Многие тематические сайты также размещают странички с викторинами, призванные развлекать посетителей и популяризовать направленность сайта. [39]

• Буктрейлер (англ. booktrailer) — это короткий видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель таких роликов – реклама свежевышедших книг и пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам. Как правило, продолжительность буктрейлера составляет не более 3 минут. Такие ролики снимают как к современным книгам, так и к книгам, ставшим литературной классикой. Большинство буктрейлеров выкладывается на популярные видеохостинги, что способствует их активному распространению в сети Интернет. [14]

Буктрейлеры по книгам открылись современному обществу сравнительно недавно. Еще 10 лет назад подобная идея не приходила никому в голову, однако сейчас промо-ролики к шедеврам литературы стали явлением достаточно обыденным и многосторонним. Возможно, идея создания такого жанра визуального искусства появилась благодаря многочисленным экранизациям культовых произведений. Внимание, которое они привлекают, способствуют повышению интереса к самой книге. Взять, к примеру, последнюю экранизацию Ф. С. Фицджеральда «Великий Гэтсби» - благодаря ей, продажи книги увеличились в десятки раз. Естественно, буктрейлеры по книгам как способ агитации к чтению были приняты во внимание маркетологами, рекламщиками и самими авторами, и стали самостоятельным жанром видеоискусства. [11]

И в библиотеках эта форма рекламы книги стала самая распространенная. Она интересна своей новизной. Буктрейлер может сделать любой неподготовленный пользователь, потому часто используются не только в рекламе, но и в конкурсах на лучшую работу. (Что весьма интересно молодежи).

Еще наиболее популярные в молодежной среде интерактивные формы: Интернет-опросы; онлайн-викторины по творчеству авторов; мультимедийные презентации; рейтинги книг и писателей, голосования «Самые читаемые авторы»; виртуальные экскурсии «Классика на все времена»; видеолаунж-конференция TEDx с просмотром роликов на тему театра, литературы и искусства. Медиа-путешествия позволяют узнать о памятных местах города, связанных с литературными героями, а медиа-экскурс знакомит со страницами творчества писателя. Электронный проект на сайте Крымской республиканской библиотеки для молодёжи «КНИГА, или Совет звездного читателя» раскрывает роль книги и чтения в жизни известных людей из самых различных сфер: литературы, политики, искусства, спорта, музыки, радио, кино и телевидения. Библиотечные специалисты составляют литературные программы с использованием экранизаций, материалов литературных передач, телепрограмм, музыкальных иллюстраций. Многообразие мультимедийных форм помогает привлечь внимание к шедеврам русской и зарубежной литературы. Так, в Орловской библиотеке были экранизированы произведения М.Булгакова, О.Уайльда, Г.де Мопассана, которые вызывали у зрителей желание прочитать книгу. Экранизации сближают кино с образным языком литературы. Молодым интереснее воспринимать информацию именно в такой форме: яркой, образной, динамичной. Пензенская библиотека организовала Молодежный проект «Библио-NIGHT» – это организация интеллектуального досуга молодежи в вечернее и ночное время. Каждую неделю с восьми вечера и до двух часов ночи библиотека отдает в безвозмездное пользование молодежи свои помещения и оборудование: Wi-Fi, компьютеры, игровую приставку, звуковую и видеоаппаратуру, настольные игры, а также предлагает книги.

Приглашаются молодежные музыкальные группы. Библиотека рекламирует новинки литературы, популяризирует лучшие образцы художественного творчества средствами IT-технологий: буккроссинг, буктрейлеры; организует игровые и тематические программы. В рамках акции прошла игра по мотивам романа братьев Стругацких «Пикник на обочине». Информационную поддержку проекта обеспечили городские СМИ. [33]

Самый легкий способ создания онлайн-опросов в Google-forms (Google-формы).

Google-формы — простой и эффективный инструмент, который всегда под рукой у любого владельца Google аккаунта. Они способны решить кучу проблем. Например:

· Сбор мнений сотрудников компании о ее новом логотипе;

· Создание анкеты для тестирования претендентов на вакансию;

· Добавление формы обратной связи на сайт;

· Вставка в статью теста для конкурса.

Во многих ситуациях, когда нужно собирать какую-то информацию онлайн, сервис можно использовать. С помощью Google Форм мгновенно, бесплатно, без регистрации на дополнительных сервисах и интеллектуальных усилий создаются опросы, которые без сбоев собирают данные и аккуратно выглядят. [26]

Наши рекомендации