Глава II. Наука, йога и медитация
Это замечательно, что такие две области познания, как наука и йога, которые до сих пор считались диаметрально противоположными, начинают, наконец, сближаться: наука изучает и использует йогические техники, а йога выражает себя в научных терминах и использует научные достижения. Наука уже не ограничивается изучением только материальных аспектов, но все более углубленно исследует духовные проявления и феномены. Демонстрируя современным интеллектуалам, физические проявления духовной жизни, наука, безусловно, открывает более широкому кругу людей подлинные истины и возможности религий, йоги и других духовных путей и методов исследования природы ума.
В конце прошлого столетия многие выдающиеся ученые пришли к выводу, что они познали так много всего, что им почти нечего больше открывать и исследовать. Затем появились Эйнштейн, Фрейд и другие проницательные ученые, доказавшие своими открытиями, что во Вселенной еще осталось много непознанного. Научный мир начинает понимать ограниченность своих открытий в области материального мира и все чаще обращается к исследованиям явлений духовного мира. Поистине странно, что до сих пор наука не удостоила своим вниманием этот загадочный мир, несмотря на то, что уже 50 лет назад Фрейд опубликовал свои труды о природе бессознательного. Однако помимо этого бесчисленные сонмы гениев и святых всех веков и народов являли миру свои уникальные способности в состоянии высшего просветления...
Одним из наиболее интересных областей для исследования представляют наблюдения над физическими проявлениями медитации. И хотя исследования подобного рода только начались, они уже проливают свет на то, как можно использовать медитацию для физиологических, психологических и духовных целей. Вероятно, настало наконец время, когда наука может помочь людям вступить на духовный путь самосовершенствования. Уже широко стали использоваться приборы биообратной связи для достижения более глубокой медитации. Современная психология, как известно, интересуется проблемами духовного роста личности и психическим здоровьем. Одно из направлений этой психологии (психосинтез), в частности, преследует те же цели, что и йога, т.е. единство всего существа и достижение основного его назначения - самореализации.
Настало время рассмотреть, где наука и йога смыкаются. Современные психологические идеи весьма напоминают аналогичные утверждения йогинов, которые уже были известны тысячелетия тому назад в такой системе взглядов, как Санкхья. Йога убеждена, что важны все аспекты природы личности от физических до духовных. Каждый человек в самом себе имеет все возможности для пробуждения дремлющих способностей, которые могут быть обнаружены и развиты посредством практики йоги. Это подлинно духовный путь и развитие всех потенциальных возможностей человека приближает его к реальному осознанию себя, как целостной личности. Психология до недавнего времени (за исключением психосинтеза, основанного еще в 1910 году Р. Ассаджоли) ограничивалась изучением определенных аспектов психической деятельности человека, игнорируя другие проявления индивидуальной жизни, как менее существенные. Так, например, Фрейд, отец западной психологии, утверждал, что основной мотивацией (побуждением) человека является сексуальный импульс в сочетании с инстинктом самосохранения. Это, мягко говоря, весьма ограниченный взгляд на природу человека с его разнообразными стремлениями. Однако и сегодня есть немало психологов, которые разделяют точку зрения Фрейда. В этом отношении К. Юнг был, безусловно, более прогрессивен, ибо он обосновывал идею о том, что в человеке живут более глубокие аспекты, которые большинством людей просто не осознаются.
Как правило, психологические соображения о природе человеческой личности имели существенный недостаток: они рассматривали человека в отрыве от других факторов его жизни, таких, например, как духовные запросы. По существу, психологи до сих пор не могут дать вразумительного ответа на вопрос - что такое человек? Без ответа на этот важнейший вопрос невозможно надеяться на удачный исход т.н. психологического воздействия на человека, и потому все психологические модели, как и психотерапевтические лечения, остаются до сих пор малоэффективными. И хотя порой они облегчали человеку существование, он не стал более счастливым.
Быть может, Юнг является первым психологом, который оказал психологии неоценимую услугу, ибо психология с легкой руки Юнга встала, наконец, на холистический путь и обратила пристальное внимание на сущностное единство человека. Сравнительно недавно идеи Юнга заинтересовали наиболее маститых психологов. Некоторые школы современной психологической мысли (например, возрастная психология, психология организма, высшая психология и мн. др.) восходят непосредственно или косвенно к учению Юнга. Все эти системы исследуют человека, как многомерное существо и солидарны с йогической точкой зрения. Они согласны с тем, что любое осмысление природы человека должно учитывать все аспекты его жизни, как объективные, так и субъективные. Если упускается хотя бы один из аспектов - такой, например, как духовный, - разваливается вся целостная картина представлений о человеке, как таковом.
Очень важно, что все эти направления современной психологии ориентированы на гармоничное развитие потенциальных способностей человека, что уже имеет прямое отношение к самореализации. Если психологические школы именуют самоактуализацией то, что йоги называют самореализацией, это не столь важно. И те, и другие стремятся к одному и тому же: личность должна проявить все свои скрытные возможности и способности и не реагировать на враждебные реакции со стороны окружающей среды. Как современная психология, так и йога, акцентируют важность эволюции и планомерное совершенствование человека в целом. Йога всегда утверждала, что конечной целью человека является его единение с миром и с Богом, как Высшим Принципом. Однако, психологи пока молчат относительно конечной цели... Кто знает, быть может в ближайшем будущем, они нарушат свое молчание. Впрочем, некоторые психологические школы (например, психосинтез) уже утверждают, что самореализация действительно является конечной целью и смыслом жизни.
В недалеком прошлом психология полагала, что человек психологически обусловлен навязчивыми идеями и склонностями. Предполагалось, что человек обречен бесконечно повторять и проявлять свои побуждения для удовлетворения своих потребностей. Однако, это постоянное удовлетворение потребностей не приводило и не может привести к окончательному удовлетворению по той простой причине, что не иссякает источник той напряженности, который провоцирует постоянный поиск окончательного удовлетворения. Человеку необходимо осознать, что пока он находится в плену своих заурядных потребностей, ему не выбраться из этих низших форм удовлетворения. Необходимо продвигаться к высшим формам удовлетворения, и каждое последующее продвижение на этом пути будет освобождать человека от господства низших форм. Человека всегда привлекало то, что доставляло ему большее удовлетворение, и до тех пор, пока он не имеет опыта высшего наслаждения, он будет довольствоваться менее высоким.
Недаром современные психологи проявляют все больший интерес к медитации и предпринимают научные исследования в этом направлении. Любопытно, что психологи не ограничиваются только научными экспериментами, но все чаще ссылаются на древние йогические тексты по медитации и даже сами пытаются медитировать, анализируя свой собственный опыт. Теперь они подошли к той черте, которая вынуждает их сформулировать корректное определение того, что же такое человек? Психологи пришли к выводу, что большинство людей с самого рождения всё подгоняют под определенную классификацию. Иными словами, людей учат, что всё в мире подразделяется на хорошее и плохое, что люди делятся на черных и белых, на христиан, мусульман, индусов, на умных и глупых, любимых и ненавистных и т.д. Нас гипнотизирует слово, и мы не способны увидеть мир таким, каков он есть. Люди уподобляются автоматам. Многие психологи сегодня убеждены в том, что важнейшей проблемой века является деавтоматизация людей.
Современные мыслители, и особенно психологи, весьма озабочены лихорадочным ритмом жизни и жестокой конкуренцией, которые способствуют формированию стрессовых ситуаций и дальнейшей деградации духовного потенциала человеческой личности. И в самом деле, психические проблемы увеличиваются с каждым годом, а рост числа заболеваний принял уже эпидемический характер. Психологи уже осознают, что каждый человек должен развить в себе способность отражать атаки интенсивной внешней деятельности. Многие поняли, что каждый должен пробудить в себе своего собственного психолога. Но как? Где этот метод? Такой метод уже признается и широко рекомендуется. Это медитация. Медитация способна предотвратить и устранить тревожные состояния, закомплексованность, стресс. Ее можно использовать и как профилактику, и как метод лечения. По существу, медитация является универсальным средством.
Прогресс заключается уже хотя бы в том, что многие признают медитацию не сном и не гипнозом. Психологи стали уже с уважением относиться к тем, кто сидит и медитирует. То, что медитация - не сон и не гипноз, доказывает уже само существование тех продвинутых личностей, которые пребывают в состоянии непрерывной медитации, как во сне, так и во время бодрствования.
Сегодня все больше и больше психологов советуют людям практиковать медитацию таким образом, чтобы они могли наблюдать за функцией своих внутренних органов. Они говорят уже о том, что в процессе медитации можно обнаружить сверхактивность внутренних органов и самого мозга. Это лучший способ лечения болезней - остановить их прежде, чем они проявятся. Полчаса медитации каждое утро помогают погрузиться в тишину, что благотворно сказывается на продуктивности последующей деятельности. Наша способность выполнять повседневную работу или участвовать в играх, всецело зависят от внутреннего состояния. Если оно не уравновешено, взаимодействие с внешней средой также будет не уравновешено. Медитация является надежным средством противодействия пессимизму, депрессии, напряжению и другим деструктивным состояниям, которые воспринимаются большинством людей как неотъемлемая часть их повседневной жизни. Однако современные психологи уже верят, что медитация не только полезна, но и необходима. Как и йоги, психологи согласны с тем, что радость является нормальным состоянием нормального человека. Тот, кто культивирует медитацию, контролирует свое настроение, трансформирует негативные состояния в позитивные.
Одной из важнейших проблем современного человека является его неспособность адаптироваться к переменам. В прошлом, когда ещё не существовало технологического прогресса, не было и проблем, порожденных технократической цивилизацией. Технический прогресс - это постоянные перемены, которые происходят чаще, чем ум успевает к ним приспособиться. Отсюда - стресс и психофизиологические травмы. Вот почему современная психология убедительно рекомендует медитацию как надежное средство предотвращения стрессовых явлений. Она все чаще обращается к людям с призывом обратить серьезное внимание на широкие возможности, которые открываются перед человеком, который уделяет время работе с областью бессознательного. Ведь именно в этой области укоренены наши комплексы, влечения и отвращения. Многие из нас имеют скрытое подлинное призвание, естественную склонность к совершению определенных поступков, но если мы этого не осознаем, то и не совершаем их. В известном смысле мы пребываем в состоянии непрерывного напряжения. Если бы нам удалось проявить свой потенциал, мы бы начали жить самодостаточной, созидательной и счастливой жизнью. Медитация является путем к этому. При помощи медитации мы можем узнать о нашей внутренней сущности и проявить ее подлинную природу. Лишь тогда мы способны реализовать то лучшее, на что мы способны.