Посредничество в решении межличностных, семейных конфликтов и др.
К основным приемам оказания посреднических услуг можно отнести следующие:
> оформление выписки с перечислением самых необходимых данных об организации или учреждении (адрес, номер телефона, ф.и.о. специалиста и т.п.) для обратившегося взрослого или ребенка.
> составление сопроводительного письма, в котором указаны причины и цели обращения клиента в учреждение. В этом случае клиент освобождается от необходимости предварительных разъяснений, а специалисты получают четкое представление о том, что он ожидает от них;
> личный контакт социального педагога с представителем учреждения или специалистом (непосредственный или опосредованный, например, по телефону). Социальный педагог получает возможность уточнить суть дела, сообщить собственное мнение, договориться о дальнейших переговорах по поводу решаемой проблемы, обеспечить надежность организуемого контакта;
> подбор сопровождающего для клиента из числа педагогов, родственников, близких людей, который владеет информацией о содержании предстоящего контакта;
> заключение устного или письменного, официального или неофициального, двустороннего (социальный педагог- клиент) или трехстороннего (социальный педагог - специалист - клиент) договора как одного из способов установления правил, норм взаимодействия субъектов. При этом каждый их субъектов принимает и считает эти правила важными.
Договор представляет собой результат процесса переговоров. Содержание данного процесса включает выявление каждым их партнеров своего личного интереса, отстаивание его и нахождение совместных интересов. Цель договора - разъяснить сторонам различные аспекты предоставляемых у слуг.
Технология профилактики и преодоления
Межличностных конфликтов
Конфликт – напряжение в отношениях, возникшее в резуль-
тате явных или скрытых противоречий, столкновения различных
мотивов и стремлений людей и ведущее к борьбе сторон-участ-
ников напряжения. Конфликты бывают: между личностями (учи-
тель – учитель, учитель – родитель, учитель – ученик, ученик −
ученик, родитель – ребенок); внутри группы (учителей, учащих-
ся); между отдельными группами (учащихся разных классов, учи-
телей разного возраста и разных ценностных и профессиональ-
ных ориентаций, которые вынуждены сотрудничать друг с дру-
гом).
Чтобы спрогнозировать конфликт, надо сначала разобрать-
ся, имеется ли проблема, которая возникает в тех случаях, когда
есть противоречие, рассогласование чего-то с чем-то. Далее уста-
навливается направление развития конфликтной ситуации. Затем
определяется состав участников конфликта, где особое внимание
уделено их мотивам, ценностным ориентациям, отличительным
особенностям и манерам поведения. Наконец, анализируется со-
держание инцидента.
Важно отслеживать сигналы, предупреждающие о развитии
конфликта:
• кризис (в ходе кризиса обычные нормы поведения теряют
силу, и человек становится способным на крайности);
• недоразумение (вызывается тем, что какая-то ситуация
связана с эмоциональной напряженностью одного из участников,
что приводит к искажению восприятия);
• инциденты (какая-то мелочь может вызвать временное
волнение или раздражение, но это очень быстро проходит);
• напряжение (состояние, которое искажает восприятие
другого человека и его поступков, взаимоотношения становятся
источником непрерывного беспокойства, очень часто любое не-
доразумение может перерасти в конфликт);
• дискомфорт (интуитивные ощущения волнения, страха,
которые трудно выразить словами).
В практике социального педагога наиболее важен анализ
конфликтной ситуации. Инцидент, например, можно заглушить
путем «нажима», тогда как конфликтная ситуация и этом случае
сохраняется, принимая затяжную форму и отрицательно влияя на
жизнедеятельность коллектива.
Социальному педагогу в профилактических целях необхо-
димо ориентироваться в стилях поведения, предрасполагающих к
возникновению конфликта, это:
- доминантность в общении, консерватизм в мышлении, не-
обоснованная критичность в отношении партнера;
- нарушение персонального пространства партнера;
- резкое и неожиданное убыстрение темпа беседы, намерен-
ное создание дефицита времени при решении проблемы;
- принижение личности партнера и его прав (перебивание,
игнорирование контактов, преуменьшение его вклада в общее де-
ло, нежелание признать его правоту в суждениях и т.п.);
- постоянное навязывание своей точки зрения;
- демонстрация своей постоянной занятости;
- подчеркивание разницы с партнером в свою пользу;
- неискренность, несдержанность, негибкость, несправедли-
вость.
При возникновении напряжения в общении специалисты ре-
комендуют:
- проявлять естественное внимание к собеседнику, быть
доброжелательным, терпимым, дружелюбным;
- держаться спокойно, не терять самоконтроля и выдержки,
говорить лаконично, чуть медленнее, если собеседник излишне
взволнован;
- установить контакт глазами и стараться не терять его;
- дать выговориться собеседнику, не пытаться перебивать его;
- уменьшить социальную дистанцию в пространстве, при-
близиться, наклониться к собеседнику, дать понять, что вы пони-
маете его состояние;
- признавать свою вину, если таковая есть. Тактично пока-
жите, в чем, как вам кажется, неправ собеседник;
- показывать, что вы заинтересованы в решении проблемы
собеседника, сотрудничестве с ним, будете поддерживать его, ес-
ли это не противоречит интересам дела;
- разделять с собеседником ответственность за решение
проблемы, определять план будущего сотрудничества.
Разрешение конфликта представляет собой многоступенча-
тый процесс, который включает в себя анализ и оценку ситуации,
выбор способа разрешения конфликта, формирование плана дей-
ствий, его реализацию, оценку эффективности своих действий.
Аналитический этап предполагает сбор и оценку информа-
ции по следующим проблемам:
• объект конфликта (материальный, социальный или иде-
альный; делим или неделим; может ли быть изъят или заменен;
какова его доступность для каждой из сторон);
• участники (общие данные о них, их психологические осо-
бенности; отношения участников; возможности по усилению сво-
его ранга; их цели, интересы, позиция; правовые и нравственные
основы их требований; предыдущие действия в конфликте, допу-
щенные ошибки; в чем интересы совпадают, а в чем нет и др.);
• собственная позиция специалиста (цели, ценности, интере-
сы, действия в конфликте; правовая и нравственная основы соб-
ственных требований, их аргументированность и доказатель-
ность; допущенные ошибки и возможность их признания перед
участником и др.);
• причины и непосредственный повод, приведшие к конф-
ликту;
• социальная среда (ситуация в организации, социальной
группе; какие задачи решает организация, оппонент, как конфликт
влияет на них; кто и как поддерживает каждого из подчиненных,
если они есть у оппонентов; что им известно о конфликте);
• вторичная рефлексия (представление субъекта о том, как
его оппонент воспринимает конфликтную ситуацию, как он вос-
принимает субъекта и его представление о конфликте и т.д.). Ис-
точниками информации выступают личные наблюдения, беседы с
руководством, подчиненными, неформальными лидерами, сво-
ими друзьями и друзьями участников конфликта, свидетелями
конфликта и др.
Проанализировав и оценив конфликтную ситуацию, участ-
ники прогнозируют варианты разрешения конфликта и опреде-
ляют соответствующие своим интересам и ситуации способы его
разрешения. Прогнозируются: наиболее благоприятное развитие
событий; наименее благоприятное развитие событий; наиболее
реальное развитие событий; как разрешится противоречие, если
просто прекратить активные действия в конфликте.
Важно определить критерии разрешения конфликта, причем
они должны признаваться обеими сторонами. К ним относят:
правовые нормы; нравственные принципы; мнение авторитетных
лиц; прецеденты решения аналогичных проблем в прошлом.
Действия по реализации намеченного плана проводят в со-
ответствии с выбранным способом разрешения конфликта. Если
необходимо, то производится пересмотр ранее намеченного пла-
на (возвращение к обсуждению; выдвижение альтернатив; вы-
движение новых аргументов; обращение к третьим лицам; обсуж-
дение дополнительных уступок).
Контроль эффективности собственных действий предпола-
гает критические ответы на вопросы: зачем я это делаю? чего хо-
чу добиться? что затрудняет реализацию намеченного плана?
справедливы ли мои действия? какие необходимо предпринять
действия по устранению помех разрешения конфликта? и др.
По завершении конфликта целесообразно: проанализировать
ошибки в собственном поведении; обобщить полученные знания
и опыт решения проблемы; попытаться нормализовать отноше-
ния с недавним участником; снять дискомфорт (если он возник) в
отношениях с окружающими; минимизировать отрицательные
последствия конфликта в собственных состояниях, деятельности
и поведении.
В.М. Афонькова утверждает, что успешность педагогиче-
ского вмешательства в конфликты подростков зависит от позиции
педагога. Таких позиций может быть, как минимум, четыре:
1) позиция авторитарного вмешательства в конфликт – педа-
гог, не будучи убежден, что конфликт – это всегда плохо и что с
ним надо бороться, старается подавить его;
2) позиция нейтралитета – педагог старается не замечать
столкновения, возникающие среди воспитанников, и не вмеши-
ваться в них;
3) позиция избегания конфликта – педагог убежден, что кон-
фликт – показатель его неудач в воспитательной работе с детьми
и возникает из-за незнания, как выйти из создавшейся ситуации;
4) позиция целесообразного вмешательства в конфликт – пе-
дагог, опираясь на хорошее знание коллектива воспитанников,
соответствующие знания и умения, анализирует причины воз-
никновения конфликта, принимает решение либо подавить его,
либо дать возможность развиться до определенного предела. Дей-
ствия педагога в четвертой позиции позволяют контролировать
конфликт и управлять им.
Взаимодействуя с участниками при урегулировании кон-
фликта, социальный педагог может использовать следующие
тактики посреднического поведения:
- тактика поочередного выслушивания на совместной
встрече применяется для уяснения ситуации в период острого
конфликта, когда разъединение сторон невозможно;
- сделка – посредник стремится вести переговоры с участи-
ем обеих сторон, делая основной упор на принятие компромисс-
ных решений;
- челночная дипломатия – медиатор разделяет конфликтую-
щие стороны и постоянно курсирует между ними, обсуждая раз-
личные аспекты соглашения. В результате обычно достигается
компромисс;
- давление на одного из участников конфликта – большую
часть времени третья сторона посвящает работе с одним из участ-
ников, доказывая ошибочность его позиции. В конце концов,
участник идет на уступки;
- директивное воздействие предполагает акцентирование
внимания на слабых моментах в позициях оппонентов, ошибоч-
ности их действий по отношению друг к другу. Цель – склонение
сторон к примирению.
Правила грамотного преодоления конфликта включают в
себя следующее:
- попытайтесь поставить себя на место конфликтующей сто-
роны;
- не делайте поспешных выводов. Дайте участникам неко-
торое конкретное время, чтобы осмыслить создавшуюся ситуа-
цию: урегулирование конфликта – это решение проблемы «что
делать», а не расследование вины «кто виноват»;
- не давайте конфликту разрастись, чтобы в него не втягива-
лись новые участники; проблемы должны решаться преимуще-
ственно теми, кто их создал;
- преодолеть конфликт помогает общая деятельность и по-
стоянная коммуникация между партнерами;
- ищите момент для начала переговоров между участниками
конфликта, «точки» доверия и уважения к партнерам по перего-
ворам;
- при обсуждении анализируйте мнения противоположных
сторон, ищите компромисс, выслушивайте мнение каждой сторо-
ны: не столько для того, чтобы его опровергнуть, сколько для то-
го, чтобы его учесть. Согласия в конфликте можно достичь путем
определения общей основы оценок;
- конфликт разрешим при твердом намерении обеих сторон
к конструктивной дискуссии в интересах дела;
- по частям, шаг за шагом, можно разрешить любое напря-
жение, преодолеть любые межличностные противоречия.
Социальному педагогу необходимо не только самому руко-
водствоваться вышеперечисленными требованиями в организа-
ции общения, разработке мер по преодолению конфликтных си-
туаций, но и информировать о них воспитанников, использовать
упражнения, тренинги для выработки неконфликтного стиля по-
ведения.
№ 29.