Работа с семьей, где дети-инвалиды
Получив информацию о такой семье, составив план оказания ей помощи, педагог составляет рекомендации родителям, как следует ухаживать за таким ребенком. План реабилитации ребенка-инвалида составляется на каждого ребенка отдельно.
В центре с детьми-инвалидами работают психолог, невропотолог, психоневролог, логопед, массажист, дефектолог, инструктор по лечебной физкультуре.
Учитывая, что эти дети плохо ориентируются в жизни, плохо знают то, что их окружает, социальный педагог выделяет ряд проблем, которые ребенок решает только с ним. Составляются программы, которые включили бы ребенка в окружающий мир. Часть из них относится к личности ребенка, его поведению ("Личная гигиена", "Я в быту") и часть - к его поведению в обществе ("Я в трамвае", "Я в магазине").
Работа педагога направлена на то, чтобы помочь ребенку приобрести умения и навыки общения в окружающей его среде.
Для преодоления трудностей общения детей-инвалидов со здоровыми детьми педагог составляет программу, по которой ребенок подготавливается к такому общению. Это может быть конкурс, обсуждение книг и фильмов, участие в днях рождения.
Включение детей-инвалидов в трудовую деятельность (фото, швейное дело, ремонт обуви, работы по дереву) также ложится на плечи социального педагога. Здесь нужно не только подготовить и заключить договоры, но и научить ребят профессии, дать необходимые умения и навыки. Важно, чтобы они участвовали во всех производственных процессах, чтобы они разбирались в вопросах экономики, планировании труда, умели содержать инструменты в надлежащем состоянии.
Важно, чтобы в процессе труда они проявляли свои творческие способности. Для этого их следует учить рисовать, лепить, знакомить с народным творчеством, народными узорами на тканях, деревянных и глиняных игрушках. Привлечь ребят к росписи на тканях, дереве, глине.
Выставки работ этих ребят, их участие в праздниках, в концертах и спектаклях помогают в утверждении каждого как личности.
Чтение книг, создание библиотеки развивает ребенка, расширяет его кругозор. В семье важно, чтобы больной ребенок не раздражал остальных членов семьи.
Оранжерейное отношение к такому ребенку приводит к формированию иждивенца, но и другая крайность, когда родители раздражаются болезнью ребенка, приводит к усугублению его болезни.
Долг родителей - успокоить ребенка, облегчить его переживания, создать в семье атмосферу оптимизма. Поможет в этом только социальный педагог.
В работе социального педагога с детьми-инвалидами полезно обратиться к опыту лечебной педагогики А.А. Дубровского1.
Несмотря на то что в своей книге "Жемчужина России" он рассказывает о лечении детей в санаторном пионерском лагере у моря, разработанные им методы пригодятся социальному педагогу в любых условиях. Дубровский обосновывает лечебное воздействие различных деревьев на психику детей. Это воздействие может быть разным в зависимости от формы кроны, конфигурации дерева.
На детей с нарушенной, заторможенной психикой благоприятно влияют деревья с крупными кронами конической или пирамидальной формы и заостренной вершиной (тополь, ель, пихта). В парке санатория были посажены щадящие, успокаивающие деревья с раскидистыми, повислыми, зонтикообразными, шарикообразными, плакучими кронами, со светлой, бледной листвой. Дубровский пишет, что дети любили собираться под платанами, их притягивали к себе и радовали "кругленькие, на длинной ножке, мягкие пушистые шарики. Шаровидная, округлая, овальная форма всегда успокаивает. И недаром люди для устроения добрых дел садятся за круглый стол"2.
Успех лечения зависит от того, будет ли во время лечения преодолено одиночество и подавленность ребенка.
На первом этапе это доверительная беседа с ребенком, из которой воспитатель выясняет "главные желания ребенка". Первостепенной является задача педагога отвлечь ребенка от "ухода в болезнь" и поверить в свое выздоровление.
"Нередко, - пишет Дубровский, - причиной болезни является неразвитость души, безделье, скука, праздность, черствость и бездушие, грубость и непонимание, холодность и безразличие, ограниченность и агрессивность. Поэтому мы и видим основную свою задачу в том, чтобы уважением и доверием к ребенку помочь ему научиться стать человеком и жить среди людей. Понимание, великодушие, милосердие, терпимость и вера в ребенка - вот наши главные лекарства. И еще полнокровная, радостная, яркая, наполненная трудом, общением и заботой о других жизнь. Только так больной ребенок сможет почувствовать себя полнокровным человеком. "Учись быть активным, невзирая на болезнь, не сосредоточивайся на болезни, и она отступит!" - внушаем мы постоянно детям"1.
Он пишет о "труде-заботе", которым был увлечен весь санаторий, каждый ребенок, о традициях совместного труда, традиции всем вместе поговорить, вместе попеть, помечтать. Он пишет о "труде-радости", труде больных ребят, который вносит в их жизнь романтику.
Парк был посажен воспитателями вместе с ребятами. Ребята сажали, собирали сушняк, вскапывали землю под цветы. В этой заботе ребята взрослели.
Внесение романтики в жизнь больных детей также необходимо. Во время игры "Морская эскадра" ребята с приподнятым настроением выбирали названия кораблей, готовились к встрече гостей моряков-пограничников, отглаживали морскую форму, изучали азбуку Морзе, историю флота, жизнь замечательных флотоводцев, героев морских сражений. Торжественная линейка, выход детских экипажей, рассказы моряков о славе российского флота - все это имеет воспитывающую роль для больных ребят.
Решать эти задачи можно, по его мнению, вовлекая ребят в труд и общение.
Дубровский формулирует основные направления работы социального педагога с больными детьми. Это:
· - проведение этических бесед;
· - организация детского самоуправления;
· - обязательное участие детей в труде, занятие гимнастикой;
· - сотрудничество детей и воспитателей;
· - всем коллективом играть с детьми;
· - помочь заняться творчеством;
· - организовать отдых: на стадионе, в комнате сказок, в библиотеке, с музыкой, в парке;
· - создать "Комнату размышлений";
· - проводить занятия по психотерапии и аутогенной тренировке.
Из всех проблем, с которыми сталкивается социальный педагог в работе с семьей, выделяется проблема подготовки подростка к семейной жизни.