Методика и технологии социальной адаптации личности.
Процесс социальной адаптации личности - это сложнейшее общественное явление, которое включает в себя различные стороны жизнедеятельности человека. Экстремальные ситуации, возникающие в области экономических, политических, социальных отношениях в обществе требуют от индивида психического и физического здоровья для успешной деятельности.
Если процесс социализации человека идет, как правило, эволюционным путем, посредством накопления и усвоения предыдущего опыта, приобретения новых навыков в труде, быту, культуре, то механизм социальной адаптации носит более быстрый характер.
Эффективному развитию социальной адаптации способствует взаимодействие многих составляющих:
- социальное происхождение;
- образовательный уровень;
- условия непосредственной среды обитания (семья, образовательное учреждение, неформальное окружение);
- личностные особенности.
Процесс адаптации проходит в трех основных сферах: деятельности, общении, самосознании.
Проведенные научные исследования позволяют выделить 4 основных взаимосвязанных вида адаптации человека:
• биологическую;
• физиологическую;
• психологическую;
• социальную.
Также можно выделить подвиды социальной адаптации:
• общественно-политическая;
• профессиональная;
• адаптация к формам общественного сознания (наука, религия, искусство и т.д.);
• бытовая;
• досуговая.
Любой вид социальной адаптации личности требует не только определенных способностей человека, но и хорошо организованной профессиональной работы со стороны органов различного профиля, призванных помочь человеку на различных этапах его развития. Немаловажная роль в этом принадлежит социальному педагогу, поскольку современная стадия развития общества показывает, что человек и тем более ребенок не успевает адаптироваться в новые экономические, политические, духовные и социальные стороны бытия.
Одной из важнейших задач социального педагога является помощь в адаптации лиц "группы социального риска" (инвалиды, беженцы, мигранты, девианты, сироты и пр.), адаптация которых значительно осложнена.
В зависимости от природы, характера и степени нарушений процесса адаптации, можно выделить следующие виды дезадаптации:
1. Патогенная дезадаптация - вызвана отклонениями, патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат поражения центральной нервной системы. Выделяют также психогенную дезадаптацию (фобии, навязчивые дурные привычки, энурез и т.д.), которая может быть вызвана неблагоприятной социальной, семейной или школьной ситуацией. В дан-
ном случае в качестве необходимых мер выступают меры медико-педагогического, оздоровительно-реабилитационного характера, которые должны осуществляться как в общеобразовательных учебно-воспитательных учреждениях, так и в специальных.
2. Психосоциальная дезадаптация - связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, и которые обусловливают их трудновоспитуемость, требующую индивидуального педагогического подхода и в отдельных случаях специальных психолого-педагогических коррекционных программ.
3. Социальная дезадаптация - проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации ценностных ориентации, социальных установок. При социальной дезадаптации речь идет о нарушении процесса социализации, социального развития. При этом нарушения социализации могут быть вызваны как прямыми десоциализирующими влияниями, всегда ближайшее окружение демонстрирует образцы асоциального, антиобщественного поведения, взглядов, установок, так и косвенными десоциализирующими влияниями, когда имеет место снижение референтной значимости ведущих институтов социализации.
Социальная дезадаптация - процесс обратимый и в задачи социального педагога входит не только его предупреждение, но и организация процесса ресоциализации и социальной реабилитации дезедаптивных детей.
Важнейшими принципами процесса социальной адаптации являются:
- опора на положительные качества ребенка;
- формирование будущих жизненных устремлений ребенка, в том числе профессиональная ориентация;
- деятельностный принцип;
- реализация потребности в самоутверждении ребенка;
- развитие полезных интересов и высших духовных ценностей;
- организация социально-полезного досуга и времяпровождения детей;
- установление социально-полезных связей и отношений.
Следует помнить, что процесс адаптации протекает у разных детей неодинаково. Эта разница, прежде всего, проявляется в характере и степени активности, с которой ребенок включается в коллективные дела, усваивает и принимает коллективные нормы и требования. В зависимости от этого можно выделить следующие категории социально дезадаптированных детей:
1. Активно включающиеся дети, у которых адаптационный период протекает быстро и безболезненно. Как правило, это бывают у детей энергичных, подвижных, любознательных, с задатками лидеров.
1. Дети, занимающие позицию активного сопротивления, которые пытаются противостоять требованиям дисциплины, порядка.
2. Пассивные, "ведомые", слабовольные дети, не имеющие устойчивых серьезных склонностей и интересов.
Таким образом, процесс адаптации социально дезадаптированных детей предполагает формирование у них ценностно-нормативных представлений и соответствующих этим представлениям навыков социального поведения, изменение социального статуса, формирование профессиональных намерений, формирование способности саморегуляции своего поведения.
№ 20.