Методика и технологии социальной адаптации личности.

Процесс соци­альной адаптации личности - это сложнейшее общественное явление, которое включает в себя различные стороны жизнедеятельности человека. Экстремальные ситуации, возникающие в области экономических, политических, социальных отношениях в обществе требуют от индивида психического и физического здоровья для ус­пешной деятельности.

Если процесс социализации человека идет, как правило, эволюционным путем, посредством накопления и усвоения предыдущего опыта, приобретения новых навыков в труде, быту, культуре, то механизм социальной адаптации носит более быстрый характер.

Эффективному развитию социальной адаптации способствует взаимодействие многих составляющих:

- социальное происхождение;

- образовательный уровень;

- условия непосредственной среды обитания (семья, образовательное учреждение, неформальное окружение);

- личностные особенности.

Процесс адаптации проходит в трех основных сферах: деятельности, общении, самосознании.

Проведенные научные исследования позволяют выделить 4 основных взаимосвязанных вида адаптации человека:

• биологическую;

• физиологическую;

• психологическую;

• социальную.

Также можно выделить подвиды социальной адаптации:

• общественно-политическая;

• профессиональная;

• адаптация к формам общественного сознания (наука, религия, искусство и т.д.);

• бытовая;

• досуговая.

Любой вид социальной адаптации личности требует не только определенных способностей человека, но и хорошо организованной профессиональной работы со стороны органов различного профиля, призванных помочь человеку на различных этапах его развития. Немаловажная роль в этом принадлежит социальному педагогу, поскольку современная стадия развития общества показывает, что человек и тем бо­лее ребенок не успевает адаптироваться в новые экономические, политические, ду­ховные и социальные стороны бытия.

Одной из важнейших задач социального педагога является помощь в адаптации лиц "группы социального риска" (инвалиды, беженцы, мигранты, девианты, си­роты и пр.), адаптация которых значительно осложнена.

В зависимости от природы, характера и степени нарушений процесса адаптации, можно выделить следующие виды дезадаптации:

1. Патогенная дезадаптация - вызвана отклонениями, патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат поражения центральной нервной системы. Выделяют также психогенную дезадаптацию (фобии, навязчивые дурные привычки, энурез и т.д.), которая может быть вызвана неблагоприятной социальной, семейной или школьной ситуацией. В дан-

ном случае в качестве необходимых мер выступают меры медико-педагогического, оздоровительно-реабилитационного характера, которые должны осуществляться как в общеобразовательных учебно-воспитательных учреждениях, так и в специальных.

2. Психосоциальная дезадаптация - связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, и которые обусловливают их трудновоспитуемость, требующую индивидуального педагогического подхода и в отдельных случаях специальных психолого-педагогических коррекционных программ.

3. Социальная дезадаптация - проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации ценностных ориентации, социальных установок. При социальной дезадаптации речь идет о нарушении процесса социализации, социального развития. При этом нарушения социализации могут быть вызваны как прямыми десоциализирующими влияниями, всегда ближайшее ок­ружение демонстрирует образцы асоциального, антиобщественного поведения, взглядов, установок, так и косвенными десоциализирующими влияниями, когда имеет место снижение референтной значимости ведущих институтов социализации.

Социальная дезадаптация - процесс обратимый и в задачи социального педагога входит не только его предупреждение, но и организация процесса ресоциализации и социальной реабилитации дезедаптивных детей.

Важнейшими принципами процесса социальной адаптации являются:

- опора на положительные качества ребенка;

- формирование будущих жизненных устремлений ребенка, в том числе профессиональная ориентация;

- деятельностный принцип;

- реализация потребности в самоутверждении ребенка;

- развитие полезных интересов и высших духовных ценностей;

- организация социально-полезного досуга и времяпровождения детей;

- установление социально-полезных связей и отношений.

Следует помнить, что процесс адаптации протекает у разных детей неодина­ково. Эта разница, прежде всего, проявляется в характере и степени активности, с которой ребенок включается в коллективные дела, усваивает и принимает коллек­тивные нормы и требования. В зависимости от этого можно выделить следующие категории социально дезадаптированных детей:

1. Активно включающиеся дети, у которых адаптационный период протекает быстро и безболезненно. Как правило, это бывают у детей энергичных, подвижных, любознательных, с задатками лидеров.

1. Дети, занимающие позицию активного сопротивления, которые пытаются противостоять требованиям дисциплины, порядка.

2. Пассивные, "ведомые", слабовольные дети, не имеющие устойчивых серьезных склонностей и интересов.

Таким образом, процесс адаптации социально дезадаптированных детей предполагает формирование у них ценностно-нормативных представлений и соответствующих этим представлениям навыков социального поведения, изменение социального статуса, формирование профессиональных намерений, формирование способности саморегуляции своего поведения.

№ 20.

Наши рекомендации