Этапы работы социального педагога в рамках патронажа
Выделяют следующие этапы работы социального педагога с клиентом в рамках патронажа:
1. Знакомство. Заключение договора с клиентом. Работа с клиентом начинается с заключения двухстороннего договора между семьей клиента (если клиент несовершеннолетний) или самим клиентом и учреждением, которое представляет социальный педагог. Договор не имеет юридической силы. Его значение состоит в установлении "правил игры", очерчивании круга взаимных обязательств и прав.
2. Вхождение в проблемы клиента. Создание и поддержание мотивации к выходу из кризиса. Социальный педагог должен помочь сначала оформить имеющийся позитивный потенциал клиента, а затем способствовать воплощению планов и намерений в реальные действия, поступки, отслеживая последовательность целенаправленных действий по выходу из кризиса.
В основе мотивов к работе клиента (его семьи) с социальным педагогом лежат:
• осознание клиентом необходимости перемен;
• выдвижение реально достижимых целей;
• создание ситуации свободного выбора, в основе которого лежат позитивные намерения клиента;
• хороший контакт, доверие клиента социальному педагогу;
• четкие представления о возможностях социального педагога и их границах, способах и методах его работы; необходимая своевременная и разносторонняя (информационная, организационная, материальная, моральная и пр.) поддержка социальным педагогом клиента для достижения у спеха;
• реальные результаты первых совместно предпринятых шагов, первые ощутимые перемены к лучшему;
• постепенное решение проблем клиента.
3. Сбор информации о клиенте:
• применение широкого диапазона методов сбора информации;
• сбор информации на протяжении всего времени работы с клиентом;
• тщательный отбор объективной информации относительно клиента;
• сопоставление информации из различных источников.
Социальный педагог начинает свою работу со сбора точной, полной, достоверной, объективной информации о клиенте, о его ближайшем окружении. Ему необходимо знать:
- состав семьи клиента;
- характеристику внешних и внутренних контактов клиента;
- нормы, ценности, правила, мировоззрение клиента;
- способности и возможности клиента;
- уровень материального обеспечения, особенности организации быта;
- состояние здоровья, образ жизни, привычки клиента.
Социальный педагог по мере необходимости прибегает к консультативной помощи специалистов и использует их заключения в своей работе.
Для сбора информации социальный педагог пользуется большим набором методов: беседа с клиентом, с членами его семьи, интервью, обследование жилищно-бытовых условий, карта социальных связей клиента и т.п.
На основе полученной информации социальный педагог формирует отношения с клиентом и разрабатывает план совместной работы по выходу клиента из кризиса. Анализ информации о клиенте. Анализ информации о клиенте социальный
педагог осуществляет с целью найти оптимальные подходы к решению проблем
клиента и наиболее эффективные способы взаимодействия с ним.
4. Выведение клиента из социальной изоляции. План и контракт в работе с
клиентом. Цели, задачи и перспективы работы социального педагога и клиента находят свое отражение в контракте. Контракт составляется социальным педагогом на основе анализа полученной информации вместе с клиентом. В нем в краткой форме излагаются намерения сторон, принимаемые ими на себя обязательства по выведению клиента из кризиса, указываются сроки этой работы.
Контракт намечает основные направления работы социального педагога и клиента. Он не является юридическим документом, но призван повысить ответственность сторон и активность для получения желаемых результатов.
Одновременно социальный педагоги клиент совместно вырабатывают план ближайшего этапа (например: план на месяц или план достижения конкретного промежуточного результата), который содержит конкретные шаги для решения проблемы клиента и сроки их осуществления. Контроль за осуществлением этих шагов в намеченные сроки проводит социальный педагог. Ответственность за выполнение обязательств по контракту и текущих планов возлагается на клиента.
Содержание работы с клиентом определяется имеющимися у него проблемами.
6. Завершение работы. По окончании интенсивного периода работы, социальный педагог представляет карту изменений клиента, рассматривается вопрос о снятии клиента с социального патронажа и установлении за клиентом наблюдения
на определенный срок (до 1 года). При этом социальный педагог регулярно взаимодействует с клиентом, приглашает его на культурные, оздоровительные, развивающие мероприятия.
Границы выделенных этапов условны.