Классификация методов, используемых социальным педагогом
Методы социальной работы:
Методы социальной диагностики: интервью; мониторинг (контроль с периодическим слежением за объектом и обязательной обратной связью); социологический опрос; экспертная оценка (метод прогнозирования социального явления или процесса); биографический метод; зондажно-информационное обследование (сбор сведений о численности, составе и динамике местного населения); социально-исторические обследование (изучение истории заселения и освоения данной территории, изменения состава местного населения, исследование его занятий и традиций); информационно-целевой анализ различных документов, статей из местной и центральной прессы, писем и жалоб граждан; социальное картографирование (анализ динамики рождаемости и смертности населения, зависимость качества жизни от различных природных и социальных факторов).
Методы социальной профилактики: превентивный метод, социальная терапия, группа поддержки.
Методы социального контроля: социальный надзор, социальная опека, социальный патронаж, социально-медицинский уход, социальное обслуживание.
Методы социальной реабилитации: трудотерапия, групповая терапия.
Социально-экономические методы: метод льгот и пособий, метод компенсаций, социально-экономические санкции.
Организационно-распорядительные методы: нормирование, регламентирование, инструктирование, контроль и проверка исполнения.
Психологические методы:
Психодиагностические: тесты интеллекта и способностей, личностные опросники, проективные тесты, рисуночные тесты, социометрия (метод, позволяющий выразить количественно и графически структуру межличностных отношений в группе по определенному критерию).
Психокоррекционные: психогимнастика, игровая коррекция, игротерапия, социально-психологический тренинг, тренинг поведения.
Методы психологического консультирования: эмпатическое слушание, интерпретация, идентификация, выдвижение гипотез.
Методы психотерапии: самовнушение, психоанализ, суггестия, групповая терапия, семейная психотерапия.
Педагогические методы:
Организационные: педагогический эксперимент.
Диагностические: педагогическое наблюдение, естественный эксперимент.
Методы обучения: словесные (рассказ, беседа, дискуссия, лекция), наглядные (иллюстрация, демонстрация, работа с наглядным материалом), практические (упражнения, лабораторные и практические занятия, игры, труд).
Методы воспитания: положительный пример, убеждение, приучение, поощрение и наказание, внушение, перспектива, самовоспитание, организация успеха и пр.
Социально-педагогические методы:
Методы социального воспитания: метод мотивирования и приобщения к действию, метод закрепления и обогащения, метод содействия и сотворчества.
Методы воздействия: методы, воздействующие на сознание, на чувства, на поведение.
Методы организации социально-педагогического взаимодействия: методы целеполагания, методы ценностного ориентирования, методы организации деятельности, методы общения, методы оценки, методы самореализации.
№ 4.
Сущность и понятие педагогической и социальной технологии
Социальная технология
Понятие "социальная технология" в России появилось в 70-80-е годы 20 века в связи с необходимостью разработки качественно новых подходов к решению проблем общественного развития, что было связано с усложнением социально-экономических отношений.
Понятие социальная технология возникло в социологии и связано с возможностью программирования и воспроизведения результатов, которая заложена в развитии социальных процессов.
Существует несколько подходов к пониманию сущности социальной технологии, из них наиболее существенными являются следующие определения:
Социальная технология - это определенная программа деятельности по решению социальной проблемы;
Социальная технология - это специально разработанная программа исследования социальной проблемы.
Одной из разновидностей социальной технологии являются технологии социальной работы, которые наиболее близки к социально-педагогическим технологиям, поскольку деятельность социального педагога и социального работника имеет много общего.
Технология социальной работы – это практическая деятельность социального работника, которая характеризуется рациональной последовательностью использования различных методов и средств с целью достижения качественных результатов труда. Технология предполагает наличие программы деятельности специалиста, в рамках которой решается конкретная проблема клиента, алгоритм последовательных операций для достижения конкретного результата, критерии оценки успешной деятельности специалиста.
Технология социальной работы – это последовательность действий специалиста по социальной работе, основанных на его профессиональном мастерстве, индивидуальной технике, направленных на активизацию личностных ресурсов клиента и достижение выхода из трудной жизненной ситуации.
Технология социальной работы представляет собой алгоритм действий специалиста, реализуемый с помощью методики в условиях социальной службы, учреждения социального обслуживания.
Технологии социальной работы: технология первичного приема; технология социального патронажа; социальная диагностика; технология социальной профилактики; технология социальной адаптации; технология социальной реабилитации; технология социальной терапии.
Признаки технологии социальной работы (Холостова Е.И.):
– разделение процесса оказания помощи клиенту на этапы, включающие конкретные формы и процедуры;
– поэтапная координация действий специалистов, направленных на достижение результата;
– однозначность выполнения процедур и операций, включенных в технологию.
Педагогическая технология
Термин "педагогические технологии" появился в США первоначально как термин "технологии образования".
В отечественной научно-педагогической литературе этот термин появился в начале 1970-х годов в связи с активным внедрением в учебный процесс технических средств обучения. Первые работы, посвященные анализу сущности данного понятия, принадлежали ТА. Ильиной.
В 1990-е г. интерес ученых к проблеме педагогических технологий резко возрос. Однако анализ подходов различных авторов к пониманию сущности и содержания педагогической технологии показывает, что среди них нет единства.
Такое разнообразие трактовок педагогической технологии не случайно, поскольку каждый автор исходит из определенного концептуального подхода к пониманию сущности технологии вообще.
Педагогическая технология разрабатывается для достижения определенной учебно-воспитательной цели. Она индивидуальна для каждого педагога и предполагает отбор методик, направленных на изучение личности, последовательную деятельность педагога и анализ достижения цели на каждом этапе воспитательного процесса.
Слово «технология» образовано о греч.: techne – искусство, мастерство, умение; logos – слово, понятие, учение, наука. Технология – знание об искуссном, мастерском выполнении какой-либо деятельности; наука об искусстве, мастерстве. В массовом сознании технология ассоциируется не с мастерством, а с рутиной.
Понятие педагогической технологии связано с понятиями методы, средства, методика, педагогическая техника.
«Нужно желать, чтобы метод человеческого образования стал механическим, то есть предписывающим все столь определенно, чтобы все, чему будут обучать … не могло не иметь успеха, как это бывает в хорошо сделанных часах, в телеге, корабле, мельнице и во всякой другой сделанной для движения машине» Я.А.Коменский, «Великая дидактика»
Не все ученые-педагоги однозначно отнеслись к введению данного термина, считая, что по отношению к личности его применить невозможно. Затем, наоборот, данный термин стал использоваться очень широко, иногда неправомерно – все, что делает педагог стали называть технологией. Слово «технология» вытеснило привычные «методики преподавания предметов». Используется в различных сочетаниях и значениях: технологии обучения, педагогические технологии, технологии воздействия, взаимодействия. Их определения нередко расплывчаты.
Технологический подход прошел три стадии развития:
1) эмпирическая – обобщение опыта успешных учителей;
2) алгоритмическая – проектирование алгоритмов деятельности учителя и учеников;
3) стохастическая – проектирование вероятностных алгоритмов управлению деятельностью учеников.
Технологический подход может быть применен к любой составляющей системы образования.
Наиболее привычным является отнесение понятия «технология» к производству. Здесь технология предполагает гарантированное получение продукта с заранее заданными качествами, с учетом свойств исходного сырья и определения четких этапов обработки. Здесь под технологией понимается совокупность знаний о способах и средствах осуществления производственного процесса, гарантирующих получение определенного результата.
В результате процесс производства можно многократно воспроизвести в любом другом месте. В силу определенных причин возможно появление брака, т.е. получение продукта, не обладающего требуемыми свойствами.
Составляющие технологического процесса:
- конечный продукт (цель производства);
- исходный объект, с определенными начальными характеристиками (сырьё);
- технологическая карта, содержащая описание последовательности операций и их содержание;
- средства диагностики начального, промежуточного и конечного состояния объекта производства;
- средства осуществления основных корректирующих действий;
- механизмы обратной связи.
Само понятие технологии возникло, когда технические средства производства стали вытеснять действия человека.
Термин «педагогическая технология» в 20-е годы XX века. Это было вызвано внедрением в учебный процесс новых технических средств.
Макаренко А.С. в «Педагогической поэме» писал: «Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Именно поэтому у нас просто отсутствуют все важные стороны производства: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, нормирование, контроль, допуски и браковка».
Понятие « педагогическая технология» стало активно использоваться в начале 1960-х гг. в Англии и США. В 70-е годы к нему относили все то, что касается совершенствования учебного процесса и средств обучения.
Монахов В.М. считает, что главное отличие технологии от фундаментальной науки в смещение акцента с вопроса «почему?» на вопрос «как?». При этом необходимо различать технологию как определенную область знания, от технологии как процесса.
Наиболее общее понимание технологии – это обоснованная система деятельности, применяемая человеком в целях преобразования окружающей среды, производства материальных или духовных ценностей.
Педагогическая технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе и приводящая к намеченным результатам. Это система, в которой последовательно реализуется заранее спроектированный учебно-воспитательный процесс, гарантирующий достижение педагогических целей.
В узком смысле слова педагогическая технология – это совокупность способов организации учебно-воспитательного процесса или последовательность определенных действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей.
Педагогическая технология представляет собой совокупность способов педагогического взаимодействия последовательная реализация которых создает условия для развития участников педагогического процесса и гарантирует решение педагогических задач.
Существуют разные определения педагогической технологии. Приведем примеры трактовки данного понятия разными авторами.
Ю.П.Азаров определяет педагогическую технологию как способность учителя создавать условия для саморазвития ребенка.
Н.Е.Щуркова понимает под педагогической технологией «операционное обеспечение» функций педагога по отношению к воспитаннику.
Ф.А.Фрадкин дает следующее определение: это системное, концептуальное, нормативное, объективированное, инвариантное описание деятельностей учителя и ученика, направленных на достижение образовательных целей.
И.П.Волков считает, что педагогическая технология – это описание процесса как достижения планируемых результатов обучения.
В.П.Беспалько определяет педагогическую технологию как проект, модель педагогической системы, реализуемой на практике.
В.В.Сериков определяет педагогическую технологию как процессуально-методическую характеристику педагогической деятельности.
В.М.Монахов определяет педагогическую технологию как упорядоченную систему процедур, неукоснительное выполнение которых приведет к достижению определенного планируемого результата.
Педагогическая технология – это направление в педагогике, которое ставит целью повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение учащимися запланированных результатов обучения. Педагогическая технология направлена на выявление принципов и разработку приемов оптимизации образовательного процесса, анализ факторов, повышающих образовательную эффективность. Специфика педагогической технологии состоит в том, что в ней конструируется и осуществляется такой учебный процесс, который должен гарантировать достижение поставленных целей.
Педагогическая технология – это:
1) содержательно-операционная деятельность по обеспечению педагогического процесса;
2) совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для организации целенаправленного воздействия на формирование личности с заданными качествами;
3) рационально организованная деятельность по обеспечению достижения целей педагогического процесса.
Функции педагогической технологии:
1) организационно-деятельностная;
2) проектировочно-прогностическая;
3) коммуникативная;
4) рефлексивная;
5) развивающая.
Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами:
а) научным (часть педагогической науки);
б) процессуально-описательным (описание, алгоритм процесса достижения целей обучения и воспитания);
в) процессуально-действенным (осуществление педагогического процесса).
Понятие «педагогическая технология» может быть представлено на трех уровнях: общепедагогический, частнометодический, локальный.
Педагогические технологии – это человековедческие, гуманитарные технологии, поэтому имеют свои особенности:
1) не всякое явление в области воспитания и образования технологично; успех воспитания и обучения может определяться талантом и мастерством педагога;
2) разработка каждой технологии требует анализа большого объема научной информации из всех областей человекознания;
3) педагогические технологии не всегда гарантируют высокий уровень достижения замысла, так как на ребенка действуют другие факторы; результат воспитания не всегда виден в ближайшее время.
В одних случаях технологии вырастают из теории, в других из практики. Любая деятельность через какое-то время должна быть понята и научно описана в операциях, которые помогают с большой вероятностью достигать научно выверенных целей.
Беспалько В.П. считает: «Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала». Пока технология не создана, господствует индивидуальное мастерство. Затем – коллективное мастерство, выражением которого является технология.
Идеи, лежащие в основе современных технологий:
- демократизация (передача части функций учащимся);
- гуманизация (отношения сотрудничества);
- развитие социальной компетентности учащихся (взаимодействие с другими людьми и др.);
- развивающий и личностно-ориентированный характер;
- деятельностный подход;
- системный подход;
- компетентностный подход и др.
Гузеев В.В. выделяет идеи, вокруг которых концентрируются образовательные технологии:
1) укрупнение дидактических единиц;
2) планирование результатов обучения и дифференциация образования;
3) психологизация;
4) компьютеризация.
Признаки педагогических технологий:
- содержательность (концепция, замысел и позиция автора);
- эффективность (гарантированность достижения результата);
- экономичность (оптимизация труда учителя и учащихся);
- воспроизводимость (в широких масштабах любым учителем, без потери результата);
- корректируемость (возможность использования обратной связи);
- предусматривают взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся);
- наличие диагностических процедур, показателей, критериев, инструментария измерения результатов деятельности.
Структура (иерархия) педагогических технологий включает четыре соподчиненных класса:
1. Метатехнологии – общепедагогические, охватывающие образовательный процесс в стране, регионе, учебном заведении (развивающего обучения, воспитательной работы);
2. Макротехнологии или отраслевые, охватывающие деятельность в рамках какой-либо образовательной отрасли, направления обучения или воспитания, учебной дисциплины (технология преподавания какого-либо предмета, компенсирующего обучения);
3. Мезотехнологии или модульно-локальные, охватывающие технологии осуществления отдельных частей (модулей) учебно-воспитательного процесса, направленные на решение частных, локальных дидактических, методических или воспитательных задач (технология урока, усвоения темы, контроля и др.);
4. Микротехнологии – направлены на решение узких оперативных задач, относящихся к индивидуальному взаимодействию или самовоздействию субъектов педагогического процесса (формирования навыков письма, тренинги коррекции качеств и др.).
Основные качества современных педагогических технологий:
- системность, структурированность, комплексность;
- целостность;
- научность;
- концептуальность;
- развивающий характер;
- логичность (проект, программа, технологическая карта);
- алгоритмичность;
- преемственность;
- вариативность и гибкость;
- процессуальность;
- управляемость;
- диагностичность;
- прогнозируемость;
- эффективность;
- оптимальность;
- воспроизводимость.
Технологический подход открывает новые возможности для совершенствования педагогического процесса. Он позволяет с большей определенностью предсказывать результаты и управлять педагогическим процессом; обеспечивать благоприятные условия для развития личности; оптимально использовать имеющиеся ресурсы; выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии.
Однако технологический подход нельзя считать универсальным. Он дополняет имеющиеся. Продолжает использоваться понятие «методики».
Методика в образовании – описание конкретных приемов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах.
Методика обучения (частная дидактика) – совокупность упорядоченных знаний о принципах, содержании, методах, средствах, формах учебно-воспитательного процесса по отдельным учебным дисциплинам, обеспечивающих решение поставленных задач.
Методика воспитательной работы – раздел теории воспитания, исследующий особенности организации воспитательного процесса в различных образовательно-воспитательных учреждениях, детских объединениях, организациях, разрабатывающий рекомендации по созданию системы воспитательной работы, использованию тех или иных методик или технологий в воспитательном процессе.
Под методикой обычно понимают учение о методах решения определенной задачи, а также совокупность методов, обеспечивающих решение задачи.
Понятие методика встречается в различных аспектах:
1) технические приемы реализации определенного метода, конкретное воплощение метода; методика в этом случае рассматривается как синоним метода;
2) выработанный способ деятельности, на основе которого реализуется достижение конкретной педагогической цели – методика реализации определенной педагогической технологии; в этом случае под методикой понимается методическая разработка, включающая последовательность и особенности реализации совокупности методов, средств, направленных на достижение определенной цели;
3) особенности педагогической деятельности в процессе преподавания учебной дисциплины.
Методика может общей и частной.
Технология в отличие от методики всегда предполагает логику, последовательность педагогических методов и приемов, т.е. отличается алгоритмичностью. Технология отличается от методики: четкостью формулировок целей, их диагностичностью; опорой на теорию; концептуальностью, системностью, проработанностью методологического, инструментального и личностного аспектов; воспроизводимостью; более высокой степенью гарантированности и стабильности результатов.
В воспитании используют и другое понимание педагогической технологии. Это прикладная педагогическая дисциплина, обеспечивающая реальное взаимодействие педагога с детьми, посредством тонкого психологически оправданного «прикосновения к личности». В этом случае к ведущим понятиям относят: субъект, педагогическая стратегия, воздействие, взаимодействие.
Работа педагога с педагогическими технологиями. Педагогическая технология является компонентом профессиональной компетентности педагога. Она опирается на педагогическое сознание и педагогическую технику, осознание того «какой я педагог?». Прежде, чем использовать тот или иной технологический прием педагог соотносит его со своей педагогической типологией, индивидуальной профессиональной «Я-концепцией», окрашивает своей индивидуальностью, продумывая, для чего он использует этот прием, что дает его использование. Педагогическая технология является результатом рефлексии педагогом педагогического взаимодействия.
Таблица классификаций педагогических технологий
По ведущему фактору психического развития | Биогенные | |||
Социогенные | ||||
Психогенные | ||||
Идеалистические | ||||
По ориентации на личностные структуры | Информационные (формирование знаний, умений, навыков) | |||
Операционные (формирование способов умственных действий) | ||||
Эмоционально-художественные (воспитание эстетических отношений) | ||||
Эмоционально-нравственные (воспитание нравственных отношений) | ||||
Саморазвитие (формирование самоуправляющих механизмов) | ||||
Эвристические (развитие творческих способностей) | ||||
По характеру содержания образования | Обучающие - воспитательные | |||
Светские - религиозные | ||||
Общеобразовательные - профессиональные | ||||
Гуманитарные - технократические | ||||
Частнопредметные | ||||
По организационным формам | Классно-урочные - альтернативные | |||
Академические - клубные | ||||
Индивидуальные - групповые | ||||
Коллективный способ обучения | ||||
Способы дифферинцированного обучения | ||||
По отношению к ребенку | Авторитарные | |||
Дидактоцентрические | ||||
Личностно-ориентационные | ||||
Гуманно-личностные | ||||
Технологии сотрудничества | ||||
Технологии свободного воспитания | ||||
По преобладающему (доминирующему) методу | Догматические, репродуктивные | |||
Объяснительно-иллюстративные | ||||
Развивающее обучение | ||||
Проблемные, поисковые | ||||
Творческие | ||||
Программированное обучение | ||||
Диалогические | ||||
Игровые | ||||
Саморазвивающее обучение | ||||
Информационные (компьютерные) | ||||
По категории обучающихся | Массовая технология | |||
Продвинутого образования | ||||
Компенсирующие | ||||
Виктимологические | ||||
Технологии работы с трудными детьми | ||||
Технологии работы с одаренными детьми | ||||
По концепции усвоения | Ассоциативно-рефлекторные | |||
Бихевио-ристические | ||||
Гештальт-технологии | ||||
Интериоризаторские | ||||
Суггестивные | ||||
Нейролингвистические | ||||
По типу управления познавательной деятельностью | Классическое лекционное | Современное традиционное обучение | Традиционное классическое | Программированное обучение |
Обучение с помощью ТСО | ||||
Система "консультант" | ||||
Обучение по книге | ||||
Система малых групп | ГСО, дифференцирование | |||
Компьютерное обучение | ||||
Система "репетитор" | ||||
Программное обучение |
№ 5.