Вопрос 2. как транспортировали многотонные блоки к месту возведения дольмена при полном отсутствии дорог в горной местности?
Перед строителями дольменов стояла сложная и далеко не тривиальная транспортная проблема. Как доставить многотонные каменные блоки к месту строительства дольмена в горных условиях при полном отсутствии дорог? В.И.Марковин предполагает, что это было так: "…Но вот плиты в необработанном виде вырублены. Их надо доставить на место. И с помощью катков (равной формы бревен), веревок, человеческой и бычьей силы тащили материал к облюбованному уголку, где будет воздвигнут дольмен. Способ очень древний" (Марковин, 1985, с. 61.)
При всей простоте описанного способа он не так прост. Для транспортировки многотонного каменного блока нужна дорога. Дорога как инженерное сооружение, создающее в горном рельефе плоскость, по которой возможно перемещение крупногабаритных, многотонных блоков без угрозы бокового соскальзывания и без чрезмерно крутого угла подъема.
Дольмены на горе Нэксис расположены на высоте примерно 340м (фото. 10). Но встречаются дольмены и на высоте на 900 м. Горная дорога в инженерном и техническом плане гораздо труднее равнинной.
При прокладке горной дороги нужно вгрызаться в скальный склон горы и формировать значительную насыпь, в щелях организовывать сбросы воды под дорогой (мосты), при крутом подъеме дорога идет серпантином.
На фото гора Нэксис. Высота левой вершины (г. Нэксис) 398,1 м. Высота правой вершины (г. Дольмен) 386,2 м. Между вершинами на высоте примерно 340 м расположены два дольмена. Для подъема на такую высоту многотонных плит нужно было бы построить в скальном грунте длинную дорогу идущую серпантином вдоль склона.
Марковин в своей книге “Испун. Заметки о дольменах Западного Кавказа” пишет: “Можно назвать только один пункт аул Уляй, куда для постройки дольмена каменные плиты везли издалека, не менее чем за 40-50 км от скальных выходов. Обычно места добычи строительного материала находятся поблизости самое большее в 10-15км.”.
Взгляните на горную лесовозную дорогу. При ее строительстве пришлось вынимать примерно 1,5 кубометра скального грунта на каждый метр дороги. т.е. при создании 1 км такой дороги нужно переместить 1500 кубов грунта. 10 км дороги 15 000 кубометров грунта. Строительство многочисленных в горах водосбросов, мостов это еще более сложная задача. А ведь еще нужно вырубить и выкорчевать лес. Создание дороги в горах гораздо более сложная задача чем само строительство дольменов.
На фото площадь полученного треугольника составляет примерно 1,5 м2. Значит для прокладки 1 метра горной дороги нужно извлечь 1,5 кубометра грунта. Зачастую просто скалы.
Кроме того, поверхность дороги должна быть достаточно прочная и ровная, чтобы по ней смогли катиться катки (диаметр примерно 20 см), на которые уложены многотонные блоки. Просто земляная или глинистая поверхность не подойдет. Катки-бревна будут просто вдавливаться в грунт многотонными блоками.
К примеру, в древнем Египте и Греции при транспортировке каменных блоков таким способом мостили дорогу каменными плитами. В окружении большинства дольменов нет следов дорог, и они стоят в очень труднодоступных местах. Как же тогда доставляли многотонные плиты за десятки километров?