Педагогическое наблюдение за ходом урока
Вцелях проведения педагогического наблюдения за ходом урока и последующего его анализа необходимо иметь план наблюдений. В литературе имеется значительное число схем ана-
лиза уроков физической культуры. Однако во многих случаях они не совсем отвечают требованиям и специфике наблюдений за подготовленностью к уроку и проведением урока гимнастики. Учитывая сказанное, мы предлагаем следующий план наблюдений и анализа. Он хорошо запоминается, так как соответствует логике подготовки и проведения урока и включает несколько частей.
1. Подготовленность учителя к уроку. Вэтой части проверя
ется и оценивается состояние конспекта урока и подготовка ус
ловий для его успешного проведения. В конспекте урока анали
зу подвергаются:
правильность и логичность постановки задач; соответствие подобранных средств и методов поставленным задачам;
соответствие формы конспекта установленным требованиям.
Подготовка условий для успешного проведения урока предполагает:
подготовку мест занятий, инвентаря и учебных карточек;
использование нестандартного оборудования;
обеспечение санитарно-гигиенических требований к местам занятий;
подготовку помощников и технических средств.
2. Проведение урока.Наиболее эффективно наблюдение за
проведением урока можно осуществлять по частям урока.
В подготовительной части урока целесообразно проследить за своевременностью и организованностью начала урока, за четкостью и доступностью сообщения задач урока. При выполнении строевых упражнений необходимо обратить внимание на правильность и своевременность подачи команд, требовательность при их выполнении, умение держаться перед классом, владение командным голосом, умение выбирать правильное место. При проведении общеразвивающих упражнений необходимо обратить внимание на их соответствие конкретному классу и дозировку, направленность на решение задач основной части урока; умение объяснять и показывать упражнения, владение способами проведения общеразвивающих упражнений; умение выполнять упражнения с музыкальным сопровождением; умение исправлять ошибки и вести подсчет по ходу выполнения упражнений. Немаловажным моментом в проведении подготовительной части урока является умение проводить танцевальные упражнения и упражнения на внимание, а также своевременность завершения этой части урока согласно плану-конспекту.
В основной части урока прежде всего оценивается умение
пользоваться гимнастической терминологией, владение методом показа, приемами оказания помощи и страховки, умение правильно организовать учащихся при обучении различным видам упражнений. Оценивается также умение провести подвижную игру, владение приемами и методами обучения и устранения ошибок, организация текущего учета успеваемости и проверка домашних заданий.
В заключительной части наблюдению и анализу подвергаются проводимые упражнения, их соответствие задачам этой части, подведение итогов урока, домашние задания, своевременное и организованное окончание урока.
3. Заключение по уроку. Конечным этапом анализа урока являются выводы и рекомендации. Делая выводы, нужно остановиться на выполнении задач отдельными учениками и классом в целом, выделить положительные стороны и недостатки, оценить профессионально-педагогический уровень учителя (теоретическую, методическую, речевую и двигательную подготовленность), высказать предложения по устранению обнаруженных недостатков, дать общую оценку урока. Для этой цели по каждому пункту схемы наблюдения и анализа урока можно проставить соответствующие баллы, например от 1 балла (действие выполнено с грубейшими ошибками или не соответствует требо- -ваниям) до 5 баллов (действие или пункт выполнен в соответствии с требованием); после чего, подсчитав наибольшее количество тех или иных оценок за каждый пункт, можно определить оценку за урок.
ХРОНОМЕТРИРОВАНИЕ УРОКА ГИМНАСТИКИ
Хронометрирование можно рассматривать как составную часть педагогического наблюдения. В школьной практике наибольшее распространение получило хронометрирование различных видов деятельности учащихся на уроке для определения общей и моторной плотности. Общей плотностью называется отношение педагогически оправданных затрат времени к продолжительности урока или его части. Моторной (двигательной) плотностью принято считать отношение времени, использованного непосредственно на двигательную деятельность занимающихся во время урока, к его общей продолжительности.
Хронометрирование урока гимнастики целесообразно проводить по следующим видам деятельности учителя и учащихся:
1) слушание учителя и наблюдение за выполнением упражне-
ний. Все объяснения, указания, исправления ошибок учащихся, показ упражнений учителем, наблюдения за выполнением упражнений фиксируются в специальной графе протокола учета данных хронометража;
2) выполнение физических упражнений (элементы строевых упражнений и общеразвивающие упражнения; упражнения на внимание и танцевальные упражнения; подводящие и основные упражнения; подвижные игры; упражнения на координацию и развитие физических качеств);
3) отдых и ожидание учащимися очередного выполнения задания. В этой графе отражается время ожидания учащимися очередного выполнения упражнения, а также кратковременный отдых, предоставленный ученикам в целях регулирования физиологической нагрузки;
4) действия по организации занятий (перестроения, подготовка мест занятий, уборка снарядов и матов, переходы от одного снаряда к другому и т. п.);
5) простои по вине учителя. К этому виду учета времени относят: опоздание класса к началу урока или преждевременное отпускание класса с урока, приведение в порядок неисправного оборудования, поиск инвентаря ит. п., т. е. то, что может быть устранено в результате более оперативных и заранее продуманных действий учителя.
Точный учет времени деятельности учителя и учеников на уроке определяется по скользящей стрелке секундомера. Секундомер пускается со звонком и останавливается после организованного выхода учащихся из зала. В качестве объекта наблюдения избирается так называемый средний ученик, достаточно активный и дисциплинированный. Данные наблюдения и хронометрирования фиксируются в специальном протоколе.
Протокол хронометрирования урока гимнастики
Урок провел Иванов В. В. Дата 12.10.98. Время 8.00-8.45. Школа N 30. Класс 4 «Б». Место проведения — спортивный зал. Количество учащихся 34 (мальчиков — 16, девочек — 18).
Количество отделений 1 (м), 1 (д). Номер урока — 12-й. Задачи урока:
1. Совершенствовать кувырки вперед и назад.
2. Учить лазанью в три приема. Фамилия наблюдаемого Стрелков М. Фамилия наблюдающего Волков Н. И.
При хронометрировании урока непосредственно на месте заполняются только графы 1, 2, 3. В первой графе определяются части урока с точными границами времени их начала и окончания.
В графе «Виды деятельности» записывается содержание урока. В третьей графе по секундомеру отмечается время окончания каждого фиксируемого вида деятельности. После окончания наблюдаемого урока производится обработка протокола хронометрирования. Она вначале заключается в том, что против каждого показания секундомера в соответствующие графы разносится время по видам деятельности. Вычисление производится путем определения разности времени показаний секундомера, зафиксированных по окончании предыдущей деятельности, и показаний секундомера, записанных с завершением последующей деятельности учителя или ученика. Затем по вертикали суммируется время отдельных частей и всего урока. В первой графе проставляется общая продолжительность урока.
Последующим моментом обработки показателей хронометра-
жа является вычисление плотности урока. Определять плотность урока необходимо в целом и по частям. Это обусловлено неодинаковыми возможностями и условиями организации работы в подготовительной, основной и заключительной частях урока. Общее время, затраченное на урос (или его часть), принимается за 100%. Относительно него и рассчитываются процентные величины. Для расчета моторно! плотности (МП) необходимо время выполнения физических упражнений (t$y) умножить на 100% и разделить на общее время (to6n,).
В нашем примере t$y = 16,6 мин, ^щ = 45 мин. Поставив эти значения в формулу, получим моторную 1лотность данного урока — 36,8%. Аналогичным образом можно рассчитать моторную плотность отдельных частей урока. Например, МП основной части урока будет равна:
Моторная плотность в процессе урока юстоянно изменяется. Неизбежность таких изменений можно объяснить прежде всего „ различием содержания применяемых утражнений, местом их использования и методами проведения. Например, для подготовительной части подбираются упражнения небольшого энергетического веса, и проводятся они, как гравило, фронтально, с незначительными паузами. Поэтому подготовительная часть всегда имеет более высокий показател! моторной плотности. В основной части урока по гимнастике показатели моторной плотности обычно бывают ниже в связис применением упражнений более высокого энергетического зеса. Причем и внутри этой части урока показатели моторной плотности могут изменяться от вида занятий.
Для определения общей плотности (ОП) урока или его частей суммируются показатели времени акмвной деятельности на уроке (tafl). Сюда входит время, затрачегаое на выполнение физических упражнений, слушание и наблодение и организацию урока (графы 4, 5, 7), кроме времени на отдых, ожидание и простои (6 и 8). Это время умножается на 1(0% и делится на общее время (to6u,):
\ В нашем примере для определения ОН урока находим предварительно значение времени активной деятельности (tan). Оно равно: 5,9 + 16,6 + 7,7 = 30,2. Поставив полученные значения в формулу, найдем значение ОП урока (67,1%). Определив данные моторной и общей плотности урока, необходимо их проанализировать в соответствии с поставленными перед уроком задачами. Оценку следует сопровождать рекомендациями по средствам и путям повышения общей и моторной плотности данного урока, причем следует иметь в виду, что общая плотность полноценного урока должна приближаться к 100% . К снижению общей плотности урока гимнастики обычно приводят следующие причины:
неоправданные простои на уроках (опоздание с началом, несвоевременная подготовка мест занятий и инвентаря, ожидание очереди перед выполнением упражнений);
неподготовленность учителя к уроку; непродуманные содержание и организация урока приводят к естественным в этих случаях паузам, если учителю и удается их избежать, то все равно потеря времени будет неизбежной из-за использования на уроке случайных (по ходу придуманных), малоэффективных упражнений;
излишняя или малоэффективная словесная информация для учащихся на уроке;
неудовлетворительная дисциплина занимающихся, что приводит к нерациональному использованию времени из-за многократного повторения команд и распоряжений, замечаний и выговоров ученикам, повторений объяснения и т. п.
Что касается моторной плотности, то в зависимости от типа урока ее показатель может изменяться и достигать высокого уровня, особенно в старших классах. Так, на уроках совершенствования техники движений и развития двигательных качеств она может достигать 70-80%. Когда предусмотрены разучивание двигательных действий и формирование знаний, требующих значительных затрат времени на умственную деятельность учащихся, двигательная плотность может находиться на уровне 50% и ниже. Оптимальной моторной плотностью на уроках физической культуры в IV-V классах принято считать плотность, равную 37-49%; в VI-VIII классах — 50-60%; в старших — до 70%.
Здесь, однако, следует подчеркнуть, что распределение видов деятельности для определения плотности урока имеет весьма условный характер. Например, перестроения перед выполнением очередного упражнения, переход от одного гимнастического
снаряда к другому могут носить не только организационный характер, но и решать образовательные и воспитательные задачи. Можно также допустить, что в течение всего урока учащиеся будут ходить, бегать, прыгать (моторная плотность 100%), а основные задачи урока не будут решены. Но, несмотря на это, хронометрирование и определение плотности урока при одинаковой методике их применения дают определенную картину качества уроков, возможность находить резервы для повышения двигательной активности учащихся. С этой целью в подготовительной части урока при проведении общеразвивающих упражнений раздельным способом надо шире использовать такое обучение, при котором учащиеся вместе с учителем разучивают упражнение по разделениям, а затем выполняют его полностью. С этой же целью один и тот же комплекс проводится на протяжении нескольких уроков. Наиболее эффективно использование поточного и проходного способов проведения общеразвивающих упражнений в старших классах, когда весь комплекс выполняется без остановок, с хорошей нагрузкой. Для повышения плотности урока целесообразно использовать ритмическую гимнастику и круговую тренировку, перенести часть несложных подводящих и подготовительных упражнений из основной части в подготовительную и выполнять их фронтально всем классом „ (например, обучение навыкам приземления, равновесия и т. п.). В основной части урока для повышения его плотности учитель, экономя время, объясняет и показывает новое упражнение для всех отделений одновременно. Большую помощь учителю могут оказать специально подготовленные помощники и карточки заданий для каждого вида упражнений. Помощники обычно используются на тех видах, где идет повторение и совершенствование упражнений, а учитель в это время находится там, где идет обучение новому упражнению. В проведении упражнений на развитие физических качеств целесообразно использование многопролетных снарядов или подвесных перекладин. Следует шире использовать фронтальный и поточный способы организации учащихся. При наличии соответствующего количества оборудования и снарядов можно увеличивать количество отделений. Во время ожидания очередного подхода можно давать дополнительные задания. Только серьезный и творческий подход учителя к своей работе, тщательная и всесторонняя подготовка к уроку, постоянное стремление к неуклонному повышению педагогического мастерства обеспечат возможность более рационального использования времени на уроке, что в конечном итоге даст большой педагогический эффект.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ ВО ВРЕМЯ УРОКА
Анализ и оценка проведенного урока будут более полными, если к материалам наблюдений и хронометрирования добавить данные физической нагрузки учащихся во время урока. Физическую нагрузку можно измерять различными способами, но наиболее доступным и распространенным является измерение частоты ударов пульса (пульсометрия). Как правило, пульс измеряют у одного и того же ученика перед началом урока и сразу после выполнения того или иного упражнения. Пульс подсчитывают в течение 10 с, количество ударов умножают на 6, чтобы установить число ударов в минуту. Результаты подсчета пульсовых ударов фиксируются в протоколе учета пульсовых данных. Во время урока удобно записывать только количество ударов за 10 с, а затем подсчитать за минуту.
Протокол учета пульсовых данных на уроке
Урок провел Николаев А.В. Дата 12.10.98. Время 14.00-14.45. Школа N 22. Класс 2 «Г». Место проведения — спортивный зал. Количество учащихся — 24, из них: мальчиков — 12, девочек — 12.
Количество отделений 1 (м), 1 (д). Задачи урока:
1. Учить кувырку вперед.
2. Совершенствовать умение лазать по наклонно поставленным скамейкам.
3. Научить игре «К своим флажкам».
Фамилия наблюдаемого Ирин К.
Фамилия наблюдающего Неустроев В. К.
Пульс до занятий в спокойном состоянии — 84 уд./мин.
На основе данных протокола составляют кривую нагрузки. Для этого по вертикальной оси откладывают количество ударов пульса, начиная от 70, а по горизонтальной — время измерения пульса (рис. 5).
Пульсометрия играет вспомогательную роль в оценке качества занятия. Всесторонний анализ отдельных пульсовых данных и пульсовой кривой позволяет оценить правильность и эффективность нагрузок. Однако следует иметь в виду, что показатели пульса у разных учащихся, как и у одного и того же лица, в разное время и при разных обстоятельствах не совпадают. Из-
менения происходят не только в зависимости от характера и величины мышечной работы, но и под влиянием эмоций, которые в занятиях физическими упражнениями достигают значительной силы. Поэтому относительно правильная оценка показателей пульса возможна лишь при анализе всех данных педагогических наблюдений с учетом типа урока и предусмотренного содержания. Реальная кривая нагрузки оценивается с учетом общих требований к развертыванию работоспособности. По высоте кривой условно можно судить об интенсивности нагрузки. Верхняя граница ЧСС (частота сердечных сокращений) после интенсивной нагрузки для учащихся основной медицинской группы — 170-180 уд./мин. Работой средней интенсивности следует считать такую, которая вызывает ЧСС 140-160 уд./ мин, и низкой — 110-130 уд./мин. В каждый урок рекомендуется включать 2-3 коротких «пика» нагрузки продолжительностью до 2 мин при ЧСС 90-100% от максимальной. Индивидуально исходный потолок — максимум ЧСС — определяется вычитанием из 220 числа, соответствующего возрасту занимающегося. К примеру, для учащихся 14 лет максимальное значение числа ударов пульса в минуту будет равно 206 (220 — 14).
Вопросы и задания
1. Какие общие задачи стоят перед уроком гимнастики в школе?
2. Какие части включает урок?
3. Какие задачи стоят перед каждой частью урока?
4. Перечислите меры предупреждения травматизма на уроках гимнастики.
5. Перечислите способы организации учащихся на уроке.
6. Перечислите этапы обучения гимнастическим упражнениям и основные задачи каждого этапа.
7. Назовите основные методы обучения гимнастическим упражнениям.
8. Особенности развития (воспитания) силы.
9. Особенности развития (воспитания) гибкости.
10. Особенности развития (воспитания) координации движений.
11. На какие виды подразделяются ошибки при выполнении гимнастических упражнений?
12. Как называется основной рабочий документ, по которому учитель проводит урок?
13. На основе каких действий (процедур) осуществляются педагогический контроль и анализ урока?
Литература
Боген М. М. Обучение двигательным действиям. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 192 с.
Гимнастика и методика преподавания / Под ред. В.М. Смолевско-го. — 3-е изд., пераб., доп. — М.: Физкультура и спорт, 1987. — 336 с.
Гужаловский А. А. Развитие двигательных качеств у школьников. — Минск: Нар. асвета 1978. — 152 с.
Лях В. И. Координационные способности школьников. — Минск: Полымя, 1989. — 159 с.
Мартовский А.Н. Гимнастика в школе. — М.: Физкультура и спорт, 1976. — 108 с.
Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально- прикладных форм физической культуры). — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543 с.
Минаев Б. Н., Шиян Б. М. Основы методики физического воспитания школьников: Учеб. пособие для студентов пед. спец. высш. учеб. зав. — М.: Просвещение, 1989. — 222 с.
Назаров В.П. Координация движений у детей школьного возраста. — М.: Физкультура и спорт, 19Б9. — 32 с.
Настольная книга учителя физической культуры / Под. ред. Л. Б. Кофмана; Автор-составитель Г. И. Погадаев; Пред. В. В. Кузина, Н. Д. Никандрова. — М.: Физкультура и спорт, 1998. — 496 с.
Оценка техники движений на уроках физкультуры: Пособие для учителей / Под ред. Г. Б. Мейксона, Г. П. Богданова. — М.: Просвещение, 1975. — 96 с.
Петров П. К. Урок гимнастики в школе: Учеб. пособие. — Ижевск: Изд-во УдГУ, 1994. — 80 с.
Теория и методика гимнастики: Учеб. для факультетов физ. воспитания пед. ин-тов / Под ред. В.И. Филипповича: — М.: Просвещение, 1971. —448 с.
Филин В. П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. — М.: Физкультура и спорт, 1974. — 232 с.
Хрущев СВ. Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников. — 2-е изд., доп. и пер. — М.: Медицина, 1980. — 224 с.
Юный гимнаст / Под ред. А. М Шлемина. — М.: Физкультура и спорт, 1973. — 176 с.
Глава 2. МЕТОДИКА ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Работа учителя физической культуры начинается с планирования программного материала. От правильного планирования во многом зависит качество учебно-воспитательного процесса, и наоборот, если оно выполнено непрофессионально, то будет причиной многих недостатков физического воспитания учащихся. В последних нормативных материалах, в программе физического воспитания названы два основных рабочих документа планирования, которые должен разрабатывать и иметь каждый учитель физической культуры, — это план прохождения учебного материала и планы уроков.
В зависимости от раздела программы, опыта работы учителя указанные документы могут быть подробными, развернутыми или краткими, различными по форме. Но дело не в форме, а в том, чтобы учитель зафиксировал в этих документах итог своей подготовки к уроку, свои мысли, стратегию учебного процесса, руководствуясь конкретными условиями, в которых он трудится. Ему необходимо учесть специфику раздела гимнастики, определить, сколько уроков можно дать на освоение того или иного упражнения и в каком объеме, найти сочетание различных упражнений в одном уроке и т. п. В планировании программного материала раздела гимнастики получили распространение три вида взаимосвязанных рабочих документа: тематизированная рабочая программа, план-график прохождения учебного материала и план-конспект урока, или план урока. Поэтому остановимся на методике их составления.