Реализации типовой программы

18. Для реализации дополнительной профессиональной программы, разрабатываемой на основе типовой программы ПТМ, обеспечивается необходимый уровень компетенции преподавательского состава, включающий высшее образование в области соответствующего модуля (дисциплины) программы, высшее профессиональное (пожарно-технического профиля) образование и стаж работы в Государственной противопожарной службе не менее 3 лет, либо высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в Государственной противопожарной службе не менее 5 лет.

19. Реализация образовательной программы предусматривает различные виды учебных занятий и форм (лекции, практические занятия, круглые столы, мастер-классы, деловые игры, тренинги, семинары по обмену опытом, выездные занятия, консультации и др.).

20. Практические занятия проводятся с целью закрепления теоретических знаний, формирования практических умений работы с различными приборами, аппаратурой, установками, оборудованием, выработки у слушателей основных умений и навыков решать практические задачи в области обеспечения пожарной безопасности на объекте защиты.

21. Материально-технические условия реализации типовой программы ПТМ включают наличие библиотеки, учебных кабинетов, аудиторий, оснащенных материалами и оборудованием для проведения занятий, включая практику.

22. Информационные и учебно-методические условия включают аудиовизуальные средства обучения, информационно-телекоммуникационные ресурсы, учебно-методическую литературу, справочные издания и т.п.

Формы аттестации

23. В процессе реализации дополнительной профессиональной программы, разрабатываемой на основе типовой программы ПТМ, по каждому модулю должно проводиться промежуточное тестирование слушателей в формах, устанавливаемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

24. Освоение дополнительной профессиональной программы, разрабатываемой на основе типовой программы ПТМ, завершается итоговой аттестацией слушателей в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

25. Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации.

26. Лицам, которые не прошли итоговой аттестации, получили неудовлетворительные результаты, либо освоили часть дополнительной профессиональной программы и (или) отчислены из организации, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Приложение № 10

к Порядку, утвержденному

приказом МЧС России

от _____________ №___________

ТИПОВАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЦ, НА КОТОРЫХ ПРИКАЗОМ (РАСПОРЯЖЕНИЕМ) РУКОВОДИТЕЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗЛОЖЕНА ТРУДОВАЯ ФУНКЦИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОТИВОПОЖАРНОГО ИНСТРУКТАЖА

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОТИВОПОЖАРНОГО ИНСТРУКТАЖА

«ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ МИНИМУМ ДЛЯ ЛИЦ, ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА ПРОВЕДЕНИЕ ПРОТИВОПОЖАРНОГО ИНСТРУКТАЖА»

Общие положения

1. Типовая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации в области пожарной безопасности лиц, на которых приказом (распоряжением) руководителя организации возложена трудовая функция по проведению противопожарного инструктажа «Пожарно-технический минимум для лиц, ответственных за проведение противопожарного инструктажа» (далее – типовая программа ПТМ) разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 г. №390 «О противопожарном режиме».

2. Категория слушателей: лица, ответственные за проведение противопожарного инструктажа в организации.

3. Слушателями дополнительной профессиональной программы, разрабатываемой в соответствии с типовой программой ПТМ, могут быть лица, имеющие или получающие среднее профессиональное образование и (или) высшее образование.

4. Цель дополнительной профессиональной программы повышения квалификации в области пожарной безопасности лиц, на которых приказом (распоряжением) руководителя организации возложена трудовая функция по проведению противопожарного инструктажа, заключается в повышении их уровня профессиональной компетенции и (или) получении новой профессиональной компетенции, необходимых для выполнения трудовой функции и исполнения обязанностей, связанных с проведением противопожарного инструктажа с работниками организаций.

5. Типовая программа ПТМ разработана с учетом нормативных правовых актов Российской Федерации, законодательства Российской Федерации в области пожарной безопасности, нормативных документов по пожарной безопасности, с учетом класса функциональной пожарной опасности зданий, а также с учетом специфики профессиональной деятельности, особенностей исполнения обязанностей по должности и положений отраслевых документов.

6. Типовая программа ПТМ определяет минимальный объём знаний и умений, которыми должны обладать лица, ответственные за проведение противопожарного инструктажа в организации.

7. Объём дополнительной профессиональной программы, разрабатываемой на основе типовой программы ПТМ, должен составлять не менее 40 академических часов.

8. Учебные планы, календарный учебный график, иные компоненты (практика, стажировка) формируются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом потребностей организации, по инициативе которой осуществляется обучение.

9. Повышение квалификации слушателей может проводиться с использованием различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

10. Содержание типовой программы ПТМ построено в соответствии с модульным принципом, структурными единицами модуля являются темы. Типовая программа ПТМ состоит из двух частей: базовой (обязательной) и вариативной. Вариативная часть направлена на углубленное изучение базовых модулей в соответствии с характером деятельности организации, с учетом класса функциональной пожарной опасности (Ф1-Ф5). Компоненты (модули (дисциплины), практики и др.) вариативной части формируются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

11. При формировании дополнительной профессиональной программы, разрабатываемой на основе типовой программы ПТМ, организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе корректировать требования к конечным результатам обучения в виде знаний, умений и компетенций.

12. Учитывая особенности обеспечения пожарной безопасности объектов защиты, объединённых в одном классе функциональной пожарной опасности (Ф1-Ф5), организация, осуществляющая образовательную деятельность, имеет право:

- уточнять содержание тем занятий, последовательность их изучения, самостоятельно определять соотношение академических часов между темами, включёнными в учебные модули;

- изменять соотношение теоретических и практических занятий.

13. Обязательными для освоения слушателями являются модули базовой части типовой программы ПТМ, а также модули, входящие в состав вариативной части, в соответствии с направленностью дополнительной профессиональной программы повышения квалификации в области пожарной безопасности лиц, на которых приказом (распоряжением) руководителя организации возложена трудовая функция по проведению противопожарного инструктажа.

14. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, при разработке дополнительной профессиональной программы повышения квалификации в области пожарной безопасности лиц, на которых приказом (распоряжением) руководителя организации возложена трудовая функция по проведению противопожарного инструктажа, может увеличивать количество включенных в неё академических часов.

Планируемые результаты обучения

15. По окончании обучения слушатель должен знать:

- требования законодательных и иных нормативных правовых актов в области пожарной безопасности, нормативных документов по пожарной безопасности, локальных нормативных документов по пожарной безопасности организации;

- основные элементы, функции, структуру системы обеспечения пожарной безопасности; требования к системе обеспечения пожарной безопасности на объекте защиты;

- права и обязанности организаций в области пожарной безопасности, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности;

- организационные мероприятия по установлению противопожарного режима на объекте;

- порядок проведения всех видов противопожарных инструктажей; формы, методы, средства проведения противопожарных инструктажей с работниками организаций (инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья и др.);

- общие принципы обеспечения пожарной безопасности;

- правила эксплуатации систем и средств противопожарной защиты объекта;

- обязанности и действия работников организаций при пожаре;

- перечень мероприятий по оказанию первой помощи пострадавшим при пожаре;

16. По окончании обучения слушатель должен уметь:

- работать с основными руководящими и нормативными документами в области обеспечения пожарной безопасности;

- проводить противопожарные инструктажи непосредственно в организации по программам противопожарного инструктажа;

- организовывать и проводить обучение с маломобильными группами населения на рабочем месте;

- использовать современные формы, методы и средства обучения, в том числе технические средства обучения, информационные и компьютерные технологии при проведении противопожарных инструктажей;

- применять первичные средства пожаротушения, а также обучать работников организации правилам содержания и применения первичных средств пожаротушения;

- проводить тренировки по эвакуации людей из зданий и помещений;

- оказывать первую помощь пострадавшим от опасных факторов пожара.

17. По окончании обучения у слушателя должны быть сформированы (усовершенствованы) следующие компетенции, необходимые для профессиональной деятельности:

- готовность к применению профессиональных знаний для решения задач, связанных с обеспечением пожарной безопасности организации;

- способность к организации и осуществлению противопожарной пропаганды;

- способность к обучению работников мерам пожарной безопасности по программам противопожарного инструктажа с учётом специфики деятельности организаций различного функционального назначения;

- способность к осуществлению обучения маломобильных групп населения по программам противопожарного инструктажа в организациях различного функционального назначения;

- готовность к использованию современных форм, методов и средств обучения, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий при проведении противопожарных инструктажей в организации.

3 Учебный план

№ п/п Наименование дисциплины (модуля) Всего часов В том числе
Теоретические занятия Практические занятия
Модули, обязательные к изучению
Вводный модуль. Общие вопросы органи-зации обучения. -
Модуль 1. Организационные основы обеспечения пожарной безопасности.
Модуль 2. Организация противопожар-ной пропаганды и обучения работников организаций мерам пожарной безопас-ности.
Модуль 3. Общие принципы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты. -
Модуль 4. Система противопожарной за-щиты.
Вариативные модули
Модуль 5. Пожарная статистика: первич-ные статистические данные по пожарам и их последствиям на подведомственных объектах. -
Модуль 6. Требования пожарной безо-пасности для детских дошкольных образовательных организаций, специали-зированных домов престарелых и инва-лидов, больниц, гостиниц, общежитий, учреждений отдыха и туризма, органи-заций, обслуживающих многоквартир-ные жилые дома (Ф1). -
Модуль 7. Требования пожарной безопас-ности для зрелищных и культурно-просветительных учреждений (Ф2). -
Модуль 8. Требования пожарной безопас-ности для организаций по обслуживанию населения (Ф3). -
Модуль 9. Требования пожарной безо-пасности для образовательных организа-ций, научных и проектных организаций, органов управления учреждений (Ф4). -
Модуль 10. Требования пожарной безо-пасности для производственных объек-тов (Ф5). -
Модуль 11(элективный). Правила противопожарного режима в Российской Федерации. *Материал модуля изучается слушате-лями самостоятельно, с возможностью получения консультации у преподава-теля. Время на изучение элективного модуля определяется каждым обучаю-щимся самостоятельно, с учётом рекомендаций преподавателя, закреп-лённого за группой. -
Итоговая аттестация -
Итого

Содержание модулей

Наши рекомендации