Музыкально-эстетической культуры детей дошкольного возраста
ПРИЗНАКИ ТЕХНОЛОГИИ | Идентификационные характеристики технологии |
Название технологии | Игровая технология формирования музыкально-эстетической культуры детей дошкольного возраста. Автор: И.В. Груздова. |
Уровень применения | Отраслевая, частнопредметная. |
Философская основа | Гуманистическая. |
Ведущий фактор развития личности | Психогенная. |
Научная концепция освоения опыта | Развивающего обучения и воспитания, деятельностная, ассоциативно-рефлекторная. |
Ориентация на сферы и ключевые компетентности индивида | ЗУН (информационная), СДП (действенно-практическая), СЭН (эстетически-нравственная), СТК (творческая). |
Характер содержания | Общеобразовательная, гуманитарная, общекультурная. |
Вид педагогической деятельности | Обучающая (дидактическая), воспитательная, развивающая |
Тип управления учебно-воспитательным процессом | Классическое, традиционное обучение, система малых групп. |
Методы и способы воспитания и обучения | Наглядный метод (слуховая и зрительная наглядность). Словесный метод. Метод проблемных, поисковых ситуаций. Практические методы уподобления, интерпретации, импровизации, композиции и драматизации, моделирования художественно-образного пространства музыкальной игры. |
Организационные формы | Сюжетная музыкально-дидактическая игра, музыкальный сюжетно-игровой комплекс, игра-опера, игра-балет, игра-карнавал, игра-путешествие. |
Подход к ребенку | Технология сотрудничества, деятельностно-ориентированная. |
Направление модернизации | На основе гуманизации и демократизации отношений. |
Категории обучающихся и воспитывающихся | Массовая. |
Технология предполагает содержательную конкретизацию задач художественно-эстетического образования на разных этапах дошкольного детства.
К основным задачам технологии формирования музыкально-эстетической культуры детей дошкольного возраста относится:
1. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.
2. Формирование музыкально-эстетического сознания (эстетических эмоций, чувств, потребностей, интересов, оценок, вкуса).
3. Развитие музыкальных и художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.
4. Приобщение к элементарным знаниям в области музыкального искусства.
5. Развитие воображения, мышления, памяти и речи ребёнка.
6. Накопление эстетического опыта восприятия высокохудожественных произведений как эталонов красоты в музыке.
Концептуальные положения технологии формирования музыкально-эстетической культуры детей дошкольного возраста разработаны Н.А. Ветлугиной, В.А. Разумный, О.П. Радыновой, А.И. Катинене, Т.Н. Тарановой, Р.А. Тельчаровой и др.
Эффективное формирование музыкально-эстетической культуры детей дошкольного возраста происходит в игровой деятельности (Л.С. Выготский, Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман, С.Л. Рубинштейн, Г.С. Тарасов. Д.Н. Узнадзе, Д.Б. Эльконин) в силу следующих причин:
1. Музыкальная игра это творческий процесс, связанный с активным осмысленным восприятием музыки, наиболее способствующим развитию фантазии ребенка, эстетических чувств и музыкальных способностей.
Музыкальная игра выступает генетической основой детского художественного творчества, а состояние эмоциональной увлеченности, возникающее в процессе игры, напоминает в своих зачаточных формах вдохновение зрелого художника. Сюжеты музыкальных игр конкретизируются понятными для детей картинами природы, образами животного мира, сказочными образами, но при этом они не теряют яркой художественной содержательности.
2. Эстетическая деятельность имеет целый ряд общих принципов с деятельностью игровой: преобладание эмоционального начала, активизация фантазии, сочетание имитативных и комбинаторных моментов, установка на внеутилитарную значимость, создание особого пространства, выходящего за рамки эмпирической действительности. В то же время искусство (прежде всего – классическое) тесно связывает эстетическое начало с этическим и познавательным, что исключительно важно для педагогических целей. Имея с игрой ряд общих типологических признаков, эстетическая деятельность вместе с тем обладает качеством целостного воздействия на личность ребёнка. Активное включение эстетического компонента, активизация общих принципов искусства и игры представляется поэтому одним из путей реализации системообразующих возможностей игры в педагогическом процессе.
3. Накопление опыта эстетического восприятия шедевров музыкального искусства и расширением объема знаний о музыке музыкальная игра эволюционирует. Суть развития игры заключается в том, что внешние действия, как символы эстетической выразительности музыкального произведения, постепенно переходят во внутренний план и выступают в свернутой форме как действия-символы, опредмеченные в вербальной форме. Это позволяет детям не только более тонко чувствовать музыку, но, и аргументировано судить о характере музыкально-выразительных средств, осознавать своеобразные «законы» музыкального творчества, многовариантность музыкального изображения и выражения. С возрастом (например, при переходе от дошкольного детства к школьному периоду) изменение формы игры не меняет её сути: на любом этапе развития художественная игра остается игрой, т.к. дети обнаруживают определенную «дистанцию» между воображаемыми образами и своими жизненными представлениями. Перевод воображаемого плана в реальный и обратно, который совершается с помощью музыки и в форме игры, даёт новый импульс живому интересу ребёнка к музыке и музыкальной деятельности. Играющий ребёнок может создать свой собственный музыкально-творческий продукт в виде однородной или полихудожественной композиции-импровизации.
4. Импровизация в музыкально-творческом процессе, организованном в игровой форме, создает реальные условия свободы творческой деятельности, не только удовлетворяет универсальное стремление ребенка к свободе, но и сохраняет само существование игры как самоценной и целенаправленной деятельности. Выраженная опора на импровизацию и импровизационный характер музыкально-игровой деятельности способствует формированию у дошкольников эмоционально-осознанного отношения к содержанию музыкального произведения.
Механизм передачи и освоения опытахудожественно-творческой деятельности разработан в рамках следующих научных концепций:
1. Ассоциативно – рефлекторная концепция обучения (И.П.Павлов, И.М.Сеченов, С.Л.Рубинштейн), которая опирается на основные представления условно-рефлекторной деятельности головного мозга.
Наивысший результат в обучении достигается при соблюдении следующих условий:
- формировании активного отношения к познавательной деятельности;
- подачи учебного материала в определённой последовательности, поэтапно;
- демонстрация и закрепление материала в различных приёмах умственной и практической деятельности;
- применение знаний на практике.
2. Развивающая технология (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов), которая предполагает, что организация (содержание и методы) внешних воздействий может существенно изменить темпы и границы развития ребенка.
Усвоение опыта происходит в такой последовательности:
- предварительное знакомство с действием, ориентировка, мотивация к деятельности;
- материальное (материализованное) действие;
- этап внешний речи, озвучивание действий, формулировка выводов;
-этап внутренней речи, осмысление проблемы;
-этап автоматизированного действия (навык).
Принципы реализации игровой технологии:
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей предполагает такой подход, при котором открывается перспектива художественно-эстетического развития каждого ребенка в соответствии с его уровнем способностей и возрастных возможностей;
- принцип уподобления заключается в активизации и установлении взаимосвязи эмоционального и осознанного восприятия музыкальных произведений во время слушания музыки. В качестве способа активизации эмоционального и осознанного восприятия использовался механизм уподобления эмоционального содержания музыки с помощью постепенно усложняющихся ориентировочных действий детей по обследованию музыкальной ткани произведения;
- принцип синестезии - одномоментного включения нескольких анализаторов в процесс познания какой-либо ценности обеспечивает прочность условных связей в коре головного мозга и активность всех психических процессов (синтез слуховых, зрительных, двигательных ощущений, опосредованных процессами мышления и вызывающих осознанное отношение к музыкальному материалу);
- принцип интеграции различных видов искусств и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей способствует более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества, формированию образных представлений, образного, ассоциативного мышления и воображения.
- принцип доступности и художественности, образности, интонационной и ритмической яркости расширяют возможности использования игр и игровых технологий в педагогическом процессе;
- принцип вариативности и спиралевидности(повторение на более сложном музыкальном содержании) - варьирование музыкальных игр позволяет постепенно вводить ребёнка в мир новых художественных образов, расширяя тем самым опыт восприятия музыки и возможность творчески его воплощать в новых сюжетных линиях игры;
- принцип результативностиподчеркивает обязательность ориентации на получение значимого для ребёнка, реального, завершенного результата (музыкально-игровой композиции-импровизации).