ИГРОВАЯ Технология формирования музыкально-эстетической культуры детей дошкольного возраста
И.В. Груздова
Тольяттинский государственный университет, г.о. Тольятти
Понятие технология представляет собой научно и практически обоснованную систему деятельности, которая применяется человеком для преобразования окружающей среды, производства как материальных, так и духовных ценностей. Применение технологического подхода в области духовного производства относится к воспитанию и обучению подрастающего поколения.
Педагогическая технология рассматривается в материалах ЮНЕСКО (1986) как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия и с учетом оптимизации форм образования.
Многочисленные исследования в области педагогики (И.Г. Абрамова, В.Л. Борзенков, Б.С. Гершунский, В.И. Загвязинский М.В. Кларин, Е.И. Казакова, П.И. Пидкасистый, Ж.С.Хайдаров, В.В.Сериков, А.П. Тряпицина, Г.П. Щедровицкий, Е.А. Ямбург и др.) посвящены разработке и анализу инновационных технологий обучения и развития.
По мнению Н.Е. Щурковой педагогические технологии - это научно-педагогическое обоснование педагогического воздействия на ребенка в процессе взаимодействия с ним; научно-педагогическое обоснование системы профессиональных умений педагога, позволяющее осуществить тонкое прикосновение к личности ребенка, вход в культуру [9].
Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для педагогической цели. К.Г. Селевко считает, что понятие «педагогическая технология» может быть представлена тремя аспектами:
1) научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающей и разрабатывающей цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы.
2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения.
3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств [7].
Таким образом, следует отметить, что педагогическая технология, ориентируясь на четко выверенную, диагностически обоснованную цель гарантирует достижение запланированного результата и возможность его воспроизведения.
По сущностным и инструментально значимым свойствам выделяются следующие классы педагогических технологий:
- по уровню применения: общепедагогические, частнопредметные (отраслевые), локальные (модульные, узкометодические). Понятие педагогической технологии частнопредметного и локального уровней почти полностью перекрывается понятием методик обучения, разница между ними определяется расстановкой акцентов. В технологиях шире представлена процессуальная, количественная и расчетная компоненты, в методиках - целевая, содержательная, качественная и вариативно-ориентировочные стороны;
- по философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, сциентистские и технократические, гуманистические и природосообразные, прагматические и экзистенциалистские, и др.;
- по ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистские (как правило, не существует монотехнологий, которые использовали бы только один ведущий фактор - технологии всегда комплексны, но по акценту в одну или другую сторону обучения технология получает свое название).
- по научной концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальттехнологии, развивающего обучения и воспитания, интериоризаторские, деятельностные, когнитивные, суггестивные и др.;
- по ориентации на личностные сферы и ключевые компетентности индивида: информационные, сфера умственных действий, сфера самоуправляющих механизмов личности, сфера нравственно-эстетических качеств, сфера действенно-практическая, сфера творческих качеств, сфера психофизиологического развития, ключевые компетентности;
- по характеру содержания и структуры: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, общекультурные и конкретнопредметные, разносторонние и др.;
- по организационным формам: классно-урочные и альтернативные, индивидуальные и групповые, коллективного способа обучения и дифференцированного обучения;
- по типу управления познавательной деятельностью: современное традиционное обучение с классическими ТСО, классическое лекционное, классическое традиционное, программированное обучение, групповая система обучения, дифференцированное и др.;
- по подходу к ребенку: субьект-обьектные (принуждения), субьект-субьектные (сотрудничества), интерактивные, интраактивные, экстрактивные, дидакто-, социо-, антропо-, -центрические, авторитарные, демократические, либеральные, личностно- средо- деятельностно- ориентированные, технологии сотрудничества, самовоспитания и самообразования и др.;
- по преобладающим (доминирующим) методам и способам обучения: активные и пассивные, догматические, репродуктивные, программированного образования, объяснительно-иллюстративные и проблемные, диалогическое обучение, развивающее, игровое, проблемно-поисковое, саморазвивающее, творческое, информационное обучение;
- по направлению модернизации существующей традиционной системы: на основе гуманизации и демократизации отношений, на основе активизации и интенсификации деятельности детей, на основе методического и дидактического реконструирования материала и пр.;
- по категории обучающихся: массовая технология, продвинутого образования, компенсирующие технологии, виктимологические, технологии работы с трудными и с одаренными детьми.
В современном образовании активно внедряется компетентностный подход, который заменяет знаниевую парадигму в дидактике и требует от обучающихся не столько усвоения информации о чем-либо, сколько умения эффективно и творчески применять полученные знания на практике, оценивать их своевременность, уместность и целесообразность. Поэтому, центральным моментом теории и практики обучения и воспитания является поиск и освоение технологий, при которых самостоятельность, инициативность, ответственность получали бы развитие на самых ранних ступенях образования.
Дошкольный период детства ориентирован на формирование ключевых компетентностей у детей дошкольного возраста: информационной, социально-коммуникативной и технологической. От уровня их сформированности зависит во многом успешное обучение ребенка в школе, становление личности, способной сориентироваться в современных социально-экономических условиях [4].
Решение задач по формированию ключевых компетентностей воспитанников требует введения в образовательный процесс педагогических технологий, отвечающих запросу компетентностно-ориентированного образования и имеющих интерактивный характер, обеспечивающих самостоятельную деятельность ребенка, позволяющих ребенку проявить творческий подход.
В связи с этим игровые технологии помогают в решении многих из перечисленных выше проблем. Проблема игровой деятельности широко и в разных аспектах исследовалась в педагогике и психологии:
- анализировались теории происхождения игр, их функции, созданы различные классификации игр (Г. Спенсер, К. Бюлер, К. Гросс, К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, С.А. Шмаков, Д.Б. Эльконин, Д.В. Менджерицкая, С.Л. Новоселова);
- определено место и роль игры в развитии и становлении личности (Л.С. Выготский, В.В. Зеньковский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Р.И. Жуковская, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко и др.).
Игра в учебном процессе направлена на решение следующих задач:
- собственно дидактических по освоению содержания той или иной предметной области;
- воспитательных по формированию личностных качеств детей;
- психологических по оптимизации отношений между детьми, а также между педагогом и воспитанниками.
В качестве основных психологических механизмов воздействия игры на психику и сознание детей можно выделить:
- моделирование системы отношений в наглядно-действенной и наглядно-образной форме в игровых условиях, исследование их ребенком и ориентировка в них (применение игр в воспитательно-образовательном процессе позволяет снять психологический барьер в познании ребенком неизвестных ранее явлений, исследовать окружающий мир безопасным в психологическом отношении способом, не боясь совершать ошибок и вариативно упражняясь в способах игровых действий);
- изменение социальной позиции ребенка в направлении преодоления познавательного и личностного эгоцентризма, благодаря чему происходит формирование адекватных представлений о самом себе и своих возможностях (творческий художественно-эстетический опыт ребенка содержит в себе такие ключевые составляющие как способность занять (в плане воображения) позицию другого человека, с которой можно оценить и проблематизировать свою; придавать исполнительным действиям осмысленную, а их результатам – выразительную, «адресную» форму; в игровой ситуации ребенок вынужден просчитывать и учитывать действия игровых персонажей и выбирать наиболее приемлемые способы действий; первоначально управлять своими переживаниями и объективировать их в обобщенном виде (на рисунке, в поделке, танце, музыке и т.д.) и др.);
- возрастание социально-коммуникативной, технологической и информационной компетентности, способности к разрешению проблемных ситуаций посредством сопоставления и сравнения различных вариантов решения проблемы, учета более широкого спектра мнений, точек зрения и вариантов способов действий;
- формирование наряду с игровыми реальных отношений как равноправных партнерских отношений сотрудничества и кооперации, обеспечивающих возможность позитивного личностного развития (информационная, социально-коммуникативная компетентность детей позволяет быть более привлекательным партнером, преодолевать замкнутость, социальную отчужденность);
- помимо специальных образовательных целей, игра помогает в решении эмоциональных, коммуникативных, личностных и др. проблем, гармонизирует отношения педагогов и воспитанников, создает благоприятный доверительный стиль отношений, снижает критическую позицию взрослого и повышает самостоятельность ребенка в познании окружающего;
- организация поэтапной отработки в игре новых, более адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях, их интериоризация создают условия, способствующие осознанию ребенком переживаемых им эмоциональных состояний, обеспечение их вербализации, и, соответственно, осознание смысла проблемной ситуации;
- формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение определенной роли в игре.
Реализация игровых технологий опирается на следующие положения:
- игра стимулирует познавательную активность детей, «провоцирует» их самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы, проблемные ситуации, противоречия;
- в игре позиция взрослого и ребенка равнозначна и выстраивается на паритетных началах, что обусловлено характером игровых взаимоотношений;
- игра позволяет актуализировать жизненный опыт детей, включая их обыденные представления о чем-либо;
- игровой процесс носит импровизационный и вариативный характер, не может быть детально спрогнозирован, поэтому требует от педагога гибкости мышления и готовности вместе с детьми проходить образовательный путь;
- в игре цель обучения смещается с содержания предмета на методы, принципы и способы мышления;
- игровые технологии создают широкие возможности для осмысленного освоения ценностей культуры.
На современном этапе развития нашего общества особенно актуальна задача формирования духовной культуры подрастающего поколения. Достаточно важный ее аспект – музыкально-эстетическая культура.
В трудах философов Г.Н. Волкова, М.С. Кагана, О.А. Кривцуна, В.А. Разумного, В.К. Скатерщикова, и др. культура рассматривается как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда. Она включает в себя предметные результаты деятельности людей (технические сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы права и морали и т.д.) и субъективные человеческие знания и умения личности, ее способности, уровень интеллектуального, эстетического и нравственного развития, мировоззрение, способы и формы взаимного общения людей в рамках коллектива и общества. Культура при этом понимается и как выражение человеческого единства личности с природой и обществом, как характеристика развития ее творческих сил и способностей
Культура человека - это степень человеческого совершенства, достигнутого путем воспитания, выращивания в себе всего лучшего, что выработало человечество за свою многовековую историю, всего того, чем может и должен обладать человек.
C качественным уровнем эстетического развития личности и общества, со способностью человека откликаться на красоту и творить по законам красоты закономерно связывают прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности. Следовательно, формирование эстетической культуры у подрастающего поколения – условие эффективного развития всего общества.
Эстетическая культура личности рассматривается как сложное интегративное качество, выражающееся в способности и умении эмоционально воспринимать, осознавать и оценивать явления жизни и искусства, прекрасные или безобразные, возвышенные или низменные, трагические или комические, а также преобразовывать природу, окружающий мир человека «по законам красоты». Она формируется в процессе воспитания и обучения, в активном взаимодействии взрослого как носителя культуры и ребенка [2].
В педагогике музыкальное обучение и воспитание трактуются как процесс организованного усвоения основных элементов социального опыта, превращенных в различные формы музыкальной культуры. Под музыкальной культурой понимается сложное интегративное образование, включающее в себя умение ориентироваться в различных музыкальных жанрах, стилях и направлениях, знания музыкально-теоретического и эстетического характера, высокий музыкальный вкус, способность эмоционально откликаться на содержание тех или иных музыкальных произведений, а также творчески-исполнительские навыки – пения, игры на музыкальных инструментах, музыкально-сценической деятельности и т.п. [5] .
Музыкально-эстетическое воспитание предполагает систему ценностных психолого-педагогических взаимодействий при общении с музыкой в целях достижения развитой музыкально-эстетической культуры человека. Успех музыкально-эстетического воспитания зависит от многих факторов, в их ряду: способности, возможности и потребности человека воспринимать музыку, а также ценностное взаимодействие в триаде: воспитатель - музыкальное искусство- воспитанник.
Формирование музыкально-эстетической культуры человека предполагает последовательное накопление опыта восприятия музыкальных произведений высокого искусства, начиная с раннего детства [5]. Как сложное личностное образование музыкально-эстетическая культура формируется поэтапно, начиная с дошкольного возраста - наиболее сенситивного периода музыкального развития ребенка. С раннего возраста проявляется эмоциональная отзывчивость ребёнка на музыку, затем у детей возникают первоначальные оценки музыкальных впечатлений, выражающиеся в эмоционально-интеллектуальных оценочных проявлениях. Развитие положительного отношения детей к музыке предполагает многократно повторяемый процесс «присвоения» лучших образцов музыкального искусства, расширяющий опыт интонационного восприятия от одной возрастной ступени к другой. Важно расширять и обогащать музыкально-эстетический опыт в интересной увлекательной для ребенка форме и на доступном художественном материале.
Игра понимается как особое культурное образование, созданное обществом в ходе его исторического развития. Применительно к дошкольному возрасту, игра рассматривается в качестве ведущей деятельности, определяющей психическое развитие ребенка. В игре возникают основные новообразования данного возраста. Специфика детской игры заключается в том, что она имеет замещающий характер по отношению к деятельности взрослых и служит средством, реализующим желание ребенка участвовать во «взрослой» жизни.
Как форма освоения эстетического опыта людей, игра вводит ребенка и в мир музыкальной культуры. Музыка с особой непосредственностью и чрезвычайно ярко выражает истинные ценности жизни, она способна раскрыть человеческие переживания, эмоции и чувства во всем богатстве и разнообразии жизненных явлений. Присвоение такого опыта происходит в образной форме и требует богатства воображения, эмоций, фантазии, ибо «этот процесс выступает в сознании детей как нечто «волшебное», удивительное, чудесное»[8].
Однако музыкальная игра – это не развлечение, а, прежде всего, серьезная, увлекательная, интересная и требующая полного художественного соучастия музыкальная деятельность. Критериями активного художественного соучастия ребенка в игре выступают сосредоточенное внимание, художественное воображение при восприятии музыки, активное размышление о ней, способность убедительно и эмоционально высказываться о характере музыкального образа.
Игровая технология формирования музыкально-эстетической культуры детей в системе дошкольного образования определяется как конструирование воспитательно-образовательного процесса на основе игровых форм (игры-сказки, игры-спектакли, игры-балеты, игры-карнавалы, игры-путешествия, сюжетные музыкально-дидактические игры, музыкальные сюжетно-игровые комплексы и др.), методики руководства музыкальной игрой, моделирования художественно-творческого процесса по созданию целостной музыкальной композиции-импровизации, субъективно отражающей содержание музыкального образа произведения.
Главная идея технологии формирования музыкально-эстетической культуры заключается в игровом постижении ребенком содержания музыкального искусства, познании его языка и творческом самовыражении в разнообразных по форме музыкальных играх. Гарантированным результатом игровой технологии формирования музыкально-эстетической культуры является однородная или полихудожественная музыкальная композиция-импровизация ребенка как продукт его музыкально-игрового творчества.
В качестве основных целевых ориентиров предлагаемая технология выделяет художественно-творческое развитие детей дошкольного возраста, формирование эстетических интересов, оценок, вкусов, потребностей и способностей, освоение дошкольниками культурных форм общения с музыкальным искусством.
Таблица 1 - идентификация игровой технологии формирования