Эксплуатационное обслуживание
ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
Ж.-Д. ТРАНСПОРТА
Рекомендовано редакционно-издательским советом
университета в качестве учебного пособия
для студентов направлений бакалавриата
“Информатика и вычислительная техника”,
“Информационные системы и технологии”
МОСКВА - 2014
УДК 681.518
С32
Сергеева И.В. Эксплуатационное обслуживание информационных систем ж.-д. транспорта: Опорный конспект лекций. – М.: МГУПС (МИИТ), 2014. – 75 с.
Изложены вопросы оценки и обеспечения эксплуатационных свойств информационных систем. Рассмотрены методы обслуживания технических и программных средств, а также вопросы конфигурационного управления при эксплуатационном обслуживании информационных систем. Особенность опорного конспекта состоит в том, что в тексте встречаются пропуски, которые требуют от студентов внимания к лекционному материалу для заполнения этих пропусков.
Для студентов направлений бакалавриата “Информатика и вычислительная техника”, “Информационные системы и технологии”.
Ил. 28, табл.2, библ. – 5 назв.
Рецензенты: к.т.н., проф. Шамров М.И. (МГУПС).
к.т.н., доцент Кузнецова М.Е. (ОАО
«Альфа Банк»).
ÓМГУПС (МИИТ), 2014
Оглавление
Лекция 1. Основные понятия и определения ................6 Лекция 2. Эксплуатационные свойства технических
объектов и систем ...........................................................10
Лекция 3. Составляющие процесса эксплуатационного обслуживания технических средств информационных систем ...............................................................................22
Лекция 4. Планирование сроков проведения профилактик по данным о приближении к отказам .....................31
Лекция 5. Подсистема контроля ....................................41
Лекция 6. Методы контроля ...........................................49
Лекция 7.Подсистема восстановления ..........................56
Лекция 8. Расчеты норм запасных элементов для объектов, находящихся в дежурном режиме ..........................63
Лекция 9. Обеспечение качества информации при эксплуатации информационных систем .............................67
Литература .......................................................................76
Принятые сокращения
АИС – автоматизированная информационная система
АК – аппаратура контроля
АРК – анализатор результатов контроля
АУ – арифметическое устройство
АЦП – аналогово-цифровой преобразователь
ГВС – генератор входных сигналов
ГЭС – генератор эталонных сигналов
Д – датчик
ДВ – дестабилизирующее воздействие
ЖЦ – жизненный цикл
ЗИП – запасные части, инструменты, приспособления и материалы
ЗЭ – запасные элементы
ИС – информационная система
ИТ – информационные технологии
КП – компьютерная программа
КУ – конфигурационное управление
Н – нормализатор
ОЗУ – оперативное запоминающее устройство
ОТО – орган технического обслуживания
ПО – программное обеспечение
ПС – производственная система
ПЭО – подсистема эксплуатационного обслуживания
РОТО – районный орган технического обслуживания
СКД – система качества данных
СП – субподсистема
СТО – система технического обслуживания
СУ – сравнивающее устройство
ТО – технический объект; техническое обслуживание
ТП – технологический процесс
ТППД – технологический процесс переработки данных
УВВ – устройство ввода-вывода
УОТО – узловой орган технического обслуживания
УУ – устройство управления
ЦС – центральный склад
ЭО – эксплуатационное обслуживание
Лекция 1
Основные понятия и определения
Эксплуатация производственных систем ПС (в том числе АИС) – совокупность двух взаимосвязанных процессов: применения по прямому назначению и эксплуатационного обслуживания.
Рисунок 1.1 – составляющие процесса эксплуатации
Эксплуатационное обслуживание –
любой ПС (и АИС) АИС
Процесс, направленный на поддержание высокого качества функционирования системы. | Процесс, направленный на поддержание высокого качества услуг в сфере информационных технологий (ИТ-услуг). |
Эксплуатационное обеспечение – совокупность методов, обеспечивающих процессы эксплуатационного обслуживания.
Качество ИТ-услуг – совокупность их характеристик, которые определяют соответствие услуг потребностям заказчика.
Управление эксплуатацией предполагает достижение такого состояния процесса функционирования системы, при котором все объекты управления (инфраструктура АИС и управляемые посредством АИС объекты) будут под контролем и в состоянии адекватно реагировать на управляющие воздействия.
Инфраструктура АИС, ИТ-инфраструктура – набор аппаратных и программных средств, позволяющих осуществлять совокупность действий в сфере информационных технологий, направленных на оказание ИТ-услуг. (Имеет место более широкое понимание ИТ-инфраструктуры, в состав которой включают также документацию, персонал и другие элементы АИС).
Цель управления эксплуатацией: ...............................
...............................................................................................
...............................................................................................
Для достижения цели управления должны осуществляться следующие процессы эксплуатационного обслуживания:
- ........
- ........
- ........
Учет вопросов эксплуатационного обслуживания в жизненном цикле АИС
Жизненный цикл (ЖЦ) АИС – совокупность взаимо-
связанных процессов создания и последовательного изменения состояния АИС, от формирования исходных требований к ней до окончания эксплуатации и утилизации комплекса средств автоматизации.
Этапы ЖЦ АИС | Разработка отдельных вопросов ЭО |
1. ........................................ ........................................ | Разработка технического задания, в том числе на создание подсистемы эксплуатационного обслуживания АИС. |
2. ........................................ ........................................ | Разработка проектно-конструкторской и эксплуатационной документации. Создание учебных планов подготовки операторов и эксплуатационщиков. |
3. ........................................ ........................................ | Разработка системы управления эксплуатационным обслуживанием инфраструктуры АИС. |
4. ........................................ ........................................ | Подготовка персонала. Проведение опытной эксплуатации. Передача эталона ПО АИС и эксплуатационной документации в группу сопровождения. |
5. ....................................... ....................................... | Применение АИС по назначению и управление её эксплуатационным обслуживанием. |
Примечания. Задания для самостоятельной работы:
1. Используя [1,3], изучить (и конспективно записать в тетради для практических занятий) основные процессы и результаты всех этапов ЖЦ АИС. Выделить те из них, которые относятся к эксплуатационному обслуживанию системы.
2. Используя [1,3], провести анализ особенностей эксплуатации АИС. Ответить на вопросы:
- В чём принципиальное отличие подсистем эксплуатационного обслуживания ПЭО-1 и ПЭО-2?
- Можно ли методы управления эксплуатацией, используемые в ПЭО-1, применять в ПЭО-2?
- Каковы особенности учёта процессов эксплуатации АИС?
Лекция 2
Объектов и систем
Эксплуатационные свойства технических средств
АИС
Общие ............................................. .............................................. .............................................. .............................................. ............................................. | Специальные ............................................. .............................................. .............................................. .............................................. ............................................. |
Общие эксплуатационные свойства
- Безотказность (надёжность в узком смысле) – свойство объекта сохранять работоспособность в течение некоторой наработки без вынужденных перерывов.
- Долговечность – свойство объекта сохранять работоспособность до наступления предельного состояния* при установленной системе технического обслуживания** и ремонта.
*Предельное состояние – такое состояние объекта, при котором его дальнейшее применение по назначению либо восстановлению его работоспособности невозможно или нецелесообразно. (Признаки предельного состояния рассмотрены далее в этой лекции).
** Техническое обслуживание (ТО) – термин, принятый для обозначения эксплуатационного обслуживания технических объектов.
- Технологичность обслуживания – комплексное
свойство, отражающее различные этапы технического обслуживания.
Этапы ТО | Свойства |
ü Подготовка к применению – проведение заправочно-снаряжательных операций и контроля за работоспособностью. ü Профилактика – проведение технического обслуживания для повышения надёжности и долговечности объектов. ü Восстановление – проведение ремонтных работ для восстановления заданных свойств объектов. | ü Подготовкопригод- ность – ............................... ............................................ ............................................ ............................................ ............................................ ............................................ ............................................ ü Профилактопри- годность – ........................ ............................................ ............................................ ............................................ ü Ремонтопригодность – ........................................... .............................................. ............................................... ............................................... |
Показатели общих эксплуатационных свойств
технических средств АИС
Безотказность – изучают в курсе лекций по дисциплине “Теория надежности”.
Технологичность обслуживания
- Коэффициенты, оценивающие отдельные этапы технического обслуживания:
ü Коэффициент затрат труда
где Твсп – трудоёмкость подготовительно-заключительных работ;
Тосн – трудоёмкость основных работ.
ü Коэффициент основных работ
kо.р = 1 – kз.т.
ü Коэффициент совместимости.
ü Коэффициент степени автоматизации контроля и т.д.
- Комплексные показатели, зависящие как от тех-
нологичности обслуживания, так и от надёжности объектов.
ü Средние трудозатраты на техническое
обслуживание и ремонты, приходящиеся на единицу продукции или на час работы объекта.
- Экономические показатели
ü Удельные затраты – выраженные в стои-
мостных единицах суммарные затраты труда, материалов и запасных частей при выполнении технического обслуживания, приходящиеся за единицу продукции или на час работы объекта.
Недостатки: Перечисленные выше показатели не всегда можно использовать для сравнения технологичности обслуживания объектов.
Пример: Какой объект легче обслуживать?
Характеристики | Объект 1 | Объект 2 |
Общая трудоёмкость выполнения работ | 20 чел.-ч. | 2 чел.-ч. |
Трудоёмкость выполнения вспомогательных работ | 4 чел.-ч. | 1 чел.-ч. |
Интенсивность отказов | 10-6 1/ч | 10-4 1/ч |
.................................................................................................
.................................................................................................
.................................................................................................
.................................................................................................
.................................................................................................
.................................................................................................
Вывод: ...................................................................................
.................................................................................................
.................................................................................................
.................................................................................................
.................................................................................................
- Функция L(t) технологичности обслуживания –
среднее значение доли L работ по эксплуатационному обслуживанию объекта, которую можно выполнить к рассматриваемому моменту времени t, отсчитываемому от начала обслуживания.
Наиболее универсальный показатель, который пока-
зывает предельные возможности обслуживания объекта при достаточном для выполнения работ количестве специалистов, средств обслуживания, материалов, деталей и правильном планировании работ.
- Плотность технологичности обслуживания
.
- характеризует долю работ, для которых среднее время выполнения лежит в интервале (t, t + dt).
Долговечность
- Технический ресурс – суммарная наработка объ-
екта до достижения предельного состояния.
- Срок службы – календарная продолжительность
эксплуатации до достижения предельного состояния.
Признаки предельного состояния
для невосстанавливаемых объектов | для восстанавливаемых объектов |
........................................... ........................................... ........................................... ........................................... ........................................... ........................................... ........................................... ........................................... | ........................................... ........................................... ........................................... ........................................... ........................................... ........................................... ........................................... ........................................... |
Признаки предельного состояния устанавливаются нормативно-технической документацией на объект.
Назначение норм долговечности
Рисунок2.1 Возможные пути назначения норм долговечности
Специальные эксплуатационные свойства
- Технологичность применения – согласованность
характеристик технического средства и оператора.
- Приспособленность к определённым внешним
условиям работы (колебаниям температуры, давления, виброперегрузкам и т.д.).
Примечания.
- Задания для самостоятельной работы студентов:
· Используя [3, прил.1 или лекции по дисциплине “Теория надёжности”], изучить (вспомнить) основные показатели надёжности (безотказности) технических объектов.
- Используя [3], изучить следующие вопросы:
формирование эксплуатационных свойств технических объектов; эксплуатационная документация технических объектов.
- Используя [3],ознакомиться с примерами
специальных эксплуатационных свойств технических объектов.
- Для закрепления материала
разобрать решение примеров 1.1; 1.2; 1.3; 1.4
решить задачи 1.1; 1.2; 1.3; 1.4 [2].
Эксплуатационные свойства информационных
систем
а. ..........................................................................................
..............................................................................................
б. ............................................................................................
.................................................................................................
.................................................................................................
в. ............................................................................................
................................................................................................
Живучесть ИС
Классификация способов оценки
По возможности анализа переходных процессов при появлении дестабилизирующих воздействий | По наличию исходных данных о дестабилизирующих воздействиях |
Показатели живучести
- Статическая живучесть. Метод учёта
нарушений.
.................................................................................................
.................................................................................................
.................................................................................................
- Статистическая живучесть, метод учёта
отклонений.
.................................................................................................
.................................................................................................
.................................................................................................
.................................................................................................
.................................................................................................
- Динамическая живучесть, метод учета
отклонений.
.................................................................................................
.................................................................................................
.................................................................................................
.................................................................................................
.................................................................................................
Устойчивость ИС
Условие: за показатель качества функционирования системы принимаем её производительность.
- Показатели устойчивости ИС по отклонениям:
- ..........................................................................
.................................................................................................
.................................................................................................
.................................................................................................
- ..........................................................................
.................................................................................................
.................................................................................................
.................................................................................................
Здесь: Тв – время действия ДВ;
Тк – время ликвидации последствий ДВ;
.
- Показатели устойчивости ИС по средним
потерям:
- ..........................................................................
.................................................................................................
.................................................................................................
- .............................................................................
.................................................................................................
Здесь W0 – предельно возможная производительность;
- .....................................................................................
.................................................................................................
- Показатели устойчивости ИС с учётом критиче-
ского значения показателя качества функционирования.
- .........................................................................................
.................................................................................................
.................................................................................................
kн.ф.- ......................................................................................
.................................................................................................
(аналог kг).
Примечания: Задания для самостоятельной работы студентов:
- Изучить разделы “Оценка устойчивости ИС по
отклонениям” [3, стр. 34-37]; “Оценка устойчивости ИС по средним потерям” [3, стр. 37-40];
“Оценка устойчивости ИС с учётом критического значения показателя качества функционирования” [3, стр. 40-42].
- Записать в тетрадях для практических занятий
вывод формул для оценки показателей устойчивости функционирования ИС.
Лекция 3
Информационных систем
Подсистема контроля
Принципы контроля
Виды контроля
производственный: | эксплуатационный: |
· предметов труда (для ИС.....................) · ТП (для ИС -..........) | · Средств труда (для ИС -...................... ......................................) |
Цели контроля
Контроль технического состояния (работоспособности) устройств | Поиск причин неисправностей | Прогнозирование отказов |
Задачи контроля
Что | Как | Чем |
Какие параметры нужно контролировать? | Какой метод использовать? | Какие средства использовать? |
- Выбор контролируемых параметров
Экспертные оценки: | Формальные методы уменьшения числа параметров: |
ü составление общего списка параметров ü оценка значимости ü выбор наиболее значимых параметров | ü составление экс- пертами общего списка параметров ü выбор параметров на основе анализа статистических данных о значениях параметров и связях между ними. |
Метод корреляционных плеяд
Исходные данные:
- Нормированная корреляционная матрица связей параметров объекта;
- Пороговое значение коэффициента связи параметров;
- Сведения о возможности (трудностях, безопасности процесса) контроля параметров.
Алгоритм выбора параметров:
- Построение графа связей параметров.
- Разрыв слабых связей, для которых значения коэффициента связи меньше порогового.
- Из каждой совокупности сильно связанных параметров (“плеяд”) выбираем один с учётом трудности и безопасности контроля параметров.
Построение графа связей параметров
- Находим в матрице связей максимальный по абсолютной величине (недиагональный) элемент kij.
- Параметры с номерами i и j обозначаем кружками и соединяем линией, над которой записываем значение коэффициента связи между ними.
- В строках i и j находим следующий после kij максимальный по абсолютной величине элемент, например ( ).
- Параметр с номером обозначим на графике кружком и соединяем с элементом j.
- В матрице связей вычёркиваем столбцы, соответствующие номерам i, j, .
- Среди оставшихся элементов строк j и находим максимальный по абсолютной величине элемент.
- Эти действия проводим до тех пор, пока на графике не будет столько вершин, сколько рассмотрено параметров.
Задание:
Построить граф связей параметров по данным табл.
5.1.
Таблица 5.1 – Нормированная корреляционная матрица связей параметров технического объекта
Рисунок 5.1 Граф связей параметров соответствующий таблице 5.1
Примечание: Для закрепления материала разобрать решение примеров 2.1; 2.2. Решить задачи 2.1.; 2.2 [2].
- Средства контроля состояния объекта
Рис.5.2 Классификация средств контроля
Автоматизированная аппаратура контроля
- Аналоговая
Рисунок 5.3 Структурная схема аналоговой АК
АРК – определяет, находится ли параметр в поле допуска;
Н – преобразует сигналы к стандартным уровням напряжения;
Д – преобразует все контролируемые параметры в электрические величины;
СУ – сопоставляет результаты измерений с эталонными значениями;
ГВС – вырабатывает испытательные сигналы;
ГЭС – вырабатывает эталонные сигналы соответствующие положительной реакции контролируемого объекта на испытательные сигналы.
Стандартные испытательные сигналы
При положительном результате испытаний АРК вы-
даёт сигнал в УВВ о работоспособности устройства. При отрицательном результате АРК выдаёт сигнал
в УУ; при этом проверяется работоспособность аппаратуры контроля и при положительном результате в УВВ выдаётся сигнал о неработоспособности устройства.
- Цифровая
Рисунок 5.4 Структурная схема цифровой аппаратуры контроля
АЦП – преобразователи “напряжение-код”, “частота-код” и др.
УУ – регулирует режимы и диапазоны измерений.
ОЗУ – хранит эталонные значения параметров.
АУ – сравнивает значения эталонных и контролируемых параметров.
АРК – осуществляет регистрацию положительного результата или вводит режим самоконтроля при отрицательном результате. При работоспособной аппаратуре контроля сообщение о неработоспособности контролируемого устройства выдаётся УВВ.
Лекция 6
- Методы контроля
Систематизация поиска отказавших элементов при отсутствии опыта эксплуатации
Опыт эксплуатации – это сведения о:
ü условных вероятностях отказа k-го элемента (k=1¸ n, где n – число элементов) при условии, что отказ объекта произошёл;
ü средних значениях времени выполнения проверок (к=1...n).
При отсутствии опыта эксплуатации предполагают:
ü ............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
ü ............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
Рисунок 6.1. Метод средней точки; а, в, с – первая, вторая и третья проверки соответственно
а – элементы 1¸4 дают положительный результат;
5¸8 отрицательный результат;
в – 5-6 – дают положительный результат
7-8 – отрицательный результат
с – 7 – отрицательный результат.
Систематизация поиска отказавших элементов с
учётом опыта эксплуатации объектов
Допущения:
ü все элементы требуют индивидуальной проверки;
ü последовательно проводимые проверки каждого элемента не дают сведений о состоянии других элементов.
Цель: определить метод, который минимизирует
среднее время поиска неисправности.
Находим среднее время поиска неисправного эле-
мента для двух способов организации проверок.
1 способ: Элементы проверяются в последователь-
ности 1, 2...k - 1, k, k + 1,…n
2 способ: элементы проверяются в последовательно-
сти1, 2...k -1, k + 1, k,…n
Пусть , при этом .
Условию соответствует соотношение
(6.1)
Организация проверок в соответствии с (6.1) называется “метод время-вероятность”.
Если для всех k, то проверки организуют ..........................................................................
Если для всех k, то проверки организуют ............................................................................................
Технологические схемы поиска неисправностей
Типовой узел схемы:
Х – .................................................................................
Y – ..................................................................................
...........................................................................................
Z – ....................................................................................
......................................................................................................................................................................................
Обозначение проверки П:
ü 1– непроверенный элемент;
ü 0 – проверенный элемент.
Обозначение результатов проверки:
ü 0 – положительный результат:
проверяемые элементы работоспособны;
ü 1 – отрицательный результат:
среди проверенных элементов есть неисправные.
Пример построения технологической схемы поиска
неисправностей
Рисунок 6.2. Технологическая схема поиска неисправного элемента в системе из 6 элементов: А, Б, В, Г, Д, Е.
Оценка достаточности совокупности проверок: возможность отыскать определённый неисправный элемент при любой последовательности проверок.
Алгоритм:
- Переписать каждое основное или дополнительное обозначение проверки П так, чтобы в разряде, соответствующему рассматриваемому элементу, всегда были нули.
- Обозначения проверок пишутся одно под другим и единицы в соответствующих разрядах складываются.
- Совокупность проверок достаточна, если в сумме во всех разрядах, кроме разряда рассматриваемого элемента, отсутствуют нули.
Пример:
Оценить достаточность проверок П1010, П1100, П0110 для отыскания неисправного элемента 2.
Применение технологической схемы поиска неисправностей для минимизации числа проверок
Допущение: значение среднего времени выполнения проверок одинаковы для всех элементов.
Исходные данные: условные вероятности отказа i-го элемента (i =1...n, где n – число всех элементов) при условии, что объект отказал.
Алгоритм:
- Обозначения элементов выписывают столбиком
в порядке уменьшения значений ;
- Последние два элемента с наименьшими значе-
ниями группируются вместе и значения складываются.
- В получившейся схеме ищут следующие два
элемента с наименьшими значениями , группируют и складывают значения .
- Последний этап продолжается до тех пор, пока не останется один элемент с =1.
- Находят число проверок, равное числу объеди-
нений на пути от рассматриваемого элемента до
последнего объединения элементов включительно.
- При построении технологической схемы учиты-
вают, что точкам объединений элементов соответствуют проверки на схеме состояний.
Пример построения оптимальной схемы поиска
неисправностей
Число проверок | Обозначение элементов | |
Рисунок 6.3 Получение оптимальной структуры схемы
поиска
Рисунок 6.4 Схема поиска, соответствующая
оптимальной структуре
Примечание:
Для успешного закрепления материала, проанализировать решение примеров 2.3; 2.5;
решить задачу 2.4 [2].
Лекция 7
Подсистема восстановления
Организация восстановления работоспособности ТО определяется структурой системы технического обслуживания
Структуры СТО
........................... ............................ | ............................ ............................ | ............................ ............................ |
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ | _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ | _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ |
Достоинства: | Достоинства: |
.............................................. .............................................. | ............................................... .............................................. |
Недостатки: | Недостатки: |
.............................................. .............................................. | ............................................... .............................................. |
Пример четырёхуровневой структуры
централизованной СТО
Рисунок 7.1 Структура централизованной СТО
ü ОТО – орган технического обслуживания при каждом техническом объекте
· Выполняет: ........................................................
...................................................................................................................................................................................................................................................................................................
· Имеет: .................................................................
..................................................................................................................................................................................................
ü УОТО – узловой орган технического обслуживания.
· Выполняет: ........................................................
.................................................................................................................