Методика расчета экономического эффекта от внедрения новой техники
Рассмотрим на примерах методику расчета экономического эффекта от внедрения новой техники.
Пример1.
В производство внедряется новый агрегат по упаковке тары. Определим экономический эффект от использования данного агрегата с учетом фактора времени, а также величину удельных затрат.
Показатели | Годы расчетного периода | |||||
Результаты - Р | 14 260 | 15 812 | 16 662 | 18 750 | 26 250 | 28 750 |
Затраты - 3 | ||||||
Коэффициент дисконтирования при ставке дохода 10% | 0,9091 | 0,8264 | 0,7513 | 0,6830 | 0,6209 | 0,5645 |
Находим дисконтированные результаты и дисконтированные затраты по годам расчетного периода, т.е. в течение шести лет внедрения агрегата.
1. Р = (14260 • 0,9091)+ (15 812 • 0,8264) + (16662 • 0,7513) + (18 750 • 0,6830) + + (26 250 • 0,6209) + (28 750 • 0,5645) = 12 963,8 + 13 067,0 + 12518,22 + 12 806,3 + 16 298,6 + 16 229,4 = 83 883,3 ден. ед.
Результатом экономической деятельности предприятия или организации является получение дохода (прибыли). Таким образом, с учетом дисконтирования за 6 лет использования агрегата предприятие имеет доход в размере 83 883,3 ден. ед.
2. Далее определим затраты предприятия с учетом дисконтирования: З = (996 • 0,9091) + (4233 • 0,8264) + (10 213 • 0,7513) + (18 140 • 0,6830) + (18 396 • 0,6209) + (20 148 • 0,5645) = 905,5 + 3498,2 + 7673 + 12389,6 + 11 422 + 11 373,5 = 47 261,8 ден. ед.
Затраты составляют 47 261,8 ден. ед. Чтобы сделать вывод, о правильности принятого решения о внедрении агрегата, необходимо соотнести доходы, полученные предприятием и затраты.
3. Определим экономический эффект:
Экономический эффект (прибыль) от использования агрегата по упаковке тары составит: 83 883,3 - 47261,8 = 36621,5.
Величина удельных затрат определяется по формуле:
Отсюда
В условиях нестабильности рыночных отношений, наличия инфляции, нельзя определив только эффект (прибыль) предприятия, судить об эффективности внедряемого мероприятия. Поэтому следует определять и величину удельных затрат, и эффективность. Так как удельные затраты составляют всего 0,563 ден. ед. на 1 ден. ед. дохода, то можно с уверенностью сказать об эффективности данного мероприятия.
Можно также рассчитать и эффективность:
Э = *100%
Э = 77,5%
Таким образом, предложенное мероприятие высоко эффективно.
Пример2.
Имеются следующие данные о производстве и реализации продукта Н.
Показатели | Единица измерения | Величина показателя |
Объем реализации | тыс. ед. | |
Выручка от реализации (Рт) | млн. руб. | |
Издержки производства (себестоимость продукции) (Зт) | млн. руб. |
Определим экономический эффект (прибыль) от производства и реализации продукта Н за расчетный период. Для этого используем:
Отсюда Эт = 22 588 - 8444 = 14 144 млн. руб.
Экономический эффект, или прибыль составила 14 144 млн.руб.
Пример 3.
Предложены к внедрению три изобретения. Определим, какое из них наиболее рентабельное.
№ п/п | Инвестиции (К), млн. руб. | Предполагаемый доход, млн. руб. |
446,5 | 640,2 | |
750,6 | 977,5 | |
1 250,0 | 1 475,5 |
Определим индекс доходности:
По первому изобретению:
По второму изобретению:
По третьему изобретению:
Jдох = *100% = 118,04
Наиболее рентабельно первое изобретение, так как имеет наибольшее значение индекса доходности (143,38%)
Итак, эффективность определяют через соотношение результата (эффекта) и затрат.
6 Практические задания, деловые игры и ситуационные задачи
Задание 1. Оценка эффективности рекламы
Общий сбыт продукции фирмы в городах А, Б и В, выбранных в качестве объектов испытания рекламы, составлял 3600 контейнеров продукции до начала рекламы и 6400 контейнеров после ее появления. В «контрольных» (не подвергшихся рекламе) городах Г, Д и Е объем продаж составлял 4600 контейнеров в первом периоде и 5750 — во втором.
Почтовая реклама с помощью специальных буклетов обеспечила получение заказов общим объемом 600 контейнеров в городах А и Б (в городе В рассылка не проводилась). В городах А, Б и В также была равномерно задействована телевизионная реклама. Кроме того, в городе В применялась радиореклама.
Расходы на рекламу в этих городах в общей сумме составили, в тыс. ден. ед.: телереклама — 110; радиореклама — 12; адресная рассылка буклетов — 12,5.
Продажа каждого дополнительного контейнера продукции, за вычетом транспортных расходов, но не включая затраты на рекламу, дает фирме дополнительную прибыль в размере 0,2 тыс. ден. ед.
Задание 2.Ценовая эластичность спроса (измерение)
Некая фирма, выпускающая однородный товар, выступает на рынке несовершенным конкурентом, т.е. обладает значительной долей производства и сбыта в отрасли и может влиять на цены. При росте выпуска продукции фирмы происходит все большее насыщение рынка, уменьшение спроса и, следовательно, цены.
Отделом маркетинга фирмы выяснено, что в определенном разумном диапазоне при снижении цены на одну денежную единицу за каждую единицу товара спрос увеличивается на 200 единиц, что делает целесообразным соответствующее увеличение объема производства.
Базовый объем выпуска продукции составляет 2 тыс. шт., базовая цена — 90 денежных единиц за штуку. Исследуются возможности ступенчатого наращивания производства и сбыта продукции: 4, 6, 8, 10, 12 и 14 тыс. шт. Базовая валовая выручка (ВВ), т.е. сумма, полученная при продаже всей продукции в объеме К по соответствующей цене Ц, составляет: 2000 х 90 ден. ед. = 180 тыс. ден. ед.
Фирму интересуют размеры предельного (дополнительного) дохода, как разницы в выручке, получаемой при повышении объема производства на каждую единицу товара или на каждую ступень прироста (2000 шт.). Предельный доход (ПД) представляет собой прирост ВВ.
Вопросы и задания
1. Определите коэффициент ценовой эластичности спроса на товар по приведенной формуле.
2. Подсчитайте величины валовой выручки и предельного дохода для каждой ступени наращивания производства и сбыта. Сведите данные в таблицу (см. вариант прогноза экономических результатов, представленный в табл. 1).
3. Постройте график зависимости предельного дохода (ПД) от объема производимой и покупаемой продукции (К). Объясните направленность графика, динамику ПД (вариант организации пространства для построения графика см. на рис. 1).
ДЕЛОВАЯ ИГРА № 1
Каждый участник «Деловой игры» на листочке записывает четыре фактора, которые, по его мнению, являются определяющими при выборе товара (качество, цена, упаковка, сервис, престижность и т.д.).
Затем все участники объединяются в две группы, каждая из которых обобщает мнения и выделяет четыре наиболее общих (часто встречающихся).
После этого каждая группа записывает итоги своего обсуждения на доске.
Следует обратить внимание на тот факт, что, несмотря на индивидуальный подход к выбору товара, существуют общие критерии, характеризующие требования большинства потребителей.
Статистические данные
Факторы
ДЕЛОВАЯ ИГРА № 2
Каждый участник деловой игры определяет по три преимущества и недостатка рекламы. Затем все участники объединяются в несколько групп, каждая из которых обобщает мнения и выделяет по четыре наиболее часто встречающихся фактора («+» и «-» ).
После этого каждая группа демонстрирует итоги своего обсуждения на доске. Следует обратить внимание на то, что, несмотря на индивидуальное отношение к рекламе, существуют ее объективные достоинства и недостатки.
Достоинства («+») | Недостатки («-») |
Привлечение большого географически разбросанного региона потребителей | Отсутствие обратной связи с потребителем |
Расходы на одного потребителя малы | Велики бюджетные расходы фирмы (от 1 5%) на рекламу |
Широкий диапазон средств методов распространения | Конкурентная борьба за графики (время, место) расположения и подачи рекламы |
Спонсорство, инвестиции | Контроль и давление спонсоров и инвесторов |
Вопросы и задания
1. Какую часть прироста натурального объема продаж (в процентах от первоначального) логично отнести на счет рекламы? Приведите расчет.
2. Какова общая эффективность всей рекламной кампании?
3. Какова эффективность действия каждого вида рекламы, какую из них можно считать эффективной, в том числе на перспективу? Приведите расчеты, имея в виду, что в каждом из городов экспериментальной группы объемы продаж в каждый конкретный период были одинаковы.
Задания для самостоятельной работы
1. Написать реферат на тему «Эволюция понятия «Инновация» и теории управления инновациями».
2. Маркетинг в управлении инновациями. Решение задач.
3. Написать реферат на тему «Государственное регулирование инновационной деятельности».
4. Инновационный проект как стратегия воплощения решения научной проблемы в форме бизнес – проекта. Составление инновационного бизнес- плана
5. Оценка факторов риска. Решение задач
6. Жизненный цикл технологии. Определение стратегии в соответствии с ЖЗП.
7. Технологизация и эффективность. Решение задач
8. Основные критерии оценки инновационных проектов. Эффективность инновационного проекта. Решение задач
9. Общая экономическая эффективность инноваций. Решение задач
Бизнес-план инновационного проекта имеет следующее содержание:
1. Возможности предприятия, резюме.
Этот раздел в простой и лаконичной форме представляет наиболее важную информацию, содержащуюся в бизнес-плане. Он готовится после того, как проведена работа над всеми остальными разделами. Основная цель — дать обзор деловых предложений, способных привлечь внимание к документу.
Содержание данного раздела отражает следующие моменты:
• основные цели проекта (увеличение объемов продаж и расширение рынков сбыта продукции, модернизацию производственных процессов и т.д.);
• предмет деятельности будущей фирмы;
• средства, необходимые для реализации проекта, где их предполагается получить;
• ожидаемые расчетные показатели работы фирмы в результате применения проекта;
• срок возврата заемных средств, в какой форме и каким способом;
• специфические условия осуществления проекта;
• данные о создании и регистрации фирмы, созданной на основе инновационного проекта.
Рисунок 21. Составные части бизнес-плана
2. Предприятие.
В разделе наряду с основными сведениями о предприятии показываются состояние и перспективы развития отрасли и факторы, влияющие на деятельность фирмы, а также основные показатели ее текущей деятельности.
К основным сведениям о новом предприятии, включаемым в бизнес-план, относятся:
• наименование, время и место регистрации, юридический и почтовый адрес, банковские реквизиты;
• организационно-правовая форма;
• наиболее важные последние события, способные повлиять на результаты деятельности предприятия;
• размер уставного капитала, а также для акционерных обществ виды, количество и номинальная стоимость выпускаемых акций;
• сведения о вкладчиках, имеющих контрольный пакет акций;
• принадлежность предприятия к другим ассоциациям или ФПГ;
• юридические лица, владеющие более чем 5% собственности (уставного капитала);
• наличие филиалов, представительств, дочерних фирм;
· основные виды деятельности, в том числе отношение предприятия к НИОКР.
Отдельным подразделом излагается специфика отрасли, к которой принадлежит новое предприятие, ее состояние и перспективы развития, технологическая изменчивость, цикличность, скорость роста, наукоемкость, капиталоемкость, ресурсоемкость, международные и государственные воздействия и т.д.
Третья часть этого раздела предполагает анализ факторов, способных негативно или позитивно влиять на деятельность нового предприятия. К таковым можно отнести:
• экономические (цикл деловой деятельности, инфляция, уровень безработицы, покупательная способность населения, величина процентной ставки за кредит и др.);
• политические (нестабильность в регионах, нестабильность в законодательстве и т.д.);
• демографические (снижение рождаемости, миграция, старение населения и т.д.);
• природные;
• научно-технические (состояние науки, рост или снижение инвестиций в НИОКР);
• культурные и мировоззренческие (изменение жизненных ценностей, стремление к «легкой жизни» и др.).
Раздел заканчивается составлением таблицы основных показателей деятельности предприятия (см. табл. 9).
Таблица 9. Основные показатели проекта
Показатели | Значения показателей по годам | |||
2007 | 2008 | 2009 | и т.д. | |
Выпуск продукции в натуральном выражении по видам: ... | ||||
Выручка от реализации продукции по видам: ... Доля рынка по основным видам продукции Индекс цен реализованной продукции к соответствующему периоду прошлого года по основным видам продукции Затраты на производство и реализацию продукции — всего В том числе по элементам: Затраты на НИОКР Эффективность хозяйственной деятельности Численность работающих Выработка продукции на одного человека ППП (производительность труда) Балансовая прибыль — всего В том числе: прибыль от реализации продукции по видам Собственный капитал |
3. Продукция.
При описании инновационной продукции, товара (работы, услуги), как правило, делается акцент не на ее неповторимость или достоинства, которые видятся составителю бизнес-плана, хотя это и важно, а на заложенные в товаре преимущества, отвечающие запросам рынка, т.е. с точки зрения потребителя, поэтому здесь необходимо отразить следующие аспекты:
• потребности, удовлетворяемые продукцией;
• показатели качества;
• экономические показатели;
• внешнее оформление;
· сравнение с другими аналогичными товарами;
• патентные права;
• показатели экспорта;
· основные направления совершенствования продукции.
В информации, характеризующей потребности удовлетворения продукции, должны быть отмечены: наименование продукции, ее назначение, полезный эффект, косвенная польза, факторы, обеспечивающие ее уникальность. При описании товара преимущества и недостатки показываются в форме таблицы 10.
Таблица 10. Преимущества и недостатки товара | ||
Преимущества продукции | Недостатки продукции | Меры по устранению недостатков |
Показатели качества могут быть приведены в таблице в произвольной, удобной для этого форме.
Экономические показатели по видам продукции (цена потребления, себестоимость, прибыль) указываются в разрезе ее составляющих также в форме таблицы 11. Такими составляющими являются: продажная цена, расходы на транспортировку, на монтаж и использование, расходы на обучение персонала, эксплуатационные издержки, расходы на техническое обслуживание и ремонт, страховые взносы, налоги и другие отчисления.
Таблица 11. Экономические показатели по видам продукции
Показатели | Номенклатура, ассортимент продукции | ||
А | Б | В | |
Цена потребления — всего | |||
В том числе по отдельным составляющим … | |||
Себестоимость … | |||
Балансовая прибыль |
Внешнее оформление продукции должно отразить требования дизайна и потребителя, следовательно, указывается, соответствует ли форма ее функциям. Часто приводится фотография или рисунок изделия, дающие четкое представление о сущности проектируемого изделия (проекта).
Описание нового товара начинается с соответствия требованиям «рыночной новизны», возможны следующие варианты:
• открываются возможности удовлетворения совершенно новой потребности (пионерный товар);
· удовлетворение обычной потребности;
• удовлетворяется более широким кругом потребителей известная потребность.
Здесь важно показать, какими уникальными свойствами обладает продукция, доказать, что она способна вызвать интерес потребителей. Сравнение свойств продукции с аналогичными имеющимися видами можно разместить в разделе «Стратегия маркетинга».
4. Рынки сбыта продукции.
Этот раздел проекта направлен на изучение рынков и позволяет предпринимателю четко представить, кто будет покупать его товар, где и какова его ниша на рынке. Раздел является наиболее трудным для разработки. Из-за особой важности информации о рынке и ее определяющего значения другие разделы бизнес-плана могут быть составлены после обоснования данного раздела.
Исследование рынка включает в себя следующие основные направления:
• изучение и сегментацию потребителей;
• замер спроса и отбор целевых рынков;
• определение мотивации потребителей;
• исследование положения предприятия на рынке;
• оценку рынка и объема продаж;
• исследование деятельности конкурентов.
Для сегментации рынков могут быть использованы следующие принципы: отраслевой, производственно-технологический, территориально-географический, демографический, поведенческий, психографический, или их комбинация с использованием различных подходов и критериев.
Для потребителей продукции производственного назначения сегментация рынков, как правило, производится по разновидностям конечных пользователей, так как разные потребители ищут в товаре разные выгоды.
При изложении мотивации покупателей указываются факторы: культурный уровень, социальные, личностные, психологические условия. Потребителей товаров промышленного назначения определяют при помощи метода функционально-стоимостного анализа (ФСА). Здесь могут быть ответы на вопросы:
• приносит ли использование проекта дополнительные выгоды;
• сопоставима ли стоимость нового товара с его полезностью;
• существует ли более лучший товар (продукция, технология, процесс и т.д.);
• можно ли подобрать для использования уже существующий товар;
• можно ли получить такой же товар по более низкой цене у другого производителя и др.
Положение предприятия на рынке определяется рядом таких факторов, как: престиж фирмы, взаимоотношения с конкурентами, финансовыми и кредитными организациями, общая номенклатура продукции, гибкость производственно-технологической и сбытовой программ. В этой части указываются меры администрации предприятия по укреплению и повышению престижа предприятия в результате реализации инновационного проекта.
Прогнозирование развития рынка — это, прежде всего, прогнозирование спроса. При прогнозе потребительских товаров учитываются динамика численности населения с разбивкой по регионам и возрастным группам, достигнутый уровень потребления товаров на душу населения, динамика доходов населения, динамика покупательной способности населения, возраст, пол, национальная или этническая принадлежность и др.
Для анализа перспектив развития рынка промышленной продукции важна информация об инвестиционной активности, НТП в отраслях, динамике производственных мощностей в этих отраслях.
В итоге следует оценить:
• потенциальную емкость рынка;
• потенциальный объем продаж;
· реальный объем продаж.
Результаты прогноза развития рынка сводятся в таблице 12.
Таблица 12. Прогноз продаж продукции
Рынок | Годы | Общий объем продаж | |||||||||
… | |||||||||||
кварталы | кварталы | ||||||||||
Рынок А | |||||||||||
Продано продукции, ед. | |||||||||||
Цена | |||||||||||
Всего продаж | |||||||||||
Рынок Б | |||||||||||
Продано продукции, ед. | |||||||||||
Цена | . | ||||||||||
Всего продаж | |||||||||||
Итого продаж |
5. Конкуренция.
Цель данного раздела инновационного проекта — обоснование выбора тактики конкуренции в условиях конкурентного рынка. Здесь следует провести анализ рыночной конъюнктуры, деятельности конкурентов, их стратегии и тактики; оценить конкурентоспособность продукции, а также эффективность деятельности конкурентов и предприятия, наметить меры по улучшению конкурентных позиций предприятия, созданного на основе инновационного проекта. Информация о конкурентах отражена в таблице 13.
Таблица 13. Сведения о конкурентах
Название и адрес конкурента | Доля рынка, % | Предполагаемый объем продаж | Особенности товаров конкурентов | Уровень известности продукции конкурентов | Патентная защита продукции конкурентов | Технология производства | Направления НИОКР и расходы на эти цели |
В вышеприведенную таблицу могут быть внесены и другие признаки, характеризующие сильные и слабые стороны конкурентов (особенности производства или технологии организации сбыта, организация сервисного обслуживания, ценовая политика конкурентов и т.д.).
Оценка конкурентоспособности продукции производится по критерию качества (К):
К = Р/С → max,
где Р — полезный эффект (затраты на повышение качества); С — затраты на приобретение и использование изделия.
Но определить, соответствует ли продукция предприятия этим условиям, можно лишь в процессе сравнения с другими. Оценка конкурентоспособности продукции включает три этапа:
1) выбор наиболее конкурентоспособной продукции на рынке в качестве образца для сравнения;
2) определение набора сравниваемых параметров обоих видов продукции;
3) расчет общего показателя конкурентоспособности продукции, разработанной в инновационном проекте.
Для установления конкурентоспособности товаров целесообразно использовать метод, базирующийся на параметрической оценке показателей по двум группам — потребительской и экономической.
Сводный индекс по потребительским параметрам:
где п — число анализируемых параметров;
аj — вес j-го параметра (параметрического индекса);
bj — значение параметрического, индекса j-го параметра.
Сводный индекс по экономическим параметрам:
где т — число анализируемых экономических параметров; di — вес i-го параметра (параметрического индекса); ei — значение параметрического индекса i-го параметра.
Общий показатель рассчитывается таким образом:
Если К>1, то анализируемое изделие превосходит по конкурентоспособности образец, если К= 1, — находится на одинаковом уровне, и если К< 1, — уступает в конкурентоспособности.
Расчет можно представить в форме таблицы 14.
Эффективность деятельности нового предприятия и конкурентов приближенно можно определить балльным способом. Каждому показателю продукции присваивается свой балл, обычно в пределах (-3)—(+3) или (—5)—(+5). Показатель продукции со значением 0 характеризует равенство при сравнении. Фрагмент такого расчета приведен в таблице 15. Рейтинг нового предприятия можно установить также при помощи метода экспертных оценок. Это более точный метод.
Так, при равной цене на потребительские товары превалируют другие стороны удовлетворения желаний населения: внешнее оформление, простота эксплуатации, гарантийный срок, известность марки, престиж производителя, бесперебойное снабжение запасными частями и др.
Таблица 14. Конкурентоспособность продукции
Таблица 15. Эффективность деятельности конкурентов и проектируемого предприятия
Конкуренты | Показатели продукции | ||||||
цена | Боль-шой срок службы | Точное соответствие требованиям | Взаимо-заменяемость | Поставка по первому требованию | И т.д. | Итого | |
-1 | … | -1 | |||||
+1 | -2 | +1 | +1 | … | +1 | ||
-3 | -2 | -1 | -1 | … | -7 | ||
+1 | +2 | -2 | -2 | … | -1 |
Для продукции промышленного назначения на первое место выходят оперативность и надежность поставок, быстрота реакции на нужды потребителей, послепродажное обслуживание, репутация поставщика, низкая цена, товарный кредит и т.д.
6. Маркетинг.
В разделе обосновываются:
· цели и стратегии маркетинга;
• составляющие комплекса маркетинга;
• затраты на маркетинг.
Цели и стратегия маркетинга формулируются на основе результатов стратегического планирования предприятия. Примером стратегии могут служить:
• высокое качество — высокая цена;
• цена в зависимости от цен конкурентов;
• низкие производственные издержки — низкая цена. Комплекс маркетинга можно иллюстрировать схемой рисунка 22. В практике реализации инновационных проектов принято, что затраты на маркетинг не должны превышать 11% от объема продаж.
Рисунок 22. Стратегия маркетинга
7. Производственный процесс.
Раздел начинается с описания положительных и отрицательных сторон местонахождения нового предприятия. Анализ местонахождения учитывает наличие трудовых ресурсов, местные стандарты уровня жизни и связанный с ним возможный уровень заработной платы, близость к клиентам или поставщикам, возможные транспортные расходы, доступность энергетических ресурсов, промышленной и социальной структуры, местные налоги и т.д.
Особое внимание уделяется долгосрочным активам (земля, основные производственные фонды), обоснованию темпов изменения объемов продукции и производственной мощности на ближайшие 3—5 лет. Информация по данным активам в компактном виде представляется в виде таблицы 14.
Один из важных элементов этого раздела — описание технологического процесса производства продукции. Здесь же рассматриваются вопросы, связанные с размещением оборудования, планировкой производственных площадей, составлением схем производственных потоков и графиков.
Таблица 14. Долгосрочные активы, используемые в инновационном проекте
Вид долгосрочных активов | Фактическое состояние | Основные характеристики | Недостатки или мероприятия по устранению недостатков |
1 | 2 | 3 | 4 |
Земля | |||
Здания | |||
Сооружения | |||
Оборудование … |
8. Организационный план.
В этом разделе приводится информация, характеризующая организационную структуру предприятия, сведения о персонале и организации работ.
Организационная структура предприятия выполняется в виде схемы с указанием взаимосвязей между звеньями. Характеристики руководящего состава даются на примере главных руководителей и выносятся в приложение к бизнес-плану, как и другие громоздкие и сложные вещи. Сведения о рабочих кадрах могут быть сведены в таблице 15.
В разделе указывается наличие квалифицированной силы в месте нахождения предприятия: вид специальной подготовки, требующейся для работников, дополнительные материальные льготы для сотрудников, режим работы, показатели текучести.
Здесь рассматриваются организация труда (порядок регламентации работ, должностные разграничения обязанностей, методы и периодичность определения качества труда, методы нормирования труда и т.д.), система стимулирования труда и продвижения работников по службе.
Таблица 15.Сведения о рабочих кадрах
В заключение дается календарный план (график) создания нового предприятия, показывающий взаимосвязь основных событий организации деятельности предприятия по всем стадиям цикла наука — производство.
9. Оценка рисков и страхование.
Задача раздела — показать будущим инвесторам или кредиторам фирмы возможные риски на пути реализации инновационного проекта и основные методы защиты от их влияния. Анализ рисков в деятельности предприятия проводится в форме таблице 16.
Таблица 16. Описание возможных угроз
Вид и сущность риска | Причина риска | Факторы риска | Вероятный ущерб | Методы компенсации |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Неполучение материалов из-за срыва поставки | ||||
Следствие — снижение эффективности использования материальных ресурсов 2…и т.д. |
Страхование служит одной из мер компенсации возможных потерь от наступления рисковых ситуаций. Страхование рисков представлено в виде таблицы 17.
Таблица 17. Страхование рисков
Типы договоров о страховании | Страховая организация | Условия договора | Сумма договора | Страховые взносы | |||
и т.д. | |||||||
Страхование имущества | |||||||
Итого |
10. Финансовый план.
Раздел должен планировать финансовое обеспечение деятельности предприятия с целью наиболее эффективного использования денежных средств. В него входит совокупность следующих документов:
1) оперативный план (отчет);
2) план (отчет) доходов и расходов;
3) план (отчет) движения денежных средств;
4) балансовый отчет (план).
Оперативный план (отчет) отражает за каждый период результаты взаимодействия предприятия и его целевых рынков по каждому виду продукции и рынку.
Таблица 18. Оперативный план
Показатели | Месяц, квартал, год |
Рыночный потенциал предприятия по видам продукции | |
Цена единицы продукции | |
Объем продаж | |
Доля предприятия в отраслевом рынке по данному товару | |
Количество продукции в единицах, произведенных предприятием | |
Запасы данной продукции на складах предприятия на конец отчетного года |
Отчет (план) о доходах и расходах, прибылях и убытках составляется в форме таблицы 19. Результаты, приведенные в отчете, характеризуют, насколько эффективно работает предприятие. Основной источник доходов большинства проектов — выручка от реализации продукции, определяющая все будущие аспекты деятельности, поэтому эта часть раздела, опирающаяся на маркетинговые исследования, и начинается с прогнозирования продаж. Обычно объемы выручки от реализации продукции нарастают постепенно, а издержки могут изменяться скачкообразно, в зависимости от ситуации, складывающейся на рынке.
Таблица 19. Движение денежных потоков
№ п/п | Показатели | Годы | ||
1. | Выручка от реализации продукции без НДС, акцизов, экспортных пошлин (чистый объем продаж) | |||
2. | Прямые издержки | |||
3. | Валовая прибыль | |||
4. | Накладные расходы | |||
5. | Операционная прибыль | |||
6. | Другие доходы | |||
7. | Итого доходы | |||
8. | Выплаты процентов по кредитам | |||
9. | Прибыль до выплаты налогов | |||
10. | Налоги | |||
11. | Чистая прибыль | |||
12. | Сумма дивидендов | |||
13. | Нераспределенная прибыль за год |
План движения средств показывает изменения в будущих периодах работы предприятия по таким показателям: поток реальных денег, дивиденды, инвестиции в имеющееся оборудование, процентные издержки и др.
Прогноз потока реальных денег необходим потому, что оплата разных счетов происходит в различные сроки, а также от того, что инвестиционные средства и получение средств от выручки за реализованную продукцию происходит в разные сроки. Диаграмма финансовых потоков имеет следующий вид (рис. 23).
Рисунок 23. Диаграмма денежных потоков:
В первые два года финансовые средства, полученные от кредиторов, инвестируются в реализацию инновационного про