Методика расчета экономического эффекта от внедрения новой техники

Рассмотрим на примерах методику расчета экономического эффекта от внедрения новой техники.

Пример1.

В производство внедряется новый агрегат по упаковке тары. Определим экономический эффект от использования данного агрегата с учетом фактора времени, а также величину удель­ных затрат.

Показатели Годы расчетного периода
   
Результаты - Р 14 260 15 812 16 662 18 750 26 250 28 750
Затраты - 3
Коэффициент дисконтирования при ставке дохода 10% 0,9091 0,8264 0,7513 0,6830 0,6209 0,5645

Находим дисконтированные результаты и дисконтированные затраты по годам расчетного пе­риода, т.е. в течение шести лет внедрения агрегата.

1. Р = (14260 • 0,9091)+ (15 812 • 0,8264) + (16662 • 0,7513) + (18 750 • 0,6830) + + (26 250 • 0,6209) + (28 750 • 0,5645) = 12 963,8 + 13 067,0 + 12518,22 + 12 806,3 + 16 298,6 + 16 229,4 = 83 883,3 ден. ед.

Результатом экономической деятельности предприятия или организации является получение дохода (прибыли). Таким образом, с учетом дисконтирования за 6 лет использования агрегата предприятие имеет доход в размере 83 883,3 ден. ед.

2. Далее определим затраты предприятия с учетом дисконтирования: З = (996 • 0,9091) + (4233 • 0,8264) + (10 213 • 0,7513) + (18 140 • 0,6830) + (18 396 • 0,6209) + (20 148 • 0,5645) = 905,5 + 3498,2 + 7673 + 12389,6 + 11 422 + 11 373,5 = 47 261,8 ден. ед.

Затраты составляют 47 261,8 ден. ед. Чтобы сделать вывод, о правильности принятого решения о внедрении агрегата, необходимо соотнести доходы, полученные предприятием и затраты.

3. Определим экономический эффект:

методика расчета экономического эффекта от внедрения новой техники - student2.ru

Экономический эффект (прибыль) от использования агрегата по упаковке тары составит: 83 883,3 - 47261,8 = 36621,5.

Величина удельных затрат определяется по формуле:

методика расчета экономического эффекта от внедрения новой техники - student2.ru

Отсюда

методика расчета экономического эффекта от внедрения новой техники - student2.ru

В условиях нестабильности рыночных отношений, наличия инфляции, нельзя определив только эффект (прибыль) предприятия, судить об эффективности внедряемого мероприятия. Поэтому следует определять и величину удельных затрат, и эффективность. Так как удельные затраты составляют всего 0,563 ден. ед. на 1 ден. ед. дохода, то можно с уверенностью сказать об эффективности данного мероприятия.

Можно также рассчитать и эффективность:

Э = методика расчета экономического эффекта от внедрения новой техники - student2.ru *100%

Э = методика расчета экономического эффекта от внедрения новой техники - student2.ru 77,5%

Таким образом, предложенное мероприятие высоко эффективно.

Пример2.

Имеются следующие данные о производстве и реализации продукта Н.

Показатели Единица измерения Величина показателя
Объем реализации тыс. ед.
Выручка от реализации (Рт) млн. руб.
Издержки производства (себестоимость продукции) (Зт) млн. руб.


Определим экономический эффект (прибыль) от производства и реализации продукта Н за расчетный период. Для этого используем:

методика расчета экономического эффекта от внедрения новой техники - student2.ru

Отсюда Эт = 22 588 - 8444 = 14 144 млн. руб.

Экономический эффект, или прибыль составила 14 144 млн.руб.

Пример 3.

Предложены к внедрению три изобретения. Определим, какое из них наиболее рентабельное.

№ п/п Инвестиции (К), млн. руб. Предполагаемый доход, млн. руб.
446,5 640,2
750,6 977,5
1 250,0 1 475,5

Определим индекс доходности:

методика расчета экономического эффекта от внедрения новой техники - student2.ru

По первому изобретению:

методика расчета экономического эффекта от внедрения новой техники - student2.ru

По второму изобретению:

методика расчета экономического эффекта от внедрения новой техники - student2.ru

По третьему изобретению:

Jдох = методика расчета экономического эффекта от внедрения новой техники - student2.ru *100% = 118,04

Наиболее рентабельно первое изобретение, так как имеет наибольшее значение индекса доходности (143,38%)

Итак, эффективность определяют через соотношение результата (эффекта) и затрат.

6 Практические задания, деловые игры и ситуационные задачи

Задание 1. Оценка эффективности рекламы

Общий сбыт продукции фирмы в городах А, Б и В, выбранных в качестве объектов испытания рекламы, составлял 3600 контейнеров продукции до начала рекламы и 6400 контейнеров после ее появле­ния. В «контрольных» (не подвергшихся рекламе) городах Г, Д и Е объем продаж составлял 4600 контейнеров в первом периоде и 5750 — во втором.

Почтовая реклама с помощью специальных буклетов обеспечила по­лучение заказов общим объемом 600 контейнеров в городах А и Б (в горо­де В рассылка не проводилась). В городах А, Б и В также была равномерно задействована телевизионная реклама. Кроме того, в городе В применя­лась радиореклама.

Расходы на рекламу в этих городах в общей сумме составили, в тыс. ден. ед.: телереклама — 110; радиореклама — 12; адресная рассылка бук­летов — 12,5.

Продажа каждого дополнительного контейнера продукции, за вычетом транспортных расходов, но не включая затраты на рекламу, дает фирме до­полнительную прибыль в размере 0,2 тыс. ден. ед.

Задание 2.Ценовая эластичность спроса (измерение)

Некая фирма, выпускающая однородный товар, выступает на рынке несовершенным конкурентом, т.е. обладает значительной долей производ­ства и сбыта в отрасли и может влиять на цены. При росте выпуска про­дукции фирмы происходит все большее насыщение рынка, уменьшение спроса и, следовательно, цены.

Отделом маркетинга фирмы выяснено, что в определенном разумном диапазоне при снижении цены на одну денежную единицу за каждую еди­ницу товара спрос увеличивается на 200 единиц, что делает целесообраз­ным соответствующее увеличение объема производства.

Базовый объем выпуска продукции составляет 2 тыс. шт., базовая цена — 90 денежных единиц за штуку. Исследуются возможности сту­пенчатого наращивания производства и сбыта продукции: 4, 6, 8, 10, 12 и 14 тыс. шт. Базовая валовая выручка (ВВ), т.е. сумма, полученная при продаже всей продукции в объеме К по соответствующей цене Ц, со­ставляет: 2000 х 90 ден. ед. = 180 тыс. ден. ед.

Фирму интересуют размеры предельного (дополнительного) дохода, как разницы в выручке, получаемой при повышении объема производства на каждую единицу товара или на каждую ступень прироста (2000 шт.). Пре­дельный доход (ПД) представляет собой прирост ВВ.

Вопросы и задания

1. Определите коэффициент ценовой эластичности спроса на товар по приведенной формуле.

2. Подсчитайте величины валовой выручки и предельного дохода для каждой ступени наращивания производства и сбыта. Сведите данные в таб­лицу (см. вариант прогноза экономических результатов, представленный в табл. 1).

3. Постройте график зависимости предельного дохода (ПД) от объема производимой и покупаемой продукции (К). Объясните направленность графика, динамику ПД (вариант организации пространства для построе­ния графика см. на рис. 1).

ДЕЛОВАЯ ИГРА № 1

Каждый участник «Деловой игры» на листочке за­писывает четыре фактора, которые, по его мнению, являются определяющими при выборе товара (каче­ство, цена, упаковка, сервис, престижность и т.д.).

Затем все участники объединяются в две группы, каждая из которых обобщает мнения и выделяет четы­ре наиболее общих (часто встречающихся).

После этого каждая группа записывает итоги сво­его обсуждения на доске.

Следует обратить внимание на тот факт, что, не­смотря на индивидуальный подход к выбору товара, существуют общие критерии, характеризующие тре­бования большинства потребителей.

Статистические данные

Факторы

методика расчета экономического эффекта от внедрения новой техники - student2.ru

ДЕЛОВАЯ ИГРА № 2

Каждый участник деловой игры определяет по три преимущества и недостатка рекламы. Затем все участники объединяются в несколько групп, каждая из которых обобщает мнения и выделяет по четыре наи­более часто встречающихся фактора («+» и «-» ).

После этого каждая группа демонстрирует итоги своего обсуждения на доске. Следует обратить внимание на то, что, несмотря на индивидуальное отношение к рекламе, существуют ее объективные достоинства и недостатки.

Достоинства («+») Недостатки («-»)
Привлечение большого геогра­фически разбросанного региона потребителей Отсутствие обратной связи с потребителем
Расходы на одного потребителя малы Велики бюджетные расходы фирмы (от 1 5%) на рекламу
Широкий диапазон средств методов распространения Конкурентная борьба за графики (время, место) расположения и подачи рекламы
Спонсорство, инвестиции Контроль и давление спонсоров и инвесторов

Вопросы и задания

1. Какую часть прироста натурального объема продаж (в процентах от пер­воначального) логично отнести на счет рекламы? Приведите расчет.

2. Какова общая эффективность всей рекламной кампании?

3. Какова эффективность действия каждого вида рекламы, какую из них можно считать эффективной, в том числе на перспективу? При­ведите расчеты, имея в виду, что в каждом из городов эксперименталь­ной группы объемы продаж в каждый конкретный период были оди­наковы.

Задания для самостоятельной работы

1. Написать реферат на тему «Эволюция понятия «Инновация» и теории управления инновациями».

2. Маркетинг в управлении инновациями. Решение задач.

3. Написать реферат на тему «Государственное регулирование инновационной деятельности».

4. Инновационный проект как стратегия воплощения решения научной проблемы в форме бизнес – проекта. Составление инновационного бизнес- плана

5. Оценка факторов риска. Решение задач

6. Жизненный цикл технологии. Определение стратегии в соответствии с ЖЗП.

7. Технологизация и эффективность. Решение задач

8. Основные критерии оценки инновационных проектов. Эффективность инновационного проекта. Решение задач

9. Общая экономическая эффективность инноваций. Решение задач

Бизнес-план инновационного проекта имеет следующее со­держание:

1. Возможности предприятия, резюме.

Этот раздел в простой и лаконичной форме представляет наи­более важную информацию, содержащуюся в бизнес-плане. Он готовится после того, как проведена работа над всеми остальными разделами. Основная цель — дать обзор деловых предложе­ний, способных привлечь внимание к документу.

Содержание данного раздела отражает следующие моменты:

• основные цели проекта (увеличение объемов продаж и расширение рынков сбыта продукции, модернизацию про­изводственных процессов и т.д.);

• предмет деятельности будущей фирмы;

• средства, необходимые для реализации проекта, где их пред­полагается получить;

• ожидаемые расчетные показатели работы фирмы в резуль­тате применения проекта;

• срок возврата заемных средств, в какой форме и каким способом;

• специфические условия осуществления проекта;

• данные о создании и регистрации фирмы, созданной на основе инновационного проекта.

методика расчета экономического эффекта от внедрения новой техники - student2.ru

Рисунок 21. Составные части бизнес-плана

2. Предприятие.

В разделе наряду с основными сведениями о предприятии по­казываются состояние и перспективы развития отрасли и фак­торы, влияющие на деятельность фирмы, а также основные по­казатели ее текущей деятельности.

К основным сведениям о новом предприятии, включаемым в бизнес-план, относятся:

• наименование, время и место регистрации, юридический и почтовый адрес, банковские реквизиты;

• организационно-правовая форма;

• наиболее важные последние события, способные повлиять на результаты деятельности предприятия;

• размер уставного капитала, а также для акционерных об­ществ виды, количество и номинальная стоимость выпус­каемых акций;

• сведения о вкладчиках, имеющих контрольный пакет акций;

• принадлежность предприятия к другим ассоциациям или ФПГ;

• юридические лица, владеющие более чем 5% собственно­сти (уставного капитала);

• наличие филиалов, представительств, дочерних фирм;

· основные виды деятельности, в том числе отношение пред­приятия к НИОКР.

Отдельным подразделом излагается специфика отрасли, к кото­рой принадлежит новое предприятие, ее состояние и перспективы развития, технологическая изменчивость, цикличность, скорость роста, наукоемкость, капиталоемкость, ресурсоемкость, между­народные и государственные воздействия и т.д.

Третья часть этого раздела предполагает анализ факторов, способных негативно или позитивно влиять на деятельность но­вого предприятия. К таковым можно отнести:

• экономические (цикл деловой деятельности, инфляция, уро­вень безработицы, покупательная способность населения, величина процентной ставки за кредит и др.);

• политические (нестабильность в регионах, нестабильность в законодательстве и т.д.);

• демографические (снижение рождаемости, миграция, ста­рение населения и т.д.);

• природные;

• научно-технические (состояние науки, рост или снижение инвестиций в НИОКР);

• культурные и мировоззренческие (изменение жизненных ценностей, стремление к «легкой жизни» и др.).

Раздел заканчивается составлением таблицы основных пока­зателей деятельности предприятия (см. табл. 9).

Таблица 9. Основные показатели проекта

Показатели Значения показателей по годам
  2007 2008 2009 и т.д.
Выпуск продукции в натуральном выражении по видам: ...        
Выручка от реализации продукции по видам: ... Доля рынка по основным видам про­дукции Индекс цен реализованной продук­ции к соответствующему периоду прошлого года по основным видам продукции Затраты на производство и реализа­цию продукции — всего В том числе по элементам: Затраты на НИОКР Эффективность хозяйственной дея­тельности Численность работающих Выработка продукции на одного че­ловека ППП (производительность труда) Балансовая прибыль — всего В том числе: прибыль от реализа­ции продукции по видам Собственный капитал        

3. Продукция.

При описании инновационной продукции, товара (работы, услуги), как правило, делается акцент не на ее неповторимость или достоинства, которые видятся составителю бизнес-плана, хотя это и важно, а на заложенные в товаре преимущества, от­вечающие запросам рынка, т.е. с точки зрения потребителя, по­этому здесь необходимо отразить следующие аспекты:

• потребности, удовлетворяемые продукцией;

• показатели качества;

• экономические показатели;

• внешнее оформление;

· сравнение с другими аналогичными товарами;

• патентные права;

• показатели экспорта;

· основные направления совершенствования продукции.

В информации, характеризующей потребности удовлетворе­ния продукции, должны быть отмечены: наименование продук­ции, ее назначение, полезный эффект, косвенная польза, фак­торы, обеспечивающие ее уникальность. При описании товара преимущества и недостатки показываются в форме таблицы 10.

Таблица 10. Преимущества и недостатки товара
Преимущества продукции Недостатки продукции Меры по устранению недостатков
     

Показатели качества могут быть приведены в таблице в про­извольной, удобной для этого форме.

Экономические показатели по видам продукции (цена потреб­ления, себестоимость, прибыль) указываются в разрезе ее состав­ляющих также в форме таблицы 11. Такими составляющими являются: продажная цена, расходы на транспортировку, на монтаж и использование, расходы на обучение персонала, эксплуатаци­онные издержки, расходы на техническое обслуживание и ре­монт, страховые взносы, налоги и другие отчисления.

Таблица 11. Экономические показатели по видам продукции

Показатели Номенклатура, ассортимент продукции
    А Б В
Цена потребления — всего      
В том числе по отдельным составляющим …      
Себестоимость …      
Балансовая прибыль      

Внешнее оформление продукции должно отразить требова­ния дизайна и потребителя, следовательно, указывается, соот­ветствует ли форма ее функциям. Часто приводится фотография или рисунок изделия, дающие четкое представление о сущности проектируемого изделия (проекта).

Описание нового товара начинается с соответствия требова­ниям «рыночной новизны», возможны следующие варианты:

• открываются возможности удовлетворения совершенно но­вой потребности (пионерный товар);

· удовлетворение обычной потребности;

• удовлетворяется более широким кругом потребителей из­вестная потребность.

Здесь важно показать, какими уникальными свойствами об­ладает продукция, доказать, что она способна вызвать интерес потребителей. Сравнение свойств продукции с аналогичными имеющимися видами можно разместить в разделе «Стратегия маркетинга».

4. Рынки сбыта продукции.

Этот раздел проекта направлен на изучение рынков и позво­ляет предпринимателю четко представить, кто будет покупать его товар, где и какова его ниша на рынке. Раздел является наи­более трудным для разработки. Из-за особой важности инфор­мации о рынке и ее определяющего значения другие разделы бизнес-плана могут быть составлены после обоснования данно­го раздела.

Исследование рынка включает в себя следующие основные направления:

• изучение и сегментацию потребителей;

• замер спроса и отбор целевых рынков;

• определение мотивации потребителей;

• исследование положения предприятия на рынке;

• оценку рынка и объема продаж;

• исследование деятельности конкурентов.

Для сегмента­ции рынков могут быть использованы следующие принципы: отраслевой, производственно-технологический, территориально-географический, демографический, поведенческий, психографи­ческий, или их комбинация с использованием различных подхо­дов и критериев.

Для потребителей продукции производственного назначения сегментация рынков, как правило, производится по разновидно­стям конечных пользователей, так как разные потребители ищут в товаре разные выгоды.

При изложении мотивации покупателей указываются факто­ры: культурный уровень, социальные, личностные, психологиче­ские условия. Потребителей товаров промышленного назначения определяют при помощи метода функционально-стоимостного анализа (ФСА). Здесь могут быть ответы на вопросы:

• приносит ли использование проекта дополнительные вы­годы;

• сопоставима ли стоимость нового товара с его полезностью;

• существует ли более лучший товар (продукция, технология, процесс и т.д.);

• можно ли подобрать для использования уже существующий товар;

• можно ли получить такой же товар по более низкой цене у другого производителя и др.

Положение предприятия на рынке определяется рядом таких факторов, как: престиж фирмы, взаимоотношения с конкурента­ми, финансовыми и кредитными организациями, общая номенк­латура продукции, гибкость производственно-технологической и сбытовой программ. В этой части указываются меры администра­ции предприятия по укреплению и повышению престижа пред­приятия в результате реализации инновационного проекта.

Прогнозирование развития рынка — это, прежде всего, прогно­зирование спроса. При прогнозе потребительских товаров учи­тываются динамика численности населения с разбивкой по ре­гионам и возрастным группам, достигнутый уровень потребле­ния товаров на душу населения, динамика доходов населения, динамика покупательной способности населения, возраст, пол, национальная или этническая принадлежность и др.

Для анализа перспектив развития рынка промышленной про­дукции важна информация об инвестиционной активности, НТП в отраслях, динамике производственных мощностей в этих отраслях.

В итоге следует оценить:

• потенциальную емкость рынка;

• потенциальный объем продаж;

· реальный объем продаж.

Результаты прогноза развития рынка сводятся в таблице 12.

Таблица 12. Прогноз продаж продукции

Рынок Годы Общий объем продаж
       
    кварталы кварталы        
               
Рынок А                      
Продано продукции, ед.                      
Цена                      
Всего продаж                      
Рынок Б                      
Продано продукции, ед.                      
Цена                 .    
Всего продаж                      
Итого продаж                      

5. Конкуренция.

Цель данного раздела инновационного проекта — обоснова­ние выбора тактики конкуренции в условиях конкурентного рынка. Здесь следует провести анализ рыночной конъюнктуры, деятельности конкурентов, их стратегии и тактики; оценить конкурентоспособность продукции, а также эффективность дея­тельности конкурентов и предприятия, наметить меры по улуч­шению конкурентных позиций предприятия, созданного на ос­нове инновационного проекта. Информация о конкурентах отражена в таблице 13.

Таблица 13. Сведения о конкурентах

Название и адрес конкурента Доля рынка, % Предполагаемый объем продаж Особенности товаров конкурентов Уровень известности продукции конкурентов Патентная защита продукции конкурентов Технология производства Направления НИОКР и расходы на эти цели
               

В вышеприведенную таблицу могут быть внесены и другие признаки, характеризующие сильные и слабые стороны конку­рентов (особенности производства или технологии организации сбыта, организация сервисного обслуживания, ценовая полити­ка конкурентов и т.д.).

Оценка конкурентоспособности продукции производится по критерию качества (К):

К = Р/С → max,

где Р — полезный эффект (затраты на повышение качества); С — затраты на приобретение и использование изделия.

Но определить, соответствует ли продукция предприятия этим условиям, можно лишь в процессе сравнения с другими. Оценка конкурентоспособности продукции включает три этапа:

1) выбор наиболее конкурентоспособной продукции на рын­ке в качестве образца для сравнения;

2) определение набора сравниваемых параметров обоих видов продукции;

3) расчет общего показателя конкурентоспособности продук­ции, разработанной в инновационном проекте.

Для установления конкурентоспособности товаров целесооб­разно использовать метод, базирующийся на параметрической оценке показателей по двум группам — потребительской и эко­номической.

Сводный индекс по потребительским параметрам:

методика расчета экономического эффекта от внедрения новой техники - student2.ru

где п — число анализируемых параметров;

аj — вес j-го параметра (параметрического индекса);

bj — значение параметрического, индекса j-го параметра.

Сводный индекс по экономическим параметрам:

методика расчета экономического эффекта от внедрения новой техники - student2.ru

где т — число анализируемых экономических параметров; di — вес i-го параметра (параметрического индекса); ei — значение параметрического индекса i-го параметра.

Общий показатель рассчитывается таким образом:

методика расчета экономического эффекта от внедрения новой техники - student2.ru

Если К>1, то анализируемое изделие превосходит по кон­курентоспособности образец, если К= 1, — находится на оди­наковом уровне, и если К< 1, — уступает в конкурентоспособ­ности.

Расчет можно представить в форме таблицы 14.

Эффективность деятельности нового предприятия и конку­рентов приближенно можно определить балльным способом. Каж­дому показателю продукции присваивается свой балл, обычно в пределах (-3)—(+3) или (—5)—(+5). Показатель продукции со значением 0 характеризует равенство при сравнении. Фрагмент такого расчета приведен в таблице 15. Рейтинг нового предприятия можно установить также при помощи метода экспертных оценок. Это более точный метод.

Так, при равной цене на потребительские товары превали­руют другие стороны удовлетворения желаний населения: внеш­нее оформление, простота эксплуатации, гарантийный срок, известность марки, престиж производителя, бесперебойное снаб­жение запасными частями и др.

Таблица 14. Конкурентоспособность продукции

методика расчета экономического эффекта от внедрения новой техники - student2.ru

Таблица 15. Эффективность деятельности конкурентов и проектируемого предприятия

Конкуренты   Показатели продукции
цена Боль-шой срок службы Точное соответствие требованиям Взаимо-заменяемость Поставка по первому требованию И т.д. Итого
-1 -1
+1 -2 +1 +1 +1
-3 -2 -1 -1 -7
+1 +2 -2 -2 -1

Для продукции промышленного назначения на первое место выходят оперативность и надежность поставок, быстрота реакции на нужды потребителей, послепродажное обслуживание, репута­ция поставщика, низкая цена, товарный кредит и т.д.

6. Маркетинг.

В разделе обосновываются:

· цели и стратегии маркетинга;

• составляющие комплекса маркетинга;

• затраты на маркетинг.

Цели и стратегия маркетинга формулируются на основе ре­зультатов стратегического планирования предприятия. Приме­ром стратегии могут служить:

• высокое качество — высокая цена;

• цена в зависимости от цен конкурентов;

• низкие производственные издержки — низкая цена. Комплекс маркетинга можно иллюстрировать схемой рисунка 22. В практике реализации инновационных проектов принято, что затраты на маркетинг не должны превышать 11% от объема продаж.

методика расчета экономического эффекта от внедрения новой техники - student2.ru

Рисунок 22. Стратегия маркетинга

7. Производственный процесс.

Раздел начинается с описания положительных и отрицатель­ных сторон местонахождения нового предприятия. Анализ ме­стонахождения учитывает наличие трудовых ресурсов, местные стандарты уровня жизни и связанный с ним возможный уровень заработной платы, близость к клиентам или поставщикам, воз­можные транспортные расходы, доступность энергетических ре­сурсов, промышленной и социальной структуры, местные нало­ги и т.д.

Особое внимание уделяется долгосрочным активам (земля, основные производственные фонды), обоснованию темпов из­менения объемов продукции и производственной мощности на ближайшие 3—5 лет. Информация по данным активам в ком­пактном виде представляется в виде таблицы 14.

Один из важных элементов этого раздела — описание техно­логического процесса производства продукции. Здесь же рассмат­риваются вопросы, связанные с размещением оборудования, пла­нировкой производственных площадей, составлением схем про­изводственных потоков и графиков.

Таблица 14. Долгосрочные активы, используемые в инновационном проекте

Вид долгосрочных активов Фактическое состояние Основные характе­ристики Недостатки или меро­приятия по устранению недостатков
1 2 3 4
Земля      
Здания      
Сооружения      
Оборудование …      

8. Организационный план.

В этом разделе приводится информация, характеризующая организационную структуру предприятия, сведения о персонале и организации работ.

Организационная структура предприятия выполняется в виде схемы с указанием взаимосвязей между звеньями. Характери­стики руководящего состава даются на примере главных руково­дителей и выносятся в приложение к бизнес-плану, как и дру­гие громоздкие и сложные вещи. Сведения о рабочих кадрах мо­гут быть сведены в таблице 15.

В разделе указывается наличие квалифицированной силы в месте нахождения предприятия: вид специальной подготовки, тре­бующейся для работников, дополнительные материальные льго­ты для сотрудников, режим работы, показатели текучести.

Здесь рассматриваются организация труда (порядок регламен­тации работ, должностные разграничения обязанностей, методы и периодичность определения качества труда, методы нормиро­вания труда и т.д.), система стимулирования труда и продвиже­ния работников по службе.

Таблица 15.Сведения о рабочих кадрах

методика расчета экономического эффекта от внедрения новой техники - student2.ru

В заключение дается календарный план (график) создания нового предприятия, показывающий взаимосвязь основных событий организации деятельности предприятия по всем стадиям цикла наука — производство.

9. Оценка рисков и страхование.

Задача раздела — показать будущим инвесторам или креди­торам фирмы возможные риски на пути реализации инноваци­онного проекта и основные методы защиты от их влияния. Ана­лиз рисков в деятельности предприятия проводится в форме таблице 16.

Таблица 16. Описание возможных угроз

Вид и сущность риска Причина риска Факторы риска Вероят­ный ущерб Методы компенсации
1 2 3 4 5
1. Неполучение мате­риалов из-за срыва поставки        
Следствие — сниже­ние эффективности использования материальных ресурсов 2…и т.д.          

Страхование служит одной из мер компенсации возможных потерь от наступления рисковых ситуаций. Страхо­вание рисков представлено в виде таблицы 17.

Таблица 17. Страхование рисков

Типы договоров о страховании Стра­ховая органи­зация Условия дого­вора Сумма договора Страховые взносы
                и т.д.
Страхование имущества              
Итого              

10. Финансовый план.

Раздел должен планировать финансовое обеспечение деятель­ности предприятия с целью наиболее эффективного использо­вания денежных средств. В него входит совокупность следующих документов:

1) оперативный план (отчет);

2) план (отчет) доходов и расходов;

3) план (отчет) движения денежных средств;

4) балансовый отчет (план).

Оперативный план (отчет) отражает за каждый период резуль­таты взаимодействия предприятия и его целевых рынков по ка­ждому виду продукции и рынку.

Таблица 18. Оперативный план

Показатели Месяц, квартал, год
Рыночный потенциал предприятия по видам продукции  
Цена единицы продукции  
Объем продаж  
Доля предприятия в отраслевом рынке по данному товару  
Количество продукции в единицах, произведенных предприятием  
Запасы данной продукции на складах предприятия на конец отчетного года  

Отчет (план) о доходах и расходах, прибылях и убытках со­ставляется в форме таблицы 19. Результаты, приведенные в отче­те, характеризуют, насколько эффективно работает предприятие. Основной источник доходов большинства проектов — выручка от реализации продукции, определяющая все будущие аспекты деятельности, поэтому эта часть раздела, опирающаяся на мар­кетинговые исследования, и начинается с прогнозирования про­даж. Обычно объемы выручки от реализации продукции нарас­тают постепенно, а издержки могут изменяться скачкообразно, в зависимости от ситуации, складывающейся на рынке.

Таблица 19. Движение денежных потоков

№ п/п Показатели Годы
   
1. Выручка от реализации продукции без НДС, акцизов, экспортных пошлин (чистый объем продаж)      
2. Прямые издержки      
3. Валовая прибыль      
4. Накладные расходы      
5. Операционная прибыль      
6. Другие доходы      
7. Итого доходы      
8. Выплаты процентов по кредитам      
9. Прибыль до выплаты налогов      
10. Налоги      
11. Чистая прибыль      
12. Сумма дивидендов      
13. Нераспределенная прибыль за год      

План движения средств показывает изменения в будущих периодах работы предприятия по таким показателям: поток ре­альных денег, дивиденды, инвестиции в имеющееся оборудова­ние, процентные издержки и др.

Прогноз потока реальных денег необходим потому, что оплата разных счетов происходит в различные сроки, а также от того, что инвестиционные средства и получение средств от выручки за реализованную продукцию происходит в разные сроки. Диа­грамма финансовых потоков имеет следующий вид (рис. 23).

методика расчета экономического эффекта от внедрения новой техники - student2.ru

Рисунок 23. Диаграмма денежных потоков:

В первые два года финансовые средства, полученные от кре­диторов, инвестируются в реализацию инновационного про

Наши рекомендации