Тема 6. Анализ спроса на научно-техническую продукцию

Технология производства и конкурентоспособность продукции. Планирование технологического развития. Жизненный цикл технологии. Технологические нововведения и их особенности. Технология производства и конкурентоспособность продукции.

Литература [13, 14]

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение технологии

2. Назовите виды использования продукта в зависимости от возможностей использования потребителем

3. Перечислите основные направления анализа спроса на нововведения

4. Какие факторы следует учесть при анализе спроса

5. Как проводится структурный анализ спроса

Тема 7. Прогрессивные производственные технологии. Технологизация и эффективность

Понятие производственной технологии. Производственные технологии как объект управления. Технологии производства материального, энергетического и интеллектуального продукта. Технологизация и эффективность.

Литература [5, 14]

Вопросы для самопроверки

1. Какую роль инновационный менеджмент играет в производственных технологиях

2. В чем особенности технологии производства энергетического продукта

3. Почему возникает двойственность толкования природы процесса познания

4. В чем сущность эндогенных и экзогенных факторов технологических изменений

5. Назовите различия и сходства понятий аксиоматической и профессиональной технологии

Тема 8. Оценка эффективности инноваций

Эффективность использования инноваций. Выход на рынок технологий как результат инновационной деятельности. Эффективность затрат на инновационную деятельность. Основные критерии оценки инновационных проектов. Эффективность инновационного проекта.Общая экономическая эффективность инноваций.

Литература [5, 14]

Вопросы для самопроверки

1. Перечислите основные виды эффекта

2. Назовите систему показателей для оценки общей экономической эффективности инноваций

3. В чем особенность индекса рентабельности

4. Какое значение имеет индексный метод в анализе эффективности инновационной деятельности

4 Контрольные задания

Задание 1. Определение внутрифирменных воз­можностей на базе маркетингового планирования с целью принятия решения о внедрении нового продукта

Изучение внутрифирменных возможностей позво­ляет произвести обоснование вида деятельности фир­мы (предприятия) в рыночных условиях, так как бизнес может быть определен только с точки зрения потребителя и рынка, удовлетворенностью клиента при покупке товара или услуги и экономической ре­зультативностью фирмы (предприятия).

Цель: определить внутрифирменные возможности на основе обобщения знаний маркетинга и менеджмента

ЗАДАНИЕ

1. Определите идею своего «проекта».

2. Определите основные виды деятельности своей «компании» и представьте ее организационную структуру.

Оформите сводную таблицу.

3. Опишите своего потребителя, пользуясь концеп­цией сегментации и пирамидой Д. Маслоу.

Тема 6. Анализ спроса на научно-техническую продукцию - student2.ru

4. Определите, какие нужды потребителей удовлет­воряет каждый вид деятельности вашей «компа­нии».

Оформите сводную таблицу.

5. Определите стратегические цели своей фирмы и основного вида деятельности фирмы. (Они долж­ны быть реалистическими, измеримыми, непроти­воречивыми.)

6. Определите тактические цели фирмы и основного вида деятельности, т.е. способ достижения стра­тегической цели. Они должны быть:

- конкретными и измеримыми;

- ориентированы во времени;

- достижимыми;

- взаимоподдерживающими (непротиворечивыми);

- обеспечены ресурсами;

- закреплены за исполнителем.

7. Опишите свой бизнес в понятиях комплекса мар­кетинга в следующей последовательности:

- описание товара/ услуг;

- метод формирования цены;

- каналы продвижения (вертикальные или гори­зонтальные, прямые или косвенные);

Тема 6. Анализ спроса на научно-техническую продукцию - student2.ru

- товародвижение (транспорт, посредники, виды реализации, реклама).

Определите, какие из факторов маркетинговой среды создают возможности для развития вашего бизнеса, а какие представляют угрозу (SWOT-анализ). Заполните таблицу.

Факторы Возможности Угроза
- экономика    
- демография    
- политика    
- право    
- наука, техника    
- экология    
- культура    
- поставщики    
- конкуренты    
- посредники    
- покупатели    
- другое    


9. Определите потенциальный рынок с точки зрения удовлетворения клиента и рассчитайте емкость рынка (С = D • N -d' • d"... d1).

10. Определите размер целевого рынка для ваших товаров / услуг.

Сведите данные в таблицу.

Группа продуктов (услуг) Количество (N) Цена (Р) Объем продаж (V)
А (наименование)      
В (наименование)      
С (наименование)      
  Итого:

11. Укажите своих основных и потенциальных конку­рентов.

12. Укажите сравнительную конкурентоспособность вашей фирмы в трех основных областях марке­тинга.

  Товар А Товар В Товар С (новый продукт)
  Ваш Конкурент Ваш Конкурент Ваш Конкурент
Товар/услуга            
(свойства,            
дизайн,            
упаковка,            
сервис)            
Цена (методы,            
ценообразование            
вид, размер)            
Товародвижение            
(доставка, места реализации, реклама и т.д.)            

13. Опишите преимущества вашего бизнеса по срав­нению с конкурентами.

14. Используя таблицу, составьте прогноз продаж для фирмы на год.

Период Товар/услуга Прогнозируемый % прироста или сокращения продаж Количество единиц товара цена Валовая выручка от реализации
1-ый квартал А        
В        
С        
2-ой квартал А        
В        
С        
3-ий квартал А        
В        
С        
4-ый квартал А        
В        
С        

15. Спрогнозируйте размер издержек в течение года. Сведите результаты в таблицу.

Период Издержки % прирос­та или сокращения издержек ФОТ % прироста или сокра­щения ФОТ
1-й квартал        
2-й квартал        
3-й квартал        
4-й квартал        

16. Спрогнозируйте размеры прибыли и динамику (увеличение или сокращение) изменения прибыли.

17. Обоснуйте необходимость в кредите для начала своего бизнеса (если таковая имеется) и сроки его погашения.

18. Какова степень успеха или неуспеха вашего биз­неса (проанализируйте причины и факторы, влия­ющие на нее).

Задание 2. Определение потребительской удов­летворенности товаром (услугой)

Целями маркетинга являются удовлетворение по­требителя, повышение качества его жизни, а также достижение устойчивого конкурентного положения фирмы на рынке. Построение грамотных отношений с покупателями позволяет найти с ними взаимопони­мание, что в конечном итоге приводит к удержанию и расширению потребительских сегментов. При выпол­нении данной работы рекомендуется выбрать товары (услуги), производимые в вашем регионе.

Цель: выявление проблем взаимоотношений с по­купателями и определение потребительской удовлет­воренности.

ЗАДАНИЕ

1. Определите сегмент (сегменты) потребителей то­вара (услуги).

2. Опросите потребителей данного товара (услуги), пользуясь следующей анкетой:

«Уважаемый потребитель, просим Вас ответить на приведенные вопросы (нужное подчеркнуть).

• Вы впервые приобретаете нашу продукцию?

«Да» «Нет»

• Что Вас не удовлетворяет в нашей работе?

• выбор товаров

• расположение магазина

• упаковка

• возможность сделать покупку

• цена

• услуги (сервис)

• качество товаров

• работа продавцов

• время работы магазина

• интерьер

Спасибо за сотрудничество».

3. Определите, какие показатели в работе фирмы не удовлетворяют потребителей

4. Ранжируйте негативные оценки потребителей.

5. Рассчитайте коэффициент(ы) потребительской неудовлетворенности:

а) по группам постоянных и непостоянных клиентов;

б) по параметрам опроса.

Коэффициент неудовлетворенности = Тема 6. Анализ спроса на научно-техническую продукцию - student2.ru

товаром (услугой)

Доля неудовлетворенных = Тема 6. Анализ спроса на научно-техническую продукцию - student2.ru * 100%

потребителей

6. Рассчитайте эффект потребительской удовлетво­ренности по отношению к сбыту.

Эффект потребительской

удовлетворенности по = объем сбыта * коэф. потреб. удовлетв.

отношению к сбыту

7. На основании анализа потребительской удовлет­воренности определите задачи маркетолога по со­вершенствованию и развитию долговременного положительного отношения покупателей к това­ру (услуге).

Задания к контрольной работе

Варианты организации производства наукоемкой продукции

Рассмотрим три основных варианта: создание малого пред­приятия, вхождение на уже существующее предприятие в форме нового бизнес-процесса, создание хозрасчетного подразделения университета.

Создание малого предприятия

Юридические лица могут иметь организационно-правовую форму - общество с ограниченной ответственностью (ООО), закры­тое акционерное общество (ЗАО), открытое акционерное общество (ОАО). Малое предприятие - это не организационно правовая форма, а градация. Дает возможность некоторых льгот, например, использование упрощенной системы налогообложения. Как извест­но, существовали 3 системы налогообложения:

1. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл. 23.3 НК);

2. Упрощенная система налогообложения (гл. 26.2 НК);

3. Общепринятая система налогообложения (гл.23 НК). Упрощенная система налогообложения в большинстве случа­ев является более выгодной.

Критерии, при которых возможнее переход на упрощенную систему налогообложения:

• Численность работающих не более 100 чел.

• Стоимость амортизируемого имущества не более 150 млн. руб.

• Выручка не болеет 15 млн. руб. в год

• Отсутствие филиалов

• Доля сторонних организаций в уставном капитале не более 25%

• Ограничения по видам деятельности: банковская сфера, страховая деятельность, производство продукции.

Ставка одного налога (по выбору плательщика)

1 вариант: 6% от выручки

2 вариант: 15% от суммы превышения доходов над расхо­дами

Единый налог заменял следующие налоги:

• Единый социальный налог;

• Налог на прибыль организации

• Налог на имущество организаций;

• НДС;

• Налог с продаж.

Регистрация юридического лица (в форме общества с ограни­ченной ответственностью) требует прохождения процедуры, алго­ритм которой отражен на рисунке 1. Вы можете осуществить ее само­стоятельно или обратиться в консалтинговую фирму (стоимость -от 5000 до 10000 руб.)

Тема 6. Анализ спроса на научно-техническую продукцию - student2.ru

Рис. 1. Алгоритм открытия малого предприятия

Вхождение на уже существующее предприятие в фор­ме нового бизнес-процесса (инкубатор бизнеса)

Для того, чтобы понять идею данного варианта организации процесса производства наукоемкой продукции или услуг, нам по­требуются некоторые знания из области управления предприятия­ми. В настоящее время можно выделить несколько наиболее часто используемых организационных структур управления: линейная, функциональная, линейно-функциональная, матричная, дивизиональная, множественная.

Линейная:каждый руководитель обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности (рис. 2).

Тема 6. Анализ спроса на научно-техническую продукцию - student2.ru

Рис. 2. Линейная структура управления

Функциональная:тесная связь административного и функ­ционального управления (в этой структуре нарушен принцип еди­ноначалия и затруднено горизонтальное взаимодействие).

Линейно-функциональная:ступенчатая иерархия. Линей­ные руководители являются единоначальниками, им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руково­дителям высших ступеней управления. Широко распространена (рис. 3) в РФ.

Тема 6. Анализ спроса на научно-техническую продукцию - student2.ru

Д – директор, ФН – функциональные начальники, ФП – функциональные подразделения, ОП – подразделения основного производства

Рис. 3. Линейно-функциональная структура управления

Дивизиональная(филиальная структура) состоит из диви­зионов, которые выделяются по области деятельности или геогра­фически. Они находятся в разных условиях, поэтому их структура может быть совершенно разной. Общие функции выносятся за рамки дивизионов. В качестве примера можно привести структуру филиалов различных вузов.

Матричная структурахарактерна тем, что исполнитель может иметь двух и более исполнителей (один линейный, другой - руководитель программы или направления). Такая схема широко применяется в управлении НИОКР и в организациях, ведущих ра­боту по многим направлениям (рис.4).

Тема 6. Анализ спроса на научно-техническую продукцию - student2.ru

Рис. 4. Матричная структура управления по проектам

Наиболее популярная и эффективная организационная структура, активно применяемая сегодня на многих ведущих компаниях мира – это структура управления бизнес-процессам. Схематически она практически не отличается от матричной структуры управления, но само руководство и ответственность за эффективность того или иного бизнес-процесса полностью ложится на владельца процесса. Вертикальные связи существуют для обеспечения сложных функций и подчинены горизонтальным процессам.

Наши рекомендации