Тема 6. Анализ спроса на научно-техническую продукцию
Технология производства и конкурентоспособность продукции. Планирование технологического развития. Жизненный цикл технологии. Технологические нововведения и их особенности. Технология производства и конкурентоспособность продукции.
Литература [13, 14]
Вопросы для самопроверки
1. Дайте определение технологии
2. Назовите виды использования продукта в зависимости от возможностей использования потребителем
3. Перечислите основные направления анализа спроса на нововведения
4. Какие факторы следует учесть при анализе спроса
5. Как проводится структурный анализ спроса
Тема 7. Прогрессивные производственные технологии. Технологизация и эффективность
Понятие производственной технологии. Производственные технологии как объект управления. Технологии производства материального, энергетического и интеллектуального продукта. Технологизация и эффективность.
Литература [5, 14]
Вопросы для самопроверки
1. Какую роль инновационный менеджмент играет в производственных технологиях
2. В чем особенности технологии производства энергетического продукта
3. Почему возникает двойственность толкования природы процесса познания
4. В чем сущность эндогенных и экзогенных факторов технологических изменений
5. Назовите различия и сходства понятий аксиоматической и профессиональной технологии
Тема 8. Оценка эффективности инноваций
Эффективность использования инноваций. Выход на рынок технологий как результат инновационной деятельности. Эффективность затрат на инновационную деятельность. Основные критерии оценки инновационных проектов. Эффективность инновационного проекта.Общая экономическая эффективность инноваций.
Литература [5, 14]
Вопросы для самопроверки
1. Перечислите основные виды эффекта
2. Назовите систему показателей для оценки общей экономической эффективности инноваций
3. В чем особенность индекса рентабельности
4. Какое значение имеет индексный метод в анализе эффективности инновационной деятельности
4 Контрольные задания
Задание 1. Определение внутрифирменных возможностей на базе маркетингового планирования с целью принятия решения о внедрении нового продукта
Изучение внутрифирменных возможностей позволяет произвести обоснование вида деятельности фирмы (предприятия) в рыночных условиях, так как бизнес может быть определен только с точки зрения потребителя и рынка, удовлетворенностью клиента при покупке товара или услуги и экономической результативностью фирмы (предприятия).
Цель: определить внутрифирменные возможности на основе обобщения знаний маркетинга и менеджмента
ЗАДАНИЕ
1. Определите идею своего «проекта».
2. Определите основные виды деятельности своей «компании» и представьте ее организационную структуру.
Оформите сводную таблицу.
3. Опишите своего потребителя, пользуясь концепцией сегментации и пирамидой Д. Маслоу.
4. Определите, какие нужды потребителей удовлетворяет каждый вид деятельности вашей «компании».
Оформите сводную таблицу.
5. Определите стратегические цели своей фирмы и основного вида деятельности фирмы. (Они должны быть реалистическими, измеримыми, непротиворечивыми.)
6. Определите тактические цели фирмы и основного вида деятельности, т.е. способ достижения стратегической цели. Они должны быть:
- конкретными и измеримыми;
- ориентированы во времени;
- достижимыми;
- взаимоподдерживающими (непротиворечивыми);
- обеспечены ресурсами;
- закреплены за исполнителем.
7. Опишите свой бизнес в понятиях комплекса маркетинга в следующей последовательности:
- описание товара/ услуг;
- метод формирования цены;
- каналы продвижения (вертикальные или горизонтальные, прямые или косвенные);
- товародвижение (транспорт, посредники, виды реализации, реклама).
Определите, какие из факторов маркетинговой среды создают возможности для развития вашего бизнеса, а какие представляют угрозу (SWOT-анализ). Заполните таблицу.
Факторы | Возможности | Угроза |
- экономика | ||
- демография | ||
- политика | ||
- право | ||
- наука, техника | ||
- экология | ||
- культура | ||
- поставщики | ||
- конкуренты | ||
- посредники | ||
- покупатели | ||
- другое |
9. Определите потенциальный рынок с точки зрения удовлетворения клиента и рассчитайте емкость рынка (С = D • N -d' • d"... d1).
10. Определите размер целевого рынка для ваших товаров / услуг.
Сведите данные в таблицу.
Группа продуктов (услуг) | Количество (N) | Цена (Р) | Объем продаж (V) |
А (наименование) | |||
В (наименование) | |||
С (наименование) | |||
Итого: |
11. Укажите своих основных и потенциальных конкурентов.
12. Укажите сравнительную конкурентоспособность вашей фирмы в трех основных областях маркетинга.
Товар А | Товар В | Товар С (новый продукт) | ||||
Ваш | Конкурент | Ваш | Конкурент | Ваш | Конкурент | |
Товар/услуга | ||||||
(свойства, | ||||||
дизайн, | ||||||
упаковка, | ||||||
сервис) | ||||||
Цена (методы, | ||||||
ценообразование | ||||||
вид, размер) | ||||||
Товародвижение | ||||||
(доставка, места реализации, реклама и т.д.) |
13. Опишите преимущества вашего бизнеса по сравнению с конкурентами.
14. Используя таблицу, составьте прогноз продаж для фирмы на год.
Период | Товар/услуга | Прогнозируемый % прироста или сокращения продаж | Количество единиц товара | цена | Валовая выручка от реализации |
1-ый квартал | А | ||||
В | |||||
С | |||||
2-ой квартал | А | ||||
В | |||||
С | |||||
3-ий квартал | А | ||||
В | |||||
С | |||||
4-ый квартал | А | ||||
В | |||||
С |
15. Спрогнозируйте размер издержек в течение года. Сведите результаты в таблицу.
Период | Издержки | % прироста или сокращения издержек | ФОТ | % прироста или сокращения ФОТ |
1-й квартал | ||||
2-й квартал | ||||
3-й квартал | ||||
4-й квартал |
16. Спрогнозируйте размеры прибыли и динамику (увеличение или сокращение) изменения прибыли.
17. Обоснуйте необходимость в кредите для начала своего бизнеса (если таковая имеется) и сроки его погашения.
18. Какова степень успеха или неуспеха вашего бизнеса (проанализируйте причины и факторы, влияющие на нее).
Задание 2. Определение потребительской удовлетворенности товаром (услугой)
Целями маркетинга являются удовлетворение потребителя, повышение качества его жизни, а также достижение устойчивого конкурентного положения фирмы на рынке. Построение грамотных отношений с покупателями позволяет найти с ними взаимопонимание, что в конечном итоге приводит к удержанию и расширению потребительских сегментов. При выполнении данной работы рекомендуется выбрать товары (услуги), производимые в вашем регионе.
Цель: выявление проблем взаимоотношений с покупателями и определение потребительской удовлетворенности.
ЗАДАНИЕ
1. Определите сегмент (сегменты) потребителей товара (услуги).
2. Опросите потребителей данного товара (услуги), пользуясь следующей анкетой:
«Уважаемый потребитель, просим Вас ответить на приведенные вопросы (нужное подчеркнуть).
• Вы впервые приобретаете нашу продукцию?
«Да» «Нет»
• Что Вас не удовлетворяет в нашей работе?
• выбор товаров
• расположение магазина
• упаковка
• возможность сделать покупку
• цена
• услуги (сервис)
• качество товаров
• работа продавцов
• время работы магазина
• интерьер
Спасибо за сотрудничество».
3. Определите, какие показатели в работе фирмы не удовлетворяют потребителей
4. Ранжируйте негативные оценки потребителей.
5. Рассчитайте коэффициент(ы) потребительской неудовлетворенности:
а) по группам постоянных и непостоянных клиентов;
б) по параметрам опроса.
Коэффициент неудовлетворенности =
товаром (услугой)
Доля неудовлетворенных = * 100%
потребителей
6. Рассчитайте эффект потребительской удовлетворенности по отношению к сбыту.
Эффект потребительской
удовлетворенности по = объем сбыта * коэф. потреб. удовлетв.
отношению к сбыту
7. На основании анализа потребительской удовлетворенности определите задачи маркетолога по совершенствованию и развитию долговременного положительного отношения покупателей к товару (услуге).
Задания к контрольной работе
Варианты организации производства наукоемкой продукции
Рассмотрим три основных варианта: создание малого предприятия, вхождение на уже существующее предприятие в форме нового бизнес-процесса, создание хозрасчетного подразделения университета.
Создание малого предприятия
Юридические лица могут иметь организационно-правовую форму - общество с ограниченной ответственностью (ООО), закрытое акционерное общество (ЗАО), открытое акционерное общество (ОАО). Малое предприятие - это не организационно правовая форма, а градация. Дает возможность некоторых льгот, например, использование упрощенной системы налогообложения. Как известно, существовали 3 системы налогообложения:
1. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл. 23.3 НК);
2. Упрощенная система налогообложения (гл. 26.2 НК);
3. Общепринятая система налогообложения (гл.23 НК). Упрощенная система налогообложения в большинстве случаев является более выгодной.
Критерии, при которых возможнее переход на упрощенную систему налогообложения:
• Численность работающих не более 100 чел.
• Стоимость амортизируемого имущества не более 150 млн. руб.
• Выручка не болеет 15 млн. руб. в год
• Отсутствие филиалов
• Доля сторонних организаций в уставном капитале не более 25%
• Ограничения по видам деятельности: банковская сфера, страховая деятельность, производство продукции.
Ставка одного налога (по выбору плательщика)
1 вариант: 6% от выручки
2 вариант: 15% от суммы превышения доходов над расходами
Единый налог заменял следующие налоги:
• Единый социальный налог;
• Налог на прибыль организации
• Налог на имущество организаций;
• НДС;
• Налог с продаж.
Регистрация юридического лица (в форме общества с ограниченной ответственностью) требует прохождения процедуры, алгоритм которой отражен на рисунке 1. Вы можете осуществить ее самостоятельно или обратиться в консалтинговую фирму (стоимость -от 5000 до 10000 руб.)
Рис. 1. Алгоритм открытия малого предприятия
Вхождение на уже существующее предприятие в форме нового бизнес-процесса (инкубатор бизнеса)
Для того, чтобы понять идею данного варианта организации процесса производства наукоемкой продукции или услуг, нам потребуются некоторые знания из области управления предприятиями. В настоящее время можно выделить несколько наиболее часто используемых организационных структур управления: линейная, функциональная, линейно-функциональная, матричная, дивизиональная, множественная.
Линейная:каждый руководитель обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности (рис. 2).
Рис. 2. Линейная структура управления
Функциональная:тесная связь административного и функционального управления (в этой структуре нарушен принцип единоначалия и затруднено горизонтальное взаимодействие).
Линейно-функциональная:ступенчатая иерархия. Линейные руководители являются единоначальниками, им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления. Широко распространена (рис. 3) в РФ.
Д – директор, ФН – функциональные начальники, ФП – функциональные подразделения, ОП – подразделения основного производства
Рис. 3. Линейно-функциональная структура управления
Дивизиональная(филиальная структура) состоит из дивизионов, которые выделяются по области деятельности или географически. Они находятся в разных условиях, поэтому их структура может быть совершенно разной. Общие функции выносятся за рамки дивизионов. В качестве примера можно привести структуру филиалов различных вузов.
Матричная структурахарактерна тем, что исполнитель может иметь двух и более исполнителей (один линейный, другой - руководитель программы или направления). Такая схема широко применяется в управлении НИОКР и в организациях, ведущих работу по многим направлениям (рис.4).
Рис. 4. Матричная структура управления по проектам
Наиболее популярная и эффективная организационная структура, активно применяемая сегодня на многих ведущих компаниях мира – это структура управления бизнес-процессам. Схематически она практически не отличается от матричной структуры управления, но само руководство и ответственность за эффективность того или иного бизнес-процесса полностью ложится на владельца процесса. Вертикальные связи существуют для обеспечения сложных функций и подчинены горизонтальным процессам.