Замечания по тексту проекта Закона
Замечание о необходимости создания органа управления научно, научно-технической и инновационной деятельностью
В качестве условия решения указанных задач научной общественностью неоднократно предлагалось создать орган управления научно, научно-технической и инновационной деятельностью, обладающий необходимыми полномочиями и ресурсами, по типу Госкомитета по науке и технике СССР. Это предполагает, что функции управления наукой уйдут из полномочий Министерства образования и науки, которое тем самым превратится в Министерство образования. В тексте закона нет статьи, реализующей это предложение. Но в нем многократно фигурирует некий «федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности». Остается надеяться, что этим органом не станет Министерство образования и науки, немало сделавшее за последние годы для ликвидации академической науки и перетока ее кадров в вузы.
Замечания по структуре проекта Закона.
Обратимся к структуре Закона, имея в виду названия глав и разделов. Она приведена ниже.
Федеральный закон «о научной, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ деятельности в Российской Федерации»
Раздел 1. Общие положения
Глава 1. Основы правового регулирования отношений в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности
Глава 2. Особенности планирования, прогнозирования и программирования в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности
Раздел 2. Научная, научно-техническая и инновационная деятельность
Глава 3. Научная, научно-техническая и научно-просветительская деятельность
Глава 4. Инновационная деятельность
Глава 5. Научно-экспертная деятельность
Раздел 3. Субъекты научной, научно-технической и инновационной деятельности
Глава 6. Ученые
Глава 7. Организации, осуществляющие научную, научно-техническую и инновационную деятельность
Глава 8. Организации науки со специальным правовым статусом
Раздел 4. Инфраструктура научной, научно-технической и инновационной деятельности
Глава 9. Научное и технологическое оборудование, оборудование коллективного пользования
Глава 10. Инфраструктура поддержки инновационной деятельности
Глава 11. Информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности
Глава 12. Отдельные субъекты и инструменты инфраструктуры научной, научно-технической и инновационной деятельности
Глава 13. Территории развития научной, научно-технической и инновационной деятельности
Глава 14. Мониторинг и оценка в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности
Глава 15. Финансовое обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности
Раздел 9. Заключительные положения
Очевидно, что после раздела 4 должен следовать раздел 5, а не раздел 9. Но это просто досадный промах авторов, вызванный, видимо, поспешностью.
Далее бросается в глаза некоторая нелогичность построения проекта Закона (далее пз): еще не определившись с содержанием того, что такое «Научная, научно-техническая и инновационная деятельность»и кто ее субъекты, в чем состоит инфраструктура инновационной деятельности, а эти определения раскрываются в разделах 2-4, пз начинается с особенностей планирования этих видов деятельности.
Второй момент, который вызывает удивление, состоит в том, что центральный вопрос – вопрос финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности – вынесен в последнюю главу, в раздел 4 «Инфраструктура научной, научно-технической и инновационной деятельности», хотя принципы финансирования этих видов деятельности выходят за рамки инфраструктуры и относятся к основополагающим. Они должны, видимо, быть четко фиксированы в статье 4 «Принципы государственного регулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности».
Перейдем далее к детальному рассмотрению формулировок пз по порядку их следования.
Замечания к п. 2 статьи 1 «Предмет регулирования настоящего Федерального закона»
Статья 1. утверждает во втором пункте:
«3. Отношения, связанные с осуществлением инновационной деятельности, регулируются настоящим Федеральным законом в части, связанной с получением и использованием результатов интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере. Настоящий Федеральный закон не распространяется на отношения, связанные с осуществлением организационных и маркетинговых инноваций».
В этой формулировке непонятно, ни что такое «Отношения, связанные с осуществлением инновационной деятельности», ни что этот пз регулирует в этих отношениях, ни того, что он не регулирует, так как едва ли не половина пз посвящена как раз инновационной деятельности.
Замечание к п. 6 статьи 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе»
В п. 6 этой статьи дается следующее определение научной деятельности: «Научная деятельность - творческая деятельность, направленная на получение и (или) применение новых знаний,в том числе результатов интеллектуальной деятельности, которые способствуют технологическому, экономическому, социальному и духовному развитию общества, включая…».
Из этого определения получается, что научная деятельность должна быть направлена или на получение и применение новых знаний или только на их применение, а если направлена не на применение, а только на их получение, то уже не научная деятельность.
Правда, далее следуют развернутые определения фундаментальных и поисковых научных исследований и т.д.
В этом контексте в определении научной деятельности правильно было бы написать: «Научная деятельность - творческая деятельность, направленная на получение или применение новых знаний…»
Замечание к п. 8 статьи 2
Далее в статье 2, п .8 дается определение «поисковых исследований»:
«Поисковые научные исследования - деятельность, направленная на выявление и постановку научных, научно-технических задач, а также сфер возможного применения новых знаний, в том числе результатов интеллектуальной деятельности».
Это определение неполное, так как поисковые исследования могут быть направлены не на постановку задач, а на их решения, причем без новых знаний, но новыми методами! По-видимому, это определение является калькой с западного термина, еще не вполне понятого и осознанного.
Замечание к п. 10 статьи 2
В п. 10 дается следующее определение
«Научно-техническая деятельность – деятельность, направленная на получение и использование научных знаний во всех отраслях техники и технологийс целью создания новых или усовершенствования существующих способов и средств осуществления конкретных производственных и технологических процессов, включая создание, правовую охрану и (или) использование результатов интеллектуальной деятельности, необходимых для создания и усовершенствования таких способов и средств».
Из такого определения выпадает деятельность по совершенствованию экономических и информационных, а также социальных процессов, ибо упор здесь на технику, конкретное производство и технологии. Правильнее было бы написать «…использование научных знаний во всех отраслях техники и технологий, экономики, науки, социальной сферы и других сфер человеческой деятельности…» …далее по тексту.
Замечания к п. 15 статьи 2
В п. 15 дано определение технологии, в котором слово «который» должно быть заменено на «которая» (совокупность результатов). Во-вторых, определение тавтологично, так как технология определятся через «технологическую основу»:
«15) Технология – совокупность результатов интеллектуальной деятельности, выраженных в объективной форме, которыйвключает в том или ином сочетании изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ или другие результаты интеллектуальной деятельности, подлежащие правовой охране в соответствии с гражданским законодательством, и может служить технологической основой определенной практической деятельности в гражданской или военной сфере».