Анализ групповой деятельности операторов
Пример 3.1. Определить уровень социально-психологической совместимости в группе из 8 человек, если в результате опроса определилась система взаимоотношений в рассматриваемой группе, сведённая в табл. 3.1. Определить неофициального лидера группы.
Таблица 3.1.
Результаты опроса членов группы
№№ Операторов | Выбор по отношению к операторам | |||||||
-1 | ||||||||
-1 | ||||||||
-1 | -1 | |||||||
-1 | ||||||||
-1 | -1 | |||||||
-1 | ||||||||
-1 | -1 | |||||||
Р е ш е н и е. Графические изображения взаимоотношений в группе, соответствующие табл.3.1, приведены на рис.3.1.
Рис. 3.1. Граф взаимоотношений в группе:
положительный выбор;
отрицательный выбор
Из рис.3.1 следует, что неофициальным лидером является оператор 5. Уровень социально-психологической совместимости членов группы характеризуется значением обобщённого социометрического показателя
.
Для условий примера имеем
.
В рассматриваемой группе значение А является достаточно высоким для группы из восьми человек. Группы с высокими значениями показателя выполняют производственные задания более успешно.
Пример 3.2. По графу взаимосвязей в группе операторов, изображённом на рис.3.2, определите уровень социально-психологической совместимости в группе. Сделать выводы о системе взаимоотношений в рассматриваемой группе.
Рис.3.2. Граф взаимоотношений в группе: положительный выбор; отрицательный выбор |
Р е ш е н и е. Уровень А социально-психологической совместимости операторов в рассматриваемой группе может быть определён как алгебраическая сумма положительных и отрицательных выборов в группе. Для определения значения А из суммарного количества стрелок, означающих положительный выбор вычтем суммарное количество стрелок, означающих отрицательный выбор.
В соответствии с рис.3.2 имеем:
А = 17 – 8 = 9.
В рассматриваемой группе значение А является положительным, хотя и не очень высоким. Из рис.3.2 следует, что в коллективе из восьми человек имеются две неофициальные подгруппы лиц, объединённых взаимным положительным выбором. В одну из этих групп объединены операторы 1, 2, 5; в другую – 3, 4, 6. Неофициальным лидером является оператор 6; полностью изолирован от коллектива оператор 8, наименее желательный партнёр 7, взаимная неприязнь между операторами 1 и 3.
Пример 3.3. По результатам ответов сменных операторов одинаковой квалификации на вопрос “С кем бы Вы хотели (не хотели) работать в одной смене” составлена табл.3.3. Положительный выбор обозначен в таблице “+1”, отрицательный “-1”, нейтральный (отсутствие выбора) “0”. Построить граф взаимоотношений в группе. Составить четыре сменных бригады из четырёх человек.
Таблица 3.2
Результаты опроса операторов
№ оператора | Выбор по отношению к операторам | |||||||||||||||
-1 | ||||||||||||||||
-1 | -1 | -1 | -1 | |||||||||||||
-1 | -1 | -1 | -1 | |||||||||||||
-1 | -1 | -1 | ||||||||||||||
-1 | ||||||||||||||||
-1 | ||||||||||||||||
-1 | ||||||||||||||||
-1 | ||||||||||||||||
-1 | -1 | -1 | ||||||||||||||
-1 | -1 | -1 | ||||||||||||||
-1 | ||||||||||||||||
-1 | -1 | |||||||||||||||
-1 | -1 | |||||||||||||||
-1 | ||||||||||||||||
-2 | -1 |
Р е ш е н и е. По результатам опроса, зафиксированным в табл.3.2, строим граф взаимоотношений операторов. Положительный выбор на графике обозначим сплошной стрелкой, отрицательный – штриховой. Графическое изображение взаимоотношений в группе, соответствующих табл.3.2, приведено на рис.3.3.
Рис.3.3. Граф взаимоотношений в группе операторов, соответствующих табл. 3.2
Уровень социально-психологической совместимости группы из 16 человек равен:
.
В рассматриваемой группе он является положительным, хотя и не очень высоким.
Рассматривая граф взаимоотношений в группе из 16 человек, можно выделить четыре подгруппы, в которых, по крайней мере, нет отрицательных связей между лицами одной подгруппы и имеется неофициальный лидер, с которым связаны положительными связями остальные члены этой подгруппы. Графы взаимоотношений в подгруппах представлены на рис. 3.4¸3.7. Подматрицы взаимоотношений операторов, соответствующие рис. 3.4¸3.7, представлены в табл. 3.3¸3.6.
Таблица 3.3 | |
Взаимоотношения операторов в подгруппе 1 | |
Рис.3.4. Граф взаимоотношений в подгруппе 1 |
Таблица 3.4 | |
Взаимоотношения операторов в подгруппе 2 | |
Рис.3.5. Граф взаимоотношений в подгруппе 2 |
Таблица 3.5 | |
Взаимоотношения операторов в подгруппе 3 | |
Рис.3.6. Граф взаимоотношений в
подгруппе 3
Таблица 3.6 | |
Взаимоотношения операторов в подгруппе 4 | |
Рис.3.7. Граф взаимоотношений в подгруппе 4 |
Уровни социально-психологической совместимости каждой из подгрупп 10, 9, 9, 10, что для малых групп является очень высоким. Таким образом, смены операторов могут быть сформированы в соответствии с четырьмя выделенными подгруппами.
Задача 3.1. По результатам опроса операторов, представленным в табл. 3.7, определить уровень социально-психологической совместимости в группе из 6 человек. Сделать выводы о системе взаимоотношений в указанной группе.
Таблица 3.7
Результаты опроса группы операторов
№№ операторов | Выбор по отношению к операторам | |||||
-1 | ||||||
-1 | ||||||
-1 | ||||||
-1 | ||||||
-1 |
Задача 3.2. По графу взаимосвязей в группе операторов рис.3.8, определить уровень социально-психологической совместимости в группе операторов.
Рис.3.8. Граф взаимоотношений в группе операторов:
положительный выбор;
отрицательный выбор
Задача 3.3. По графу взаимосвязей в группе операторов (рис.3.9), составленном по результатам ответов сменных операторов одинаковой квалификации на вопрос “С кем бы Вы хотели (не хотели) работать в одной бригаде?” составить четыре сменных бригады из трёх человек.
Рис.3.9. Граф взаимосвязей сменных операторов
ПРИЛОЖЕНИЕ
Значения (Из таблицы 7.2 [6] для примера 2.7 и задачи 2.7)
x a | 0,1 | 0,2 | ...0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 |
0,0952 | 0,1813 | 0,3935 | 0,4512 | 0,5035 | 0,5507 | |
02468 | ||||||
03155 | 02115 | |||||
05385 | 04568 | 02175 | 02336 | 02575 | 02908 | |
... | ... | 03172 | 03394 | 03786 | 02141 | |
... | ... | ... | ... |
x a | x a | ||||
0,8647 | 0.9502 | 0,0166 | 0.0839 | ||
02453 | |||||
02110 | |||||
03237 | 02380 | ||||
04465 | 02110 | ||||
... | ... | ... | ... | ... | ... |
Ответы на задачи
1.1 Вариант 1
0,05 | 0,08 | 0,16 | 0,27 | 0,45 | 1,00 |
Вариант 2
4/50 | 7/50 | 13/50 | 23/50 | 29/50 | 37/50 | 43/50 |
Вариант 3
3/55 | 9/55 | 16/55 | 29/55 | 40/55 | 45/55 |
1.4. 5100 час.
2.1.
2.2. х4, х5, х6, х8 или х4, х5, х7, х8
2.3. 158 час.
2.4. 160 час.
2.5. Достаточно для каждого из элементов.
2.6.
2.7. 2, 3, 1, 5, 7.
2.9. 1¸3: ; 4,6: ; 5,7: .
2.10.
3.1. А = 6.
3.2. А = 4.
3.3. {1, 4, 10}; {3, 5, 8}; {2, 6, 7}; {9, 11, 12}
Литература
1. Г.В. Дружинин. Надёжность автоматизированных производственных систем. –М.: Энергоатомиздат, 1986. – 480 с.
2. Г.В. Дружинин, И.В. Сергеева. Эксплуатационное обслуживание информационных систем: Учебное пособие. –М.: МИИТ, 2006. – 262 с.
3. Расчёты систем и процессов при автоматизированном управлении и проектировании (на примерах железнодорожного транспорта): Учебное пособие в 3-х частях. – Ч.3./Г.В.Дружинин, И.В. Сергеева; Под ред. Г.В. Дружинина– М.: МИИТ, 1999. – 116с.
4. Расчеты автоматизированных систем управления (на примерах железнодорожного транспорта)/ Г.В. Дружинин, Е.Е.Токарева и др.; Под ред. Г.В.Дружинина –М.: Транспорт, 1985. –223с.
5. Г.В. Дружинин, И.В. Сергеева. Качество информации в системах управления: Учебное пособие. В 3ч. – М.:МИИТ, 2005.
6. Я.Б. Шор, Ф.И.Кузьмин. Таблицы для анализа и контроля надёжности. – М.: Сов.радио, 1970. –288 с.
Учебно-методическое издание
Сергеева Ирина Васильевна