Экономические задачи, цели и виды информационных технологий в деятельности предприятий

Строго говоря, целью любой информационной технологии является производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия. В то же время, в рамках экономики можно выделить некоторые особые задачи, решение которых лежит на информационных технологиях. Коротко их можно сформулировать следующим образом:

1. обработка больших объёмов данных (например, создание финансовой отчётности);

2. автоматизация операционных рутинных действий человека (например, автоматизированный документооборот, расчёт и начисление заработной платы);

3. решение стратегических задач, задач управления;

4. получение компанией конкурентных преимуществ и поддержка самой стратегии конкуренции.

В конечном итоге следствием решения этих задач является эффективная организация информационного процесса для снижения затрат времени, труда, энергии и материальных ресурсов.

Как же информационные технологии интегрируются в процесс организации экономической деятельности предприятий?

Предприятие как организационная система имеет определенную структуру как в управляемой системе, определяемой технологическими особенностями и производственными связями предприятия, так и в управляющей системе, определяемой функциями, выполнение которых необходимо в процессе выполнения, а также размерами и сложностью производства. Информационное обеспечение управления осуществляется с помощью функционирования информационной системы, непосредственно являющейся частью информационных технологий. Информационная система (ИС) - это средство организации информационного обеспечения процесса управления, способствующее своевременному поступлению необходимой и достоверной информации во все звенья системы управления, нуждающиеся в ней. К информационным системам относятся и автоматизированные системы управления технологическим процессом или предприятием в целом. ИС различают по архитектуре (настольные и распределённые, которые делятся на файл-серверные и клиент-серверные), по степени автоматизации (автоматизированные и автоматические), по характеру обработки данных (информационно-справочные, или информационно-поисковые, и ИС обработки данных, или решающие ИС), по масштабности (персональная, групповая, корпоративная), по сфере применения и так далее. Рассмотрение всех тонкостей вопроса о ИС достойно отдельной работы, поэтому мы получили лишь общее представление о ней.

К основным видам IT в предпринимательской деятельности безусловно относится и использование разнообразного программного обеспечения. Широко распространено внедрение систем автоматизированного проектирования (САПР) - автоматизированных систем, реализующих информационную технологию выполнения функций проектирования, представляющих собой организационно-технические системы, предназначенные для автоматизации процесса проектирования, состоящие из персонала и комплекса технических, программных и других средств автоматизации его деятельности. Также обычной практикой является использование «близких к пользователю» программных продуктов, таких как, например, «1С: Предприятие» и «1С: Бухгалтерия». Первая программа служит для решения широкого спектра задач автоматизации учета и управления, а вторая предназначена для автоматизации бухгалтерского и налогового учета, включая подготовку обязательной (регламентированной) отчетности. Оба продукта довольно популярны на предприятиях, так как имеют прикладное значения и достаточно легки для понимания.

Нельзя не упомянуть, что ещё одним важным видом IT-компаний в предпринимательской деятельности является Интернет-маркетинг - теория и методология организации маркетинга в гипермедийной среде Интернета. Природа такой среды характеризуется высокой эффективностью в представлении и усвоении информации, что значительно укрепляет взаимосвязь предприятий и потребителей. Предприятиями успешно освоены такие инструменты Интернет маркетинга, как Интернет-брэндинг, Интернет-реклама, организация маркетинговых исследований, создание Web-сайтов. Роль, выполняемая Интернетом, включает в себя не только коммуникацию, но и возможность заключения сделок, совершение покупок и проведение платежей, придавая «всемирной паутине» черты глобального электронного рынка.

Получив представление о сущности информационных технологий и их использовании в экономической деятельности, мы можем перейти к рассмотрению IT как экономического фактора.

Наши рекомендации