Характеристика спортивных игр, их специфические признаки. Место и значение спортивных игр в системе физического воспитания.

Характеристика спортивных игр, их специфические признаки. Место и значение спортивных игр в системе физического воспитания.

Характеристика спортивных игр, их специфические признаки.

Особенности спортивных игр определяются спецификой соревновательной деятельности, которая и отличает их от других видов спорта.

Соревновательное противоборство в игре происходит по установленным правилам с использованием присущих только конкретной игре соревновательных действий - приемов игры (техники). При этом обязательным является наличие соперника. В командно-игровых видах цель каждого фрагмента состязания состоит в том, чтобы доставить предмет состязания (мяч, шайбу и пр.) в определенное место площадки соперников и не допустить такового в отношении себя.

В командных играх выигрывает и проигрывает команда в целом, а не отдельные спортсмены. Как бы хорошо ни играл отдельный спортсмен, если команда проиграла, то проиграл и он. И наоборот, как бы плохо спортсмен ни играл, если команда выиграла, то выиграл и он. Таким образом, спортивная команда является такой же целостной спортивной единицей, как и спортсмен в индивидуальных видах спорта.

Такая специфика командных игр определяет ряд требований к спортсменам, их взглядам, установкам, личностным качествам, характеру действий в состязании. В идеале основной психологической установкой спортсмена на игру должно быть стремление к полному подчинению собственных действий интересам команды (даже вопреки личному благополучию, может быть и «во вред себе» в том или ином отношении). При отсутствии такой установки у каждого спортсмена команды не может быть и сильной, слаженной команды в целом даже в том случае, если она состоит из индивидуально хорошо технически, физически и тактически подготовленных игроков.

Командные и лично-командные спортивные игры имеют различия по характеру взаимоотношений участников игры: партнерами-между игроками одной команды; между соперниками - игроками противоборствующих команд.

Место и значение спортивных игр в системе физического воспитания. В решении задачи укрепления здоровья человека видная роль принадлежит спортивным играм. В процессе правильно организованных занятий спортивными играми укрепляется двигательный аппарат человека, усиливается обмен веществ, совершенствуются многие функции органов и систем организма. Спортивные игры широко используются в качестве одного из средств активного отдыха. Спортивные игры способствуют развитию различных жизненно важных и необходимых качеств внимания: концентрированности и распределяемости, быстрой переключаемости и устойчивости. Спортивные игры могут оказывать на участников определенное воспитывающее влияние — развивать в известной мере такие важные качества, как смелость и решительность, настойчивость, инициативность, выдержку, дисциплинированность, товарищескую взаимопомощь.

Планирование учебного процесса по спортивным играм в школе.

Планирование – это составление методически обоснованной документации, формирующей систему процесса обучения и воспитания. Планирование проводится с целью определения наиболее эффективных средств и методов обучения в зависимости от пола и возраста учащихся. Основной особенностью планирования учебно-воспитательной работы по спортивным играм в школе является необходимость распределения времени между базовыми видами спортивных игр. Чаще всего школа ориентируется на собственные возможности, традиции, а также возможности учителя и выбирает один из базовых видов как основной, используя остальные в качестве средства развития физических качеств. Кроме того, из многообразия технических приемов спортивных игр, необходимо выбрать лишь самые основные, доступные для изучения в условиях школы, но, тем не менее, дающих представление о виде спорта. При этом не следует ограничиваться регламентированными учебной программой наборами приемов, а творчески использовать свои знания и практические умения, расширяя тем самым образовательный и воспитательный потенциал физической культуры. При планировании учебной работы необходимо создать стройную систему прохождения программного материала, которая решала бы задачи, перечисленные в объяснительной записке школьной программы. Т. к. элементы спортивных игр в V-VIII классах и спортивные игры по выбору в IX-XI классах входят в школьную программу по физической культуре, то при планировании и проведении уроков основное внимание уделяется усвоению навыков и умений по технике выполнения игровых приемов. При планировании следует учитывать, что в спортивных играх усвоение навыков более успешно проходит при концентрированном обучении, когда можно избежать перерывов между занятиями или сократить эти перерывы до минимума. Уроки целесообразно планировать сериями. На каждом уроке происходит обучение новым игровым приемам на фоне закрепления ранее пройденного материала. Это позволяет постепенно увеличивать физические нагрузки и повышать интенсивность занятий. Необходимо добиваться прочного усвоения навыков и умений. С этой целью в планах должно предусматриваться повторение пройденного программного материала. Спортивные игры планируются в различных четвертях учебного года, поэтому при составлении плана следует учитывать природные условия с целью избежание срывов и переносов уроков.

4. Виды подготовки в спортивных играх, их взаимосвязь. Педагогический контроль и учет в спортивных играх.

Техническая подготовка

Под технической подготовкой следует понимать процесс освоения

спортсменом системы движений (техники вида спорта), соответствующей

особенностям данной спортивной дисциплины и направленной на достиже-

ние высоких спортивных результатов. Основная задача - обучение основам техники . Условно различают общую техническую и специальную спортивно-техническую подготовку.Средствами технической подготовки являются общеподготовительные, специально подготовительные и соревновательные упражнения.

Тактическая подготовка— педагогический процесс, направленный на овладение рациональными формами ведения спортивной борьбы в процес-

се специфической соревновательной деятельности. Она включает в себя: изучение общих положений тактики избранного вида спорта, приемов судейства и положения о соревнованиях, тактического опыта сильнейших спортсменов; освоение умений строить свою тактику.

Физическая подготовка— это педагогический процесс, направленный на развитие двигательных способностей, создающих благоприятные условия

для совершенствования всех сторон подготовки. Она подразделяется на об-

щую и специальную.Общая физическая подготовка предполагает разностороннее развитие двигательных способностей. Специальная физическая подготовка предполагает развития двигательных способностей, возможностей органов и функциональных систем, непосредственно определяющих достижения в избранном виде спорта.

Психическая подготовка— это система психолого-педагогических

воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у

спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для

успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревно-

ваниям и надежного выступления в них.

Б) Техника овладения мячом.

Вырывание мяча.Если защитнику удалось захватить мяч, то прежде всего надо попытаться вырвать его из рук соперника. Для этого нужно захватить мяч возможно глубже двумя руками, после чего резко рвануть к себе, сделав одновременно поворот туловищем.

Выбивание мяча.

Выбивание мяча из рук противника. Защитник сближается с нападающим, активно препятствуя егодействиям с мячом. Для этого защитник выполняет неглубокие выпады с вытянутой к мячу рукой, отступая затем в исходную позицию.

Выбивание мяча при ведении. В момент начала прохода нападающего с ведением защитник отступает или слегка отпрыгивает назад, оставив противнику прямой пут к корзине, и преследует его, оттесняя к боковой линии. Затем защитник набирает такую же скорость, как и нападающий, и, опередив ритм ведения, выбивает мяч ближайшей к противнику рукой в момент приема мяча, отскочившего от площадки.

26. Определение критериев оценки за выполнение упражнений.
Критерии оценивания по физической культуре являются качественными и количественными.
Качественные критерии успеваемости характеризуют степень овладения программным материалом: знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной деятельности, включенными в обязательный минимум содержания образования и в школьный образовательный стандарт.
Количественные критерии успеваемости определяют сдвиги в физической подготовленности, складывающиеся из показателей развития основных физических способностей: силовых, скоростных, координационных, выносливости, гибкости и их сочетаний, что отражает направленность и уровни реализуемых образовательных программ.

При оценивании знаний по предмету «Физическая культура» учитываются такие показатели: глубина, полнота, аргументированность, умение использовать их применительно к конкретным случаям и занятиям физическими упражнениями.

Оценивание За теорию
5 -За ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала; логично его излагает, используя в деятельности
4-За тот же ответ, если в нем содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки
3-За ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знании материала, нет должной аргументации и умения использовать знания на практике

2- За незнание материала программы

Оценивание Уровня физической подготовленности учащихся
оценка 5 Исходный показатель соответствует высокому уровню подготовленности, предусмотренному обязательным минимумом подготовки и программой физического воспитания,
оценка 4 Исходный показатель соответствует среднему уровню подготовленности и достаточному темпу прироста.
оценка 3 Исходный показатель соответствует низкому уровню подготовленности и незначительному приросту.
оценка 2 Учащийся не выполняет государственный стандарт, нет темпа роста показателей физической подготовленности.

Характеристика спортивных игр, их специфические признаки. Место и значение спортивных игр в системе физического воспитания.

Наши рекомендации