Упражнения и игры на сплочение
Творческую активизацию и сотрудничество
Разделение команды.
Для большинства игр и упражнений потребуется разделять участников на команды. Это можно сделать следующим образом, взяв несколько разных почтовых открыток по количеству команд (т.е. если три команды, то три открытки), разрезать каждую на такое количество частей, сколько требуется членов команд. Перемешать открытки в «шапке», и предложить каждому вытянуть себе одну часть открытки. Далее студенты, собирая по своим частям открытки, разбиваются по командам. В первую команду входят студенты, собравшие из частей первую открытку, во вторую – студенты, собравшие вторую открытку, и т.д.
«Строим башню»
Для проведения этой игры необходимо разделить участников группы на несколько команд по 6-8 человек. Каждой команде раздать 2 чистых листа формата А 4, клей для бумаги и ножницы. Теперь необходимо озвучить задание:цель данной игры – из имеющихся материалов построить башню, любую, но она должна получиться выше чем у соперников и стоять вертикально, без посторонней помощи. Перед тем как начать, дайте каждой команде пять минут на то, чтобы они продумали вариант постройки, и только после этого давайте команду старт. Предупредите участников, что время не ограничено, поэтому скорость постройки роли не играет, важно, чтобы башня стояла и была как можно выше. Поэтому игру нельзя останавливать до тех пор, пока не закончит последняя команда. Как правило, на всю игру достаточно 20 минут. В ходе этой игры, куратор, наблюдая за деятельностью участников каждой команды, легко определит наиболее активных студентов – лидеров. После этого каждая команда должна выбрать одного участника, который расскажет про свою башню, а также попробует высказать свое мнение почему башня получилась выше или ниже.
«Коллективный рисунок»
Для этого упражнения потребуется разбить участников на несколько команд по 4-6 человек. Каждой команде раздать один чистый лист формата А 4. далее попросить участников каждой команды рассчитаться по номерам (1, 2, 3, 4…). Теперь озвучиваем задание: цель упражнения – нарисовать коллективный рисунок на тему (она может быть либо одна общая для всех команд, либо, как вариант, тема рисунка дается каждой команде разная). Он рисуется по очереди, сначала рисует 1-й участник, потом 2-й, потом 3-й, и т.д. Каждый участник может рисовать только свою определенную фигуру, местоположение и размер фигуры на рисунке определяется этим участником самостоятельно. Предлагаемые фигуры могут быть такими – 1-й участник имеет право рисовать круг, 2-й участник – прямоугольник, 3-й участник – треугольник, 4-й участник – рисует только прямую, 5-й участник – рисует только кривую и т.д. Для этого упражнения достаточно 15-20 минут. После этого, когда все коллективные рисунки завершены, куратор предлагает каждой команде объяснить, что они нарисовали, а остальные участники размышляют, чей рисунок получился искреннее и почему.
Упражнение - мозговая атака
«Какие качества привлекают меня в друзьях?» Говорить, не оценивая, то есть, по первому порыву. Описание упражнения: каждый участник называет качества, которые привлекают его в друзьях (естественно, позитивные качества). На плакате или доске ведущий записывает все качества по порядку их называния. Пример: умный, искренний, надёжный, великодушный, внимательный, доброжелательный, порядочный, терпеливый, отзывчивый, естественный, доверяющий, признающий свои ошибки, готовый прощать, уважающий себя, ответственный, доверяющий, мудрый, терпеливый, находчивый, хорошо образованный, с широким кругозором, здоровый, интеллектуальный, игривый, обаятельный и т.д. Затем, когда список составлен, все участники выбирают по три наиболее значимых с их точки зрения варианта, отмечая свои выборы на доске. Таким образом, в результате выявится картина групповых предпочтений. Качество, набравшее наибольшее количество предпочтений, считается наиболее уважаемым, предпочитаемым группой, остальные располагаются по мере убывания. Каждый член группы может сравнить свои выборы с общегрупповыми предпочтениями и, осмыслив ситуацию, осуществить коррекцию собственного поведения в группе. Смысл проведения подобного упражнения:
· дальнейшее формирование теплого эмоционального климата в группе;
· выяснение и выявление групповых предпочтений качеств личности.
·
«Чемодан в дорогу»
Каждый студент предлагает что- то в общий «чемодан», который группа возьмет с собой в «дорогу». Более ценятся качества, которые помогут группе быть успешной.
«Записки с пожеланиями»
Каждый студент пишет записку с пожеланием для каждого члена группы и подписывает – кому, вслух послания не зачитываются.
«Знаки внимания»
Все участники группы образуют два круга, внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Стоящие лицом друг к другу образуют пару. Первый член пары оказывает искренний знак внимания партнеру, стоящему напротив, говорит ему что-либо приятное. Тот отвечает: «Да, конечно, но кроме того, я еще и…» (называет то, что он в себе ценит и считает, что заслуживает за это знаков внимания). Знак внимания – это высказывание или действие, обращенное к человеку и призванное улучшить его самочувствие и вызвать радость. Знаками внимания могут быть отмечены поступки, навыки, внешность и т. п. затем партнеры меняются ролями, после чего делают шаг влево и таким образом образуют новые пары. Все повторяется до тех пор, пока не будет сделан полный круг.
«Вырази себя в жесте»
Каждый из участников показывает жестом и мимикой свою реакцию на заданную ситуацию: «Что бы произошло, если бы в вузе в один прекрасный день исчезли бы все преподаватели»; «Что произошло бы, если бы в вузе отменили все экзамены и зачеты».
«Поддержка»
Каждый выбирает участника группы, от которого он хотел бы получить поддержку во время тренинга, заручиться согласием, представить его на общем круге. Работа в микрогруппах поддержки. «Мои самые трудные препятствия». Партнеры по очереди заканчивают фразы: «Я доверяю тебе…,ценю в тебе…». В каких ситуациях я нуждаюсь в поддержке. Какую поддержку я хотел бы получать. Рассказать партнеру, какие 2 «препятствия» студенческой жизни могут быть для рассказчика самыми трудными. Куратор рассказывает о том, что представляет для него особые трудности в работе с группой. После рассказа каждого из партнеров они совместно ищут ресурсы для успешного «прохождения препятствий». Каждый участник записывает на листе бумаги свое самое трудное препятствие (не подписывая имени) и сдает листок ведущему. Ведущий зачитывает список самых трудных препятствий членов группы. (Сбор тем для дальнейшей проработки, для дискуссии по этим темам).
«Общественная характеристика»
Каждый участник группы на листке бумаги пишет свое имя и передает соседу справа. Тот записывает на нем одну черту характера, которая в наибольшей степени присуща личности характеризуемого, и передает листок следующему. Каждый листок проходит круг и возвращается к своему хозяину.
Критерием эффективности проведения данных психологических упражнений и игр являются два показателя: разделение студентом норм и ценностей группы; высокий (удовлетворяющий студента) статус в группе. Именно на эти показатели, в конечном счете, сориентированы рекомендованные упражнения.
Упражнение «Поезд»
Цель: снятие напряжения.
Игра проводится в круге. Сначала надо рассчитаться на поезд и рельсы (как на первый – второй).Участники «поезд» - делают хлопок в ладони, два притопа ногами. Участники «рельсы» - два хлопка, один притоп. Движение выполняются по очереди: поезд – рельсы, поезд – рельсы и т.д. по кругу: имитируется стук колес поезда. По ходу упражнения темп увеличивается.
Упражнение «Мир различий»
Цель: повышение внутригруппового доверия.
Участники разбиваются на пары. В течении 5 минут каждой паре необходимо найти у себя 5 сходных и 5 отличительных качеств. Эти качества прописываются на листочках. Затем участники возвращаются в круг и по очереди каждая пара, рассказывает группе о своих качествах.
Упражнение «Герб»
Цель: сплочение группы.
Участникам необходимо разделиться на две команды. Задача каждой команды сконструировать герб группы в которой они учатся из подручных материалов, придумать название группы и девиз. Участие принимают все участники. Время выполнения 10-12 минут. Затем каждая команда озвучивает свои работы.
Упражнение «Рука»
Участникам предлагается нарисовать на листе свою руку (обвести ее). В нутрии ладони написать свое имя и качество, причем только положительное. Например, Света общительная. Затем листочки с изображением руки передается по кругу и каждый участник вписывает то качество которое по его мнению присуще «хозяину» руки. Таким образом листок должен обойти всех участников и вернуться к владельцу.
Упражнение «Телеграф»
Участники становятся в шеренгу таким образом, что бы видеть спину в впереди стоящего. Ведущий говорит слово первому стоящему «на ушко». Задача этого человека не используя слова как бы нарисовать на спине впереди стоящему этот предмет. Так участники передают по цепочке сообщение. Последний стоящий должен сказать, что он получил.
Рефлексия: В какой роли вам понравилось быть больше всего – получающего телеграмму или отправляющим
Упражнение «Атомы»
Студенты стоят в кругу.
- Представьте себе, что вы все атомы. Атомы выглядят так: ( психолог показывает, согнув руки в локтях и прижав кисти к плечам). Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разным, оно будет определяться тем, какое число я назову. Сейчас вы начнете быстро двигаться по этой комнате, и время от времени я буду говорить какое-то число, например три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по три атома в каждой.
Рефлексия: Какие ощущения вы испытывали, объединяясь в молекулы?
Упражнение «Алфавит»
Цель: повышение групповой сплоченности.
Участникам предлагается построиться в шеренгу: по алфавиту (по первой букве имени), по росту, по цвету глаз, по длине волос и др. Во время выполнения задания участники не могут общаться вербально с друг другом, но возможно использование мимики и жестов.
Рефлексия: Испытывали ли трудность при выполнении упражнения? Какие?
Упражнение«Комплименты»
Процедура проведения. Ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: "Дима, ты очень справедливый человек" или "Катя, у тебя замечательная прическа". Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.
В свете сегодняшнего материала, хотелось бы предложить список литературы, который был бы полезен для прочтения как тьюторам, так и кураторам групп.
Упражнения на выявление Лидера.
А ты кто?
С помощью этой игры имена запоминаются непосредственно и живо
1.Попросите участников собраться в круг.
2.Найдите добровольца, который возьмет на себя роль «тренера памяти».
3.Кто-нибудь начинает игру, представляясь следующим образом: к имени прибавляется прилагательное, начинающееся с той же буквы. Например, «привет, я – замечательная Зина». Желательно, чтобы прилагательное по возможности характеризовало говорящего.
Потом игрок спрашивает любого члена группы (кроме непосредственных соседей справа и слева): «А ты кто?»
4.Тот отвечает: «Привет, замечательная Зина, я – обиженный Олег», обращается к следующему и спрашивает: «А ты кто?»
5.Третий участник говорит: «Привет, обиженный Олег, я – ласковая Лилия». И так продолжается дальше.
6.В игру включается «тренер памяти». Прежде чем говорящий задаст вопрос: «А ты кто?», «тренер» может указать на одного из ранее представленных игроков и спросить: «А это кто?». В этом случае вся группа должна ответить подобно греческому хору, провозгласив, например: «Это замечательная Зина».
7.Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не будет представлен и по меньшей мере один раз назван всей группой в общем хоре.
5. Общежитие
ДАС 1 - Товарищеская, д. 31а
ДАС 2 - Товарищеская, д.31 б
ДАС 3 - Академика Кирпичникова 13/12
ДАС 5 - Товарищеская, д.40б
ДАС 6 - Товарищеская, д.32
Какие документы необходимы при заселении
1) Ордер на заселение (выдается заместителем декана по ВСР со студентами в ДАС, как правило, на общем собрании первокурсников)
2) Фотография 3*4 – 3 шт
3) Ксерокопия документов (2-3, 5 стр паспорта, СНИЛС, ИНН)
4) Медицинское заключение терапевта на заселение в общежитие, полученное в студенческой поликлинике по результатам анализов крови RW и флюорографии. Адрес студ.поликлиники: г.Казань, ул.Оренбурский тракт, д.95. ВАЖНО ЗНАТЬ! Результат флюорографического обследования действителен 1 год
5) Квитанция об оплате (реквизиты и стоимость оплаты можно будет взять в самом общежитии в день заселения, банк находится рядом с общежитием)
6) На отдельном листе необходимо написать свой номер телефона и одного из родителей с указанием Ф. И.О.
6. Учебно-воспитательный центр ( ЦУВ )
Учебно-воспитательный центр ( ЦУВ ) Начальник центра : Сугоняко Д.В.
Воспитательная работа – это целенаправленная, систематическая и скоординированная деятельность профессорско-преподавательского состава, административно-управленческого персонала и всех подразделений технологического университета по формированию и развитию высокого нравственно-практического, гражданско-правового и патриотического сознания студентов.
Целью воспитательной работы в университете является формирование и развитие гармонично развитой личности, сочетающей качества научной и профессиональной добросовестности, высокой гражданственности, патриотизма, следования духовно-нравственным и культурным ценностям цивилизации, содействие самоопределению личности в обществе.
Отделы
Отдел социального развития
Герасимова Эльвира Михайловна
Отдел организации медицинской профилактики и антинаркотической работы
Сироткина Ольга Васильевна
Отдел по работе со студенческой молодежью
Замалова Р.Г.
Культурно досуговая студия
Адамович Дмитрий Евгеньевич.
Социально-психологический отдел
Калимуллина Ольга Анатольевна
Спортивно-оздоровительный отдел
Зарубин А.А.
Студенческий клуб
Новгородова Виктория