Смерть - это продолжение жизни
Рождение и смерть являются самыми важными событиями в нашей жизни. Наше рождение есть переход из предшествующего энергетического состояния в материальный, физический мир. Таким же образом смерть тоже является переходом из физического мира в последующий энергетический уровень существования.
Смерть - это один из самых важных, значительных и глубоких процессов в нашей жизни. Во всех культурах без исключения уделялось и много внимания уделяется таинству смерти. Уже в Древнем Египте, пять тысяч лет тому назад, существовало глубокое знание о процессе перехода человеческой души на другой энергетический уровень. Это знание было зафиксировано в "Египетской книге мертвых". В тибетской культуре драгоценное знание о таинстве смерти, о пути подготовке к смерти, возможности сопровождения умирающих и помощи и поддержки мертвых нашло отображение в известной "Тибетской книге мертвых".
В этих древних трактатах, египетском и тибетском, обнаруживаются удивительные параллели в описании. Они служат путеводителем, содержат ценные сведения и указания к явлению смерти, от начала процесса и до перехода в посмертную область существования.
Лишь западная культура безучастно относится к такому важному событию в нашей жизни. Более того, в нашей культуре не принято даже говорить о смерти.
Мы, практически все без исключения, боимся смерти. Для нас смерть является чем-то окончательным и бесповоротным. Уже с детства мы отгоняем от себя мысли о смерти, мы не желаем задумываться о ней. Мы делаем вид, что смерти не существует, мы отрицаем ее.
Все в нашей жизни подвержено изменению, ничто не является постоянным - это один из основных законов космоса. Вся наша жизнь - это изменяющийся поток состояний и явлений. Единственное, что мы с уверенностью можем сказать, это то, что в конце нашей жизни наступит смерть. Все мы знаем о неизбежности смерти и тем не менее не хотим принять этот факт и вникнуть в суть, в смысл смерти.
Наше неприятие смерти сформировалось по многим причинам. Атеизм является одной из них. Особенно показательно это для стран бывшего восточного блока, где все с детства получали атеистическое воспитание, которое отрицает существование духовных сфер и продолжение жизни индивидуума после смерти. Я, так же как и все, не верила в существование Бога, души и переселение душ. С наступлением зрелости меня заинтересовал вопрос жизни после смерти. "В чем смысл жизни? Для чего я родилась и живу? Неужели с наступлением смерти я исчезну?" Еще в школе мы познакомились с законом сохранения и превращения энергии: "Любая энергия не исчезает, она переходит из одного вида в другой". Мой разум не мог смириться с тем, что данный закон распространяется только на природные явления, а не на нас - людей. Мы тоже часть природы, но куда уходит наша энергия, наша квинтэссенция? Я начала интересоваться древними философиями, в которых в том числе излагался процесс трансформации нашей энергии после смерти. В моем мировоззрении произошел переворот.
В западных странах все направлено на создание и накопление материальных благ при жизни. Вся жизнь подчинена этому стремлению, люди настолько одержимы этой целью, что им некогда остановиться и задуматься. Нежелание задуматься о смысле смерти подсознательно связано с ощущением опасности лишения иллюзий. Признание смерти неизбежно приводит к осознанию факта, что накопленное имущество с собой не возьмешь. И тогда пришлось бы признаться в бессмысленности поставленных целей и прожитой жизни.
Кроме того, одной из основных причин неприятия нами смерти является страх. Это лежит в человеческой натуре - испытывать страх перед неизвестным. Мы не знаем, что нас ждет за порогом смерти, и это питает наш страх. Мы чувствуем себя комфортно только в привычной обстановке, в привычном окружении. Для прыжка в неизвестное необходимо мужество.
Конфронтацию со смертью можно, пожалуй, сравнить с эмиграцией в совершенно неизвестный тебе мир. Когда ты приезжаешь в чужую страну, оставив позади себя абсолютно все тебе привычное, без знания языка, без ориентировки в чуждом для тебя мире. Ты одинок и можешь рассчитывать и полагаться только на себя. Это очень тяжелый процесс, требующий мобилизации всех твоих духовных и физических сил и огромного желания выжить.
Мы так боимся малейшего изменения в привычной нам повседневности, мы судорожно цепляемся за нее. Мы вкладываем всю нашу энергию в сохранение нашего статуса, в сохранение накопленных нами материальных благ и т. п. Все окружающие нас вещи создают иллюзию защищенности, которая может мгновенно рухнуть при соприкосновении со смертью. Смерть "лишает" нас главного - нашей жизни и нашего имущества, мы остаемся обнаженными, с пустыми руками. Именно по этой причине мы рассматриваем смерть как нашего врага. Мы изгнали смерть из нашей жизни. Мы окопались против нее всевозможными уловками. Мы предпринимаем огромные усилия, для того чтобы отодвинуть приход смерти. Мы боремся с ней даже тогда, когда она уже пришла и уже неизбежна. Мы подходим к смерти, как к болезни. Мы обращаемся в бегство и прячемся в больницах, в палатах, обставленных медицинскими аппаратами, и надеемся на то, что и на сей раз нам удастся избежать смерти. Мы отчаянно цепляемся за жизнь и превращаем процесс умирания в страшный, мучительный поединок.
Меня всегда поражала бессмыслица происходящего, когда родственники привозили в реанимацию своих близких со смертельными диагнозами в более чем преклонном возрасте. Старых людей подключают к аппаратуре. У человека уже отказали все жизненные функции, но организм еще действует: он подключен к искусственному сердцу, к искусственному легкому, ему переливается кровь и т. д. Часто это происходит против воли умирающего. Человеку не дают спокойно умереть. Это все равно, что не давать человеку родиться! Эта варварская мысль никому в голову не придет! Это не происходит потому, что мы считаем рождение в этот мир желательным и приветствуем акт рождения. Так почему же мы отрицаем и хотим всеми силами предотвратить акт рождения, перехода в иной мир? У каждого из нас наступает момент, когда усталое тело отказывает. Оно не в состоянии дольше нам служить, почему бы нам не отпустить его с благодарностью на покой? Оставить его здесь и самим пойти дальше?
Смерть - удивительный естественный процесс, это возвышенный момент нового рождения, вхождение в следующую фазу нашего развития.
Люди, пережившие клиническую смерть, осознали истину, им открылось жизнеутверждающее естество смерти. Они поняли, что жизнь после смерти идет дальше на тонком уровне. Смерть - это следующий жизненный этап, который дает нам возможность дальнейшей трансформации и сознательного выбора нашего дальнейшего развития. Интересен тот факт, что все, испытавшие клиническую смерть, единодушно рассказывают, что в определенный момент возникает ретроспектива собственной жизни. Именно тогда человеку становится ясно, что он сделал из своей жизни: использовал ли все возможности для своего духовного развития или никчемно растратил свою жизнь. В момент смерти мы вынуждены посмотреть правде в лицо, но изменить мы уже ничего не можем. Люди, пережившие клиническую смерть, меняются коренным образом. Они начинают понимать, насколько драгоценен каждый подаренный нам момент жизни и насколько важно оптимально его использовать для подготовки к смерти.
В момент смерти мы особенно остро осознаем драгоценность жизни.
С каждой минутой жизни приближается наш смертный час. Когда он наступит, никто не знает, но он придет наверняка. Мне хотелось бы, чтобы при чтении этих строк вы задали себе вопросы: "Как я прожил свою жизнь? Готов ли я к смерти?" Еще не поздно, мы еще можем успеть подготовиться к смерти. Для этого в первую очередь необходимо пересмотреть свою жизнь до данного момента и затем, здесь и сейчас, прийти к решению: хочу я дальше бессмысленно растрачивать свою жизнь в погоне за иллюзиями или я, наконец, займусь жизненно важными для меня вопросами?
Я довольно часто слышу на семинарах, что у людей нет времени заниматься духовными практиками. На мой взгляд, это просто алиби, оправдание нашей инертности и нежелания выйти за рамки повседневности. Мы занимаемся по привычке изо дня в день суетливой деятельностью, делая вид, что все это крайне важно и необходимо: нам, семье, обществу и т. д. Мы настолько порабощены "реальностью" повседневности, что утратили способность ощущать то, что за занавесом скрывается еще одна реальность, изначальная и вечная!
В такой ситуации я обычно предлагаю провести следующий эксперимент: в течение трех дней записывать абсолютно все, чем вы занимаетесь. Гарантирую вам, что вы будете поражены, сколько времени вы тратите напрасно, например на пустые телефонные разговоры, на телевидение, на какую-то деятельность, которая ни духовно и ни морально не обогащает. Вы увидите, что вы в состоянии ежедневно выкроить необходимое время для работы над собой. Вам необходимо лишь принять решение и начать.
Первым шагом является приятие жизни с ее изменчивостью и недолговечностью, желание вникнуть в суть жизни, узнать наши личные шансы и использовать их. И следующим этапом сделать шаг в направлении к подготовке к смерти. Это значит разобраться с естеством смерти, понять и принять его. Когда мы понимаем наше мироощущение и мировосприятие, тогда мы понимаем смерть как божественный процесс и можем ее принять. Именно признание смерти заставляет нас задуматься об истинном смысле жизни и задать себе вопрос: "А что такое жизнь?" Осознание смертности заставляет нас более интенсивно ощущать жизнь. Это звучит парадоксально, но понимание смысла смерти делает нас более живыми, жизнь становится для нас драгоценным подарком. В жизни заложен потенциал для нашего развития, для энергетического скачка, для подготовки к смерти и для того, чтобы через смерть вновь подняться на новый духовный уровень и в следующем рождении продолжить наш путь.
Мне хотелось бы передать свой личный опыт, когда я столкнулась с возможностью смерти. Это была удивительная история. Мы с мужем должны были лететь из Нью-Йорка домой в Берлин. Стоял жаркий сентябрьский день. Мы прибыли в аэропорт и сразу же пошли в кафе попить. Выпив воды, мой муж пошел звонить приятельнице, чтобы еще раз с ней попрощаться. Я осталась сидеть в баре и продолжала наслаждаться прохладой. Через некоторое время я отправилась на поиски мужа. Я проходила ряд телефонных кабин, в одной из них находились тибетский лама и два монаха. В тот момент, когда я поравнялась с ними, они как по команде повернулись ко мне и одарили меня своими лучезарными улыбками. Я тоже заулыбалась им в ответ и почувствовала себя на седьмом небе. Наконец я нашла своего мужа и, конечно же, немедленно рассказала ему об этом необычном инциденте и закончила предложением: "Какой хороший знак!"
Мы отправились в зал ожидания. Времени до отлета было еще много, и я решила побродить по залу. Когда я вернулась к нашим креслам, муж обратил мое внимание на человека перед нами, который молился. У моего мужа тоже вырвалось: "Какой хороший знак! Он молится за нас всех!" Объявили посадку, мы заняли наши места. Должна отметить, что полет был ночным и вскоре в салоне все затихло, люди уснули. Только несколько человек, в том числе и я, продолжали бодрствовать. Я смотрела предложенный нам фильм, так как я не могу спать в самолете. Стюардессы появились в проходе с напитками на тележках, и вдруг в другом конце моего ряда раздается оглушительный взрыв и - яркая вспышка за бортом. По тому, как стюардессы в один миг освободили проходы, я поняла: что-то произошло. Пассажиры проснулись, заплакал ребенок, в воздухе повисла опасность. Капитан объявил, что ничего не произошло, что мы просто по погодным условиям должны повернуть и через полчаса совершим посадку в аэропорту в Гандере (Ньюфаундленд, Канада).
Мы уже три часа были в пути и находились над серединой Атлантического океана. Я понимала, что практически невозможно так быстро долететь до Гандера. Ощущение нависшей над нами опасности продолжало на всех давить, в салоне было очень тихо. Толком никто не знал, что в действительности произошло, так как почти все спали. Я абсолютно точно знала, что произошла авария. Страха у меня не было, я почему-то знала, что мы не погибнем, но напряжение было. Через 1,5 часа мы действительно очень мягко приземлились в Гандере. Нас всех пригласили к выходу, мы по трапу сошли на землю. Все происходило, как в романе Артура Хэйли "Аэропорт". В отдалении стояли аварийные и пожарные машины и машины скорой помощи, которые после нашей удачной посадки начали медленно покидать поле аэропорта. Люди увидели стоящие вокруг на небольшом отдалении машины, и тут у некоторых началась истерика, они поняли, что мы находились в аварийной ситуации. Нам впоследствии объявили, что в воздухе загорелся один мотор. К нашему счастью, капитан сумел молниеносно среагировать, выключить и изолировать поврежденный мотор, и пламя не смогло распространиться. В целом все закончилось благополучно. Для меня лично это происшествие стало поворотным пунктом в моей жизни. Я осознала, что смерть может наступить в любое мгновенье, никто из нас не знает, когда наступит наш черед. Я поняла, что я еще не готова к смерти, я еще не выполнила свою жизненную задачу. Мне пришлось пересмотреть многое в своей жизни и предпринять целенаправленные шаги. Я задала себе вопрос: "Сколько времени тебе еще дано?" С этого момента я стараюсь оптимально использовать еще отпущенное мне время, стараюсь прожить оставшуюся жизнь интенсивнее и более осознанно. Я вплотную начала заниматься тематикой смерти.
"Самое прекрасное и глубокое чувство, на которое мы способны, - это ощущение мистического. Это - сердцебиение всех истинных наук. Тот, кому это чувство незнакомо, кто не способен удивляться и испытывать трепет восторга, умертвил свою душу. То, что нам недоступно, действительно существует, проявляя себя в высшей мудрости и в самой ослепительной красоте, которые мы из-за наших ограниченных способностей можем постигать только в их самых примитивных формах. Знать это, чувствовать, что это так, - это и есть основа подлинной религиозности".
Альберт Эйнштейн