Лекции 1-2. Предмет, цели и задачи курса
Новый вузовский курс «Концепции современного естествознания», введенный в учебные программы в последние годы ХХ столетия, призван к решению одной из важнейших задач нового этапа развития образования – преодолению исторически возникшего разобщения естественнонаучной и гуманитарной культуры и поиску единства целостной современной культуры. Разделение культуры на две – естественнонаучную и гуманитарную по принципу экономической эффективности и значимости породило многие экологические и социальные проблемы кризисного характера.
Существующие каноны специализации в системе высшего образования всё ещё закрепляют сложившийся раскол между двумя сферами культуры и препятствуют становлению всесторонне развитой личности специалиста, порождая ограниченный, односторонний взгляд на мир. Более того, для специалистов этих сфер характерно признание взаимоисключающих ценностей и приоритетов, что ведет зачастую к утрате взаимопонимания и абсолютизации статуса своей области знания, порождая сциентизм и технократизм естественников или снобистские претензии на «наднаучность» гуманитариев.
Необходимость перехода к новой парадигме образования уже нашла свое отражение в изменении учебных вузовских планов и программ. В основу новой системы образования закладываются три базисных принципа – фундаментальность образования, его систематическая целостность и гуманистическая направленность, как общие требования к подготовке специалистов любого профиля. Этой проблеме посвящен Меморандум Международного симпозиума ЮНЕСКО «Фундаментальное (естественнонаучное и гуманитарное) университетское образование» (Москва,1994г.).
С решением этой задачи связана, с одной стороны, широко распространившаяся сейчас тенденция гуманитаризации в сфере естественнонаучного и технического обучения. Однако, с другой стороны, проблема ознакомления студентов-гуманитариев с важнейшими достижениями современной естественнонаучной культуры особенно сложна по своей новизне и подходам к ее решению. Одной из причин тому – устойчиво бытующий предрассудок о том, что естественнонаучные знания далеки от социальных, личностных и гуманитарных проблем и потому излишни для гуманитариев.
Ценности фундаментального научного (и в первую очередь – естественнонаучного) знания составляют важнейшую и непреходящую компоненту цивилизованной формы культуры и они должны быть усвоены в той или иной мере любым образованным человеком. Без знания хотя бы основ современного естествознания, которое всё больше входит своими достижениями в повседневную жизнь цивилизованного общества, не может сформироваться человек современного информационного общества, а тем более специалист-профессионал.
В задачи курса «Концепции современного естествознания» не входит подробное изучение всей системы естественнонаучных знаний, что практически невозможно в одном учебном курсе. Наш курс предполагает обзорное знакомство и логико-исторический анализ основных идей и концепций современного знания о природе в целом и природных составляющих человека и общества.
Слово «концепция» в переводе с латинского означает понимание, систему взглядов. Это - определенный способ понимания или истолкования предметов, процессов, явлений. Концепция – это кратко выраженный основной смысл той или иной теории, ее суть. Когда теория ещё не выработана, а имеется только главная идея для объяснения некоторого класса событий, то такую идею тоже называют концепцией, в этом смысле она понимается как ведущий замысел или конструктивный принцип научной деятельности. Таким образом, каждая теория и гипотеза имеют свою концепцию, свой смысл и свой принцип научной деятельности.
Задача настоящего курса состоит в ознакомлении с основными современными концепциями общенаучного значения, на которых базируется естествознание и современная научная картина мира (НКМ). Современная НКМ – это сложное синтетическое построение метатеоретического уровня знания, синтезирующее фундаментальные естественнонаучные идеи и концепции с фундаментальными представлениями и принципами гуманитарного знания, которые требуют широкого осмысления и представления результатов конкретно-научных исследований в общенаучной форме. Будущие специалисты и в области естествознания, и в гуманитарной сфере нуждаются в общих представлениях о современной научной картине мира, ее идеях и концепциях. Именно через общенаучную картину мира осуществляется взаимопроникновение идей, развиваемых в гуманитарных науках, в естествознание и, наоборот, естественнонаучные идеи и принципы, приобретая характер общенаучных методологических регулятивов, начинают внедряться в гуманитарные науки. Вот почему анализу и изучению научной картины мира и ее исторических типов в нашем курсе уделяется особое внимание.
Знания идей и концепций современного естествознания поможет будущим специалистам гуманитарных направлений расширить кругозор и познакомиться с конкретными естественнонаучными проблемами, тесно связанными с экономическими, социальными и экологическими задачами, от решения которых зависит уровень и качество жизни общества и каждого из нас.
На первый взгляд, может показаться, что естествознание – ненужный груз для специалистов управления, юристов и экономистов. Однако на самом деле любой подлинный специалист и прежде всего менеджер или экономист должен владеть не только законами управления, права или экономики, но и понимать естественнонаучную сущность объекта управления и экономического анализа.
В современном обществе большое внимание уделяется не только различным отраслям естествознания, но и бурно развивающимся наукоёмким технологиям, которые базируются на естественнонаучных знаниях. Концептуальный системный подход полезен не только для понимания содержания и логики развития естествознания, но и для знакомства с фундаментальными основаниями и важнейшими достижениями естественнонаучного знания, на основе которых успешно развиваются современные технологии.
В современных условиях становления информационного общества нематериальные накопления – научные знания, квалификация, творческий профессионализм – приобретают решающее значение для развития экономики, общества в целом. Они являются основой инновационных процессов, изменения структуры общественного производства и управления. Сегодня обществу все больше нужны специалисты высокого класса и широкого кругозора, смелой новаторской мысли, изыскивающие новые пути в науке, технике, экономике, управлении, социальном прогнозировании. Нужны исследователи, свободно владеющие принципами системного анализа, методами современных технологий.
Целью учебного курса «Концепции современного естествознания» является преодоление односторонне гуманитарного профиля образования и ознакомление студентов-гуманитариев с важнейшими достижениями современного естествознания, формирование целостной мировоззренческой научной картины мира, синтезирующей фундаментальные представления гуманитарного и естественнонаучного знаний, развитие широты и гибкости мышления, творческого потенциала слушателей за счет освоения фундаментальных идей, опыта и установок современного естествознания.
Достижение этих целей предполагает решение в процессе преподавания курса следующих задач:
1. Изучение и освоение системы базисных принципов, понятий и теорий, составляющих концептуальный каркас современного естествознания.
2.Ознакомление с сущностью научного мышления, спецификой естественнонаучных методов исследования, их типологией и когнитивными возможностями.
3.Выявление основных парадигм естествознания, анализ их смены в динамике культуры, эволюционных и революционных преобразований науки.
4.Анализ междисциплинарных взаимодействий различных отраслей науки, знакомство с основными принципами новых направлений в естественнонаучном познании.
5. Знакомство с прикладными проблемами естествознания посредством анализа естественнонаучных основ современных наукоемких технологий.
6. Выработка адекватного понимания особенностей естественнонаучной и гуманитарной культур для нормального общения будущего юриста и экономиста с экспертами, опирающимися на естественнонаучные данные и методологию естествознания.
7. Систематизация полученных ранее естественнонаучных знаний для более эффективного их использования в будущей деятельности, особенно связанной с выработкой различных стратегических прогнозов и оценок.
Содержание курса, методология его подготовки и методика обучения опираются на уровень школьных знаний в области естественных наук и дают студентам –гуманитариям интегративное и сущностное представление о мире сквозь призму современного естествознания.
Учебный курс «Концепции современного естествознания» состоит из трех разделов.
Первый раздел «Общее естествознание» представляет собой теоретическое введение в концептуальные проблемы естествознания как систему наук о природе. В него включены темы, раскрывающие сущность, специфику, место и роль естествознания в системе научного познания и культуры, взаимосвязь и специфику естественнонаучной и гуманитарной культуры, особенности современного естествознания, его методы и формы развития.
Во втором разделе « Фундаментальные законы и концепции естествознания» рассматриваются базовые понятия и идеи, законы и концепции естественнонаучной картины мира в ее исторической динамике от классического к современному постнеклассическому типу, включая фундаментальные концепции современного естествознания из области физики, космологии, химии, биологии, синергетики и теоретической кибернетики.
Третий раздел и приложение к нему посвящены прикладным проблемам естествознания на основе анализа естественнонаучных концепций современных технологий (информационных, мультимедийных, лазерных, энергетических и биотехнологий).
Темы учебного курса, входящие в выделенные разделы позволяют усвоить специфику содержания естественнонаучной системы знаний, логику их исторической динамики и место естествознания в современной науке и культуре, его теоретическую и практическую значимость для гуманитарных профессий и управленческой деятельности, ибо «великая цель образования – это не знания, а действия» (Г.Спенсер).
I. ОБЩЕЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ