ЧАСТ Ь 5 Развитие двигательных качеств у пловцов
зарегистрированной на 30-й секунде работы — F2, к максимальной силе тяги — Fj (рис. 20.32). Чем больше этот показатель, тем, естественно, выше уровень силовой выносливости.
Второй тест отличается от первого тем, что спортсмен плывет не на месте (в этом преимущество теста), а со скоростью, установленной соответствующим динамогра-фическим устройством, позволяющим «выпускать» пловца с задан-
ной скоростью не зависимо от прилагаемых им усилий. Если исследование проводится в 25-метровом бассейне, оптимальной скоростью является 0,5 м-с-1. Таким образом, проплывая 25-метровый отрезок (впервые 5 м, необходимые для выполнения подготовительных движений, не учитываются), спортсмен выполняет работу в течение 40 с. Оценка силовой выносливости осуществляется так же, как в предыдущем тесте: определяется показатель отношения силы тяги, развиваемой в последние 5 с работы, к показателю, зарегистрированному в первые 5 с.
Третий тест проводится в тех же условиях, что и первый. Отличие заключается в том, что пловец во время работы развивает не максимально доступную ему силу тяги, а 50 — 70 % максимальной. Интенсивность работы определяется индивидуально, исходя из характерной для конкретного спортсмена величины абсолютной силы тяги, и регулируется специальным устройством, подающим пловцу различные звуковые и световые сигналы в случае, если он развивает силу тяги, которая на ±5 % отличается от планируемой. Силовая выносливость оценивается по времени, в течение которого пловец в состоянии удерживать заданную силу тяги.
ГЛАВА 21 Скоростная подготовка
глава21
Скороаная подготовка
ВИДЫ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И СРЕДСТВА СКОРОСТНОЙ ПОДГОТОВКИ
Под скоростными способностями пловца следует понимать комплекс функциональных свойств его организма, обеспечивающий выполнение двигательных действий в минимальное время. Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей.
Элементарные формы проявляются в латентном времени простых и сложных двигательных реакций, скорости выполнения отдельного движения при незначительном внешнем сопротивлении, частоте движений. Эти формы в различных сочетаниях и в совокупности с другими двигательными качествами и техническими навыками обеспечивают комплексные проявления скоростных способностей в сложных двигательных актах, характерных для плавания. К комплексным проявлениям скоростных способностей относятся способность к выполнению старта и поворота в минимальное время, уровень максимальной дистанционной скорости плавания, скорость продвижения пловца при переходе от скольжения после старта или поворота к циклической работе.
Одной из основных предпосылок скоростных способностей является подвижность нервных процессов, выражающаяся в совершенстве протекания процессов
возбуждения и торможения в различных отделах нервной системы, а также уровень нервно-мышечной координации. На уровень скоростных спосебностей влияют и особенности мышечной ткани — соотношение мышечных волокон различных типов, их эластичность, растяжимость, уровень внутримышечной и межмышечной координации. Проявление скоростных способностей пловцов во многом зависит от уровня развития взрывной и максимальной силы, гибкости и координационных способностей, совершенства спортивной техники. Велико значение мощности и емкости алактатных источников энергообеспечения работы (Wilmore, Costill, 1994; Платонов, Булатова, 1995).
Следует учитывать, что различные виды элементарных и комплексных скоростных способностей строго специфичны и, как правило, независимы друг от друга. Так, показатели времени реакции на стартовый сигнал не связаны с показателями скорости движений при выполнении старта; результативность старта или поворота независима от уровня дистанционной скорости. Это требует дифференцированного подхода к развитию скоростных способностей. Такой подход основан на применении широкого круга средств и методов, направленных на избирательное совершенствование как элементарных форм — времени реакции, скорости выполнения одиночных движений, частоты
ЧАСТЬ 5