ЧАСТ Ь 5 Развитие двигательных качеств у пловцов


ЧАСТ Ь 5 Развитие двигательных качеств у пловцов - student2.ru

ЧАСТ Ь 5 Развитие двигательных качеств у пловцов - student2.ru

зарегистрированной на 30-й секун­де работы — F2, к максимальной силе тяги — Fj (рис. 20.32). Чем больше этот показатель, тем, естес­твенно, выше уровень силовой вы­носливости.

Второй тест отличается от первого тем, что спортсмен плывет не на месте (в этом преимущество теста), а со скоростью, установлен­ной соответствующим динамогра-фическим устройством, позволяю­щим «выпускать» пловца с задан-

ной скоростью не зависимо от при­лагаемых им усилий. Если исследо­вание проводится в 25-метровом бассейне, оптимальной скоростью является 0,5 м-с-1. Таким образом, проплывая 25-метровый отрезок (впервые 5 м, необходимые для вы­полнения подготовительных дви­жений, не учитываются), спорт­смен выполняет работу в течение 40 с. Оценка силовой выносливос­ти осуществляется так же, как в предыдущем тесте: определяется показатель отношения силы тяги, развиваемой в последние 5 с рабо­ты, к показателю, зарегистриро­ванному в первые 5 с.

Третий тест проводится в тех же условиях, что и первый. Отличие заключается в том, что пловец во время работы развивает не макси­мально доступную ему силу тяги, а 50 — 70 % максимальной. Интенсив­ность работы определяется индиви­дуально, исходя из характерной для конкретного спортсмена величины абсолютной силы тяги, и регулиру­ется специальным устройством, подающим пловцу различные звуко­вые и световые сигналы в случае, если он развивает силу тяги, которая на ±5 % отличается от пла­нируемой. Силовая выносливость оценивается по времени, в течение которого пловец в состоянии удер­живать заданную силу тяги.

ГЛАВА 21 Скоростная подготовка

глава21

Скороаная подготовка

ВИДЫ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И СРЕДСТВА СКОРОСТНОЙ ПОДГОТОВКИ

Под скоростными способностями пловца следует понимать комплекс функциональных свойств его орга­низма, обеспечивающий выполне­ние двигательных действий в ми­нимальное время. Различают эле­ментарные и комплексные формы проявления скоростных способ­ностей.

Элементарные формы проявля­ются в латентном времени простых и сложных двигательных реакций, скорости выполнения отдельного движения при незначительном внешнем сопротивлении, частоте движений. Эти формы в различных сочетаниях и в совокупности с дру­гими двигательными качествами и техническими навыками обеспечи­вают комплексные проявления ско­ростных способностей в сложных двигательных актах, характерных для плавания. К комплексным про­явлениям скоростных способностей относятся способность к выполне­нию старта и поворота в минималь­ное время, уровень максимальной дистанционной скорости плавания, скорость продвижения пловца при переходе от скольжения после старта или поворота к циклической работе.

Одной из основных предпосы­лок скоростных способностей яв­ляется подвижность нервных про­цессов, выражающаяся в совер­шенстве протекания процессов

возбуждения и торможения в раз­личных отделах нервной системы, а также уровень нервно-мышечной координации. На уровень скорост­ных спосебностей влияют и осо­бенности мышечной ткани — соот­ношение мышечных волокон раз­личных типов, их эластичность, растяжимость, уровень внутримы­шечной и межмышечной коорди­нации. Проявление скоростных способностей пловцов во многом зависит от уровня развития взрыв­ной и максимальной силы, гиб­кости и координационных спо­собностей, совершенства спортив­ной техники. Велико значение мощности и емкости алактатных источников энергообеспечения ра­боты (Wilmore, Costill, 1994; Плато­нов, Булатова, 1995).

Следует учитывать, что различ­ные виды элементарных и комп­лексных скоростных способностей строго специфичны и, как прави­ло, независимы друг от друга. Так, показатели времени реакции на стартовый сигнал не связаны с по­казателями скорости движений при выполнении старта; результа­тивность старта или поворота не­зависима от уровня дистанцион­ной скорости. Это требует диффе­ренцированного подхода к разви­тию скоростных способностей. Та­кой подход основан на примене­нии широкого круга средств и ме­тодов, направленных на избира­тельное совершенствование как элементарных форм — времени реакции, скорости выполнения одиночных движений, частоты



ЧАСТЬ 5


Наши рекомендации