Первичный отбор и ориентация пловцов



       
    Первичный отбор и ориентация пловцов - student2.ru
 
  Первичный отбор и ориентация пловцов - student2.ru

Первичный отбор и ориентация пловцов - student2.ru

ТАБЛИЦА 12.2

Наследуемость основных

Двигательных качеств

У человека

время как среди мастеров спорта международного класса их менее 20 %.

Половое созревание считается ранним при появлении его первых признаков у девочек в 8 — 9 лет, а у мальчиков — к 10 годам. Средний темп полового созревания отража­ет появление его первых призна­ков у девочек в 10— 11-летнем воз­расте, а у мальчиков в 12—13-лет­нем и общая его 5 —б-летняя про­должительность. О позднем поло­вом созревании свидетельствует появление его первых признаков у девочек в 13 лет и мальчиков в 14 лет.

Разработана система оценки биологического возраста в баллах

Качество Наследуемость
Быстрота простой Высокая
двигательной реакции  
Быстрота простых Значительная
движении  
Максимальная Значительная
статическая сила  
Максимальная Средняя
динамическая сила  
Скоростная сила Значительная
Координация Средняя
Гибкость Значительная
Локальная мышечная Значительная
выносливость  
Глобальная мышечная Высокая
выносливость  

(Тимакова, 1985), но даже не поль­зуясь ею, можно достаточно точно оценить тип биологического разви­тия ребенка по его телосложению. Мальчики с атлетическим и девоч­ки с пикническим типом телосло­жения обычно отличаются более ранним половым созреванием, чем дети астенического типа. У мальчи­ков атлетического телосложения часто отмечается раннее начало и позднее завершение полового соз­ревания.

Важной стороной первичного отбора является оценка двигатель­ных качеств и способностей, с од­ной стороны, профильных для пла­вания, а с другой, в значительной мере генетически детерминирован­ных (табл. 12.2).

Такая оценка должна осущест­вляться с использованием неслож­ных и доступных при массовом об­следовании тестов. Скоростные способности, например, определя­ются по результату в беге на 30 или 60 м; скоростная сила — по высоте выпрыгивания вверх толчком двумя ногами вместе или по длине прыж­ка с места вперед; выносливость — по результату в беге на 300 или 600 м; гибкость — по глубине на­клона вперед и по расстоянию меж­ду кистями при выполнении «вы­крута» двумя руками; координаци­онные способности — по разнице высоты выпрыгивания вверх тол­чком двумя ногами вместе с хлоп­ком рук или без него и по результа­ту теста «челночный бег» и др.

Принципиально важной при первичном отборе пловцов являет­ся и оценка специфической при­менительно к плаванию двигатель­ной одаренности, ничем не ком­пенсируемого «чувства воды». Двигательно одаренный ребенок отличается естественными и мяг­кими движениями в воде, хорошей обтекаемостью, равновесием и плавучестью тела. Опытный тре­нер может оценить эти качества в течение нескольких минут наблю­дения за начинающим пловцом. В качестве дополнительных ориен-



ЧАСТЬ 3

Отбор и ориентация пловцов в системе многолетней подготовки



тиров рекомендуется длина сколь­жения от бортика бассейна и глу­бина погружения в воду. При вы­полнении последнего теста пловец на полном вдохе с поднятыми вверх руками постепенно погру­жается в воду у бортика бассейна. Отличную плавучесть характери­зует погружение, при котором локтевые суставы в его конечной точке находятся на уровне поверх­ности воды, удовлетворительную — погружение, при котором кисти выступают над водой, очень пло­хую — такое, при котором пловец полностью опускается на дно бас­сейна.

Совершенно очевидна необхо­димость при первичном отборе больше внимания уделять личност-но-психологическим качествам. У новичков необходимые качества проявляются в желании во что бы то ни стало заниматься плаванием, усердии и стремлении заслужить похвалу, решительности в игровых ситуациях, смелости при выполне­нии незнакомых заданий. По мне­нию авторитетнейшего в мире профессора Каунсилмена, психо­логические качества — один из главных критериев первичного от­бора.

Необходим также учет социо­логических критериев, прежде всего спортивных традиций семьи. Интересные данные представил Cedda [1960]. У 220 сильнейших итальянских спортсменов один или более членов их семьи также занимались спортом и достигли высокого уровня мастерства. Гре-бе (1956) изучил генеалогию при­мерно 30 семей выдающихся не­мецких спортсменов. И притом оба исследователя пришли к еди­ному мнению о том, что спортив­ные способности в значительной степени зависят от наследствен­ных факторов, обусловлены дей­ствием многих, независимых друг от друга генов и передаются, по-видимому, доминантным путем. Анализ родословных выдающихся спортсменов позволяет с уверен-




ностью констатировать большое значение наследственности при формировании спортивного талан­та. Однако кроме наследования значимых для спорта способнос­тей дети спортсменов высокого класса обычно получают от роди­телей целенаправленное спортив­ное воспитание, им прививается интерес к спорту, чаще к тому ви­ду, которым занимаются или зани­мались родители.

Одним из ярких примеров нас­ледования способностей к плава­нию являются четыре медали Игр XXVI Олимпиады в Атланте, в том числе две золотые, завоеванные Герри Холлом — младшим, сыном олимпийского чемпиона 1972 г. и призером Игр 1968 и 1976 гг., мно­гократного рекордсмена мира Гер­ри Холла.

Резюмируя материал о первич­ном отборе пловцов, отметим, что несовпадение фактического уров­ня каких-либо способностей с ре­комендуемым не является строгим к нему противопоказанием. Успех в плавании, как впрочем и в лю­бом другом виде спорта, определя­ется комплексом способностей и учет этого особенно важен на пер­вых этапах отбора потому, что результат в соревновательном уп­ражнении здесь несет еще слиш­ком мало информации о перспек­тивности начинающего спортсме­на. В частности, многочисленны примеры тому, что одни неблагоп­риятные для плавания признаки, например небольшая длина тела, компенсировались очень яркими другими способностями. И лишь отсутствие у пловца должного уровня специфической одарен­ности и «чувства воды» ничем не может быть компенсировано и никто не мог бы привести пример тому, что значительных успехов добился плохо «чувствующий» во­ду спортсмен.

В заключение приведем при­мерную программу обследований пловцов в процессе их первичного отбора (табл. 12.3).



Наши рекомендации