Обобщение 9. Развивающее обучение осуществляется путем решения учебных задач.
• Коллективно-распределенная деятельность
Согласно Л.С. Выготскому, исходным субъектом психического развития является не отдельный человек, а группа людей. В их социально-культурной деятельности и под ее решающим влиянием формируется индивидуальный субъект, который на определенной стадии становления приобретает автономные источники своего сознания и переходит «в ранг» развивающихся субъектов. Подобно этому источники возникновения и первоначального существования целенаправленной учебной деятельности лежат не в отдельном ребенке, а в управляющем влиянии системы социальных отношений в классе (учитель и учащийся). Каждый ученик становится в положение либо субъекта - либо источника идеи, либо оппонента, действуя в рамках коллективного обсуждения проблемы.
Проблемные вопросы вызывают у ученика определенные творческие усилия, заставляют излагать собственное мнение, формулировать выводы, строить гипотезы и проверять их в диалоге с оппонентами. Такая «коллективно-распределенная мыследеятельность»дает двойной результат: помогает решить учебную задачу и существенно развивает умения учащихся формулировать вопросы и ответы, искать аргументацию и источники решений, строить гипотезы и проверять их критическим рассудком, рефлексировать свои действия, а также способствует деловому общению.
Организовать, направить, поддерживать этот диалог (полилог) - одна из важнейших задач учителя. Но решить ее он может только «изнутри», как равноправный участник диалога. Его предложения, мнения, оценки должны быть открыты для критики в той же мере, что и действия и высказывания других. В диалоге «учитель -ученик» соблюдается принцип постепенно убывающей помощи и увеличения доли самостоятельной деятельности ребенка.
Обобщение 10. Развивающее обучение — это коллективная мыследеятельность,, диалог-полилог, деловое общение детей.
• Оценивание
В отличие от традиционной технологии развивающее обучение предполагает совершенно иной характер оценки учебной деятельности.Качество и объем выполненной учеником работы оценивается не с точки зрения ее соответствия субъективному представлению учителя о посильности, доступности знания ученику, а с точки зрения субъективных возможностей ученика. Вданный момент оценка отражает персональное развитие ученика, совершенство его учебной деятельности. Поэтому, если ученик работает на пределе своих возможностей, он непременно заслуживает высшей оценки, даже если с точки зрения возможностей другого ученика это весьма посредственный результат.Ибо здесь важны не пятерки сами по себе, а пятерки как средство, стимулирующее исполнениеучебной
деятельности, как доказательство, убеждающее «слабого» ученика в том, что он способен развиваться. Темпы развития личности глубоко индивидуальны, и задача учителя - не вывести всех на некий, заданный уровень знаний, умений, навыков, а вывести личность каждого ученика в режим развития,пробудить в ученике инстинкт познания, самосовершенствования.
Позиция учителя:«к классу не с ответом (готовые ЗУН), а с вопросом», учитель ведет к известным ему целям обучения, поддерживает инициативу ребенка в нужном направлении (остальные направления, к сожалению, игнорирует).
Позиция ученика:субъект познания; за ним закрепляется роль познающего мир (в специально организованных для этого условиях).
Технология Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова опирается на познавательную мотивацию деятельности, поэтому она дает наилучшие результаты в начальной ступени обучения.
Примечание.В стране имеется несколько исследовательских центров, ведущих экспериментальную разработку содержания и методов развивающего обучения на основе идей Д.Б.Эльконина -В.В.Давыдова:
Московская лаборатория НИИ психологии РАО, экспериментальная школа № 91;
Томская экспериментальная площадка;
Саратовский центр развивающего обучения.
Литература
Научно-методическая:Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. - М.: Педагогика, 1972; Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986; Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. — М., 1996; Давыдов В. В. и др. Организация развивающего обучения в V-IX классах средней школы //Психологическая наука и образование — 1997. — М» 1; Философско-психологические проблемы развития образования. - М.: Педагогика, 1981; Ильенков Э. Школа должна учить мыслить // Народное образование. - 1964. - >& 1; Эльконин Д. Как учить детей читать. - М.: Знание, 1976; Эльконин Д. Психология обучения младшего школьника. - М : Знание, 1974; Полуянов Ю. Воображение и способности. - М.: Знание, 1982; Левин В. Воспитание творчества. - М.: Знание, 1977; Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. - М.: Дом педагогики, 1996; Дусавицкий Л.К. Дважды два = икс? - М.: Знание, 1985; Дусавицкий А.К. Загадка птицы Феникс. - М.: Знание, 1978; Издательство «Пеленг» (Томск): Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. - 1992; Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. -1993.
Литература для учителя:Издательство «Пеленг» (Томск): Программы развивающего обучения. Русский язык. Математика. 1-5-е классы. - 1991; Начальный этап развивающего обучения русскому языку в средней школе. Концепция и программа / Под ред. В.В.Репкина. - 1992; Некрасова Т.Н. Развивающее обучение русскому языку в 1 классе. Пособие для учителя / Под ред. В.В.Репкина. -1993; Захарова A.M., Фещенко Т.И. Развивающее обучение математике в 1 классе. Пособие для учителя. - 1992; Ретин В.В. Развивающее обучение как система. - 1992; Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированное™ учебной деятельности. - 1993;
Готовность детей к школе / Под ред. В.В.Слободчикова. - 1992; Ветер А.Л., Цукер-ман Г.А. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. - 1991; Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство в системе развивающего обучения. - 1992; Кудина Т.Н., Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла. - 1993; Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение? - 1993; Александрова Э.И. Методика математики, 2 класс. Книга для учителя. - 1991; Жедек П.С. Использование методов развивающего обучения на уроках русского языка в младших классах. -1992; Левин В.А. Методика литературы в начальной школе. Вып. 1,2.-1992.
Литература для учащихся:Издательство «Пеленг» (Томск): РепкинВ.В. Бу-кваренок. - 1991; Ретин В.В., Жедек П.С, Левин В.А. Букварь. - 1990; Репкин В.В. Русский язык. - 1993; Захарова A.M., Фещенко Т.И. Математика. - 1992; Александрова Э.И. Математика. - 1992; Олисова Л.Г., Тимченко Л.И. Прописи. - 1993; Кудина Т.Н., Новлянская З.Н. Хрестоматия. - 1992; Тобол-кина И.Н. Рабочие тетради учащегося по русскому языку. -1993.
11.4 Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, ГС. Альтшуллер, И.П. Иванов)
Ребенок - непризнанный гений Средь буднично серых людей.
М.Волошин
Волков Игорь Павлович- педагог-новатор, заслуженный учитель РФ (г. Реутов Московской обл.). Им разработана и осуществлена технология творческого развивающего обучения,в соответствии с которой последовательно формируются творческие способности личности на основе свободного выбора ребенком внеурочной деятельности.
Альтшуллер Генрих Саулович(Г.Альтов) - изобретатель, писатель-фантаст, автор ТРИЗ - теории решения изобретательских задач.
Иванов Игорь Петрович(1925-1991) - академик РАО, автор методики коммунарского воспитания, методики коллективных творческих дел.
В современной психолого-педагогической науке считается, что творчество -понятие условное, может выражаться не только в создании принципиально нового, не существовавшего ранее, но и в открытии относительно нового (для данной области, данного времени, в данном месте, для самого субъекта).
Обобщенные творческие способности личности:
• самостоятельное видение проблем, аналитическое мышление;
• умение перенести ЗУН и СУД в новую ситуацию;
• видение новой стороны в знакомом объекте (альтернативное мышление);
• умение комбинировать, синтезировать ранее усвоенные способы деятельности в новые (синтетическое, комбинационное мышление).
Достижение творческого уровня развития личности может считаться наивысшим результатом в любой педагогической технологии. Но существуют технологии, в которых развитие творческих способностей является приоритетной целью, это:
- выявление и развитие творческих способностей И.П. Волкова;
- технология технического творчества (теория решения изобретательских за дач) Г.С. Альтшуллера;
- технология воспитания общественного творчества И.П. Иванова.
Они направлены на развитие различных сфер личности и имеют как общие, так и специфичные особенности.