Контроль проведения практики
В процессе контроля проведения учебной практики осуществляется оперативное управление выполнением программы практики, графика и индивидуального задания.
Со стороны вуза практику контролируют руководители практики, заведующий выпускающей кафедрой, представители деканата и ректората.
Контролирующий должен принимать оперативные меры по устранению выявленных недостатков, а о серьезных недостатках, случаях травматизма немедленно докладывать руководству вуза и предприятия.
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ОТЧЕТНОСТИ
Общие положения
Отчет по практике составляется каждым студентом самостоятельно. Содержание отчета определяется программой практики и индивидуальным заданием студенту. Отчет должен отражать полученные студентом организационно-технические знания и навыки. Он составляется на основании технических знаний, личных наблюдений, опыта работы, полученных практикантом во время практики.
Рекомендуется следующая структура и содержание отчета:
Титульный лист
Содержит наименование отчета, реквизиты автора (фамилия, имя, отчество студента, шифр студенческой группы), сведения о руководителе практики от университета и от предприятия, год написания отчета, наименование университета и название города (Приложение А).
За титульным листом следует индивидуальное задание на практику и оглавление отчета (Приложение Б).
Введение
Указываются: вид практики, ее продолжительность, база практики, занимаемые во время практики должности (рабочие места). Приводится аннотация достигнутых за время практики целей и решенных задач (аннотация должна быть лаконична и содержательна).
1. Раздел 1
Общая характеристика предприятия и подразделений, где проходила практика, организация их деятельности, если это не противопоказано условиями и правилами конфиденциального характера.
2. Раздел 2
Приводятся материалы по освещению вопросов, изучение которых предписано студенту индивидуальным заданием на практику (описываются задачи и проблемы существующие на данном предприятии или участке организации, а также возможные организационные мероприятия для решения выявленных решений).
3. Раздел 3
Описание материалов по охране труда и технике безопасности на объекте практики. Освещение вопросов природоохраны, экологической безопасности.
4. Раздел 4
Освещение вопросов управления и организации производства.
5. Выводы и предложения. Заключение. Приводится всесторонняя оценка практики.
6. Перечень использованных литературных источников.
Отчет должен быть сжатым, но в то же время полностью отражать существо излагаемых материалов. Необходимо придерживаться требований технической грамотности и культуры изложения. Отчет иллюстрируется эскизами, схемами, фотографиями; копии рисунков из литературных источников допускаются.
Объем отчета не регламентируется, но в среднем имеет примерно 20-30 страниц.
Отчет должен быть оформлен грамотно и аккуратно от руки либо с применением современных информационных технологий. Применяемые форматы для чертежей, схем и плакатов должны соответствовать основным форматам ГОСТ 2.301: А0 (841х1189), А1 (594х841), А2 (420х594), А3 (297х420), А4 (210х297). Допускается применение кратных форматов. Выбор формата согласуется с требованиями ответственной кафедрой.
Отчет оформляется на листах белой бумаги формата А4 (210х297 мм) с одной стороны листа. Текстовая часть отчета оформляется в соответствии с требованиями стандартов:
ГОСТ 2.105-95 ЕСКД. Общие требования к текстовым документам.
ГОСТ 2.106-96 ЕСКД. Текстовые документы.
Текст следует печатать только черным цветом на одной стороне листа, основные поля:
− расстояние от рамки формы до границ текста в начале и в конце строк − не менее 3 мм;
− расстояние от верхней или нижней строки текста до верхней или нижней границы рамки должно быть не менее 10 мм.
Абзацы в тексте начинают отступом, равным 15–17 мм.
Пример выполнения текстового документа приведен в ПРИЛОЖЕНИИ В.
Дипломным, выпускным, курсовым проектам и практическим отчетам (работам) присваивается обозначение, вносимое в основную надпись каждого листа в позицию 1, составные части которого располагают в порядке, указанном на рис.1.
Рисунок 1 - Схема обозначения документа
Аббревиатура кода категории документа состоит из двух заглавных букв русского алфавита:
ВР - выпускная работа бакалавра,
ОП – отчет по практике
Для кода дисциплины предусматривается четыре разряда. Код представляет аббревиатуру названия дисциплины, состоящую из заглавных букв русского алфавита. Например: «Метрология, стандартизация и сертификация» - МСС.
Оставшиеся свободными разряды не заполняются. При дипломном проектировании этот код не указывается.
Код организации - УдГУ.
Код группы – установленное в учебном заведении обозначение студенческой группы (для дневного и вечернего форм обучения), состоящее из 5 или 4 знаков или шифр специальности для заочной формы обучения (например, 06ТМ1; 1209).
Оставшиеся свободными первые разряды заполняются нулями. Например, код группы 06АМ будет иметь вид 006АМ, а код специальности 1209 – 01209.
Регистрационный код – номер чертежного листа по порядку; для основного документа (пояснительной записки и сборочного чертежа) все три разряда заполняются нулями.
Год защиты проекта (работы) – последние две цифры года (например, если год защиты 2011 год, в обозначении указывается 11).
Примерами обозначений документов являются следующие записи:
ДП - ТМ - УдГУ- 06ТМ1- 000 - 11
КР - МСС - УдГУ- 01201- 000 - 11.
Набор текста производить в текстовом редакторе Microsoft Word шрифтом Times New Roman размером 12 pt через 1,5 интервала или 14 pt через одинарный интервал.
Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе выполнения документа, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графики) машинописным способом или черными чернилами, пастой или тушью рукописным способом.
Повреждения листов текстовых документов, помарки и следы не полностью удаленного прежнего текста (графика) не допускается. Допускается не более двух исправлений на странице.
Текст отчета разделяют на разделы и, при необходимости, на подразделы. Наименование разделов и подразделов должны быть в соответствии с заданием на учебную практику. Расстояния между заголовками в чистоте 8 мм.
Наименование разделов и подразделов должны быть краткими и соответствовать их содержанию
Наименование разделов записывают строчными буквами с новой страницы.
Наименование подразделов записывают в виде заголовка строчными буквами посередине.
Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из 2-х предложений, их разделяют точкой.
Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всей отчетной документации, обозначенные арабскими цифрами без точки.
Порядковый номер раздела записывается непосредственно перед заголовком текста.
Подразделы должны иметь порядковые номера в пределах каждого раздела. Номера подразделов обозначаются двумя арабскими цифрами. Первая обозначает номер раздела, вторая − подраздела. Между цифрами ставятся точки. После последней цифры точка не ставится. Номер подраздела записывается непосредственно перед заголовком подраздела.
Текст пояснительной записки для четкости и краткости изложения рекомендуется разбивать на пункты.
Каждый пункт, подпункт и перечисление записывают с абзацного отступа.
Каждый раздел пояснительной записки следует начинать с нового листа. Не допускается запись заголовков разделов и подразделов на отдельных листах и в конце листов без текста.
Выделение заголовка по тексту производится с помощью интервалов (пропусков) без подчеркиваний.
Перед заголовком, после предыдущего текста, делается интервал 15 мм, после заголовка, до последующего текста − 10 мм.
Листы пояснительной записки должны иметь рамку и основную подпись («штамп»).
Ссылку на литературу в тексте записки производить в соответствии с нумерацией списка литературы, номер которой проставляется в квадратных скобках [...], при этом слова «таблица», «приложение» не пишутся, слово «смотри» не пишут. (ПРИЛОЖЕНИЕ Г)
Например:
[2, 5, 39] или [2-5].
На первых страницах каждого раздела выполняют «штамп» по форме ПРИЛОЖЕНИЯ Д.1, на остальных − по форме ПРИЛОЖЕНИЯ Д.2.
Изложение текста записки должно вестись в форме неопределенно-личных предложений.
Например:
«Расчет ведется по методике…» или «Исходные данные берутся…».
В тексте записки следует применять допустимые сокращения обозначения слов и словосочетаний, условные обозначения единиц физических величин.
Условные обозначения единиц измерения ставят после цифровых обозначений.
Например: 10 м, 100 мм.
Если в тексте приводится ряд цифровых значений одного измерения, то единицу указывают после последней цифры.
Например: 20, 30, 40 м.
Условные обозначения единиц физических величин, характеристик, графических обозначений и т.д. следует применять только с цифровыми значениями, причем перед условным обозначением, при необходимости указывают наименование условного обозначения за цифровым значением − размерность.
Например:
«Выдержать давление Ру = 0,14 МПа в течение Т = 300 с».
Математические знаки и знаки № (номер), % (процент) следует применять только с цифровыми значениями.
Например:
«Проверить 100% стыков на герметичность», «Номер участка».
Отвлеченные числа до девяти в тексте пишутся словами, а свыше девяти − цифрами.
Например:
«Три кривые», «10 делений».
В тексте пояснительной записки не допускается:
− применять нестандартные сокращения слов;
− употреблять математические знаки вместо слов без цифр (≥ , ≤ , ≠ и т.д.);
− применять индексы стандартов (ГОСТ, ОСТ, РСТ, ТУ) без регистрационного номера.
Отчет имеет сквозную нумерацию листов, т. е. все листы, включая титульный лист, задание, таблицы и приложения, включаются в нумерацию, однако номера листов или страниц на титульном листе и задании не ставятся.
Раздел «Содержание»
Содержание включает наименование всех разделов, подразделов и пунктов (если они имеют наименование) с указанием номеров страниц на которых размещается начало материала разделов (подразделов, пунктов).
Слово «Содержание» записывают в виде заголовка (по центру листа) прописными буквами. Наименования, включенные в содержание, записывают строчными буквами, кроме первой прописной.
Разделы, подразделы и пункты нумеруются только арабскими цифрами без добавления слова «Раздел».
Наименования разделов и подразделов должны быть краткими и совпадать с соответствующими названиями в тексте пояснительной записки.
На первом листе раздела «Содержание» вычерчивается основная надпись («штамп») (ПРИЛОЖЕНИЕ Д.1), где указываются разработчики, проверяющие и утверждающие лица, шифр документа, его название, порядковый номер листа (страницы) и его общий объем.
На последующих листах вычерчивается основная надпись («штамп») (ПРИЛОЖЕНИЕ Д.2).
Построение таблиц
Для удобства изложения цифровые данные оформляют в виде таблиц, например:
Таблица 2.1 – Результаты технико-экономического расчета
Показатель | Проектируемый вариант |
Капитальные вложения, руб. | |
Повышение продуктивности животных, %. | |
Эксплуатационные затраты, руб. | |
Прибыль, тыс. руб. | |
Срок окупаемости, год. | 0,021 |
Производительность установки, м3/час. | |
ИД, о. е. |
Высота строк должна быть не менее 8 мм.
Таблица может иметь заголовок, который строчными буквами (кроме первой прописной) и помещать над таблицей. Заголовок должен быть кратким и полностью отражать содержание таблицы. Если в таблице шапка выполняется на каждой странице, то нумерация колонок не делается, в противном случае делают нумерацию колонок высотой 5 мм.
Цифры в графах таблиц указывают так, что классы цифр во всей графе находилось точно один под другим. Числовые выражения в одной графе должны иметь одинаковое количество десятичных знаков.
Обозначение единицы измерения параметра указывают в заголовке каждой графы.
Все таблицы, если их в записке более одной, нумеруют сквозной нумерацией. Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела арабскими цифрами. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой, с указанием номера таблицы,
например: «Таблица 2.5».
На все таблицы должны быть ссылки в тексте, при этом слово «Таблица» пишут полностью.
Таблицу, в зависимости от ее размера, помещают под текстом, в котором впервые дана ссылка на нее, или на следующей странице, а при необходимости, в приложении к пояснительной записке.
Допускается помещать таблицу вдоль длинной стороны листа документа.
В случае если таблица не умещается на одной странице (листе), ее продолжают на следующей, при этом заголовок помещают только над первой частью, но производится нумерация граф первой и последующих частей таблицы. Над продолжением таблицы делается запись по форме «Продолжение таблицы 2.3».
«Шапка» таблицы должна быть выделена жирной линией от остальной части таблицы.
Нумерация формул
В формулах обозначения символов и числовых коэффициентов необходимо принимать в соответствии с принятыми стандартами. Значения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, должны быть приведены непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они приведены в формуле. Первая строка расшифровок должна начинаться словом «где» без двоеточия после него.
Все формулы нумеруют арабскими цифрами. Номер формулы принимается сквозным по всему тексту пояснительной записки. Допускается нумеровать формулы в пределах одного раздела, в этом случае номер должен состоять из номера раздела и порядкового номера формулы в нем, разделенных точкой.
Номер указывают с правой стороны страницы на уровне формулы в круглых скобках. Если на странице (листе) расположено несколько формул, то номера формул располагают друг над другом.
Например:
Скорость движения воздуха в шахте V определяется по формуле:
,м/с (2.1)
где h − высота вытяжной шахты, м;
tв − расчётная температура внутри помещения, °С;
tнар − расчётная температура наружного воздуха , °С.
Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках.
Например, ... в формуле (2.1).
Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения, например формула (В.1).
Переносить формулы на следующую строку допускается только на знаках выполняемых операций, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке умножения применяют знак "х".
Оформление иллюстраций
Для пояснения излагаемого текста рекомендуется его иллюстрировать фотографиями, схемами, чертежами и пр. Количество иллюстраций должно быть достаточным для понимания излагаемого текста. Все иллюстрации, помещаемые в пояснительной записке, условно нумеруются рисунками.
Иллюстрации (кроме фотографий) должны выполняться черной тушью, пастой. Если иллюстраций больше одной, они нумеруются арабскими цифрами в пределах раздела. Номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой.
Иллюстрации при необходимости могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Наименование симметрично помещают после номера рисунка.
Иллюстрации следует помещать сразу после упоминания о них в тексте. При ссылке в тексте на иллюстрацию, слово «рисунок» пишут со строчной буквы с указанием номера.
Например: «На рисунке 2.1 показано…».
Пример оформления рисунка:
Рисунок 2.1 – Конструкция установки для ультразвуковой и ультрафиолетовой обработки воды: 1 – корпус установки; 2 – узел подачи воды; 3 – ультрафиолетовый излучатель; 4 – ультразвуковой излучатель; 5 – узел отвода обратной воды.
Оформление приложений
Приложения могут оформляться как продолжение данного документа или выпускаться в виде самостоятельного документа.
Приложениями могут быть, например, графический материал, таблицы большого формата, расчеты, описания аппаратуры и приборов, описания алгоритма и программ задач, решаемых на ЭВМ и т.д.
В тексте пояснительной таблицы на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа
Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова "Приложение" и его обозначения.
Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, Ж, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова "Приложение" следует буква, обозначающая его последовательность.
Например: «ПРИЛОЖЕНИЕ А».
Приложения, как правило, выполняют на листах формата А4. Допускается оформлять приложения на листах других форматов: А3, А4х3 , А4х4, А2 и А1 по ГОСТ 2.301 (Форматы).
Текст каждого приложения, при необходимости, может быть разделен на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруют в пределах каждого приложения. Перед номером ставится обозначение этого приложения. В этом случае приложение обозначается: «ПРИЛОЖЕНИЕ А.1».
Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц.
Все приложения должны быть перечислены в содержании документа (при наличии) с указанием их номеров и заголовков.
Отчет готовят в течение всей практики. Для завершения работы над отчетом студентам может быть предоставлено 2–3 дня в конце срока практики.
Отчет проверяется преподавателем – руководителем практики. Замечания преподавателя учитываются студентом для внесения изменений в отчет.
Отчет по практике и дневник являются основными документами, подтверждающими работу студента в период практики.
Дневник ведется студентом ежедневно в течение всего периода практики.
Он проверяется и визируется руководителями практик от университета и от предприятия. В дневнике должны быть записаны все виды работ, выполняемых студентом, и данные, необходимые для составления отчета (содержание бесед, учебных занятий на предприятии, экскурсий и т. д.).
В дневнике руководитель практики от предприятия приводит характеристику отношения студента к практике в целом и достигнутых им результатах, сведения об отношении к порученной работе, о дисциплинированности, приобретенных знаниях, умениях и навыках, о взаимоотношениях с коллективом.
ЗАЩИТА ОТЧЕТОВ ПО ПРАКТИКЕ
При наличии отчетной документации, после рассмотрения ее руководителями практики от предприятия и от университета студент допускается к защите отчета. Защита проходит в аттестационной комиссии из 2-3 человек работающих ФГБОУ ВО «УдГУ» с оценкой по пятибальной системе на основе ответов студента, качества представленных отчетных материалов, отзыва руководителя практики от предприятия, который составляется в свободной форме.
Непредоставление студентами отчетов в установленные учебным графиком сроки рассматривается как нарушение учебной дисциплины со всеми следующими из этого факта административными санкциями в отношении студента.
ЛИТЕРАТУРА
1. ГОСТ 2.105–95 Общие требования к оформлению пояснительных записок. – Взамен ГОСТ 2.105–79, ГОСТ 2.906–71. Введ. 01.07.96.
2. ГОСТ 7.82 – 2001 Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой ОИД кандидат физ.-мат. наук ____________________ Романов Э.А. «___» ____________________2017 г. ОТЧЕТ ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ) ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА И ЭЛЕКТРОТЕХНИКА Исследование возможности автоматизации электроснабжения на производственном участке плавильного цеха Отчет выполнил бакалавр группы _________________/Иванов П.Н./ Руководитель практики от предприятия начальник плавильного цеха ОАО «Мечел» ________________ /Иванов В.Д./ Руководитель практики от учебного учреждения кандидат технических наук, доцент ________________/Романов Э.А./ Ижевск 2017 |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» «УТВЕРЖДАЮ» Заведующий кафедрой ОИД кандидат физ.-мат. наук ____________Э.А.Романов «_____» ______________ 2016 г. ЗАДАНИЕ на учебную практику (по получению первичных профессиональных навыков и умений) Студент Иванов П.Н. группа ЗЧС-21.264 Содержание расчетно-пояснительной записки __________________________ __________________________________________________________________ Графическое приложение (кол-во листов и их содержание) _______________ __________________________________________________________________ График прохождения учебной практике (по получению первичных профессиональных навыков и умений) (заполняется руководителем)
Задание выдано _________________/Перминов Н.А/ «__» ____________2017 г. С заданием ознакомлен _________________/Иванов П.Н./ «__» ____________2017 г. Руководитель практики _________________/Перминов Н.А./ Консультанты _________________/Петров Н.П/ __________________/Иванов Е.К./ |
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Пример выполнения текстового документа
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
ПРИЛОЖЕНИЕ Г.1- Библиографическое описание произведений печати
(ГОСТ 7.1–2003)
Библиографическое описание содержит следующие элементы: основное заглавие; сведения об авторах (индивидуальных или коллективных); сведения о повторности издания; место издания; издательство; год издания; количество страниц.
Примеры библиографического описания книг