Хорошо. Какие два из четырех принципов вы относите к области физики?

Ученик: Мне кажется, два из основных принципов более весомы и относятся к телу. Навскидку, у меня сложилось впечатление, что принципы номер два («полностью расслабьтесь») и номер три («удерживайте вес внизу») относятся, к физическому телу. А остальные два принципа («удерживайте внимание в единой точке» и «расширяйте Ки») мне кажутся более сложными для восприятия, более абстрактными.

Хм-м... Любопытно. То есть, если я хочу полностью расслабиться, что мне делать со своим телом? Покачаться туда-сюда? Улечься и заснуть? Существует ли какое-нибудь действие, позволяющее полностью расслабиться?

Ученик: М-м… возможно, существует... В общем, я думаю, что все четыре принципа дополняют друг друга, что все они взаимосвязаны.

В этом-то и дело. Я знаю, о чем ты говоришь. На самом деле, не ты первый обращаешь внимание, что эти принципы распределяются по схеме Р-Т-Т-Р (разум-тело-тело-разум). Над этими принципами даже подписывали буквы Р, Т, Т, Р, но я настоял на том, чтобы эти буквы убрали. А причина та же, по которой я дал утвердительный ответ на вопрос Дэвида о том, как происходит удержание единой точки: через разум или через тело?

Ученик: Понятно.

Да, конечно. Знаете, откровенно говоря, когда Тохею-сэнсею как-то раз задали этот вопрос, он сказал, что пытается применить два ментальных подхода и два физических подхода, поскольку новички именно так все и воспринимают, впервые переступив порог додзё. Уверен, что вы тоже сразу же отметили это.

Ученик: Ясно.

И вы, скорее всего, заметили, что рядом с принципами стояли буквы «Р, Т, Т, Р». Если бы вы кого-нибудь спросили, что это значит, то должны были услышать в ответ: «Разум, тело, тело, разум». Вы бы тут же подумали: «Ну да, конечно, я прав». Но, как и в случае с принципом «удерживайте внимание в единой точке», приказной характер этой формулировки вводит в заблуждение. Кое-кто может возразить, что поначалу такая формулировка не создает больших трудностей. Просто на первых порах вы не научились входить в это состояние, поэтому тут никой разницы. Неверно. Вы уже умеете входить в это состояние. Я хочу, чтобы вы научились его распознавать с самых первых занятий. Иначе вы впадете в заблуждение и будете считать, что разум отделен от тела, что тело делает одно, а разум – совсем другое. А такие мысли только сбивают с толку. Они не имеют ничего общего с реальным положением вещей, с нашим опытом. Это просто концепции, просто идеи. На самом деле все обстоит не так. Живем мы совсем по-другому. И на занятиях мы как раз ищем способ жить по-настоящему, жить без этого разделения, без ложных идей, без напряжения, без борьбы с самими собой или с окружающими, жить, не отделяя разум от тела.

Так что, я бы просто порекомендовал выбросить эти буквы «Р, Т, Т, Р» из головы. Договорились?

Ученик: Да, Спасибо.

Ученик: Сэнсей, не могли бы вы рассказать, что имеется в виду, когда вы говорите «шо-чу-хо» во время медитаций? Мы при этом собираемся в единой точке или постоянно сжимаем ее в два раза. Как это соотносится с успокоением в единой точке или с удерживанием внимания в единой точке или с тем, что мы теперь можем подумать, будто единую точку необходимо удерживать, и мы это осознаём?

Хорошо. Что нам нравится больше всего?

Ученик: Все?

Мы хотим заполучить все. Мы бы хотели получить все, чтобы у нас была возможность выбрать. Мы ни в чем не знаем отказа. Нам отвратительны мысли о смерти или о пустоте, мы боимся, что у нас ничего не будет или что у нас все отберут, как у Иова многострадального.

Ученик: Но ведь утраты и перемены не могут длиться вечно.

Полностью наполниться и полностью опустошиться: «какудайхо» и «шочухо». Когда мы вдыхаем, нас заполняет собой вся вселенная. У нас есть все. У нас есть жизнь. В каждом моменте есть два аспекта: жизнь и смерть. Когда мы выдыхаем, мы теряем все, мы все отдаем, причем делаем это добровольно. Мы опустошены, все ушло, все ушло, все ушло. И все это добровольно. Повторение этого упражнения учит нас принимать и отдавать. Это большое потрясение для нашего эго. Какой-то частью себя мы ощущаем огромную разницу между тем, когда мы обладаем всем, и тем, когда у нас нет ничего. Разум всегда ищет то, чего он хочет, он пытается взять жизнь под свой контроль, чтобы получить желаемое, а затем он сопротивляется опустошению и отказу от всего, и пытается взять жизнь под контроль, чтобы в ней все было подчинено уклонению от боли и поискам наслаждения. Такой разум эго, или эгоистичный разум, неизменно пытается избежать боли и получить наслаждение. Постоянно выполняя это упражнение, мы убеждаемся, что сосредоточение в единой точке все время сохраняется, несмотря ни на что. Разницы между «шочухо» и «какудайхо» нет. Нет разницы между вдохом и выдохом. Нет никакой разницы между тем, чтобы не иметь ничего, и тем, чтобы обладать всем. Поэтому подспудно, на подсознательном уровне, мы постоянно закрепляем то, что можно назвать истинной ценностью, состояние, когда нас не прельщают ценности относительные.

Именно в этом для меня заключается смысл ки-дыхания и ки-медитации. Между этими двумя упражнениями существуют некоторые различия, но цель у них обоих одна. Кому-то больше нравится ки-дыхание, кому-то – ки-медитация. Лично я люблю оба эти упражнения. В некотором смысле они являются одним и тем же.

Ученик: Спасибо.

Ученик: Сэнсей, мне кажется, что, взирая на мир вокруг нас, мы видим, что в нем многое необходимо исправить. И у каждого из нас свой перечень того, что надо исправить. Не важно, касается ли это самого тебя, кого-то из окружающих, правительства, системы образования или чего-то еще. Возможно, в такой перечень попадут противоположные явления, которые надо исправлять противоположным образом. Как изменяется природа таких явлений, когда вы пребываете в единой точке? Вы больше не хотите ничего исправить или просто по-другому все это воспринимаете?

Наши рекомендации