Ученик: Да. То есть я не пытаюсь двигаться вокруг центра, правильно? Меня ведет состояние моего разума перед началом движения.

В чем тут различие? «Разум и тело изначально едины, затем возникли две противоположные силы, породившие относительный мир». Под этими противоположными силами понимается личность и остальной мир, тело и разум, вдумчивое размышление и движение, ментальное и физическое – все это является причиной страданий мира, причиной борьбы. То, о чем ты говоришь, само по себе, является некоторой борьбой, которую ты сам спровоцировал. Поэтому я и спрашиваю: «В чем разница?». Здесь не о чем думать. Конечно, двигайся из единой точки. Конечно, пребывай в единой точке круглые сутки и наблюдай за тем, что происходит.

Ученик: Да, сэнсей, спасибо. Хорошо.

Ученик: Сэнсей, правильно ли я понимаю, что «удержание единой точки» и «просто наблюдение» – это одно и то же? В своей книге «Letting Go» вы пишите: «просто наблюдайте, не судите, не критикуйте, не анализируйте». Удержание единой точки означает, что в нее необходимо возвращаться каждый раз, когда разум отвлекается. Следовательно, просто наблюдение должно быть тем же самым, что и удержание единой точки, да?

Все правильно, но позволь задать тебе вопрос. Сядь, пожалуйста, ровно. Теперь посмотри на свою единую точку, наблюдай свою единую точку, перемести внимание в единую точку. Сделал? И что ты видишь?

Ученик: Присутствие.

Да. И что в этой точке происходит? Когда я спрашиваю тебя: «Что ты видишь?», ты смотришь и что потом?.. Что происходит первым делом? Что ты видишь?

Ученик: Ничего.

Правильно. Ничего. Мы ничего не видим. Поначалу мы смотрим, затем понимаем, что ничего не видим, потом нас охватывает паника, и, наконец, мы пытаемся найти ответ. Таков четырехэтапный порядок наших действий. Когда нас охватывает паника, мы думаем о том, какой ярлык к этому можно прилепить, чтобы избавиться от паники. Ты сказал «присутствие». Но это всего лишь слово. Ценность жизни заключается в опыте, а не в том, чтобы размышлять об опыте или получать знания об опыте. Ценность – в опыте самом по себе. Мы глубоко заблуждаемся, полагая, будто основная ценность опыта заключается в знании об опыте. Это умерщвляет нашу культуру, выхолащивает ее. Именно это я имею в виду, говоря: «Наблюдайте». Если мы просто задаемся вопросом, просто смотрим, просто наблюдаем – мы уже находимся в единой точке. Нужно просто смотреть. Не следует пытаться найти ответ. Никакого ответа нет. Надо просто наблюдать.

В каком-то смысле ты прав. Простое наблюдение – это то же самое, что и пребывание в единой точке. Пребывание в единой точке – это очень активное состояние. Оно не подразумевает фиксированности, оно не статично. Такую активность состояния нам помогает поддерживать открытость восприятия. Как только мы решим, будто знаем что-то, как только мы навесим ярлык, мы закрываем свой разум для этого объекта, мы откладываем его в сторону и выискиваем следующий объект. Но на наших занятиях мы учимся оставаться открытыми, чтобы для нас все возможности всегда оставались открытыми.

Ученик: Поэтому нужно наблюдать, чтобы видеть.

Да, но при этом здесь нет ничего такого, что можно было бы увидеть, в том смысле, что здесь нечего собирать и удерживать. Это просто состояние нахождения в единой точке. Теперь понятно?

Ученик: Пожалуй, мне нужно некоторое время, осмыслить это.

Когда мы говорим, что нужно просто быть в единой точке, есть опасность в том, что мы полагаем это некоей истиной. А как только мы начинаем считать нечто истиной или путем к истине, мы обманываемся. Мы убиваем эту истину. Как только нечто становится истиной, оно умирает, поскольку мы это зафиксировали. Пребывание в единой точке – это просто состояние, которое мы переживаем в данный момент, и этот момент длится вечно. На занятиях мы добиваемся успокоения здесь в настоящем моменте, при этом для нас важно находиться в полностью открытом, невозмутимом состоянии, вне зависимости от того, что происходит в нашем разуме, в нашем теле или в мире вокруг нас. Состояние может быть безумно хаотичным, но, вместе с тем, спокойным. Именно это я имею в виду, говоря о другом способе восприятия мира, в котором мы живем. Для нас это непривычно, поэтому надо заниматься, чтобы научиться этому. Как и в любой другой области, необходимо заниматься. Нам необходимо преисполниться желания добиться этого состояния, необходимо освоить его на практике, а затем надо много заниматься, чтобы развить в себе способность воспринимать жизнь по-новому.

Все вы прекрасно об этом знаете. Это для вас не новость. Об этом все знают. Приходя в додзё, мы будто погружаемся в медитацию. Но целью этой медитации не является получение новой информации. Вы занимаетесь не для того, чтобы получить какую-либо новую информацию. На занятия не следует приходить за новой информацией, за новой умной формулировкой или за тем, чтобы лучше двигаться. Нет. Сузуки-сэнсей постоянно это повторял. Он говорил: «Я буду говорить об этом снова, и снова, и снова. Человеческий разум похож на решето: большая часть из того, что вы туда кладете, проваливается сквозь ячейки. Поэтому приходится неустанно наполнять решето, чтобы хоть что-то задержалось по краям и чтобы пошел процесс накопления». Ключевым моментом является постоянное повторение. Вы приходите в додзё не для того, чтобы слушать, как я повторяю одно то же, а для того, чтобы повторять упражнения. Пока мы здесь, наше внимание устремлено в единую точку, и мы приходим в такое состояние, когда для нас крайне низка вероятность потерять контроль над собой, уйти глубоко в свои мысли, переживания или какие-то странные идеи. Но если так все-таки происходит, то учитель или кто-нибудь из учеников, скорее всего, поможет нам вернуться в единую точку. В додзё мы переживаем это состояние, мы занимаемся все вместе. Поэтому мы и проводим наши беседы. Поэтому мы вместе развиваемся. При этом я довольно жестко задаю направление этим беседам. Безусловно, вы можете задавать любые вопросы, но, уверен, вы заметили, что каждый ответ возвращает нас в одну и ту же точку. Мы все время повторяем одно и то же. Мы учимся находиться в единой точке, чувствовать себя комфортно в этом состоянии и не требовать чего-то еще. Потому что вселенная предложит много больше, чем нам может когда либо понадобиться на нашем жизненном пути.

Ученик: Сэнсей, я здесь сижу и вижу наши четыре основных принципа. Помню, когда я впервые пришел в додзё, то подумал: «Ого, они здесь придерживаются правил». Четыре приказа. Раньше я занимался другим стилем айкидо, и когда пришел на наши занятия, то подумал, что здесь все очень строго. Я до сих пор не окончательно свыкся с этими правилами. Сейчас меня осенило, что два основных принципа относятся к области физики, а другие два скорее относятся к области метафизики. Объясните, пожалуйста, почему это так?

Наши рекомендации