Ученик: Вы ответили вопросом на вопрос.
В смысле?
Ученик: Это очень близко к ответу на предыдущий вопрос. А я обратил внимание на то, что когда мой вес устремляется наверх, то происходит это, похоже, непреднамеренно. И я хотел спросить, как это преодолеть на практике.
Да, сделать глубокий вдох.
Ученик: Ага, я понял.
В принципе, все четыре основных принципа, сформулированных Тохеем-сэнсеем, являются ответом на этот вопрос. На практике преодолеть это можно, сосредоточив внимание в единой точке, или полностью расслабившись, или удерживая вес внизу, или расширяя ки. Когда нами овладевает беспокойство, Cиничи-сэнсей говорит, что нужно удерживать внимание в единой точке. Тохей-сэнсей всегда говорил: «Удерживайте внимание в единой точке». Но, как мы уже сегодня говорили, зачастую эта формулировка вводит в заблуждение, поскольку у нас создается впечатление, что нам надо выполнить некое действие.
Но, как мы узнали из сегодняшней беседы, ключом к выполнению всех этих правил является дыхание. Иными словами, углубляясь в дыхательные практики, мы прорабатываем и все четыре принципа. Мы ощущаем единую точку. Мы ощущаем глубокое расслабление. Мы чувствуем, что весь вес стремится вниз, и мы становимся невесомыми. Мы чувствуем энергию ки, которая пронизывает всю вселенную.
И, как я уже говорил, чем большего спокойствия мы достигаем, тем более восприимчивыми к этим принципам мы становимся. Нельзя сказать, что в нас при этом растет нечто. Людям нравится думать, что они наработали себе мощную энергию ки. Ерунда! Это самолюбование, самовозвеличивание. Так человек только отбрасывает себя назад. Это ведет к тому, что мы начинаем быстро двигаться в обратном направлении. Нет. По мере достижения все большего и большего спокойствия мы подготавливаем себя к ощущению того, что уже присутствует вокруг нас. Вся вселенная пронизана ки. Просто сидите, уподобляясь горе. Вулкан Халеакала знает, каково это. Мы просто забыли об этом состоянии, потому что наш разум занят попытками понять, что происходит и что ожидает нас в будущем.
Ученик: Спасибо, сэнсей.
Ученик: Сэнсей, я хотел бы еще раз спросить вас про отсутствие действия. Мы часто говорим о том, что надо все отпустить, перестать думать. При этом создается ощущение, что нужно что-то сделать, так ведь? Если у вас есть напряжение, вы его отпускаете, если ваш разум чем-то занят, это надо выкинуть из головы. В этом нам помогает глубокое размеренное дыхание. Мой вопрос заключается в следующем: разве мы не преуспеем в этом, отпустив все, очистив разум и возвращаясь в естественное состояние?
Да. Чем больше вы испытываете это состояние, тем очевиднее вам становится, что вы на самом деле ничего не контролируете. И от того, что вы волнуетесь, скрежещете зубами или рвете на себе волосы, ничего к лучшему не меняется. На самом деле от этого становится только хуже, потому что вы больше страдаете и тревожитесь. Так что когда мы говорим о том, чтобы отпустить ситуацию, имеется в виду, что в первую очередь следует «отпустить» действия. Если хотите, вы можете настаивать на том, что отпускание ситуации подразумевает какие-то действия, но по существу это значит отпустить саму мысль о действии. Вы пускаете все на самотек, а не пытаетесь удержать воду в ладони. Для этого требуются немалые усилия. Необходимо преодолеть большие затруднения. Поэтому, если вы вдохнете поглубже и расслабитесь, вода вернется в озеро. Да, я совершил некое действие, я перестал сжимать руки. Как я уже говорил, если вы настаиваете, можно сказать, что при этом совершается некое действие.
Я не устаю повторять, что на самом деле у нас только один выбор. Я хочу сказать, что мы можем либо удерживать внимание в единой точке, либо нет. Иными словами, либо мы соблюдаем основной принцип, либо нет, либо мы осознанно находимся здесь и сейчас, либо нет. В этом и заключается наш выбор. И, делая этот выбор, мы совершаем единственное действие в наших занятиях. Поэтому мы и медитируем. Во время сидения в медитации нам нужно только следовать за дыханием, и все будет хорошо. А что происходит потом? Потом начинают действовать всякие отвлекающие факторы: звуки, мысли, ощущения, боль… И тут рано или поздно — через две секунды, через две минуты или через два года — мы вдруг вспоминаем: «Стоп, я тут вообще-то медитирую. Мне ведь надо следовать за дыханием». Обычно мы говорим себе: «Неужели ты никогда это не освоишь?! Да что с тобой такое?» Но вместо этого мы просто опять начинаем следовать за дыханием. В этом заключается выбор. В этом заключается единственный и настоящий выбор. Когда мы говорим «Стоп!», мы находимся в состоянии бдительности, мы очнулись. Таким образом эта осознанность и бдительность позволяют нам вернуться к дыханию. А потом нас конечно же опять что-нибудь отвлечет. А когда мы понимаем, что отвлеклись, говорим себе «Стоп!» и опять возвращаемся к дыханию. Подобные колебания между состоянием бдительной сосредоточенности и выходом из него чем-то напоминает качание мышц. По мере того как ваше внимание и сосредоточенность становятся более тренированными, ваша способность пребывать в состоянии осознанности возрастает и вам все легче становится следовать за дыханием. Поначалу у вас может возникнуть впечатление, будто вы прилагаете какие-то усилия, потому что вы перестаете следить за дыханием и теряете осознанность. Возможно, даже через несколько лет занятий вы проснетесь одним прекрасным утром и почувствуете, что эта система не работает. Но даже в этом случае вы увидите, что перед вами всегда открыт этот выбор. Вернитесь и следуйте за дыханием.
Мне кажется, что нет смысла углубляться в значение слов «делать» и «не делать». Каждый из вас и так знает, что означает вернуться к дыханию, если вас что-то отвлекло, так ведь? Кому-нибудь из присутствующих непонятны мои слова? Конечно же, все вы занимаетесь, поэтому все вы меня прекрасно понимаете. Мне думается, что все, кто меня слышит или читает эти слова, где бы они ни находились, поймут меня при условии, что они занимаются. Но даже если человек не занимается, ему трудно будет не понять, что я имею в виду: вот вы на чем-то сосредоточились, потом вас что-то отвлекло, вы понимаете, что отвлеклись, и опять сосредотачиваетесь. Только и всего. Проще простого. В этом и вся медитация. А больше мы ничего и не делаем.
Скажу пару слов еще об одном аспекте — о двойственности борьбы в том смысле, что это борьба между состоянием, когда вы отвлеклись, и состоянием, когда вы не отвлеклись. В конечном итоге разницы между ними нет. Но новичкам об этом говорить не следует, потому что разница между отсутствием осознанности и осознанностью колоссальна. Если вы отвлеклись, то вы словно проспали кусочек своей жизни. Но со временем, если вы будете заниматься, то начнете осознавать, как в голове проносятся мысли. Вы фиксируете наличие мысли, но не следуете за ней, не подпитываете ее. Это не означает, что у вас перестанут возникать мысли. Это не значит, что до вас не донесется не единого звука. Это не означает, что у вас перестанет возникать боль или вы утратите все чувства. Это не значит, что вам будет наплевать на окружающих, что у вас не останется никаких искренних чувств по отношению к людям. Все останется по-прежнему, но добавится чувство постоянной осознанности, и борьба между «А» и «Б» прекратится, даже если сам объект «Б» никуда не денется.