Описание форм аттестации текущего контроля успеваемости
Рубежный контроль (текущий контроль успеваемости) – задания или иные варианты контроля успеваемости студентов, проводимых преподавателем в процессе изучения дисциплины в форме теста минимальной компетентности (письменно).
Порядок проведения рубежного контроля регулируется Положением об аттестации учебной работы студентов института.
1.«Подлинность» человека, соответствие способа бытия человека в мире внутренней природе его личности. – (Аутентичность).
2.Базовый элемент группового тренинга. В принципе это любая реакция участников группы на поведение друг друга. Технологически правильная реакция является формой взаимной помощи, так как она помогает человеку оценить, насколько его поведение соответствует его же намерениям. - (Обратная связь).
3.Естественная составляющая группового процесса на этапе начала работы с группой. При недобровольном участии в тренинге часто является проблемой для тренера, т.к. участники могут демонстрировать циничное отношение к группе, либо отмалчиваться либо развлекаться за счет группы и тренера. - (Сопротивление).
4.Запрограммированный курс обучения, основывается на модели поведения, принятой в бихевиоризме. Целью тренинга является обучение приспособительным умениям, необходимым при столкновении со сложными жизненными ситуациями. Подбор участников в группы осуществляется на основе сходных проблем и четких задач. - (Поведенческий тренинг).
5.Коммуникативный процесс взаимодействия врача (психолога) с клиентом (группой клиентов), имеющий целью вызвать устойчивые изменения в сущностно важных сферах жизни клиента. Этот процесс происходит в рамках профессиональных отношений, характеризующихся наличием договорных обязательств между участвующими сторонами, доверительностью и эмпатией. - (Психотерапия).
6.Коррекция поведенческих реакций личности или группы, основанная на принципах классического и инструментального обусловливания, а также на методах, использующих когнитивное научение (например, моделирование). - (Модификация поведения).
7.Любая реакция, условная или безусловная, которую можно наблюдать или измерить, прямо или косвенно. - (Поведение).
8.Мера привлекательности группы для ее участников; тотальное поле сил, заставляющих участников оставаться в группе. – (Сплоченность).
9.Метод активного обучения в составе специально созданной малой группы, участники которой (психически здоровые люди, имеющие психологические проблемы) с помощью ведущего-психолога осуществляют коммуникативное взаимодействие, направленное на достижение сообща поставленных целей. - (Групповой тренинг).
10.Метод и техника опроса, в ходе которого одни члены группы выбирают (или отвергают) других по определенным критериям (деловым, интеллектуальным, эмоциональным, моральным и др.). Позволяет определить социальный статус каждого члена группы. -(Социометрия).
11.Направление в психологии, предметом изучения которого является целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях, в т. ч. рост и самоактуализация личности, ее высшие ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, автономия, переживание мира, психическое здоровье, глубинное межличностное общение и т. п. - (Гуманистическая психология).
12.Научное психологическое описание способов и алгоритмов действий (операций), дающих необходимый практический эффект. Креативная составляющая деятельности специалиста в области практической психологии, целенаправленно и упорядоченно ведущая к достижению желаемого результата. - (Психотехнология).
13.Неструктурированная форма групповой работы, обеспечивающая климат максимальной свободы для выражения личности, для исследования чувств и межличностной коммуникации. Акцент на отказе от своей защищенности дает участника возможность относиться к другим членам группы максимально открыто. – (Группы встреч).
14.Обеспечение условий, благоприятствующих развитию и росту; ненавязчивый способ ведения группы. – (Фасилитация).
15.Область практической психологии, ориентированная на использование активных методов различных видов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении и личностного роста. - (Социально-психологический тренинг).
16.Обращение с людьми (или с клиентами) как с объектами личного интереса и в корыстных целях приобретения односторонних преимуществ. - (Манипулирование).
17.Общение, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания, признается ценность личности другого человека. - (Партнерское, или субъект-субъектное, общение).
18.Одно из важнейших понятий в гуманистической психологии. По Роджерсу — это стремление живого существа к развитию, самостоятельности, самовыражению и активизации всех возможностей своего организма. По Маслоу – это продолжительный процесс, смысл которого в наиболее полном раскрытии личностного потенциала человека. - (Самоактуализация).
19.Особый род психологической и, более широко подходя, – антропологической практики профессионального воздействия на сознание, поведение и социальные установки участников различных сообществ. - (Групповая работа).
20.Практика самопознания и развития личности, цель которой - создание непосредственного личностного опыта позитивных изменений человека в его отношениях с миром, с другими людьми и с самим собой. – (Психотренинг).
21.Профессиональное качество ведущего группы, которое позволяет ему создать равноправные, честные и открытые межличностные отношения, а не занимать профессиональную позицию, вынуждающую его скрывать или маскировать личные чувства. -(Конгруэнтность).
22.Психологический феномен — внезапного постижения существенных отношений и структуры ситуации в целом, нового и невыводимого из прошлого опыта понимания, посредством чего становится возможным решение проблемы. - (Инсайт).
23.Психологическое воздействие, направленное на те или иные психологические структуры личности или группы с целью нормализации их функционирования. - (Психокоррекция).
24.Совокупность правил и требований, «стандартов» поведения, регулирующих отношения и взаимодействия между участниками группы. - (Нормы группы).
25.Совокупность событий и межличностных взаимодействий в группе, процесс движения группы как единого целого во времени. Выделяют три уровня и четыре стадии этого процесса. - (Групповая динамика).
26.Термин для обозначения комплекса разнообразных упражнений и техник в тренинговой работе, целью которых является воздействие на те или иные структуры психики участников, например память или внимание, либо на личность каждого участника в отдельности, либо на состояние группы как целого. - (Психогимнастика).
27.Термин, употребляемый в эстетике и в психологии искусства применительно к реакции зрителя, а в психотерапии — в связи с высвобождением вытесненного аффекта или психической энергии. В древнегреч. языке это слово чаще всего означало «очищение», в особенности от чувства вины. - (Катарсис).
28.Указание участнику или группе на их неосознаваемые или амбивалентные установки, отношения или стереотипы поведения с целью их осознания и проработки. Может проводиться как в прямой (жесткой, вербальной) форме, так и в скрытой — с использованием психотерапевтических метафор и невербальных приемов. -(Конфронтация).
29.Феномен социального восприятия, в соответствии с которым личность наделяется необыкновенными качествами: могущество, необычайное обаяние, способность воздействия и т.п. Такой личности приписываются все главные достижения группы или ее членов. – (Харизматическая личность).
30.Функциональное сообщество людей от 3 до 15-20 человек, находящихся в непосредственном контакте и в регулярном общении между собой. Позволяет моделировать процессы, происходящие в человеческом обществе, поскольку в таких условиях проявляют себя почти все значимые социальные эффекты. -(Малая группа).
Оценка выполнения теста:
27-30 правильных ответов >= 90% = 5 баллов;
24-26 правильных ответов = 4 балла;
20-23 правильных ответов = 3 балла.
Промежуточная аттестация по дисциплине является итоговой проверкой знаний и компетенций, полученных студентом в ходе изучения дисциплины.
Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в виде экзамена, по билетам, в письменной форме. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с требованиями Положения об аттестации учебной работы студентов института.
4.4. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения дисциплины
Примерные вопросы к экзамену:
1. В каких сферах человеческой жизни и деятельности может применяться психологический тренинг?
2. Г.И. Гурджиев и П.Д. Успенский как основатели современного группового тренинга и психотерапии.
3. Смысл и значение психотерапевтического фактора «универсальность переживаний» (по И. Ялому).
4. Завершающая стадия групповой динамики.
5. Какое технологическое основание тренинга раскрывает когнитивная схема «окно Джо-Гарри»?
6. Каковы могут быть типовые причины преждевременного ухода отдельных участников из группы или даже распада группы?
7. Смысл и значение психотерапевтического фактора «сплоченность группы» (по И. Ялому).
8. Концепции, направления и формы основных практик групповой работы.
9. Критерии «харизматичности» и «фасилитации» в групповой работе.
10. Смысл и значение психотерапевтического фактора «снабжение информацией» (по И. Ялому).
11. Цели, задачи и технология (техники и приемы) СПТ в работе с группой.
12. На какие основные формы (в соответствии с уровнем манипулятивности) можно дифференцировать разнообразие практик психологического тренинга?
13. Смысл и значение психотерапевтического фактора «катарсис» (по И. Ялому).
14. Начальная стадия в работе группы.
15. Основные методологические принципы личностно ориентированного психотренинга.
16. Смысл и значение психотерапевтического фактора «альтруизм» (по И. Ялому).
17. Цели и особенности практики «марафонских групп».
18. Понятие «ассертивности». Цели, задачи и техники тренинга ассертивности.
19. Понятие «групповой динамики», три уровня ГД в малой группе.
20. Понятие «сенситивности». Цели, задачи и техники тренинга сенситивности.
21. Какая основная потребность реализуется в поведении участников на третьей стадии групповой динамики?
22. Понятие и термины групповой работы («психотренинг», «психокоррекция», «психотерапия»): их история и эволюция.
23. Правила поведения в тренинговой группе, их назначение.
24. Смысл и значение психотерапевтического фактора «коррекция опыта первичной семьи» (по И. Ялому).
25. Проблематика «личностного роста» в теории и практике групповой работы.
26. Психогимнастика как базовый элемент в работе с группой.
27. Психотехнология Т-группы (на примере коммуникативного тренинга).
28. Смысл и значение универсального психотерапевтического фактора «вселение надежды» (по И. Ялому).
29. Стадия «оптимальной включенности» в работе группы.
30. Стадия фрустрации и «турнирных боев» в работе группы.
31. Четыре вида сенситивности по классификации Смита (Smith H.).
32. Субъективные показатели успешности групповой работы.
33. Смысл и значение психотерапевтического фактора «межличностное научение» (по И. Ялому).
34. Объективные показатели успешности групповой работы.
35. Смысл и значение психотерапевтического фактора «развитие навыков социализации» (по И. Ялому).
36. Цели, задачи и технология (техники и приемы) тренинга сенситивности в работе с группой.
37. Что является основной задачей ведущего на этапе знакомства группы?
38. Тренинг креативности: техники стимулирования спонтанности и творческой активности участников группы.
39. Какие ошибочные действия или личные качества тренера могут вызвать сопротивление группы, ее негативные чувства или вербальную агрессию?
40. Организация и технология проведения групповой дискуссии.
41. Факторы, способствующие досрочному уходу из группы либо преждевременному распаду группы.
42. Формирование тренинговой группы. Алгоритм разработки тренинговой программы.
43. Чем руководствуется тренер при выборе психогимнастических упражнений?
44. Смысл и значение психотерапевтического фактора «имитационное поведение» (по И. Ялому).
45. Три уровня и четыре стадии процесса групповой динамики.
46. Что является основной задачей ведущего на стадии конфронтации в динамике группы?
47. Этапы развития креативного процесса в программе тренинга креативности.
48. Технологические особенности тренингов для персонала организаций и корпоративных клиентов.
49. Основные правила работы в классической марафонской группе.
50. «Деловые игры» и «ролевые игры» - в чем сходство и в чем различия этих игр с точки зрения целей и технологии.
РАЗДЕЛ 5. Информационное сопровождение дисциплины
5.1. Перечень основной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. Учебное пособие / И. В. Вачков . - М.: Ось-89, 2008. - 256 с.
2. Григорьев Н.Б. Психотехнологии группового тренинга. Учебное пособие / Н.Б. Григорьев - СПб.: СПбГИПСР, 2008. - 176 с.
3. Кочюнас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия. Учебное пособие / Р. Кочюнас. - М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2010. - 463 с.
4. Осипова А.А. Общая психокоррекция: учебное пособие / А. А. Осипова. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 512 с.
5. Шепелева Л. Н. Программы социально-психологических тренингов [Электронный ресурс] /Л.Н. Шепелева. – 2-е изд. - СПб.: Питер, 2011. – 160 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/reading.php?productid=25928
5.2 Перечень дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
1. Авидон И. Тренинги формирования команды. Материалы для подготовки и проведения [Текст] / И. Авидон, О. Гончукова. - СПб. : Речь, 2008. - 280 с. - Библиогр.: с. 254 . - ISBN 5-9268-0679-8. Режим доступа: http://elib.gipsr.ru:8080/#read/ALSFR-5d12bce9-d8ec-456f-b02b-25cdfa78a128
2. Дисненко В.Р. Социально-психологический тренинг общения для подростков «Понять себя» // В. Р. Дисненко. Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2008г., NN 1 – 3.
3. Монина Г.Б. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители) / Г. Б. Монина, Е. К. Лютова-Робертс. - СПб.: Речь, 2010. - 224 с.
4. Психологическое консультирование: справочник практического психолога / сост. С.Л. Соловьева. - М.: АСТ: Полиграфиздат; СПб.: Сова, 2010. - 640с.
5. Рудестам К. Групповая психотерапия / Кьелл Рудестам. – СПб.: Питер, 2008. – С. 370.
6. Саенко Ю.В. Регуляция эмоций: тренинги управления чувствами и настроениями / Ю.В.Саенко. - СПб.: Речь, 2010. - 232 с.
7. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии (Серия «Психологический тренинг») /Е.В.Сидоренко. – Речь, 2008.
8. Станкин М.И. Психология общения: учебное пособие; Рекомендовано редакционно-издательским советом РАО / М. И. Станкин. - М. : Изд-во Московского психолого-социального института ; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2008. - 352 с.
9. Старшенбаум Г.В. Тренинг навыков практического психолога: Игры, тесты, упражнения / Г.В. Старшенбаум. - М. : Психотерапия, 2008. - 416 с.
5.3 Перечень ресурсов информационно-коммуникационной сети «Интернет», необходимой для освоения дисциплины
1. Мельник, С.Н. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга [Электронный ресурс] - Режим доступа: – http://window.edu.ru/window_catalog/files/r40979/dvgu100.pdf – (дата обращения: 29.04.2014).
2. Подборка литературы по тренингам [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psynet.narod.ru/tren/booktren.htm – (дата обращения: 29.04.2014).
3. Психологическая лаборатория [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://vch.narod.ru/links.htm – (дата обращения: 29.04.2014).
4. Психологический портал [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://www.psychologic.ru/ – (дата обращения: 29.04.2014).
5. Флогистон [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://flogiston.ru/ – (дата обращения: 29.04.2014).
6. Экзистенциальная и гуманистическая психология. – Режим доступа: http://hpsy.ru/ – (дата обращения: 29.04.2014).
Библиотечные сайты:
1. Педагогическая библиотека [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://pedlib.ru/ – (дата обращения: 19.01.2014).
2. Психологическая библиотека [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://www.pk.mcdir.ru/ – (дата обращения: 19.01.2014).
3. Сайт СПбГИПиСР: http:/www.psysocwork.ru (раздел библиотека и раздел Электронные базы Онлайн: Электронно-библиотечная система ibooks.ru; база периодической литературы: Наука On-Line)
4. Сайт электронной библиотеки социологического факультета МГУ им М.В. Ломоносова: http://lib.socio.msu.ru/l/library
5. Сайт психологической библиотеки: http://psylib.kiev.ua/
6. Электронно-библиотечная система ibooks.ru – Режим доступа: http://ibooks.ru/
РАЗДЕЛ 6. Глоссарий
1. Аутентичность –«подлинность» человека, соответствие способа бытия человека в мире внутренней природе его личности.
2. Групповая работа – особый род психологической и, более широко подходя, – антропологической практики профессионального воздействия на сознание, поведение и социальные установки участников различных сообществ.
3. Групповая динамика - совокупность событий и межличностных взаимодействий в группе, процесс движения группы как единого целого во времени. Выделяют три уровня и четыре стадии этого процесса.
4. Групповой тренинг –это метод активного обучения в составе специально созданной малой группы, участники которой (психически здоровые люди, имеющие психологические проблемы) с помощью ведущего-психолога осуществляют коммуникативное взаимодействие, направленное на достижение сообща поставленных целей.
5. Группы встреч –относительно неструктурированная форма групповой работы, обеспечивающая климат максимальной свободы для выражения личности, для исследования чувств и межличностной коммуникации. Акцент на отказе от своей защищенности дает участника возможность относиться к другим членам группы максимально открыто.
6. Гуманистическая психология – (англ. humanistic psychology) — направление в психологии, предметом изучения которого является целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях, в т. ч. рост и самоактуализация личности, ее высшие ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, автономия, переживание мира, психическое здоровье, глубинное межличностное общение и т. п.
7. Инсайт –(от англ. insight — постижение, озарение): психологический феномен — внезапного постижения существенных отношений и структуры ситуации в целом, нового и невыводимого из прошлого опыта понимания, посредством чего становится возможным решение проблемы.
8. Катарсис– термин, употребляемый в эстетике и в психологии искусства применительно к реакции зрителя, а в психотерапии — в связи с высвобождением вытесненного аффекта или психической энергии. В древнегреч. языке слово katharsis чаще всего означало «очищение», в особенности от чувства вины.
9. Конгруэнтность – (от англ. congruence) — подлинность, открытость, честность. Будучи конгруэнтным, ведущий группы старается создать равноправные межличностные отношения, а не занимать профессиональную позицию, вынуждающую его скрывать или маскировать личные чувства.
10. Конфронтация –в психотерапии один из основных технических приемов. Указание участнику или группе на их неосознаваемые или амбивалентные установки, отношения или стереотипы поведения с целью их осознания и проработки. Может проводиться как в прямой (жесткой, вербальной) форме, так и в скрытой — с использованием психотерапевтических метафор и невербальных приемов.
11. Малая группа – функциональное сообщество людей от 3 до 15-20 человек, находящихся в непосредственном контакте и в регулярном общении между собой. Малая группа позволяет моделировать процессы, происходящие в человеческом обществе, поскольку в ней проявляют себя почти все значимые социальные эффекты.
12. Манипулирование (как способ воздействия на людей) - обращение с людьми (или с клиентами) как с объектами личного интереса и в корыстных целях приобретения односторонних преимуществ.
13. Модификация поведения (англ. behavior modification) — коррекция или терапия поведения личности или группы, основанная на принципах классического и инструментального обусловливания, а также на методах, использующих когнитивное научение (например, моделирование). Основная цель и стратегия поведенческого подхода в групповой работе.
14. Нормы группы - это совокупность правил и требований, «стандартов» поведения, регулирующих отношения и взаимодействия между участниками группы.
15. Обратная связь – базовый элемент группового тренинга. В принципе это любая реакция участников группы на поведение друг друга. Технологически правильная ОС является формой взаимной помощи, так как она помогает человеку оценить, насколько его поведение соответствует его же намерениям.
16. Партнерское, или субъект-субъектное, общение– такое общение, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания, признается ценность личности другого человека.
17. Поведение (Behavior) - любая реакция, условная или безусловная, которую можно наблюдать или измерить, прямо или косвенно. Таким образом, в качестве поведения можно рассматривать решение проблем, мышление, анализ и т. п.
18. Поведенческий тренинг – запрограммированный курс обучения; основывается на модели поведения, принятой в бихевиоризме. Целью тренинга является обучение приспособительным умениям, необходимым при столкновении со сложными жизненными ситуациями. Подбор участников в группы осуществляется на основе сходных проблем и четких задач.
19. Психогимнастика – термин для обозначения комплекса разнообразных упражнений и техник в тренинговой работе, целью которых является воздействие на те или иные структуры психики участников, например память или внимание, либо на личность каждого участника в отдельности, либо на состояние группы как целого.
20. Психокоррекция - психологическое воздействие, направленное на те или иные психологические структуры личности или группы с целью нормализации их функционирования.
21. Психотерапия - коммуникативный процесс взаимодействия врача (психолога) с клиентом (группой клиентов), имеющий целью вызвать устойчивые изменения в сущностно важных сферах жизни клиента. Этот процесс происходит в рамках профессиональных отношений, характеризующихся наличием договорных обязательств между участвующими сторонами, доверительностью и эмпатией.
22. Психотехнология - научное психологическое описание способов и алгоритмов действий (операций), дающих необходимый практический эффект. Креативная составляющая деятельности специалиста в области практической психологии, целенаправленно и упорядоченно ведущая к достижению желаемого результата.
23. Психотренинг –это практика самопознания и развития личности. Цель тренинга в общем случае: создание непосредственного личностного опыта позитивных изменений человека в его отношениях с миром, с другими людьми и с самим собой.
24. Самоактуализация - одно из важнейших понятий в гуманистической психологии. По Роджерсу — это стремление живого существа к росту, развитию, самостоятельности, самовыражению, активизации всех возможностей своего организма. По Маслоу – это продолжительный процесс, смысл которого в наиболее полном раскрытии личностного потенциала человека.
25. Сопротивление – естественная составляющая группового процесса на этапе начала работы с группой. При недобровольном участии в тренинге часто является проблемой для тренера, т.к. участники могут демонстрировать циничное отношение к группе, либо отмалчиватьс,я либо развлекаться за счет группы и тренера.
26. Социально-психологический тренинг —область практической психологии, ориентированная на использование активных методов различных видов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении и личностногороста.
27. Социометрия –метод и техника опроса, в ходе которого одни члены группы выбирают (или отвергают) других по определенным критериям (деловым, интеллектуальным, эмоциональным, моральным и др.). Социометрия позволяет определить социальный статус каждого члена группы.
28. Сплоченность —мера привлекательности группы для ее участников; тотальное поле сил, заставляющих участников оставаться в группе.
29. Фасилитация - (от англ. to facilitate – облегчать) – обеспечение условий, благоприятствующих развитию и росту; ненавязчивый способ ведения группы.
30. Харизматическая личность(от лат. charisma – милость, божественный дар) — феномен социального восприятия, в соответствии с которым личность наделяется необыкновенными качествами: могущество, необычайное обаяние, способность воздействия и т.п. Харизматической личности приписываются все главные достижения группы или ее членов.
проверено Кузьменковой Л. В.