Использование деревянных изделий в современном интерьере
В этой теме учащемуся предлагается изготовить изделие из дерева, связанное с современностью. В частности, это могут быть изделия, связанные с современной электронной техникой, оформляющие ее, или помогающие в ее обслуживании. Одним из наиболее важных предметов в современном интерьере является компьютер. В качестве примера учащемуся предлагается разработать конструкцию и оформление полочки для размещения лазерных дисков. В этой работе учащийся создает конструкцию, которая должна стыковаться с интерьером комнаты учащегося по форме, размерам и оформлению. Кроме того, полка может снабжаться механическими устройствами, позволяющими упростить работу с дисками. При желании учащийся может выбрать другой вид изделия, более подходящий ему по назначению.
· убранство и детали интерьера;
· дерево в современном интерьере.
Практическая работа:
· разработка конструкции полочки;
· разработка стиля полочки;
· построение чертежа;
· изготовление деталей;
· оформление;
· отделка;
· сборка;
· окончательная отделка.
Работа над творческим проектом
В конце года учащемуся может быть предложена работа на свободную тему. Такое задание, прежде всего, развивает самостоятельность в творчестве, позволяет учащемуся показать все знания и умения, которые он к этому времени приобрел.
Заключительное занятие
Подведение итогов работы секции за год. Вручение наград. Итоговая выставка.
На втором году обучения происходит углубление навыков работы в различных техниках обработки древесины. При этом уделяется большее внимание на прикладной характер выполняемых работ.
Учащийся должен знать:
· основные типы и стили в обработке дерева;
· приспособления, необходимые для обработки дерева;
· способы скрепления деталей изделия;
· способы отделки деревянных изделий;
· историю развития различных видов деревообработки.
Учащийся должен уметь:
· читать и составлять чертежи будущего изделия;
· составлять чертежи деталей объемных изделий;
· выполнять изделия по размерам;
· работать в основных техниках обработки дерева;
· с помощью педагога подбирать необходимые для изделия рисунки и узоры с учетом особенностей дерева;
· самостоятельно осуществлять правку и заточку инструмента.
В течение года учащемуся предлагается изготовить несколько небольших изделий, которые необходимо оформить, используя различные виды художественной обработки дерева.
Методическое обеспечение образовательной программы. Второй год обучения
Тема | Форма занятия | Приемы и методы | Дидактический материал | Техническое оснащение | Форма подведения итогов |
Разработка и изготовление "стаканчика" для карандашей с просечным узором | Групповая, индивидуальная | Словесные, наглядные, практические | Шаблоны, чертежи, эскизы, образцы изделий, материалы интернета | Чертежный инструмент, клей, режущий инструмент | Самооценка и коллективная оценка изделий, выставка лучших изделий |
Разработка и изготовление рамки для фотографий | Групповая, индивидуальная | Словесные, наглядные, практические | Эскизы, образцы изделий, технологические карты, материалы интернета | Чертежный инструмент, клей, режущий инструмент | Самооценка и коллективная оценка изделий, выставка лучших изделий |
Разработка и изготовление шкатулки (ларца) | Групповая, индивидуальная | Словесные, наглядные, практические | Эскизы, образцы изделий, материалы интернета | Чертежный инструмент, клей, режущий инструмент | Самооценка и коллективная оценка изделий, выставка лучших изделий |
Использование деревянных изделий в современном интерьере. Разработка и изготовление полки для лазерных дисков | Групповая, индивидуальная | Словесные, наглядные, практические | Эскизы, образцы изделий, технологические карты, материалы интернета | Чертежный инструмент, клей, режущий инструмент | Самооценка и коллективная оценка изделий, выставка лучших изделий |
Работа над творческим проектом | Индивидуальная | Словесные, наглядные, практические | Эскизы, образцы изделий, технологические карты, материалы интернета, образцы проектов | Чертежный инструмент, клей, режущий инструмент | Защита проекта. выставка лучших проектов |
Участие в выставках и конкурсах | Индивидуальная | Практические | Изделия, правила выставок и конкурсов | Пояснительная записка проекта | Результаты выставок и конкурсов |
Учебный план. Третий год обучения
Решаемые задачи:
1. Углублённое изучение предметов, необходимых для самостоятельного проектирования и изготовления изделий из дерева (черчение, основы композиции, материаловедение и т.д.).
2. Участие в сборе информации, историко-художественных материалов по различным видам художественной обработки дерева у различных народов.
Основной упор на занятиях делается на самостоятельность в решении тех или иных задач, которые ставит перед учащимся педагог. Большой объем решаемых задач приводит к тому, что некоторые из них приходится выполнять коллективно.
№ | Тема | Теория | Практика | Всего |
Вводное занятие | ||||
Изготовление щепного изделия | ||||
2.1 Виды щепных изделий. Выбор темы | ||||
2.2 Изготовление эскизов и чертежей | ||||
2.3 Изготовление изделия | ||||
2.4 Оформление | ||||
2.5 Отделка | ||||
Плоскостная композиция | ||||
3.1 Выбор темы и техники исполнения | ||||
3.2 Выбор заготовки; | ||||
3.3 Изготовление эскизов и чертежей; | ||||
3.4 Изготовление изделия | ||||
3.5 Исправление погрешностей резьбы | ||||
3.6 Оформление | ||||
3.7 Отделка | ||||
3.8 Окончательная отделка | ||||
Разработка и изготовление модели мебели | ||||
4.1 Виды мебели, стили мебели | ||||
4.2 Конструктивные особенности мебели | ||||
4.3 Выбор типа и стиля мебели | ||||
4.4 Изготовление эскизов и чертежей | ||||
4.5 Изготовление изделия | ||||
4.6 Оформление | ||||
4.7 Отделка | ||||
4.8 Окончательная отделка | ||||
Разработка и изготовление модели архитектурного сооружения | ||||
5.1 Виды деревянных сооружений. Избы, надворные постройки, ветряные мельницы | ||||
5.2 Церковные сооружения, городища, крепости | ||||
5.3 Типы деревянных сооружений: бревенчатые, дощатые, щитовые | ||||
5.4 Устройство деревянных сооружений, стены, перекрытия | ||||
5.5 Устройство деревянных сооружений, кровля, лестницы | ||||
5.6 Оформление деревянных сооружений; крупная рельефная резьба, просечная резьба, глухая резьба | ||||
5.7 Оформление деревянных сооружений; домовая (корабельная) резьба, домовая ажурная резьба. | ||||
5.8 Выбор типа и стиля строения | ||||
5.9 Изготовление эскизов и чертежей | ||||
5.10 Изготовление изделия | ||||
5.11 Оформление | ||||
5.12 Отделка | ||||
Работа над творческим проектом | ||||
6.1 Выбор темы проекта | ||||
6.2 Составление технологической карты | ||||
6.3 Изготовление выбранного изделия | ||||
6.4 Оформление | ||||
6.5 Отделка | ||||
6.6 Испытание | ||||
6.7 Расчет себестоимости изделия | ||||
6.8 Оформление пояснительной записки проекта | ||||
6.9 Выполнение презентации творческого проекта | ||||
6.10 Подготовка тезисов к защите творческих проектов | ||||
6.11 Предзащита творческого проекта | ||||
6.10 Защита творческого проекта | ||||
Заключительное занятие | ||||
ВСЕГО: | ||||
Содержание 3 года обучения.
Вводное занятие
План работы группы третьего года обучения. Ознакомление с календарём мероприятий. Правила техники безопасности на рабочем месте. Распределение работ.