Ожидаемые результаты второго года обучения
К концу 2-го года обучения, обучающиеся должны знать и уметь:
Обучающиеся должны знать:
роль техники и технологии художественной обработки материалов в развитии цивилизации;
принципы работы, назначение и устройство основных технологических машин (сверлильный и токарный станки), инструментов (ножовка, рубанок, лобзик и др.), электроинструментов (эл. лобзик, эл. рубанок);
свойства наиболее распространенных конструкционных материалов (при выборе материала – древесины или фанеры для выполнения проекта);
традиционные и новейшие технологии художественной обработки древесины; правила выполнения чертежей, эскизов, технических рисунков.
Обучающиеся должны уметь:
рационально организовать свое рабочее место, соблюдать правила техники безопасности; выполнять разработку несложных проектов, конструировать простые изделия с учетом требований дизайна; читать чертежи, эскизы деталей и сборочных единиц; составлять или выбирать технологическую последовательность изготовления изделия в зависимости от предъявляемых к нему технико – технологических требований и существующих условий; выполнять основные технологические операции и осуществлять подбор материалов, заготовок, фурнитуры, инструмента, приспособлений, орудий труда; собирать изделия по схеме, чертежу, эскизу и контролировать его качество; выполнять не менее одного вида художественной обработки материалов с учетом региональных условий и традиций; осуществлять анализ экономической деятельности, проявлять предпринимательскую инициативу.
Учебный план. 3-й год обучения
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Введение. Вводное занятие. | - | ||
2. | Постройка моделей. | |||
2.1. | Постройка сложных объёмных моделей с самостоятельно разработанными элементами по чертежам и эскизам. | |||
2.2. | Подготовка моделей к выставкам и конкурсам. | - | ||
3. | Выставки. Участие в выставках и конкурсах на уровне города, области, России. | - | ||
4. | Заключительное занятие.Подведение итогов и анализ работы за год. | - | ||
Итого |
Содержание 3 и более лет обучения (творческая группа)
Введение2ч.
Вводное (организационное) занятие.
Знакомство с правилами поведения в клубе и кружке. Знакомство с планом работы, распределение подобранных к изготовлению моделей с учётом конкретных условий и интересов учащихся. Расписание занятий, техника безопасности при работе в объединении.
Постройка моделей188ч.
Постройка объёмных моделей.
Построение моделей из альбомов, по самостоятельно построенным выкройкам, по чертежам и эскизам. Технологии изготовления корпуса моделей, надстроек и деталировки из бумаги и картона. Использование других материалов (рейки, фанеры, проволоки, ниток и др.) для улучшения внешнего вида модели.
Практическая работа.
Построение выкроек деталей. Сборка отдельных узлов и деталей в единое целое. Изготовление и установка деталировки. Окраска и отделка деталей модели. Сборка модели.
Подготовка моделей к выставкам и конкурсам.
Ознакомление с правилами проведения выставок и конкурсов. Составление презентации модели (домашнее задание с родителями).
Практическая работа.
Составление паспорта модели.
Выставки24ч.
Участие в выставках и конкурсах на уровне города, республики.
Заключительное занятие2ч.
Подведение итогов и анализ работы за год.
Приложение 1.
Методическое обеспечение программы
Методические пособия и материалы (чертежи и шаблоны, выкройки деталей) для изготовления моделей на первом году обучения разработаны автором программы и адаптированы к требованиям, заложенным в программе. Для работы на втором и третьем году обучения используются чертежи и материалы, как публикуемые в различных технических изданиях, так и разработанные автором программы с целью усовершенствования кружковцами приобретённых навыков. Для работы в старшей возрастной группе используются чертежи, в основном реальной техники для изготовления моделей-копий различного класса и масштаба. Кабинет оборудуется различными тематическими стендами и наглядными пособиями.
Литература для педагога
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» ( с изменениями и дополнениями).
2.Конституция РФ.
3. Конвенция ООН о правах ребёнка.
4. Техническое моделирование и конструирование. – М.: «Просвещение», 1983.
5. Программа развития воспитания в системе образования в России на 1991-2001 годы.
6. В. Горский. Техническое творчество юных конструкторов. – М.: ДОСААФ, 1980.
7. Федеральная программа образования на 5 лет.
8. Устав МОУ «АГНЕС».
9. Андрианов П.М. Техническое творчество учащихся. Пособие для учителей и руководителей кружков. – М.: «Просвещение», 1986.
10. Архипова Н.А. Методические рекомендации. – М.: Станция юных техников им. 70-летия ВЛКСМ,1989.
11. Боровков Ю.А. Технический справочник учителя труда. – М.: «Просвещение», 1971.
12. Вяткин Г.П. Машиностроительное черчение. – М.: «Просвещение», 1977.
13. Дорин В.С. Как и почему плавает судно. – Л.: «Судпромгиз»,1957.
14. Жабров А.А. Почему и как летают самолёты. – М.: «Физматгиз», 1959.
15. Журавлёва А.П., Болотина Л.А. Начальное техническое моделирование: Пособие для учителей начальных классов по внеклассной работе. – М.: «Просвещение», 1982.
16. Заворотов В.А. От идеи до модели. – М.: «Просвещение», 1988.
17. Тимофеева М.С. Твори, выдумывай, пробуй. – М.: «Просвещение», 1981.
18. Материалы из интернет-сайтов общетехнической направленности.
Литература для обучающихся
1. Материалы интернет-сайтов общетехнической направленности.
2. Журнал «Моделист – конструктор» М.: 1973-2005 гг.
3. Кравченко А.С., Шумков Б.М. Новые самоделки из бумаги. 94 современные модели. – М.: Лирус, 1995.