Формирование навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями

РАЗДЕЛ 1.

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

формирование навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями - student2.ru


Занятие 1. Формирование элементарных навыков приготовления пищи у детей с отклонениями в развития

Теоретическая часть занятия

Дети воспринимают мир как нечто потрясающее и волшебное. А что может так отражать волшебство, как ни кулинария: берутся разные продукты, смешиваются, варятся-парятся и получается что-то абсолютно новое — красивое и вкусное блюдо. Но многие родители не хотят или попросту бояться учить детей готовить. «Готовить с ребенком? Боже, это такой стресс!». А если посмотреть на ситуацию с другой стороны, то готовить с детьми — это удовольствие, главное — побороть страхи и заблуждения родителей на этот счет.

Страх № 1: ребенок может порезаться

Решение. Не давайте ребенку острый нож, предложите ему столовый или пластмассовый, которым он из-за отсутствия навыка резать будут очень медленно. При этом обязательно донесите до ребенка мысль, что нож потенциально опасен, поэтому пользоваться им нужно предельно аккуратно и только в присутствии взрослых.

Страх № 2: ребенок может обжечься

Решение. Может! Если вы не скажете, что плита и духовка очень горячие. А еще лучше дать ребенку возможность убедиться в ваших словах. Пусть при вас поднесет ладошку на безопасное расстояние, но так, чтобы при этом почувствовал, что идет жар.

Страх № 3: ребенок будет мешаться и мешать

Решение. Ну что же, к этому нужно быть готовым. Но только от вас зависит то, как будет вести себя ребенок, поймет ли культуру поведения на кухне во время приготовления. Главное — не ругайте ребенка, не повышайте голос. Если вы поставили задачу — научить ребенка готовить, то этот навык должен иметь только позитивные ассоциации. Учеба не дается легко, но если ребенок будет видеть ваш энтузиазм, чувствовать поддержку и любовь, то и сам не просто научится готовить, но и полюбит это делать.

Отговорка № 1: я сама приготовлю быстрее и качественнее

Решение. С этим не поспоришь. Но с чего-то же нужно начинать, если вы понимаете, что этот навык ребенку необходим. Поначалу давайте ребенку самые простые легкие задания, наблюдайте, как он их выполняет, помогайте, советуйте. При этом очень важно сохранить атмосферу легкости и даже игры, чтобы ребенку было интересно и весело, чтобы так формировался позитивный образ приготовления блюд. Со временем усложняйте задания ребенку. В данной ситуации «утешать» вас должно то, что вложив силы сегодня, вы сможете сэкономить их завтра, когда ребенок будет помогать уже всерьез.

Отговорка № 2: успеет еще готовить, пусть пока отдыхает

Решение. Стоит оговориться, что обычно это касается мам девочек. Женщины рассуждают, что со временем дочка в любом случае будет готовить себе, а потом и на всю семью. Давайте задумаемся: а будет ли готовить? Если не умеет, если привыкла, что ее кормят другие, если считает кулинарию каторжным трудом, который отвлекает от себя, любимой, от других более интересных дел... Конечно, если появится необходимость, она научится готовить, но сумеет ли полюбить это занятие? Представляете, как ей будет сложно переиначить свое отношение к приготовлению еды? Ведь в противном случае, она ежедневно будет страдать и готовить, готовить и страдать. Зачем такие сложности?

Практическая часть. Занятие «Мы обед готовим сами –помогаем нашей маме»

Продукты: яйцо варёное, сыр, свежие огурцы, зелёный лук, сливочное масло и сырое яйцо.

Оборудование:нож, разделочная доска, фартук, шапочка, зубочистки, ножницы, технологическая карта варки яиц, картинка курочки.

Ход занятия:

Обсуждение сказки « Курочка Ряба».

Физ.минутка

Жили-были сыр, котлета, (руки вперед – вверх – в стороны - вниз)

Мармелад, зефир, конфеты, (руки вперед – вверх – в стороны - вниз)

Соки, овощи и фрукты. (руки на пояс, повороты в стороны)

Называем их – продукты. (руки на пояс, повороты в стороны)

Называем их – еда, (приседание)

Очень любим их всегда. (прыжки на месте)

Приготовление блюда

Ты знаешь, что яйца, которые мы сварили, не простые, а волшебные. Простые яички, не золотые, не превращаются ни во что..., скажешь ты. Ещё как превращаются! Вот посмотри сюда (Приложение 2;приложение 3):из одного яичка можно сделать чудесный кораблик и загадочное лукошко. Давай попробуем.

Предложите ребенку надеть фартук, шапочку и почистить яйцо, аккуратно убирая мусор. Пусть ребенок разрежет яйцо на равные половинки под вашим наблюдением.

Сначала сделайте с ребенком кораблик, а затем лукошко.

Готовый кораблик поставьте на кусочек огурца, лукошко украсьте зеленью.

Секрет: зелёный лук и зелень удобно резать чистыми ножницами.

Итог занятия

Похвалите ребенка за его старание.

Технологическая карта

формирование навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями - student2.ru формирование навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями - student2.ru формирование навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями - student2.ru

Помыть яйцо

формирование навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями - student2.ru формирование навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями - student2.ru формирование навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями - student2.ru формирование навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями - student2.ru

Технологическая карта

Технологическая карта

Теоретическая часть

Здоровые и красивые зубы - это не роскошь, а жизненная необходимость. Ведь от внешнего вида зубов зависит, какая у человека улыбка. Зубы нужны для пережевывания пищи и полноценного ее переваривания. Кроме того, зубы играют большую роль в образовании речи, они служат стенками, возле которых язык, щеки и губы, двигаясь, образуют звуки. Поэтому от состояния звуков зависит и чистота речи ребенка. Зубы являются своеобразным защитным барьером между ротовой полостью и внешней средой. Если с детства не приучить ребенка ухаживать за зубами и не заботиться об их здоровье, то зубы могут стать причиной многих болезней и неприятностей. Наиболее часто встречающиеся болезни - это кариес зубов и болезни десен. Кроме того, отсутствие зубов может привести к болезням пищеварительной системы и снижению иммунитета. Чтобы сохранить зубы ребенка здоровыми, задача всех родителей сформировать навыки и привычки у ребенка, что правильное и уважительное отношение к зубам - это обязательное условие здорового образа жизни.

Практическая часть.Учимся чистить зубы.

Оборудование: лист бумаги, акварельные краски, использованная детская зубная щетка, стакан с водой, макет или рисунок зубной полости , зеркало.

Ход занятия:

В начале занятия обратите внимание ребенка на то, что зубки чистятся разными движениями. Зубки, расположенные на нижней челюсти чистятся движениями снизу вверх. Это похоже на рисование травки. Берем немного зеленой краски на зубную щетку и на листе бумаги рисуем травку движениями снизу вверх. Если ребенок спешит и проводит всего лишь одно движение , то на бумаге заметно, что не происходит полного закрашивания, а значит не происходит полного очищения на зубах. Поэтому мы комментируем , что каждую травинку мы должны закрасить 5-10 движениями. И тогда ребенок видит , что в течение этих 5-10 движений происходит полное закрашивание, т.е полное очищение зубика от зубного налета.

Далее обращаем внимание, что зубки на верхней челюсти чистятся движениями сверху вниз вертикальными очищающими движениями. Просим ребенка изобразить небо. Теперь берем на зубную щетку немного голубой краски и рисуем небо вертикальными движениями сверху вниз. Тем самым незаметно для себя рука ребенка привыкает делать необходимые движения, которые он будет делать в полости рта.

Необходимо напомнить ребенку, что жевательная поверхность зубов имеет различные углубления, в которых скапливаются остатки пищи и для того, чтобы очистить эту поверхность необходимо научить ребенка делать круговые движения. Взяв немного желтой краски и попросить ребенка изобразить на рисунке солнышко круговыми движениями и далее будем называть эти движения – « движением солнышка».

Обращаем внимание ребенка, что при чистке зубов он будет использовать не краску, а зубную пасту , а какое количество пасты необходимо?

Для этого попросим ребенка выдавить горошинку и обратим его внимание на то, что именно «горошинка» зубной пасты нам необходимо для чистки зубов.

После того, как вы завершили рисунок, обязательно закрепите полученные знания. Для этого отработайте все движения на макете (рисунке) зубной полости. Затем подведите ребенка к зеркалу и отработайте движения уже , непосредственно, на зубках ребенка

Итог занятия.

Обязательно похвалите ребенка за его старание.

 
  формирование навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями - student2.ru

формирование навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями - student2.ru Занятие 3. Формирование навыка мытья рук у детей с особенностями развития (20 минут)

Теоретическая часть занятия

Многие детки не очень любят заниматься этим скучным занятием, да еще и много раз в день. Помыл один раз руки с мылом, да и хватит, сегодня уже не буду. Однако именно грязь, принесенная на руках, может стать причиной заболевания ребенка. Процесс мытья рук должен быть естественным, без напоминаний, именно поэтому так важно с самого раннего детства прививать ребенку правила гигиены рук. Первое, что нужно сделать – рассказать ребенку ,почему нужно мыть руки : если он не будет следить за чистотой рук, то может заболеть. Покажите ребенку мультфильмы: « Мойдодыр », «Смешарики» серия « Чистые руки»и другие. Есть много книг, которые можно почитать ребенку.

Учить ребенка мыть ручки необходимо последовательно. На начальном этапе моя ребенку ручки доступно объясняйте ему, что вы делаете и зачем. Со временем ребенок захочет попробовать вымыть ручки самостоятельно, а вы будете помогать ему лишь в сложных ситуациях. Через некоторое время ребенок уже может мыть ручки сам под наблюдением взрослого, который всегда придет на помощь и укажет на ошибки. В задачу родителей входит не только научить маленького человечка качественно мыть руки, но и объяснить всю важность данного процесса. Однако не стоит запугивать ребенка рассказами об ужасных микробах сидящих у него на руках и при попадании в животик вызывающих жуткую боль. Дети более прагматичны, чем думают взрослые, и единожды поев грязными руками и не ощутив боли в животе, решат, что никаких микробов на самом деле нет и руки мыть совершенно не обязательно. Главная цель мытья рук – это просто убрать с них грязь, а с этим лучше всего справляется теплая вода и мыло. Мыло для детей нужно подготовить специальное. Основные требования к мылу:

• помещается в ладошке ребенка;

• приятно пахнет;

• имеет красивый цвет;

• может выглядеть как игрушка.

Также необходим специальный стульчик или табуретка, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно. В результате его руки должны не задираться вверх, чтобы добраться до воды, а, также как у взрослых, кисти рук должны быть ниже или на уровне локтевых суставов. Такое расположение не допустит затекания воды к плечам ребенка.

Можно пойти на некоторые хитрости, чтобы выработать у вашего ребенка полезную привычку мыть руки.

· Чтобы сын или дочь не забывали мыть руки перед тем, как сесть за стол, кладите их ложки и вилки на умывальник около мыла. Даже если вы сами забудете напомнить, то отсутствие орудий для приема пищи напомнит о необходимости заглянуть в ванную. Обратите внимание, сколько времени прошло до того момента, когда ребенок перед едой без напоминания идет в ванную? Неделя? Две? Три? У всех по-разному, но не дольше, чем через 30 дней. Привычка выработана.

· Пора приучать мыть руки после прогулки. Для этого домашние тапочки также на некоторое время поселятся под умывальником. Пришел с улицы, разулся, поискал тапочки, вспомнил о новом правиле и сразу к умывальнику. И так до тех пор, пока не научится сразу мыть руки после улицы автоматически.

· После этого переходите к соблюдению гигиены после посещения туалета. Запаситесь гуашью и красьте ею ручку изнутри туалетной комнаты (или вымажьте ее вареньем). Берясь за ручку, ребенок испачкает ладошку и вымоет ее. Примерно через неделю перестаньте красить ручку и понаблюдайте, выработалась ли привычка мыть руки.

Полотенчиком пушистым

Игра «Мыльные перчатки»

Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.

Оборудование: детское мыло, полотенце.

Ход: взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания. Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: «Вот, какие у нас перчатки - белые!» Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом произносит одну из потешек:

Игра « Создаем мультфильм»

Цель: закрепить знания ребенка о последовательности выполнения действия при мытье рук.

Оборудование: разрезные картинки « Моем руки правильно »: для ребенка и для взрослого.

Ход занятия:взрослый предлагает ребенку придумать свой мультфильм, который будет называться «Как правильно мыть руки?». На столе у взрослого закрытые окошки (перевернутые карточки) - это кадры мультфильма. Ребенку предлагается составить свой мультфильм «Как правильно мыть руки?»,т.е. выложить карточки так, чтобы мультфильм был правильным (с чего мы начинаем и чем мы заканчиваем мыть руки ) .Затем сверить с образцом взрослого.

                       
    формирование навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями - student2.ru   формирование навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями - student2.ru
 
 
    формирование навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями - student2.ru
      формирование навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями - student2.ru
 
 
  формирование навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями - student2.ru   формирование навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями - student2.ru
 

Итог занятия

Обязательно похвалите ребенка за его старание.

формирование навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями - student2.ru

Игра «Губка-водонос»

Цель:развитие моторики рук;отработка схемы «ладошка-кулачок-ладошка ».

Переливать воду из одной миски в другую можно не только с помощью ложек и стаканов, но и… губкой. Губкой переносим воду из одной емкости в другу сначала правой рукой , затем - левой

2.Игра «Что нужно кукле!»

Цель: упражнять культурно-гигиенические навыки ( умывание )

Оборудование:полотенце, картинки с изображением предметов, используемых при умывании ( мыло, полотенце )

В ходе игры знакомим ребенка с картинками, спрашиваем его, для чего нужен каждый предмет, затем берет куклу ,перемешиваем картинки и доставая по одной задаем ребенку вопрос: "Наша куколка встала и хотела бы умыться, но чем?"Ребенок должен показать нужные картинки, на которых нарисованы предметы, нужные кукле для умывания.

Отработка навыка умывания.

Цель:отработать навык умывания с переносом на ребенка.

Предлагаем ребенку проделать все действия , которые он производил во время умывания куклы, на себе, называя при этом каждую его часть . Вместе с ним эту последовательность действий проделывает взрослый, при этом комментируя каждое свое действие и произносит потешку:

Выходи, водица, мы пришли умыться!

Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку...

Итог занятия

Похвалите ребенка за его старание.

формирование навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями - student2.ru Занятие 4. Способы и методы формирования навыков одевания и раздевания у детей с отклонениями в развитии

Теоретическая часть

К 2-3 годам в ребенке просыпается самостоятельность, он начинает осознавать себя как отдельно взятого человечка, а не часть мамы, и отстаивает позицию «я сам!». Пришла пора научить его всему, что должны уметь малыши, например, одеваться самостоятельно.С чего начать? Начать надо с элементарного – того, что не имеет застежек, что просто стянуть или натянуть на тело. Носки, шапки, трусы, майки, пижамы и т.д. Поймайте момент, когда ребенок заинтересован одежкой, возможно, это будет какой-то новый предмет его гардероба. Дайте ему попробовать натянуть «это» на себя. С первого раза не получится, но ваша задача разбудить в нем интерес к процессу, поэтому ни в коем случае нельзя ругать или выражать свое недовольство. Дети тоже переживают, если не получается, и не отступить перед поражением могут лишь в случае вашей поддержки.Если у малыша не получается – помогите ему.

Первые шаги в одевании должны совершаться в игровой форме, а не в командно-административном порядке. Слово «надо» и «должен» здесь неуместны. Не акцентируйте внимание на неудачах ребенка, лучше поощряйте его правильные действия.

Тренируйтесь на одежде, которую вам не жалко. В ответственный момент она может разойтись по швам или лишиться какой-либо части, а ваш крик: «Что ты делаешь?! Ты сейчас порвешь?!» положит конец любой инициативе. Первый блин обычно комом. И у вас он, скорее всего, был таким же.

Как правило, сначала малыш учится все снимать, потому как это легче, чем надеть. Спокойствие, только спокойствие! Самое главное – запаситесь терпением! Как только ребенок войдет во вкус и почувствует интерес к процессу, дело затянется. Вас он к себе не подпустит, желая все сделать самостоятельно, а сам будет делать все медленно и неуклюже.

Пока малыш был маленький, вы могли купить ему любые кнопочки, лямочки и ленточки, которые вам нравились. Теперь же придется все это временно отложить. Одежда ребенка должна быть без застежек или с простейшими застежками в минимальных количествах. Шорты, юбки, брюки – на резинке. Сюда же трусы, но их вы вряд ли встретите на молнии. Свитера, водолазки, платья, сарафаны, майки и футболки – просто через голову.

Обувь должна просто одеваться на ногу, максимум – иметь удобную липучку. Все петельки, пуговки сзади (на платьях и сарафанах), мелкие пуговички, шнуровки, пояса с хитрой застежкой и кнопочки в труднодоступных местах категорически исключить. Застежки должны быть ощутимыми, чтобы ребенок спокойно мог взять их пальцами, и располагаться на виду, чтобы малыш видел, что он делает. В крайнем случае, можно оставить 1-2 пуговицы/кнопки, которые будет застегивать мама. Сложная система – сначала молния, потом пуговка, потом кнопка, потом завязка – также не приветствуется. Одежда должна быть удобной, легко одеваться и сниматься.

Обращайте внимание на горловину изделия, растягивайте свежевыстиранные колготки перед ноской (просунув туда руку), максимально облегчайте задачу ребенку. Усложнить успеете всегда. Одежда не должна колоться, ткань не должна причинять дискомфорт малышу. Особенно это важно, если ребенок ходит в детский сад. Там детки должны уметь одеваться самостоятельно, потому что одеть в одиночку 20 человек воспитательнице физически сложно.

Конечно, малышу потребуется помощь в процессе. Важно не кидаться к нему, заметив первую трудность. Он, может, и справился бы сам, а вы своими действиями покажете, что считаете его неудачником. Оптимально поинтересоваться «тебе помочь?» и дождаться ответа. Если ребенок упрямится и желает сделать все сам, не настаивайте, лучше повторите свой вопрос чуть позже.

В первое время могут возникнуть трудности с определением переда и зада одежки, лица и изнанки, левой и правой туфли. Все приходит с опытом. Помочь в данном случае можно, найдя кардинальные различия между первым и вторым. Спереди у нас бабочка, а сзади – этикетка; снаружи у нас яркий рисунок, а внутри швы; каждая липучка должна торчать в сторону, а не вовнутрь.

Чтобы быстрее развить навыки расстегивания и застегивания, можно купить специальные игрушки-шнуровки или развивающие материалы с кнопками, пуговицами и молниями, на которых деточка будет тренироваться. Мастерицы могут сделать подобные пособия самостоятельно из подручных материалов. Можно оттачивать умения на любимой кукле или мишке.

Подберите одежду правильно, вдохните глубже и помните, что терпение и труд все перетрут!

Практическая часть.

Игра « Чего не хватает?»

Цель:закрепить умения различать понятия « одежда», «обувь», «головной убор»;закрепить умение называть детали одежды , обуви, головного убора.

Оборудование: предметные картинки

Вы показываете предметную картинку, закрывая какую-либо деталь. Ребенок комментирует:

«У футболки не хватает рукава».

«У туфли не хватает каблука».

«У брюк не хватает штанины».

«У рубашки не хватает манжета».

« У шляпы не хватает полей».

«У куртки не хватает пуговицы».

«У свитера не хватает воротника».

«У брюк не хватает пояса».

« У панамки не хватает головки».

« У сапога не хватает подошвы».

Итог занятия

Похвалите ребенка за его старания.

Игра « Покупки »

Цель:закрепить знания о видах одежды, обуви и головных уборов;

Оборудование:3 маленьких пакета, разрезные картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов

Ход игры :

Возьмите 3 три пакета: одежда, обувь, головные уборы и попросите ребенка разложить по пакетам вещи, правильно называя их. Ребенок должен рассуждать так:«Я взял (а) кофту. Кофта – это одежда. Я её положу в средний пакет »; «Я взял(а) туфли. Туфли – это обувь. Я их положу в первый пакет »и т.д.

Физ.минутка

Вы называете предметы одежды, обуви, головные уборы, ребенок должен : если это предмет одежды- похлопать, предмет обуви – потопать, головной убор -погладить себя по голове.

5. Игра « В чем пойти...»

Цель: закрепить умение ребенка соотносить одежду, обувь, головной убор со временем года (сезоном)

Вы называете обувь ,одежду, головной убор и говорите когда его надевают, ребенок внимательно следит за вашей речью и , если заметит ошибку хлопает в ладоши.

Босоножки носят зимой.

Шубу одевают, когда тепло.

Панаму одевают от солнца.

Резиновые сапоги одевают в сухую погоду.

В шортах катаются на лыжах.

В футболке ходят на физкультуру.

Туфли носят зимой на улице.

Плащ одевают во время дождя

В валенках ходят на пляж.

формирование навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями - student2.ru 6. Итог занятия

Похвалите ребенка за его старания.

       
  формирование навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями - student2.ru
    формирование навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями - student2.ru
 

формирование навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями - student2.ru Занятие 5. Знакомство с различными видами застежек на одежде детей с ограниченными возможностями

Теоретическая часть

Сто одежек и сто застежек. Только подумайте, сколько существует различных застежек, сколько всего предстоит ребенку усвоить,чтобы научиться ими пользоваться! Липучки, кнопки, молнии, шнурки, пуговицы самых разных форм и размеров- и на каждом виде одежды их может быть несколько видов. Так с чего же начать? Проще всего научить ребенка застегнуть и расстегнуть липучки. Этому можно учить уже с полутора лет. Как раз к этому времени детские пальчики достаточно окрепнут для того, чтобы справиться с этой застежкой. Застежка –липучка очень проста в применении и поэтому часто используется в детской одежде. Начинать обучение лучше всего с обуви на липучках - ее малыш сможет сам держать в руках и она легче всего расстегивается. Дайте ребенку ботиночек и покажите, как его расстегнуть и застегнуть. Помогите повторить ваши действия. Малышу наверняка понравится звук липучки, и он с удовольствием будет ею заниматься.

Когда липучка освоена, можно постепенно переходить к застежкам- кнопкам. Они тоже не слишком сложны в применении, но торопиться с ними не стоит. Застегивание и расстегивание кнопок требует довольно развитой мелкой моторики и хорошей координации движений. Кроме того, лучезапястный сустав, который находится между костями запястья и предплечья, может быть просто не готов к подобной работе. От излишнего усердия малыша может возникнуть боль в руке, подобия той, что возникает у взрослого после долго работы за клавиатурой или с компьютерной мышью. Поэтому, прежде чем учить пользоваться кнопками, убедитесь, что ребенок физически готов к таким манипуляциям.

Медленно покажите, как вы застегиваете на куртке кнопки. Пусть малыш пальчиками одной руки придерживает основание кнопки, а другой рукой накладывает сверху вторую полу куртки. Защелкнулась! Держа обеими руками основания кнопки и потянув полы в разные стороны, можно расстегнуть одежду. Такое открытие порадует и заинтересует ребенка.

Объясняйте малышу, что если он будет с силой дергать полы куртки, кнопки оторвутся, и одежда будет испорчена.

После двух лет малыша можно научить пользоваться молнией . Здесь у него вряд ли возникнут проблемы с застегивание и расстегиванием. Двигать бегунок вверх-вниз – чего уж проще. Однако вставить замок в проем не так-то просто. Это действие требует очень хорошей координации и , что куда важнее, понимание конечного результата. Поэтому не скупитесь на объяснения , когда будете показывать ребенку принцип работы застежки –молнии и демонстрируйте «вставление и вынимание» столько, сколько потребуется.

Для обучения возьмите одежду на молнии с крупной застежкой и замком. Покажите ребенку отверстие на замке и объясните принцип действия застежки: сначала опустить бегунок вниз до упора, затем вставить сверху вниз основание второй половинки молнии и потянуть замок вверх ,придерживая полы одежды.

Не огорчайтесь,если первое время у малыша не будет получаться – это действительно сложная задача для него.Заправляйте основание в бегунок сами и давайте ребенку застегнуть молнию дальше. Вскоре он сам захочет научиться этому « фокусу».

В формировании навыка застегивания пуговиц используйте острое желание подражать. Продемонстрируйте малышу, как вы застегиваете блузку или кофту (желательно с большими круглыми пуговицами). Медленно покажите, каким способом вы застегнули пуговицу. Пусть малыш одной рукой возьмет пуговицу и протолкнет ее в петельку (начинать надо с нижних пуговиц, так как это удобней). Для ребенка бывает сложно поймать пуговицу в петле, так как маленькие ручки еще недостаточно ловки. Однако постоянная тренировка будет способствовать формированию навыка, и у малыша обязательно все получится. Предлагайте ребенку самому застегивать свою кофточку или просите помочь застегнуть пуговицы на вашей одежде. Не забывайте при этом говорить, что у вас растет настоящий помощник (помощница); детям это нравится, они начинают гордиться собой и своими достижениями. Застегивание — с непривычки длительный и сложный процесс, поэтому ребенку будет легче, если вы разобьете его на шаги:

· раскрыть петлю;

· просунуть пуговицу в петлю;

· взять пуговицу большим и указательным пальцами и вытянуть ее с другой стороны;

· оттянуть край петли, заводя ее за пуговицу.

Каждую из этих операций нужно по очереди освоить. Как? Смотрите по ребенку — кому-то понадобится несколько раз все проделать рука в руку, кому-то помочь начать движение, кому-то просто объяснить и показать. Главное — не торопиться! Сначала несколько дней, одевая ребенка, просим (или помогаем) расширить петлю, но сами вставляем пуговицу. Когда эта операция освоена — учим просовывать пуговицу в петлю, но подхватываем ее сами с другой стороны, потом так же учим вытягивать пуговицу из петли и расправлять петлю, заводя ее за пуговицу. На первых порах можно взять специальный тренажер — книжку или рамку с застежками (их можно сделать самим). Самый простой вариант — возьмите свое пальто. Только потом ребенку придется отдельно учиться застегивать одежду на себе — это немного сложнее.

Когда малыш понял, как застегиваются пуговицы, он может сам проявить любознательность и попробовать просунуть пуговицу обратно. Если же этого не случилось, покажите крохе, как их расстегнуть, и со временем он в совершенстве освоит этот процесс. Не забывайте помогать ребенку управляться с верхними пуговицами, так как застегивать то, чего не видишь, на ощупь довольно тяжело в таком возрасте.

Практическая часть

В гостях у пуговки»

Оборудование : пуговицы ,различные по величине, цвету и форме, небольшая емкость,пуговичным тренажером « Веселый зоопарк »

Ход занятия:

Пальчиковый игротренинг

Цель: развитие мелкой моторики рук

Пуговка раз, пуговка два, ( сжимаем поочередно кулачки обеих рук)

Это не сложно, поверь, я права. ( разжимаем поочередно кулачки обеих рук)

Не хочешь одеться? Но надо, дружок! ( грозим поочередно указательным пальцем

обеих рук)

Гулять мы идем, а там ветерок. (имитируем на столе ходьбу

указательным и средним пальцем обеих

рук)

Предложите ребенку отгадать загадку. Пусть определит о чем пойдет речь:

Одеваться соберёшься

Без меня не обойдёшься.

Знают взрослые и дети

Игра «Рыбалка с пуговицами»

Предложите ребенку отправиться на рыбалку в «пуговичное» море.

Пуговицы - это наше море, а наши руки – этоудочки.

(высыпаем пуговицы в небольшую емкость и предлагаем ребенку взять любую пуговицу)

Пусть ребенок, выловив рыбку-пуговицу опишет ее: большая или маленькая, гладкая или шершавая, круглая или квадратная, какого цвета .

Есть хороший, добрый дом,

Поселились звери в нем.

Волки, зебры и мартышки.

И большие, и малышки.

Чистят перышки и лапки,

Всем здесь весело живется,

Зоопарком дом зовется.

Спросите у ребенка ,что же такое зоопарк? ( ответы ребенка)

Зоопарк или зоологический парк– это место, где содержат диких животных. Здесь можно увидеть животных, которые живут не только в нашей местности, но и в дальних странах. В зоопарке много замечательных животных. Их привезли из разных стран. Животных поселили не в тесных клетках, а в просторных вольерах. Люди постарались, чтобы животные чувствовали себя как дома.

Прежде чем начнется прогулка по зоопарку, вспомните вместе с ребенком правила поведения.

Веселая молния»

Оборудование : крупные бусы, кукла с кофтой

Пальчиковый игротренинг

Самомассаж пальчиков (массаж «четками» – перебирание бус («четок»), считать количество бус (в прямом и обратном порядке);

Загадайте ребенку загадку , пусть определит о какой застежке на нашей одежде пойдет речь :

Застегну без скрипа куртку

И отправлю на прогулку.

«Молния» - это два ряда мелких крючков ,которые продеты в замочек- «бегунок».В «бегунке» с одной стороны два входа, а с другой –один. Когда мы тянем «бегунок»вдоль молнии, крючочки прочно зацепляются друг за друга и из двух рядов получается один ряд.

Раз , и готово ! (показ ). А чтобы ее расстегнуть , «бегунок» тянут в другую сторону, тогда крючочки просто разъединятся и молния расстегнется. (показ )

Холодно играть.

Надо нашей Мане

Кофту быстро дать.

Далее предложите ребёнку помочь кукле.

Спросить , что нужно сделать, чтобы Маня согрелась? (выслушать ответ ребёнка)

Предлагаем надеть кукле тёплую вязаную кофточку.

Когда ребёнок наденет кукле кофту, обратите его внимание на то, что «молния» не застёгнута. Попросите ребёнка застегнуть застёжку « молнию».

Если у ребёнка не получится, необходимо вспомнить вместе с ним, как застёгивать «молнию».

Итог занятия

Похвалите ребенка за его старания.

формирование навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями - student2.ru

Занятие 6. Формирование навыка самостоятельного приема пищи

Теоретическая часть

Ложка – один из первых инструментов, который малыш начинает использовать «по назначению». Для ребенка это очень серьезное дело – научиться самостоятельно есть, и без помощи взрослого тут не обойтись.

В каком возрасте ребенок научится есть самостоятельно, в первую очередь зависит от родителей. Чем больше они опекают малыша, тем медленнее он осваивает новые навыки. И наоборот, малыш, которого мама не ограничивает в его стремлении к самостоятельности и во всем поддерживает, быстро освоит эту нелегкую задачу.

При обучении ребенка навыкам самостоятельного пользования ложкой родителям надо набраться терпения. Кормления будут занимать больше времени, чем обычно, а процесс обучения займет не один день. Надо приготовиться к тому, что во время еды малыш будет пачкать не только себя, но и все вокруг. После каждого приема пищи придется вытирать стол, пол, измазанные едой руки и лицо ребенка. Но это не повод для того, чтобы отказываться от поставленной цели и возвращаться к кормлению с ложечки.

формирование навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями - student2.ru Для того, чтобы научить ребенка кушать самостоятельновам понадобятся следующие инструменты:

формирование навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями - student2.ru формирование навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями - student2.ru

· Хороший нагрудник – это тот, который отлавливает половину летящей мимо рта ребенка еды. Лучше всего для этого подходит пластиковый нагрудник с карманом. Еда, падающая на пол или на одежду ребенка, будет попадать как раз в этот волшебный кармашек.

· Тарелка с резиновым дном, которая не скользит по столу, а значит, ребенок не сможет ее опрокинуть.

· Удобные для ребенка столовые приборы .

Прежде, чем начать формирование навыка самостоятельного приема пищи, необходимо провести некоторую подготовку: научить держать ложку в руке, отработать схемы « глаза – рука », «рука – рот » и лучше всего это делать в игровой форме.

Практическая часть

Занятие 1.

Оборудование: пуговичный тренажер «Помоги Незнайке посадить цветок, дидактическое пособие « Гусеница», прищепки, картинка с изображением Незнайки, специализированная ложка ,крупа.

Игра « Гусеница »

Цель: развитие мелкой моторики рук, подготовка рук к работе

Оборудование: дидактическое пособие « Гусеница »,прищепки

Ход игры:

Спросите у ребенка кого можно увидеть на листиках цветов, деревьев ? ( гусениц, бабочек ). Если ребенок сохранный предложите ему разгадать загадку про гусеницу:

1.Что за странная картинка?

Вот пушистая травинка

Плавно по листку ползет.

Все жует, жует, жует.

Не жучок, не птица.

Это …( гусеница)

2. Пестрый шнурочек

Все жует листочек.(гусеница)

3. Бабочкина дочка

Вся в мелких ярких точках,

Медленно ползет,

Листики грызет.(гусеница)

Предложите посчитать лапки у гусеницы, которая якобы приползл

Наши рекомендации