Жак Фреско, Роксана Медоуз - Все лучшее, что не купишь за деньги. Мир без политики, нищеты и войн
Жак Фреско, Роксана Медоуз - Все лучшее, что не купишь за деньги. Мир без политики, нищеты и войн
www.e-puzzle.ru
Жак Фреско рисует образ глобальной цивилизации, в которой достижения науки и техники применяются с учетом нужд человека и экологии с целью обезопасить, защитить и обеспечить существование более гуманного мира для всех людей и содействовать его процветанию. Эта книга предлагает возможный выход из циклично повторяющихся экономических подъемов и рецессий, голода, бедности, ухудшения состояния окружающей среды и территориальных конфликтов, где мир — просто пауза между войнами. В общих чертах книга представляет реальный гуманный социальный дизайн цивилизации ближайшего будущего, в которой права человека будут не просто декларированы на бумаге, а станут образом жизни. Книга «Все лучшее, что не купишь за деньги» — это призыв ко всем нам строить общество, в котором все глобальные ресурсы станут общечеловеческим наследием.
ВВЕДЕНИЕ
Немногие технические достижения могут сравниться с теми, что позволили увидеть нашу собственную планету из открытого космоса. Прекрасная сфера, парящая на фоне темного безвоздушного космического пространства, объясняет ту невидимую нить, которая связывает миллиарды жителей Земли. Это общемировое сознание восхищает космических путешественников, которые желают поделиться своими эмоциональными переживаниями и впечатлениями. Вид Земли из открытого космоса привел их к пониманию, что все жители нашей планеты образуют единое сообщество. По их мнению, эта идея могла бы сплотить нации всего мира с целью строительства мирного будущего для нынешнего и грядущих поколений.
Многие поэты, философы и писатели критиковали искусственные границы, разделяющие людей, преисполненных национальным самосознанием. Несмотря на надежды и мечты астронавтов, поэтов, писателей и пророков, в реальности народы пребывают в состоянии постоянной вражды, а бедность и голод царят во многих уголках мира. США здесь не исключение.
На данный момент ни один из астронавтов, побывавших в космосе, не выступил с предложением избавиться от глобальных барьеров и создать мир, в котором не существовали бы государственные границы. Каждый из астронавтов хранит преданность своей стране. При этом их патриотизм ограничивается лозунгом «моя страна превыше всего, будь она права или нет», поскольку иное может пагубно отразиться на их положении в обществе.
Большая часть проблем, с которыми мы сталкиваемся на сегодняшний день, — дело наших собственных рук. Следует признать, что будущее зависит только от нас самих. Вмешательство в нашу жизнь мифологических или божественных существ, облаченных в белые одежды, или пришельцев с других планет — всего лишь иллюзии, которые не в состоянии решить проблемы современного мира. Ответственность за будущее нашей планеты определяется решениями, принимаемыми сегодня. Мы сами — и спасители, и губители своей судьбы. Форма будущего и решение его проблем полностью зависят от результатов коллективных усилий всех людей, работающих вместе.
Наука и технологии стремятся в будущее, открывая нам все новые горизонты во всех областях человеческой деятельности. Новые открытия и изобретения делаются с неслыханной доселе скоростью, которая продолжит расти, внося в нашу жизнь изменения. К сожалению, книги и статьи, в которых предпринимается попытка описать будущее, цепляются за прошлое, интерпретируя будущее через призму сегодняшних технологических концепций. Большинство людей чувствуют себя уютнее и безопаснее, рассматривая возможные изменения с этой точки зрения. Однако реакция на внесение изменений в их собственный образ жизни, как правило, негативная. По этой причине при обсуждении будущего далеко немногие изучают или дискутируют по поводу изменений в структуре нашего социума, еще меньше внимания получают наши ценности. Люди привыкли к структурам и ценностям прошлого, акценты и уровни понимания которого были совсем иными. Авторы подобных публикаций старательно избегают этих неудобных и эмоциональных тем. Но, на наш взгляд, пришло время выйти за эти негласные рамки. В нашей книге мы намерены без каких-либо ограничений исследовать новое будущее, которое мы в силах построить, а не Судный день и мрачные перспективы, столь часто упоминаемые сегодня.
Находясь под воздействием современных стандартов, многие не могут себе представить стиль жизни, при котором не надо будет добывать хлеб насущный в поте лица своего. Благодаря нашим рациональным механизмам, трудосберегающим технологиям, жизнь современного человека среднего класса превзойдет по комфорту самые смелые ожидания и удовлетворит запросы, сравнимые с запросами древних правителей и знати.
С начала века машин человечество меняло свое отношение к механическим приспособлениям от любви до ненависти. Нам может нравиться то, что машины делают для нас, но мы отторгаем то, что они делают с нами. Они отнимают у нас средства зарабатывания на жизнь, а иногда и чувство целеустремленности, развивавшееся тысячелетиями, когда ручной труд оставался основным средством обеспечения человеческих потребностей.
Многих пугает тот факт, что механизмы становятся все сложнее. С ростом зависимости от них мы становимся все менее независимыми и уподобляемся бесстрастным и бесчувственным автоматам, чьей единственной целью является работа, работа и еще раз работа. Возникает опасение, что эти механические «дети» обретут свой собственный разум и волю и поработят человечество.
Многих волнует вопрос, соответствуют ли предлагаемые нами принципы нашим ценностям и поведению, которые, изменившись, лишат нас человеческих качеств? Задача нашей книги — исследовать прогнозы и возможности будущего, чтобы они способствовали человеческому развитию, дальнейшим достижениям, сделать их основными целями нашего общества. Мы обсудим многочисленные варианты и роли индивидуумов в век кибернетики, когда весь мир перестраивается гениальными машинами и управляется компьютерами.
Большинство мыслителей ХХ столетия, описывавших свое видение будущего, были ослеплены националистическим или собственным эгоизмом, в силу чего не осознавали значимости и смысла научных методов применительно к социальной системе. Читателю может показаться, что основной объект описания настоящей книги — технология будущего, однако нас, главным образом, интересует влияние полностью компьютеризированного мира на человечество в целом и на отдельную личность в частности. Безусловно, спрогнозировать будущее со стопроцентной точностью невозможно, хотя бы в силу существования слишком большого количества разных сценариев его развития. Новые изобретения, катаклизмы — природные и спровоцированные человеком, а также новые неконтролируемые болезни могут радикальным образом изменить курс развития цивилизации.
Несмотря на то что мы не в состоянии с точностью предсказать собственное будущее, жить нам в нем несомненно предстоит. Каждое предпринятое или не предпринятое нами действие, принятое или непринятое решение сказывается на будущем. И впервые у нас есть возможности, технологии и знания, чтобы задать нашему влиянию на будущее определенный вектор. С обывательской точки зрения наступающая эра поголовной компьютеризации может привести к слиянию технологии и кибернетики и, как результат, весьма продуктивной синергии, выгодной для всего человечества. Станет возможным создание мира без голода, войн и нищеты, мира, который мы так и не сумели создать на протяжении всей своей истории. Однако если цивилизация будет идти прежним курсом, мы просто вновь и вновь будем повторять все те же ошибки.
Применив все накопленные на настоящий момент знания с целью улучшения жизни на Земле, мы сможем защитить окружающую среду и симбиотические процессы биологических систем. Необходимо разумно реорганизовать человеческую деятельность таким образом, чтобы мы могли существовать в рамках имеющихся ресурсов. Наша книга демонстрирует безграничный нераскрытый потенциал технологий будущего, затрагивающих наше здоровье, интеллект и благосостояние. Речь идет не только о материальном потенциале, но и о заботе о ближних, друг о друге. Только таким образом наука и технологии в состоянии обеспечить существование полноценной гуманной цивилизации.
Многие из нас всерьез озабочены будущим человеческой цивилизации, в курсе жестких сценариев на наступившее тысячелетие: всевозрастающий глобальный хаос, беспорядки, резкий рост населения и истощение природных ресурсов. Чахлые дети в разрушающихся городах и деревнях умоляют о помощи, указывая на голодные рты, на животы, раздувшиеся от голода и болезней. В более благополучных районах наблюдается неконтролируемый рост городов в ущерб сельской местности, загрязнение воздушного пространства и гидросферы, рост преступности. Все это наносит урон даже тем, кто считает себя защищенным от всех вышеперечисленных факторов. Даже самые обеспеченные слои населения находятся в крайне невыгодном положении, ибо не в состоянии оценить ущерб от применения технологических достижений без учета нужд социума.
Принимая во внимание научный и технический прогресс за последние два столетия, вполне законно можно задать себе вопрос: «Неужели все должно быть именно так?» Безусловно, применение научных и технических достижений поможет нам уверенно двигаться в будущее. Однако направление и цели этого движения должны быть изменены. Наша основная задача заключается в том, чтобы понять, что же значит быть человеком, и то, что мы являемся неотъемлемой частью природы. Все наши ценности, верования, формы поведения такая же часть законов природы, как и любой иной процесс. Мы все — органическая часть цепочки жизни.
Наша книга представляет альтернативный взгляд на новую сбалансированную, социально-ответственную мировую цивилизацию, не похожую ни на одну социальную систему, существовавшую ранее. Хотя наша модель представлена в достаточно сжатом виде, она основана на десятилетиях изучения и экспериментальных исследований. Мы призываем к открытой переработке нашей культуры, которая рассматривала бы многовековые проблемы войн, бедности, голода, задолженности и ненужных страданий не только как предотвратимые, но и как абсолютно неприемлемые. Любые менее радикальные преобразования в результате приведут нас к тем же проблемам, которые имманентно присутствуют в современной системе общества.
РАБОТА И НОВЫЕ ВИДЫ ОТДЫХА
С незапамятных времен и до наших дней люди вынуждены зарабатывать себе на жизнь. В большей степени наше отношение к работе — это наследие прошлого. Во многих странах с низким потенциалом энергоресурсов и по сей день необходимо искать источники воды и доставлять воду к своему жилищу. Люди собирали хворост для разведения огня, обогрева жилья, приготовления пищи, а освещение получали за счет сжигаемого в светильниках масла. В те времена было трудно представить (для некоторых и сегодня), что вода устремиться потоком в ваше жилище простым поворотом крана, а свет загорится одним нажатием кнопки. В древности люди, возможно, размышляли о том, как они будут использовать свободное время, если их избавить от этих обременительных занятий, так необходимых для поддержания нормального уровня жизни. В большинстве развитых стран все то, что раньше считалось необходимым для жизнеобеспечения, сегодня не является востребованным благодаря современным технологиям.
В наше время люди идут на учебу с целью приобретения пользующихся спросом навыков и умений, которые помогают им зарабатывать хлеб насущный для повседневной жизни. Не так давно идея о том, что обязательным условием обеспечения жизни является работа, была поставлена под сомнение. Вскоре это станет совершенно ненужным, поскольку современные технологии в состоянии обеспечить большую часть наших потребностей. Так, многие профессии, как, например, лифтер или развозчик льда, исчезли. Могут возникнуть и проблемы семантического характера, связанные со словом «работа». Идея об «освобождении от работы» должна подразумевать уничтожение монотонных, однообразных заданий, препятствующих нашему интеллектуальному развитию. Большинство современных профессий, от рабочего-сборщика до квалифицированного специалиста, предполагают выполнение монотонных и неинтересных действий.
Человек наделен нераскрытым потенциалом, который он, наконец, сможет раскрыть, как только освободится от бремени зарабатывания себе на жизнь.
На сегодняшний день в правительстве или отраслевых подразделениях нет планов по экономическим преобразованиям, связанным с замещением человека автоматизированными технологиями. Компьютеризация может покончить не только с однообразным трудом разнорабочих, но и с другими профессиями и видами деятельности. Инженеры, технические специалисты, врачи, архитекторы, художники и актеры столкнутся с изменением своей роли в обществе, и иногда — в весьма значительной степени. По этой причине необходимо изучить альтернативы, которые усовершенствовали бы модели нашего общества, убеждения людей и качество жизни для обеспечения надежного будущего для всех и каждого.
Глава 3. АКТУАЛЬНЫЙ ЯЗЫК
Среди устоявшихся препятствий на пути к положительным переменам одним из самых труднопреодолимых является общение. Язык формировался на протяжении столетий в эпохи дефицита, суеверий и социального несовершенства, и процесс его развития продолжается. Однако язык часто полон двусмысленностей и неясностей, и когда речь идет о серьезных вещах, оказывается мы не в состоянии точно и вразумительно передать то или иное знание каждому члену общества. Среднестатистическому гражданину (и даже тому, кто стоит выше среднего уровня, включая руководителей государства) трудно делиться идеями с теми, чье мировосприятие может значительным образом отличаться. Из-за семантических отличий и различного накопленного опыта слова могут приобретать различные оттенки значений.
Что же произойдет при контакте с инопланетной цивилизацией, если нам так трудно общаться с себе подобными? К такой встрече мы не готовы. Мы еще не научились решать международные конфликты мирными способами, то есть мирное сосуществование — это просто пауза между войнами.
Даже США, наиболее технологически развитая страна мира, не имеет единого, четко сформулированного направления развития. Наша политика и цели фрагментарны и противоречивы. Демократы не в состоянии полноценно общаться с республиканцами. В других регионах израильтяне конфликтуют с арабами, ирландские католики противостоят ирландским протестантам, сербы не приемлют мусульман. Повсюду наблюдается межрасовая и межличностная дисгармония, даже мужья и жены, а также их дети не в состоянии общаться друг с другом, трудящиеся конфликтуют с руководством, коммунисты с капиталистами. Так как же мы можем рассчитывать на установление полноценного контакта с инопланетной цивилизацией, представители которой обладают знанием, социальной устойчивостью и технологиями, далеко опережающими наши? Пришельцы с полным основанием могут задаться вопросом: а действительно ли на Земле есть разумная жизнь?
Большинство глав государств стремятся к улучшению взаимопонимания между народами. Но, к сожалению, их усилия увенчались лишь малым успехом. Одной из причин является то, что каждый садится за стол переговоров с намерением достичь максимальных преимуществ для собственной нации. Мы много говорим о глобальном развитии и глобальном сотрудничестве. Но в каждом случае «глобальное» отражает интересы конкретной нации, а не всего населения планеты. Помимо прочего, мы являемся заложниками традиционных взглядов на мир. Хотя многие и согласны с тем, что перемены необходимы, они же их и ограничивают, если это угрожает их собственному благополучию. Да и на личностном уровне большинство людей стараются изменить других, но не себя.
Многим из нас не хватает искусства логично излагать свои мысли, если ожидаемый исход дела вызывает в нас сильные эмоции. Если индивидуум или группа людей не в состоянии изложить суть проблемы, вместо дополнительных пояснений начинается перепалка на повышенных тонах. Если и это не дает желаемый эффект, возможен переход к сквернословию и запугиванию. Если и это не срабатывает, люди могут прибегнуть к грубой силе, наказанию или депривации в качестве средства достижения желаемой модели поведения. В некоторых случаях лишение средств зарабатывать себе на жизнь используется до сих пор.
Такая тактика никогда не приводит к улучшению взаимопонимания. В сущности, многие из подобных попыток контролировать поведение на деле повысили уровень насилия и еще больше разобщили договаривающиеся стороны. Будущему историку будет трудно понять, почему язык науки и техники так и не стал частью повседневного общения.
ЯЗЫК НАУКИ
Двусмысленность того или иного выражения может быть хороша в работе юриста, проповедника или политика, но отнюдь не при строительстве мостов, плотин, электростанций, летательных аппаратов или в сфере освоения космоса. Во втором случае необходимо прибегнуть к языку науки. Несмотря на обилие двусмысленностей, все еще присутствующих в обычном разговоре, более надежный язык науки входит в употребление по всему миру, особенно в технологически развитых странах. С целью повышения качества коммуникации нам необходим язык, идеально гармонирующий с нашей средой обитания и с потребностями современного человека. Такого рода язык уже представлен в научных и технологических кругах и доступен для понимания широкому кругу пользователей.
Другими словами, в настоящее время уже возможно использовать ясные, четкие средства общения, позволяющие избежать неясностей. Если мы будем использовать методы, характерные для естественных наук, скажем, в психологии, социологии, а также других гуманитарных науках, это позволит избежать многих совершенно ненужных конфликтов. В машиностроительной, математической, химической и других технических отраслях используется нечто вроде универсального описательного языка, не требующего больших усилий от индивидуума при его толковании. Например, при использовании чертежей автомобиля представителями технологически развитого сообщества в любой точке мира конечный продукт будет таким же, как и в других регионах, воспользовавшихся тем же проектом, независимо от их политических убеждений или религиозных верований.
Язык среднестатистического человека недостаточно совершенен для того, чтобы избежать всех конфликтов и неясностей, в то время как язык науки относительно свободен от двусмысленностей, столь часто встречающихся в нашей повседневной речи, находящейся под властью эмоций. В отличие от обыденного языка, спонтанно формировавшегося под воздействием многовековых культурных изменений в обществе, язык науки был разработан сознательно с целью описания проблемы при помощи терминов, легко подвергающихся проверке и понятных большинству.
Основные успехи науки и техники были бы невозможны без такого рода усовершенствованного языка общения. Не создай мы общего дескриптивного языка, мы были бы не в состоянии противостоять болезням, увеличивать урожайность сельскохозяйственных культур, общаться, будучи разделенными огромными расстояниями, возводить мосты, плотины, создавать транспортные системы и многие другие чудеса технической мысли в наш век компьютерных технологий. К сожалению, мы не можем сказать того же о языке повседневного общения. Попытки обсудить или оценить передовые идеи социального устройства ограничиваются нашей привычкой сравнивать любые нововведения с уже существующими системами и убеждениями.
МЕНЯЮЩИЙСЯ ЯЗЫК
Язык развивается по мере развития людей и их культуры. С развитием новых технологий наша повседневная речь меняется соответствующим образом. Современные технологии и культура столь всеобъемлющи и вездесущи, что нам необходим более универсальный язык для всего мира. Нам нужно нечто, схожее с математикой, язык, позволяющий избегать двояких толкований. Новый язык должен содержать символы, близко отражающие реальные события материального мира. Прогрессивный дескриптивный язык, в конечном итоге, будет разработан искусственным интеллектом, дабы в последствии постоянно обновляться, находясь в соответствии с существующими и новыми ситуациями.
Необходимость четко формулировать цели становится все более очевидной, что означает неизбежность значительных изменений в нашем языке. Будущая эволюция языка не может быть осмыслена в рамках его современного использования. Он должен постоянно совершенствоваться, увеличивать диапазон значений, прежде чем станет эффективным средством человеческого общения.
Иоганн Гуттенберг изобрел печатный станок прежде, чем окончательно сформировались английский алфавит и правила орфографии. Многие случаи идиосинкразии в нашем языке уходят корнями в ту далекую экспериментаторскую эпоху. Как бы мы ни ухищрялись в искусстве выражения мысли или усложнении словарного запаса, тот факт, что разные слова, а иногда одни и те же, имеют несколько возможных толкований, остается неизменным. Они отличаются коннотатами (сопутствующими эмоциональнооттеночными значениями), передаваясь из уст говорящего к слушающему (реципиенту) и далее. Наш язык удивительно богат и гибок и быстро адаптируется к переменам. Но при отсутствии математической точности беспрепятственное общение становится затруднительным.
Язык будущего, возможно, выйдет за пределы использования слов в виде последовательности звуков для получения желаемой реакции от получателя сообщения. Язык зачастую является попыткой контролировать поведение посредством передачи информации, которая может быть как ценной, так и непригодной или даже несущественной для той или иной ситуации. В будущем пользователи компьютеров могли бы создать язык, обеспечивающий более точное понимание и имеющий упрощенную структуру, менее зависимый от речи. Например, последовательность сигналов, сочетающих в себе акустические, оптические, обонятельные и телетактильные электронные коды, поведает целую историю не в виде большого количества предложений или страниц, а в считанные секунды.
Этот метод недалек от того, который используют рыбы, обитающие в реке Ориноко, находясь за тысячи миль от отправной точки своего путешествия там, где они никогда ранее не бывали. Их сонары способны чувствовать магнитное поле Земли, благодаря чему они и выбирают тот или иной способ поведения. Подобным образом импринтинг у птиц, возможно, является их побудительным мотивом строить гнезда. Когда наши технологии еще больше приблизятся к законам природы, для навигации самолеты, возможно, будут использовать геомагнитное поле Земли, подобно птицам.
Более четкие и эффективные средства коммуникации позволят человеку четче выражать мысли при вербализации, что, в свою очередь, может способствовать развитию новой области науки, изучающей значение и смысл высказываний. Облагороженный язык может привести к изменению ассоциативных систем человеческого мозга и, в результате, к улучшению взаимопонимания и снижению конфликтности.
«ПОДВОДНЫЕ КАМНИ» ОБЩЕНИЯ
Миф — это концепция или повествование, не подкрепленное фактическими доказательствами. Данный термин подразумевает такой способ беседы или очерчивания проблем, при котором используемые слова не имеют вещественного эталона (референта), что означает отсутствие согласия между людьми относительно того, к чему эти слова действительно относятся в реальном мире. В данном контексте автор книги считает идею разрешения конфликтов на основе «взаимопонимания» также мифической.
Например, вероятность разрешения конфликта еврейского народа с нацистами посредством свободного обмена мнениями весьма низка, если не сказать, что невозможна. То же будет верным и относительно попытки высокообразованного афроамериканца уладить конфликт с крайними расистами, отстаивающими господство белых, или относительно ученого, жаждущего поделиться теорией эволюции с религиозными фундаменталистами. Все это наглядно иллюстрирует тот факт, что люди существа все еще неразумные. Наши нынешние понятия добра и зла являются продуктами ранее существовавших социальных систем. Слоганы и крылатые фразы типа: «С нами Бог!», «Думай по-американски!», «успешный человек», «зрелый взгляд на жизнь» и «обмен идеями» являются оценочными суждениями, отражающими культуру, в которой они возникли. Если мы искренне надеемся преодолеть разногласия, нам необходим более точный язык и менталитет, открытый новым идеям.
В сущности, не может быть никакого обмена ценностями и не состоится коммуникации как таковой, если стороны не имеют общей отправной точки, не желают (или не в состоянии) считаться с другим опытом, помимо собственного. Если человек убежден, что построить летательный аппарат невозможно, создатель этого аппарата не сможет поделиться идеями, особенно если сомневающаяся сторона не интересуется тем, как это может быть осуществлено или вообще не думает об этом.
Так как же тогда в культурно-специфичном обществе с ограниченными идеями и возможностями языка внедрять понятия общества будущего с ценностями и идеалами, далекими от нынешних? Как ознакомить слушателей с новыми концепциями, которые (даже в случае искренней заинтересованности слушателей) не имеют никаких ассоциаций с их опытом и образом мышления? Мы живем в постоянно скептически настроенном обществе. Когда Никола Тесла впервые продемонстрировал возможности радиосвязи, не существовало единого понимания методов и принципов беспроволочной передачи данных. И Тесла помог сориентироваться неосведомленным людям посредством демонстрации рабочего процесса. Подобным же образом фильмы, книги, семинары, видеосюжеты и, в конечном итоге, действующий опытный образец городской системы будущего, основанной на новом направлении развития общества, понадобятся в качестве наглядного доказательства применимости наших предложений.
ЛЮБОВЬ И ЭКСТЕНСИОНАЛЬНОСТЬ
В течение многих столетий слово «любовь» доминировало в нашем словаре. В наши дни его определение стало столь широким, что оно почти утратило свое значение. Термин «любовь» подвергается многообразным интерпретациям, большинство из которых не связаны с поведением, которое с ним ассоциируется. Возможно, слово «любовь» однажды получит более четкое и уместное определение, например, касательно нашей экстенсиональности по отношению друг к другу. Что экстенсионально? Наши руки и ладони позволяют нам поднимать и вращать объекты, рассматривая их из многих положений. Наши руки и ладони — пространственные устройства наряду с нашими глазами, ушами, носом и остальными частями физического тела.
Когда человек в одиночку строит бревенчатую избу, это займет много времени. С помощью нескольких соседей работа может быть закончена в короткий срок. Соседи становятся экстенсиональными по отношению к этому человеку. То же самое верно для всего человеческого сообщества, которое готово оказать помощь и поддержку своему ближнему.
В области естествознания инженер-конструктор должен сотрудничать с металлургом, чтобы повысить сопротивляемость и качество строительных материалов. Оба эти человека, их навыки и взаимодействие действительно экстенсиональны. И физика — наиболее верный подход к достижению истинной экстенсиональности. Вместо того чтобы быть предназначенной для единственной личности, истинная экстенсиональность служит всем людям в равной степени. Например, очищение загрязненной воды идет на пользу всем людям, которые ее используют. Прививки от детских болезней экстенсиональны не только по отношению к одному ребенку, но также и почти ко всем остальным, с кем он находится в контакте. Идентификация условий, ответственных за болезнь, экстенсиональна и полезна для всех людей независимо от их личностных ценностей и взглядов на жизнь.
Когда различные страны разумно делятся технологиями, это экстенсионально всем людям независимо от их верований и национальных интересов. Корпоративные системы, однако, в основном приносят пользу своим владельцам и акционерам. Когда изобретения удовлетворят потребности всех людей, они действительно будут экстенсиональны. Понимание разницы между правительствами и людьми, которые выражают благие намерения лишь на словах, и теми, кто демонстрирует истинную экстенсиональность, жизненно важно для физического и умственного развития цивилизации.
Когда банк ссужает деньги физическому лицу, выгода несомненна, но она приобретается за счет задолженности и обязательств. Истинная экстенсиональность пошлину не взыскивает. Экстенсиональность по своей сути — это акт доброты, осуществляемый без обременения другого человека задолженностью. Чем больше людей становится экстенсиональными друг другу, тем богаче становится цивилизация и взаимодействие между людьми. В будущем вместо того, чтобы задаваться вопросом “Люблю ли я этого человека?”, можно будет просто идентифицировать определенные области экстенсиональности, которые вы готовы с ним делить.
ПРОСТО ТАК
Некоторые люди подвергают сомнению этичность получения чего-то даром. Однажды во время моего выступления в колледже студент возразил против моей идеи давать другим что-либо просто так. Я спросил, ответит ли он на личный вопрос. После его согласия я поинтересовался: «Вы сами платите за свое обучение, или это делают Ваши родители?» Оказалось, что родители. Я отметил, что раз уж он считает, что люди не должны ничего получать «просто так», то после смерти родителей он, вероятно, передаст свое наследство на благотворительность: центру кардиологии или фонду лечения онкологических больных. Ведь он это наследство не заслужил. Само собой разумеется, студент был против этой идеи.
Только рождаясь в развитой стране, мы многое получаем даром: телефон, автомобиль, электричество и водопровод. Эти дары человеческой изобретательности и таланта не ухудшают нашу жизнь, а скорее обогащают. Нас портит наше равнодушие к тем несчастным, которые вынуждены терпеть бедность, голод, нехватку медицинского обслуживания и войны. Социальные проекты, предложенные в нашей книге, просто предоставляют возможность людям в наибольшей степени развить их потенциал в любой области деятельности, какую бы они ни выбрали, не опасаясь утратить индивидуальность.
В ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В отличие от сегодняшней одержимости национальной безопасностью и, как следствие, вмешательства в частную жизнь каждого, при ресурсо-ориентированной экономике этого не будет, поскольку данная деятельность (контроль механизмов над деятельностью людей) будет считаться социально оскорбительной и контрпроизводительной, но главное — в этом не будет никакой необходимости. Одной из основных задач нашей новой социальной политики будет создание среды, благотворной для проявления самого широкого диапазона индивидуальности, творческого потенциала, конструктивной деятельности и сотрудничества, без какого бы то ни было элитизма технического или другого рода. Немаловажным является то, что ресурсо-ориентированная экономика создаст совершенно иную систему мотивации, ориентированную на решение людских и экологических проблем. Эта культура не будет однородной, она будет находиться в постоянном процессе роста и совершенствования. Возможно также достижение стабилизации численности населения в мире посредством образовательных мероприятий, что позволит привести число живущих на планете в соответствие с ее несущей способностью. Как известно, перенаселение порождает много проблем: жадность, преступность и насилие.
Поскольку мы улучшаем жизненные условия других, защищаем нашу среду обитания и достигаем изобилия, наша жизнь может стать богаче и безопаснее. Если бы эти ценности были реализованы в реальности, мы могли бы достичь намного более высокого уровня жизни в пределах короткого периода времени и постоянно его улучшать. В обществе будущего, когда кредитно-денежная система и дефицит будут замещены ресурсо-ориентированной экономикой, благодаря которой большинство наших потребностей будет удовлетворено, частная собственность в том виде, в котором она существует сейчас, канет в Лету. Понятие собственности не будет являться критерием преимущества в обществе, обладающем огромным энергетическим потенциалом.
Хотя многим это трудно представить, даже самый богатый человек современности станет еще состоятельней в энергетически обеспеченном обществе, основанном на ресурсо-ориентированном экономическом порядке. Сегодняшний средний класс находится в более благоприятных условиях, чем короли прошлого. При ресурсо-ориентированной экономике все будут жить лучше, чем влиятельные и богатые люди нашего времени.
Люди получат возможность работать в любой конструктивной области по своему выбору без какого-либо экономического давления, ограничений и налогообложения, которые являются неотъемлемой частью кредитно-денежной системы. Под конструктивной деятельностью мы понимаем все, что улучшает качество жизни конкретного индивида и других людей. Когда образование и ресурсы будут доступны всем на бесплатной основе, развитию человеческого потенциала не будет никакого предела. С внедрением основных изменений люди будут жить дольше, интереснее и в полном здравии. Мерой успеха станут личные достижения в той или иной области, а не богатство, собственность и власть.
Этот план не утопичен и не заимствован из произведений Оруэлла. Он также не содержит мечты непрактичных идеалистов. Он предлагает вполне достижимые цели, требующие лишь разумного применения того, что мы уже знаем. Единственные ограничения — это ограничения, которые мы ставим сами.
НАНОТЕХНОЛОГИИ БУДУЩЕГО
В конце концов, нанотехнологии будут контролировать и направлять превращение молекулярных структур, атом за атомом, в любую нужную нам молекулярную конфигурацию. Таким образом мы сумеем перестроить материю и навсегда избавиться от дефицита. Со сложными технологиями, такими как атомный и молекулярный синтез, мы могли бы воспроизвести естественные процессы при помощи усовершенствованных роботов-манипуляторов, которые используют фазированные антенные решетки (ФАР) для обеспечения телетактильной коммуникации. ФАР применяются для контроля и манипулирования светом с целью создания трехмерных изображений, которые кажутся твердыми телами. Телетактильность — это способность передавать ощущение твердости и прикосновения к объекту, который был всего лишь транслирован, передан в виде сигнала. Эта продвинутая разновидность телекоммуникаций создаст имитационное моделирование, продукты которого можно будет видеть, чувствовать, слышать, обонять и осязать.
Хотя такие быстродействующие технологии трудно поддаются осмыслению сегодня, это всего лишь усовершенствование ныне существующих технологий, сходное с методами передачи изображений цветного телевидения в любой уголок современного мира. Различие будет заключаться в том, что изображение и звук будут передаваться трехмерно и будут твердыми на ощупь.
Следующий шаг подразумевает непосредственно синтезирование объекта, а не просто его моделирование. На Земле это можно реализовать мгновенно, благодаря чему исчезнет необходимость транспортировать объекты с места на место. За пределами Земли это могла бы быть система транспортировки с одной планеты или галактики на/в другую. Космическая транспортировка, хотя и потребует ныне немыслимых скоростей, все же, не будет мгновенной, потому что даже для передачи информации требуется время.
С развитием нанотехнологий механизм