О работе с партнером и тренером
Для легко возбудимых фехтовальщиков следует давать индивидуальные уроки с меньшей интенсивностью, но большей длительности (до 50—60 мин.), то флегматичным рекомендуются в ряде случаев два-три кратковременных урока (по 10—15 мин.), но с большим напряжением, с большой скоростью движений и быстрым изменением условий выполнения приемов.Длительность уроков составляет 40—70 мин., а для женщин 30—50 мин. Уроки, имеющие основой совершенствование техники или исправление ошибок, обычно более длительны; уроки, направленные на совершенствование боя, более интенсивны я менее длительны.
В индивидуальных уроках тренера, работающего с хорошо подготовленными спортсменами, имеющими достаточный запас спортивных навыков и умений, можно давать отработку всех видов действий и переходы от одних к другим со значительными усложнениями. По ходу урока тренер более длительно останавливается на тех или иных действиях, в которых обнаруживается ошибка или непонимание, или на тех, которые представляют наибольший интерес как излюбленные приемы данногоспортсмена.
Для менее подготовленных все условия выполнения приемов и боевые ситуации упрощаются, а интенсивность снижается из-за необходимости затрачивать больше времени на правильность техники, разъяснение тактических положений и исправление ошибок.
Кроме индивидуальных уроков, большое значение в тренировке техники и тактики фехтования имеют разного рода упражнения с партнером, и в частности такие, которые именуются «контрами», или условными атаками. Эти упражнения могут проводиться лосле общей и специальной разминки перед индивидуальными уроками или после небольшого отдыха после них. Если они проводятся перед индивидуальным уроком, нужно прекратить их за 8—10 мин. до урока для того, чтобы фехтовальщик мог отдохнуть и подготовить — «настроить» себя на урок.
Упражнения с партнером могут иметь разный характер и направленность на преимущественное совершенствование техники, тактики или соревновательных боевых качеств.
Упражнения с партнером, имеющие, главным образом, техническую направленность, иногда называют техническими контрами.
В основном они содействуют развитию общей координации, совершенствованию техники владения оружием, быстроты выполнения приемов и действий, чувству ритма движений, элементарных дистанционных представлений. Они заключаются в большом количестве повторений приемов разной сложности и должны быть рекомендованы спортсменам всех категорий для самого широкого применения.
Парные технические упражнения рекомендуется выполнять несколько раз по 3—10 мин. в перерывах между боями, индивидуальными уроками и пр.
Стандартность движений и многократно повторяющиеся одинаковые движения быстро утомляют нервную систему, и через небольшой промежуток времени качество техники выполнения ухудшается, теряется острота ощущения оружия, времени и пространства. Вместе с тем применение этих упражнений в меру, наряду с другими, приносит пользу.
Весьма ценными средствами тренировки являются «контры», когда один из фехтовальщиков (обороняющийся) становится у стены, чтобы сделать невозможным отступление и отклонения тела назад, а другой — атакует с определенной дистанции (средней или дальней). Жесткие условия защитных действий (невозможность отхода) заставляют быстро развиваться защитные рефлексы, а обусловленность атак заставляет нападающего максимально концентрировать способности к скоростным усилиям и выбору момента атаки.
Упражнения в условных атаках могут выполняться не только у стены, а и на боевой дорожке (после боя), на которой обороняющийся имеет право отступать, делая только один шаг назад, а действия оружием выполнять без ограничения. Атакующий, также не обусловливая способа атаки, имеет право нападать с шагом вперед и выпадом, самостоятельно выбирая момент атаки.
Для развития и совершенствования наблюдательности, быстроты и точности зрительных и тактильных восприятий могут быть успешно использованы упражнения, называемые «рипо-стной игрой». Например: партнеры, стоя на ближней дистанции, поочередно пытаются наносить друг другу удары, защищаются от них и отвечают в различные части поражаемого пространства, постоянно изменяя направление ударов. Вначале эти движения делаются более широкими и замедленными, затем амплитуда сокращается и темп увеличивается до боевого. Постепенно темп убыстряется, включаются обманные движения, и «схватка» заканчивается тем, что одному из них удается обыграть, обмануть противника и нанести ему удар (укол). Первые движения должны быть заметными и точными, чтобы по началу дать возможность фехтовальщикам сориентироваться, согласовать свою быстроту с действиями партнера, четко определять его и свои действия, ставя задачей нанесение удара (укола) не за счет механической быстроты, а разумного обыгрывания лучшим «видением» и ведением оружия. После того как один из фехтовальщиков получит удар, схватка приостанавливается для того, чтобы начаться снова до получения нового удара. В такой схватке должно быть не менее 6—8 защитно-ответных движений со стороны фехтовальщика, чтобы он имел возможность опробовать разные линии и поискать способы обмана противника. Такими упражнениями рекомендуется заниматься по 15—20 мин. в каждой тренировке.
В непосредственной близости к соревновательным действиям стоят учебные бои, в которых апробируются, воплощаются в практику и совершенствуются те приемы и навыки, ко-рые были приобретены в специальных упражнениях и индивидуальных уроках тренера. В учебных боях, кроме развития и совершенствования спортивно-технических качеств, развивается и совершенствуется «тактическое» мышление, созревает специфический характер спортсмена, вырабатывается индивидуальная манера — стиль фехтовальщика. Учебные бои проводятся с разными задачами и могут иметь специфическую направленность технического, тактического или боевого характера. Они называются учебными потому, что решают образовательные задачи, преследуют учебные цели. В них не должно быть напряжения, присущего официальным соревнованиям, которое исходит из стремления прежде всего победить. В этих боях фехтовальщики имеют возможность определить свои сильные и слабые стороны, чтобы в дальнейших упражнениях исправить обнаруженные ошибки, усилить наиболее действенные приемы, выработать свою индивидуальную манеру ведения боя. Цель такого боя — в изучении, а не в соревновании, и большую пользу из этих боев выносит тот, кто сумел лучше опробовать разные приемы и варианты действий, не обращая ненужного в. данный момент внимания на количество полученных или нанесенных ударов.
Фехтовальщик должен удовлетвориться тем, что он сумел провести именно те приемы, которые он наметил к освоению, почерпнул нечто новое или подкрепил старое, осуществил нужное, ранее не получавшееся движение. Здесь он учится маскировать свои действия, разведывать противника, навязывать ему свою волю, контролировать и регулировать свои эмоции, развивать фехтовальную «фантазию», учитывать действия противника и находить способы борьбы с ним. В учебных боях обретается уверенность и проходит необходимый «пусковой» период для каждого приема и действия.
Весьма полезны учебные бои, которые проводятся в значительно замедленном темпе. Они дают возможность к большему испытанию и развитию творческой фантазии фехтовальщика, которая совершенно необходима мастеру высокого класса. Эти бои проводятся примерно так же, как и указанные выше упражнения в «рипостной игре», но с применением всех видов передвижения и средств нападения, защит, контратак и других действий. Бои в замедленном темпе позволяют переключать скорость, делать задержки, проверять ощущения, внезапно переходить к максимальному скоростному выполнению и переключаться с одних действий на другие. Особенно необходимы такие бои тем, кто в соревнованиях излишне возбуждается, плохо управляет собой и не имеет достаточно развитого тактического мышления.
Чтобы удовлетворить естественное стремление фехтовальщиков к борьбе за результат в конце каждого учебного боя они проводят соревновательный бой на наибольшее количество ударов (в зависимости от нагрузки в учебном бою). Иногда это могут быть 2, а иногда 5 ударов. Кроме того, в тренировки следует включать и соревновательные бои, как средство специальной боевой подготовки спортсмена, где бои ведутся со стремлением добиться победы и обусловлены счетом ударов.
Кроме перечисленных выше видов тренировочных упражнений, все фехтовальщики должны в каждом занятии не менее 20 мин. уделять специальным упражнениям без противника и на подсобных снарядах. Эти упражнения составляют специальную фехтовальную гимнастику и способствуют улучшению координации движений. Они помогают полностью сосредоточиться на самом механизме и деталях движений, так как над ними не довлеет необходимость следить еще и за противником.
Чем моложе фехтовальщики, тем более строгим и внимательным должен быть контроль за их работой. От этого зависит приобретение правильной техники и избежание ошибок, которые потом пагубно сказываются .на росте фехтовальщика. Необходимо постоянно наблюдать и направлять тренировку молодого фехтовальщика, так как он еще не в состоянии достаточно сознательно и критически относиться к своим действиям и поступкам. У него не всегда достает выдержки и самообладания, его легко захватывает спортивный азарт, желание победить любыми средствами, пренебрегая ради ложного самолюбия техническими, а иногда и этическими правилами.
Одной из важнейших задач является воспитание у фехтовальщиков способности и любви к самостоятельной сознательной тренировке, направленной на длительное совершенствование для достижения высоких и устойчивых результатов. Так, весьма важно воспитание правильного отношения к использованию всех средств тренировки в каждом тренировочном занятии. Многие фехтовальщики, если с ними не вести организованных групповых занятий, а проводить уроки в форме «свободных» занятий (как это бывает при тренировке спортсменов высших разрядов), почти полностью сводят тренировку к индивидуальным урокам тренера и проведению вольных боев, носящих часто ненужный соревновательный характер. Этого совершенно недостаточно, памятуя, что индивидуальные уроки и вольные бои не исчерпывают всех средств тренировки фехтовальщика.
При подборе средств и методов спортивно-технического совершенствования следует учитывать особенности нервной организации и психики фехтовальщиков. Имеющим тенданцию к ведению пассивного боя, не проявляющим инициативы в бою следует давать больше упражнений в активной, смелой подготовке нападения и в самих атаках. Широкое использование упражнений, форсирующих боевые действия, воспитывает активность и уверенность в своих силах. Атаки связаны с обязательным проявлением инициативы, активности и большими мышечными напряжениями, а следовательно, сильным возбуждением двигательных нервных центров. Это должно оказывать положительное влияние на подвижность нервных процессов, и особенно на силу возбудительных процессов.
Фехтовальщики, легко возбудимые, нуждаются в большем количестве упражнений, связанных с повышенными требованиями к точности движений. Упор на упражнения в защитных действиях здесь будет способствовать развитию выдержки и самообладания и воспитанию дисциплины поведения в бою. Эти обстоятельства заставляют обратить серьезное внимание на подбор партнеров для совместных упражнений.
В некоторых случаях полезно соединять активного и пассивного фехтовальщиков. Легко возбудимые обычно, быстрее утомляются, потому что затрачивают на движения больше энергии, чем это требуется. В то же время быстрота действий и возбудимость противника будут вызывать у пассивного партнера большее ответное возбуждение, чем упражнения с таким же пассивным партнером. Они в какой-то степени будут уравновешивать друг друга.
Упражнения на подсобных снарядах применяются, как и упражнения без противника, для развития и совершенствования специфической координации движений. По сравнению с упражнениями без противника при выполнении упражнений на подсобных снарядах появляются два новых момента: действие зрительного анализатора, который помогает правильно определить расстояние до цели, и более совершенное мышечное ощущение, связанное с соприкосновением оружия с целью.
При проведении контров рекомендуется ставить одного — обороняющегося — на черту или спиной к стене, чтобы он вынужден был заботиться только о защите оружием, не имея возможностей отхода. Соревновательные контры сначала выполняются на заданные действия, а затем и на все виды, обусловленные заранее. Пример: атакующий имеет право делать атаку с переводом или с двойным переводом, защищающийся соответственно защищается прямой или двумя прямыми защитами.
Упражнения на подсобных снарядах (рис. 228) делают движения более целенаправленными и воспитывают дисциплинированность. Их следует проводить в каждом тренировочном занятии вслед за упражнениями специальной разминки. Они могут выполняться и в других частях урока, особенно в занятиях фехтовальщиков старших разрядов, используя перерывы между другими упражнениями или выделяя специальное время. Ряд тренеров рекомендует использовать упражнения на подсобных снарядах в заключение каждой тренировки (рис. 229).
Упражнения с партнером, в зависимости от учебной задачи, которую они разрешают, могут быть нескольких видов, а именно: 1) техническое парное упражнение; 2) взаимоурок, 3) контры, 4) учебные бои.
Техническое парное упражнение применяется преимущественно при изучении новых приемов. Заключается оно в том, что оба упражняющихся по очереди несут обслуживающую роль, создавая партнеру определенные условия для учебных выполнений какого-либо изучаемого приема, завершающихся, как правило, нанесением укола-удара обслуживающему партнеру. Оба занимающихся действуют только согласно заданию или по команде преподавателя, помогая друг другу в выполнении заданных действий. Обслуживающий партнер следит за правильностью движений товарища, а если нужно, и поправляет его.
В начале обучения эти упражнения проводятся одновременно всей группой в двухшеренговом построении по единому заданию и под непосредственным наблюдением преподавателя. Затем все большее место занимают самостоятельные упражнения по заданиям
преподавателя, которые могут индивидуализироваться в, зависимости от подготовлеиности фехтовальщиков и их восприимчивости.
Очень полезны взаимные уроки, в которых один из партнеров, по заданию преподавателя, берет иа себя роль обучающего, а другой ученика. Обучающий, получая специальное задание на проведение определенных приемов и действий, несет ответственность за качество освоения и в связи с этим старается как можно более тщательно проникнуть в существо и детали действий. Через определенные промежутки времени партнеры меняются ролями. По мере освоения приемов их выполнение начинает проходить в более быстром темпе, приближающемся к боевому. Затем эти упражнения могут принимать соревновательный характер, и тогда они именуются контрами, В контрах один из партнеров (по предварительному условию) является атакующим, а другой защищающимся. Атакующий, самостоятельно выбирая время начала, старается провести обусловленные или необусловленные атаки, обороняющийся — отразить их. По прошествии определенного времени или после выполнения заданного количества атак паотнеоы меняются ролями.
Следующая ступень упражнений в парах — учебные бои, в которых ранее пройденные приемы опробуются и закрепляются при свободной инициативе каждого из партнеров.
Во время проведения упражнений преподаватель, переходя от пары к паре, делает указания и поправки. Обнаружив общую для большинства занимающихся ошибку или недостаточное понимание задания, преподаватель прерывает упражнения и делает указания одновременно всей группе, а если нужно, проводит упражнения и под общую для всех команду. При проведении упражнения во взаимных индивидуальных уроках партнеру, выполняющему роль преподавателя, разрешается стоять в свободной позе, но обязательно с точным положением вооруженной руки и с подчеркнуто правильными и ясными движениями оружием. Для взаимных уроков следует ставить конкретную и сначала простую задачу, а затем, по мере совершенствования, осложняемую разными условиями (см. примеры индивидуальных уроков).
Упражнения с партнером соответствуют упражнениям, которые проводятся в индивидуальных уроках преподавателя и подчиняются тем же требованиям, т. е. предусматривают повторение пройденных приемов и действий (для закрепления и совершенствования техники переходят к выполнению этих приемов в изменяющихся условиях, приводя постепенно к боевому темпу и боевым условиям).
В ряде случаев бывает полезным проводить упражнения в тройках, где один из фехтовальщиков выполняет функции наблюдающего за работой двух других, выполняющих поставленное задание. Упражнения в тройках способствуют развитию наблюдательности и инструкторских навыков. Здесь, при активном участии всех фехтовальщиков, не вызывается большого утомления.
Упражнения с партнером следует больше разнообразить и проводить, используя различные методические приемы и средства, как-то:
1) самостоятельное выполнение упражнений по заданию преподавателя;
2) одновременное выполнение упражнений по команде преподавателя;
3) поточное выполнение (один за другим) по команде или на условный жест или сигнал преподавателя;
4) серийное выполнение упражнений по команде или сигналу (каждая шеренга выполняет упражнение по несколь раз подряд);
5) соревнование на лучшее выполнение заданий попарно;
6) выполнение заданий под контролем товарища (в тройках);
7) выполнение упражнений с помощью партнера, содействующего специальным облегчением условий;
8) выполнение упражнений в «контрах и учебных боях;
9) упражнения в соревновательных боях и т. п.
Индивидуальные уроки являются одним из важнейших методов обучения и тренировки. В индивидуальных уроках преподаватель, заранее назначая или вызывая во время группового урока занимающихся к себе, проводит упражнения поочередно с каждым фехтовальщиком и выступает в роли противника, создающего определенные условия для выполнения приемов или действий. Эти уроки позволяют сосредоточивать внимание на действиях одного фехтовальщика и, учитывая его особенности, тонко и глубоко работать над его спортивным совершенствованием и готовить его к ведению спортивного боя с разными противниками (рис. 230).
В индивидуальных уроках сигналом к выполнению заранее обусловленных приемов служит движение оружием или телом преподавателя. Объясненный преподавателем прием осмысливается фехтовальщиком во время небольшой паузы (между пояснением и движением преподавателя). Длительность этой паузы зависит от подготовленности фехтовальщика.
В индивидуальном уроке имеется определенная методическая последовательность проведения обучения, которая выглядит примерно так:
1) проверяются основные положения и передвижения;
2) повторяются основные приемы нападения и защиты, сначала на близкой, а затем на средней ,и дальней дистанциях;
3) ранее изученные приемы тренируются в постепенно усложняющейся обстановке и в сочетании с другими действиями, в различных тактических вариантах (включение неожиданных для ученика атак, контратак, ложных и повторных атак преподавателя, завязывающего боевые схватки);
4) изучаются новые приемы или действия или новые варианты уже известных приемов, постепенно усложняя условия;
5) изучаемый прием или новый вариант действий тренируется в сочетании с другими с переходом в различные многотемповые схватки;
6) снова повторяются основные приемы нападения и защит с большим требованием к точности выполнения и с постепенным снижением скорости и нагрузки
. Уроки технической направленности имеют основной задачей установление и совершенствование техники приемов и действий. Здесь же проводится работа над исправлением ошибок, возникающих в процессе учебных боев и соревнований.
Индивидуальные уроки тактической направленности имеют основной задачей развитие и совершенствование специфических для фехтования приемов и навыков «обыгрывания» противника, воспитание весьма важного «тактического мышления» и умения тактического подавления противника. Здесь устанавливается и развивается понимание основных законов, а затем и тонкостей фехтовального единоборства, развиваются и совершенствуются способности правильного реагирования на разные боевые ситуации.
Этим целям хорошо служат так называемые немые-уроки, которые направлены на установление понимания взаимной зависимости действий противников в бою и умения предугадывать эти действия. В немых уроках преподаватель, находясь в роли противника, ставит предварительные условия, при которых фехтовальщик на указанные действия должен реагировать установленным способом. Затем преподаватель, действуя в неопределенной последовательности указанными приемами, создает условия для применения учеником того или иного приема. Фехтовальщик должен научиться правильно реагировать сначала на простые, а затем и на все более сложные действия.
Пример: фехтовальщиком изучены уколы прямо и с переводом и защиты от этих уколов; преподаватель, имея в виду тренировку атак указанными способами со средней дистанции, сначала открывает грудь, опуская оружие и вызывая прямой укол с выпадом; затем из соединения, нажимая на оружие уч,ени-ка, вызывает его на выполнение укола переводом в соответствующую линию; если преподаватель посылает свое оружие на укол, ученик должен защититься и ответить в открытую линию. Сначала преподаватель медленно проверяет способность к правильному реагированию на указанные вызовы. После этого он, произвольно изменяя порядок приемов, делает указанные вызовы, сопровождая действия различными передвижениями (вперед и назад). Иногда он внезапно атакует ученика сразу же после его возвращения в боевую стойку. Постепенно условия усложняются, темп движений убыстряется, добавляются простые схватки (после атаки ученика, взяв защиту и дав ответ, на его контрответ снова сделать защиту и ответить в другую линию и пр.).
Затем можно добавить повторение атаки на отступление преподавателя и т. п.
В зависимости от подготовленности фехтовальщика задания для немого урока могут быть простыми и более сложными и разнообразными, вплоть до не обусловленных заранее действий преподавателя. В немых уроках развиваются способность к оценке действий противника, наблюдательность и быстрота реакции, приобретаются навыки в выборе и применении приемов и действий, варьировании движений, увеличивается подвижность процессов нервной системы. При выполнении упражнений в индивидуальных уроках рекомендуется изредка «неожиданно» заканчивать каждое действие ученика построением схватки, а весь урок — маленьким немым уроком, включая в него ранее изученные приемы и действия.
Немые уроки, являясь частью индивидуального урока, требуют значительного напряжения внимания со стороны учеников, и поэтому на первых порах они должны быть короткими с тем, чтобы не переутомить внимание занимающихся. По мере роста подготовленности они удлиняется и усложняются, переходя в уроки боевого характера.
Уроки боевого характера, или, как их часто называют, уроки вольного боя, направлены на развитие умения применять весь арсенал изученных приемов в соревновании с активно действующим противником. В таких уроках преподаватель ведет себя как инициативный, но несколько наивный вначале противник, с которым и вступает в соревнование ученик. Преподаватель умышленно допускает разные технические и тактические ошибки с тем, чтобы они были обязательно замечены и использованы учеником для нанесения укола или удара. Если ученик допускает ошибки, преподаватель использует их для того, чтобы самому сделать укол (удар), подчеркивая этим недопустимость подобных действий.
Естественно, что в вольном бою преподаватель должен рассчитывать на подготовленность ученика и выбирать такие действия и такой темп «боя», который по силам ученику. Индивидуальные уроки преподавателя должны давать материал для дальнейшей самостоятельной работы фехтовальщика с партнером, постепенно приучая его к активным и сознательным дей ствиям, которые столь необходимы в спортивном единоборстве
Упражнения в боях и учебных соревнованиях применяются для совершенствования в тактике и технике фехтования, для развития умения применять знания и навыки в бою с разными противниками. Эти упражнения играют решающую роль в деле воспитания фехтовальщика как бойца.
Учебные бои отличаются от соревновательных задачами к конечной целью. Цель учебного боя состоит в приобретении и совершенствовании умения вести бой, а также опробования тех или иных новых приемов и умений. Результат (счет) боя не имеет решающего значения и не должен приниматься во внимание при ведении учебного боя. Фехтовальщик может совсем не стремиться к выигрышу, а, напротив, умышленно позволять поразить себя уколом или ударом, чтобы лучше просмотреть способы борьбы с противником, правильно определить контрприемы, проверить возможности выполнения приемов или действий, решить поставленную тактическую или техническую задачу и т. д.
Учебные бои, как и индивидуальные уроки, могут быть направлены на решение задач преимущественно технического, тактического или соревновательного (боевого) характера.
Учебные бои, содержащие задачи технического совершенствования, имеют главной целью закрепить технику одного или нескольких приемов, взятых в данном бою за основу. Фехтовальщик старается создать в бою такие условия, которые позволяют осуществить эти приемы на фоне других, ранее изученных. Фехтовальщики могут заранее договариваться о тех приемах, которые один и другой будут стараться использовать как можно чаще. Для этого они могут иногда помогать друг другу специальными действиями, создающими условия для применения намеченных к тренировке приемов.
Упражнения в учебных соревнованиях имеют задачей приобретение навыков и опыта боев в условиях соревнований, развитие и совершенствование специфической «фехтовальной» выносливости и способности к перенесению нервных напряжений, развитие и совершенствование моральных и волевых качеств фехтовальщика.
Учебные соревнования проводятся по плану через установленные периоды учебно-тренировочных занятий и могут быть внутригрупповыми или с приглашением фехтовальщиков других коллективов. Они проводятся по условиям и правилам официальных соревнований и могут занимать часть времени в конце урока или же весь урок. Большой интерес вызывает у фехтовальщиков проведение командных соревнований между своими же, отобранными по какому-то признаку, командами или с командами других коллективов.
Периодически следует проводить соревнования на первенство группы. В отличие от официальных соревнований не оконченные в один день соревнования могут переноситься на следующий день. Все фехтовальщики должны активно участвовать в организации и проведении соревнований, я также принимать участие в судействе, что весьма полезно для развития наблюдательности и способности к оценке действий, развития внимания, самостоятельности, дисциплинированности и чувства ответственности за свои действия. После окончания боев или в начале следующего занятия следует делать разбор боев каждого участника соревнований. Эти соревнования следует включать в учебно-тренировочный процесс уже с раннего времени, в формах, соответствующих подготовленности занимающихся.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ
Желательно, чтобы состав занимающихся был примерно равным по физическому и общеобразовательному уровню развития. Смешение в одну группу юношей разных возрастных категорий, юношей и взрослых, женщин и мужчин, физически сильных и слабых создает большие трудности при проведении занятий. Особенно нежелательно подобное смешение в начальном периоде обучения (на протяжении всего первого года), когда занятия проводятся со всеми одновременно, а давать индивидуальные задания еще нельзя из-за неподготовленности занимающихся.
При проведении специальных проверочных испытаний преподаватель должен сам наметить упражнения, выявляющие уровень подготовленности и способности занимающихся.
В этих проверках надо выяснить способность к силовым упражнениям, быстроту, гибкость и координацию движений. Для юношей и взрослых могут быть намечены одинаковые упражнения, но с разными требованиями. Приводим некоторые упражнения, которые могут быть использованы при проверке физической подготовленности.
Проверяемые качества | Предъявляемые требования | Показатели подготовленности | ||||
юноши 13-15 лет | юноши 16-18 лет | мужчины | девушки | девушки | ||
Сила | Подтягивание на перекладине из положения виса (до подбородка) | 2 раза | 5 раз | 6 раз | — | — |
Сгибание и разгибание рук в положении упора лежа за руками | — | — | — | 3 раза | 5 раз | |
Быстрота | Бег на 60 м | 8,5 сек. | 7,5 сек. | 7 сек | 9,5 сек. | 8,5 сек. |
Гибкость | Из положения основной стойки, не сгибая коленей, достать пол, положив на него ладони | Обязательно для всех | ||||
Из положения ступни параллельно на ширине плеч или вместе приседание на полной ступне, не отрывая пяток от пола | Для всех | |||||
Шпагат | Для всех обязательно | |||||
Способность к выполнению упражнений для проверки координации движений | Из положения ноги вместе, руки в стороны: прыжком сменить положение несколько раз | Обязательно для всех | ||||
Из того же исходного положения: ноги делают поскоки — два раза вместе, два раза врозь: руки — на каждый счет — вниз, в стороны. | Обязательно для всех |
Приведенные упражнения могут быть изменены, упрощены или усложнены в зависимости от условий и соображений тренера.
. Естественно, что чем более широко образован занимающийся, тем легче он будет воспринимать пояснения. Так, со студентами институтов физической культуры можно использовать объяснения, основанные на .понятиях физиологии, анатомии, педагогики, психологии, гигиены, врачебного контроля и т. п., что будет невозможно при проведении занятий с подростками 13—14 лет.
Разная физическая подготовленность создает неравные условия формирования спортивно-технических навыков, ставит препятствия к использованию упражнений максимальной мощности и приводит к тому, что сильнейшие будут чувствовать неудовлетворенность нагрузкой урока, а слабые могут считать ее излишне большой. Это в одинаковой мере снижает интерес к занятиям и расхолаживает учеников.
У фехтовальщиков старших разрядов могут допускаться смешанные занятия мужчин и женщин и смежных возрастов, что бывает полезно в ряде случаев, и особенно для специальной подготовки к соревнованиям. Такие ванятия не оледует делать правилом, и их можно использовать только эпизодически, ставя специальные педагогические задачи (для более слабых подтянуться в общении с сильными; для более сильных — опробование приемов в более простых условиях — слабого противника). Частое проведение таких занятий не рекомендуется, так как фехтовальщики более слабые могут почувствовать разочарование и неуверенность в своих силах, а сильные могут проявлять небрежность в выполнении. Здесь можно хорошо использовать различные формы инструкторских занятий, весьма полезных для фехтовальщиков всех разрядов.