Неожиданность и разнообразие действий
Всякое неожиданное действие фехтовальщика в острые моменты боя, т. е. в дистанции, в которой уже нельзя бездействовать, часто приводит противника на некоторое время в' замешательство, чего обычно бывает достаточно, чтобы он был пораженным. Неожиданность действий увеличивает просвет времени между восприятием этого действия противником и его реагированием на него и, кроме того, ведет к инстинктивным противодействиям, постоянным по содержанию и характеру и, как правило, в какой-то степени искаженным по форме. Фехтовальщик, умеющий действовать внезапно, в большой мере избавляет себя от преднамеренных, неожиданных для него действий противника, от заранее заготовленных тактических ловушек. Действие фехтовальщика бывает неожиданным для противника в тот момент, когда внимание его отвлечено от ожидания активного действия противника на подготовку успеха своих действий. Неожиданность действия может быть полной и частичной. Фехтовальщик может, например, ожидать атаку противника или может ожидать активных оборонных противодействий своей атаке, и возникновение их в этом случае не застанет его врасплох. Однако конкретное содержание атаки или активных противодействий в обороне противника может оказаться для него неожиданным и чреватым нежелательными последствиями. В этом случае имеется частичная неожиданность. Пример: фехтовальщик ожидает двухтемповую атаку противника и решает применить контратаку прямым уколом. Однако попытка претворить этот замысел привела его к поражению, так как противник в ожидаемой атаке применил неожиданно батман. Неожиданность оказывается полной тогда, когда фехтовальщик не допускал возможности возникновения активных действий противника или, будучи увлечен своими намерениями, забыл о возможности их возникновения у противника. И вся тактическая борьба фехтующих сводится в основном к подготовке возможности совершить финальную боевую акцию неожиданно — врасплох. Частичная неожиданность действий не является менее тактически ценной, нежели полная неожиданность. Это принципиально разные тактические моменты. Частичная неожиданность действий возможна благодаря множественности приемов, которые фехтовальщик может применять как в нападении, так и в обороне, несмотря даже на одинаковость действий противника. Фехтовальщик, который применял бы только один прием в нападении и один прием в обороне, лишив себя возможности совершать частично неожиданные действия, был бы обречен на постоянное поражение.
Все эти мыслительные акты имеют характер молниеносных импровизаций. Тактическое же мышление, имеющее форму развитого рассуждения, обычно обслуживает выполнение преднамеренных действий и подготовку их успешности.
ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Несмотря на то, что тактическая подготовка фехтовальщика пронизывает почти все фехтовальные упражнения, не говоря уже о соревнованиях, о ней все же следует иметь представление как об определенной, вполне обозримой стороне тренировки. Необходимость такого представления становится особенно ощутимой для тренера в тех многочисленных случаях, когда ученик, хорошо осваивая технику, достигает в ней уровня фехтовальщика высокого разряда, оставаясь при этом совершенно беспомощным в условиях боя.
. Тренер должен воспитать любовь и вкус к фехтованию не только как к скоростным сложным и изящным упражнениям, а как к сложной игре ума, чувств и воли, и, если это ему удастся, тогда можно сказать, что он сделал главное, что есть в методике обучения тактике. Обучение технике и тактике разрешается комплексно почти в каждом парном упражнении
Но эта комплексность должна быть подвижной, т. е. с перемещениями акцента, когда это требуется, то на одну, то на другую сторону фехтования. Первые несколько занятий, например, должны быть чисто технического направления, но уже с изучения простых атак начинает свое параллельное сосуществование и тактическая линия, которая по мере продвижения ученика к спортивному мастерству становится все мощнее и мощнее
В дальнейшем, когда ученик приобретает технический фундамент, всякое техническое совершенствование должно проходить на тактическом фоне и притом осознаваемом обучаемым. Это будут упражнения, в которых впервые ученик вынужден распределять свое внимание на две заботы: как выполнить и когда выполнить. (В дальнейшем прибавится необходимость решать, что выполнить.)
Подготавливающие действия
В фехтовальном бою на всех видах оружия большую часть его времени занимают подготавливающие действия. Главнейшими тактическими задачами этих действий являются: 1) разведка противника; 2) подавление инициативы противника; 3) маскировка своих намерений и действий; 4) вызовы противника на определенные действия; 5) овладение полем боя; 6) обманывание противника в «чувстве» дистанции и затруднение начала его атаки.
1) Разведка.
Цели разведки в фехтовальном бою могут быть различные и в связи с этим различны и сами приемы разведки.
Общие цели разведки: узнать технические возможности противника, его моральное состояние и тактическое построение боя.
Основными конкретными задачами разведки является стремление фехтовальщика выяснить:
а) как реагирует противник на внезапную и ожидаемую им атаки; б) какие атаки применяет противник и как их выполняет; в) как реагирует противник на отдельные приемы атаки: обманы, удар по оружию и т. д.; г) как внешне проявляется состояние невнимательности и отсутствие настороженности у противника.
Разведка защитных действий противника производится посредством выполнения начальных движений атаки или всей атаки, но с меньшим, чем для нанесения укола или удара, продвижением вперед.Разведка характера реагирования противника на обманы, удары по оружию и другие приемы подготовки нанесения укола или удара производится посредством изолированного выполнения этих приемов с небольшим шагом вперед или наклоном туловища в там же направлении.
Разведка обороны. Разведка защитных намерений противника осуществляется посредством ложной атаки. Успешность разведки защитных действий зависит от учета двух основных факторов: 1) неожиданно для противника сделана разведывательная атака или противник ее ожидал; 2) считает ли противник, что он своим движением на разведку атакой выдал свое намерение или нет.
Упражнения: 1) ученик и тренер, стоя в средней дистанции, держат шестые соединения. Ученик делает разведку оборонных намерений противника посредством разведывательной, т. е. укороченной, атаки прямым уколом. Тренер реагирует движением, выдающим его намерение защищаться четвертой защитой, после чего ученик атакует двойным переводом; 2) тренер выдает намерение защищаться круговой шестой защитой, после чего ученик атакует удвоенным переводом. Такое упражнение может иметь много различных усложнений. Например, тренер может выдавать не только свое намерение защищаться четвертой или круговой шестой защитой, но и другое свое намерение — делать это стоя на месте или с отступлениями разной глубины. Ученик, учтя данные своей разведки, должен атаковать или с одним выпадом, или с шагом вперед и выпадом, или броском. Усложнения могут быть и другого характера. Например, тренер в этом упражнении может поставить ученику условие: если на разведку укола реагирование тренера будет выражено едва заметным защитным движением оружия, это значит, что противник не заметил того, что он выдал свое намерение брать ту или иную защиту и на действительную атаку будет реагировать парадом, который едва обозначился в его якобы невольном, выдавшем его намерение, движении. Если же на разведку уколом тренер реагировал полным движением парада, ученик может предполагать, что противник понял, что он выдал свое намерение брать определенную защиту, и должен выбирать атаку, исходя из предположения, что выданная четвертая защита заменится попыткой применить круговую шестую и, наоборот, выданная круговая шестая заменится попыткой парировать четвертой защитой. Пример: ученик и тренер в дальней дистанции в шестом нейтральном соединении. Ученик совершает разведку посредством шага вперед. Тренер реагирует на разведку следующим образом: 1) обозначением попытки контратаковать уколом во второй сектор, на что ученик в дальнейшем реагирует атакой второго намерения, завершающейся ответом уколом вверх после отражения контратаки восьмым парадом; 2) тренер реагирует защитным нажимом в шестое соединение с шагом назад, на что в дальнейшем ученик совершает атаку двойным переводом с шагом вперед и выпадом.
Разведка атак. Тренер атакует ученика. Ученик, ожидая атаку, спасается от укола отступлением, следя за действиями атакующего. Далее тренер повторяет ту же свою атаку, на что ученик реагирует или защитой с ответом, или контратакой, соответствующими данным своей разведки в отступлении. Пример: ученик и тренер в дальней дистанции. Ученик в шестой позиции, тренер — в восьмой. Тренер атакует, делая захват в четвертое соединение с последующей попыткой колоть прямо. Ученик отступает, разрывая дистанцию и сохраняя шестую позицию. Далее на эту же атаку тренера ученик или контратакует с переводом кнаружи, или берет отводящую четвертую защиту от укола и наносит ответ уколом с переводом.
2) Подавление инициативы противника. Подавить инициативу противника — это значит лишить его активности, самостоятельности действий, обречь его на пассивное поведение в (бою.
Фехтовальщик, подавивший инициативу противника, «владеет боем» и поэтому имеет возможность пользоваться по своему желанию всем разнообразием своих боевых средств. Он навязывает противнику выгодное для себя поведение в бою, определенные действия и время их выполнения и создает у него подавленное настроение. Он захватывает преимущество первого действия, обеспечивающего внезапность и опережение. Достигается подавление инициативы противника прежде всего активностью ведения боя и технико-тактическим превосходством фехтовальщика, обрекшим на неудачу первые попытки противника нанести укол (удар) и применить защиту.
Но «овладеть боем» оказывается часто возможным и посредством применения ряда приемов, имеющих специальную цель создать у противника впечатление непрерывной угрозы получения внезапного удара. Технически это осуществляется в движениях и положениях предатакового характера, не дающих противнику возможности найти ни сил, ни времени, чтобы переключить пассивную мысль — как бы спастись от удара — на активную — как бы совершить нападение.
Маскировка контратаки основывается на применении фехтовальщиком приемов и действий, побуждающих противника начать действительную атаку. Такими действиями фехтовальщика могут быть, главным образом, движения, выражающие его намерение реагировать на атаки противника отступлением и применением защит.
Маскировка
Упражнения в маскировке. Маскировка имеет целью лишить противника возможности предвидеть действия фехтовальщика, т. е. понимать его намерения, поэтому она является как бы занавесом от проницательных, разведывательных взглядов противника. Более того, она может наилучшим способом осуществляться как противодействие разведке.
Маскировка оборонных намерений: 1) ученик-эспадронист и тренер в дальней дистанции, оба держат третьи позиции. На разведывательный шаг вперед тренера ученик как бы пытается рубить руку снаружи с глубоким отступлением. На следующую, после этой разведки, действительную атаку тренера со страхующей третьей защитой от возможного удара в темя по руке снаружи ученик контратакует с выпадом уколом с переводом;
Маскировка начала атаки. Ученик-рапирист и тренер в дальней дистанции в шестом нейтральном соединении. Тренер играет дистанцией и оружием, нет-нет выдвигая его вперед. Ученик продолжительное время реагирует на каждое маневренное движение тренера торопливым шагом назад и на каждое выставление рапиры — защитным движением, давая знать противнику, что он только тем и занят, как бы не оказаться застигнутым врасплох атакой противника. На одно из приближений тренера без выдвижения рапиры ученик совершает атаку двойным переводом, на которую тренер реагирует сложной защитой четыре—шесть и получает укол, а на сближение тренера с выдвижением рапиры в шестое соединение в показ укола совершает атаку: контрбатман в четвертое соединение, укол с переводом вниз во второй сектор.
Маскировка содержания атаки: 1) ученик-рапирист и тренер в дальней дистанции в шестом нейтральном соединении. Ученик два-три раза совершает укороченную, заведомо не достигающую противника атаку с шагом вперед — контрбатман в четвертое соединение и с выпадом — укол прямо. Затем ученик совершает действительную длинную атаку — захват в шестое соединение, укол с переводом. Эта маскировка имеет целью сделать неожиданным для противника не начало атаки, а лишь ее содержание, т. е. направление захвата, застраховав этим себя от укола в контратаке, соответствующего содержанию маскировочной атаки;
2) ученик-рапирист и тренер в дальней дистанции, оба держат шестые позиции. Ученик один-два раза совершает укороченную, заведомо не достающую противника атаку двойным переводом с шагом вперед и выпадом, а затем, когда противник-тренер приготовился отпарировать атаку сложной защитой четыре—шесть или пересечь контратакой, совершает действительную атаку с захватом во второе соединение и последующим уколом прямо.
4) Вызовы противника на определенные действия и поведение. Подавленный морально в бою противник, как правило, теряет инициативу действий. Однако овладеть инициативой действий в бою и управлять движениями противника можно и не подавляя его воли. Противник в этом случае, не ощущая угнетения, а иногда даже полагая себя «хозяином положения», действующим обдуманно и самостоятельно, на самом деле находится на поводу у фехтовальщика, заставляющего его поступать согласно своим желаниям, и только результат боя в этих случаях свидетельствует об истинном положении вещей.
Вызовы, как и все тактические обманы, представляют собой имитации определенных действий фехтовальщика и должны сочетаться с маскировкой истинных намерений. Например, приняв в бою на шпагах или саблях вторую позицию движением, как будто свидетельствующим о потере осторожности, можно вызвать противника на попытку поразить руку уколом сверху и, отразив это нападение, нанести ему ответный укол; выполняя в бою на рапирах как бы беспечный шаг вперед в шестой позиции, можно вызвать противника на атаку во внутренние сектора поражаемого пространства и, защитившись, нанести ему ответный укол и т. п.
Фехтовальщик, вызвавший противника на определенные действия, всегда имеет преимущество перед ним, так как заранее предвидит его действия и знает, как сам будет противодействовать им.
Упражнения в вызовах. Вызовы определенных атак: 1) ученик-саблист и тренер в дальней дистанции. Ученик с шагом вперед открывает разные части своего поражаемого пространства. Тренер реагирует попытками нанести удар в открытое место. Ученик должен взять защиту и ответить;
Вызовы контратак
ученик-саблист и тренер в дальней дистанции. Ученик с шагом вперед совершает обманное движение удара по голове, вызывая противника-тренера на попытку ударить по руке в темп снаружи. Тренер идет на вызов, на что ученик реагирует третьей защитой с последующим ответом.
Вызывать можно не только определенные боевые действия противника, но и различные психические его состояния и тактические решения общего характера, затрудняющие противнику реализацию намеченного им плана боя. Например, в бою с сильным в обороне противником, изображая подавленность и робость, можно поднять его активность, вызвать на необдуманные чрезмерно смелые и технически слабые у него атаки и, легко взяв защиту, нанести противнику ответный укол или удар.
5) Овладение полем боя. В связи с ограниченностью фехтовального поля боя для фехтовальщика на нем создаются то благоприятные, то неблагоприятные условия ведения боя. Так, фехтовальщик, оттесненный к самому концу поля, лишен возможности отступать и вынужден защищаться стоя на месте или контратаковать. Такое положение фехтовальщика затрудняет ему ведение боя, а его противнику облегчает.
Поле боя выигрывается обычно в результате преобладания наступательных действий над оборонительными и теряется в результате преобладания оборонительных действий, яри которых фехтовальщик преимущественно отступает. Овладение полем боя может стать и специальной тактической задачей фехтовальщика, например тогда, когда он установит, что его противник стремится вести бой на сверхдальней дистанции и спасается от атак глубоким отступлением, или когда фехтовальщик окажется прижатым к задней границе поля боя.
Для овладения полем боя применяются шаги вперед и ложные атаки, выражающиеся в притоптываниях стоящей впереди ногой, в наклонах туловища вперед, укороченных выпадах или обозначениях шага вперед и выпада.
6) Обманывание противника в «чувстве дистанции» и затруднение начала его атаки. Понимание дистанции, или, как говорят фехтовальщики, «чувство дистанции»,— одно из важнейших условий успешного ведения фехтовального боя. Грубо ошибающийся в оценке дистанции фехтовальщик обречен на поражение, и, наоборот, фехтовальщик, обладающий острым чувством дистанции и использующий в бою свое превосходство над противником в этом отношении, будет иметь явное боевое преимущество перед ним.
Пассивное ожидание момента, когда противник позволит совершить на себя нападение с сокращенной дистанции, не приведет к победе в бою, особенно с опытным противником, у которого развито чувство дистанции. В зтом случае не следует быть пассивным, а необходимо обманывать противника игрой дистанцией и оружием.
Игра оружием и ногами, которую в дальнейшем мы будем называть просто игрой фехтующего, отличается от подготавливающих действий, описанных выше, меньшей конкретностью и определенностью целей.
Фехтовальщик приходит к игре оружием и дистанцией самостоятельно
. Во всяком случае, все сформировавшиеся фехтовальщики приобретают, в конце концов, свою игру оружием и дистанцией, в которой индивидуальность фехтовальщика
Основным назначением «холостого» движения оружием и ногами следует считать маскировку начала решающих действий. Видя перед собой оружие противника в постоянном легком движении, сочетаемом с покачиванием противника вперед, приседанием, притоптываниями, чередованием быстрых коротких шагов вперед и назад, обо значением выпада посредством коротких выставлений впереди-стоящей ноги и т. д.
Характерной особенностью этих игровых движений являются периодические и неглубокие вторжения в зону рискованной приближенности к противнику как телом, так и оружием. В этом случае играющий дистанцией то входит в такую дистанцию, в которой уже бездействовать нельзя, то снова выходит из нее, оставляя линию нормальной боевой дистанции где-то между точками своего приближения и отдаления. Тем не менее противник не успевает воспользоваться мгновениями приближения фехтовальщика, так как они слишком мимолетны, чтобы можно было совершить атаку в момент одного из таких приближений.
Само собой разумеется, что нет приема, который не имел бы своего опровержения. Чрезмерная ритмическая размеренность в изменении дистанции может позволить противнику, упреждая движение вперед, самому устремиться в атаку и использовать момент сближения для нанесения укола (удара).
Эту задачу можно назвать «расшатыванием противника», выведением его из состояния статической собранности, приведением его в движение, на фоне которого легче найти повод для совершения на него неожиданной атаки.
Затруднение атаки противника. Игра оружием в виде быстрых, неправильных по форме и ритмически неразмеренных движений оружием и игра дистанцией в форме непрерывных и тоже быстрых перемещений вперед и назад могут иметь своей задачей затруднить противнику выбор момента и приема для начала атаки. Такое поведение заставляет противника пропускать моменты сближения и отказываться от действий на оружие, что уже является затруднением в выполнении им атак.