Неожиданность и разнообразие действий

Всякое неожиданное действие фехтовальщика в острые моменты боя, т. е. в дистанции, в которой уже нельзя бездей­ствовать, часто приводит противника на некоторое время в' за­мешательство, чего обычно бывает достаточно, чтобы он был пораженным. Неожиданность действий увеличивает просвет времени между восприятием этого действия противником и его реагированием на него и, кроме того, ведет к инстинктивным противодействиям, постоянным по содержанию и характеру и, как правило, в какой-то степени искаженным по форме. Фехто­вальщик, умеющий действовать внезапно, в большой мере из­бавляет себя от преднамеренных, неожиданных для него дей­ствий противника, от заранее заготовленных тактических ло­вушек. Действие фехтовальщика бывает неожиданным для противника в тот момент, когда внимание его отвлечено от ожи­дания активного действия противника на подготовку успеха своих действий. Неожиданность действия может быть полной и частичной. Фехтовальщик может, например, ожидать атаку противника или может ожидать активных оборонных противо­действий своей атаке, и возникновение их в этом случае не за­станет его врасплох. Однако конкретное содержание атаки или активных противодействий в обороне противника может ока­заться для него неожиданным и чреватым нежелательными по­следствиями. В этом случае имеется частичная неожиданность. Пример: фехтовальщик ожидает двухтемповую атаку противни­ка и решает применить контратаку прямым уколом. Однако попытка претворить этот замысел привела его к поражению, так как противник в ожидаемой атаке применил неожиданно батман. Неожиданность оказывается полной тогда, когда фех­товальщик не допускал возможности возникновения активных действий противника или, будучи увлечен своими намерения­ми, забыл о возможности их возникновения у противника. И вся тактическая борьба фехтующих сводится в основном к подго­товке возможности совершить финальную боевую акцию неожи­данно — врасплох. Частичная неожиданность действий не является менее тактически ценной, нежели полная неожидан­ность. Это принципиально разные тактические моменты. Ча­стичная неожиданность действий возможна благодаря множе­ственности приемов, которые фехтовальщик может применять как в нападении, так и в обороне, несмотря даже на одинако­вость действий противника. Фехтовальщик, который применял бы только один прием в нападении и один прием в обороне, лишив себя возможности совершать частично неожиданные дей­ствия, был бы обречен на постоянное поражение.

Все эти мыслительные акты имеют характер молниеносных импровизаций. Тактическое же мышление, имеющее форму раз­витого рассуждения, обычно обслуживает выполнение предна­меренных действий и подготовку их успешности.

ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Несмотря на то, что тактическая подготовка фехтовальщика пронизывает почти все фехтовальные упражнения, не говоря уже о соревнованиях, о ней все же следует иметь представле­ние как об определенной, вполне обозримой стороне трениров­ки. Необходимость такого представления становится особенно ощутимой для тренера в тех многочисленных случаях, когда ученик, хорошо осваивая технику, достигает в ней уровня фех­товальщика высокого разряда, оставаясь при этом совершенно беспомощным в условиях боя.

. Тренер должен воспитать любовь и вкус к фехтованию не только как к скоростным сложным и изящным упражнениям, а как к сложной игре ума, чувств и воли, и, если это ему удастся, тогда можно сказать, что он сделал главное, что есть в методике обучения тактике. Обуче­ние технике и тактике разрешается комплексно почти в каж­дом парном упражнении

Но эта комплексность должна быть подвижной, т. е. с перемещениями акцента, когда это требует­ся, то на одну, то на другую сторону фехтования. Первые несколько занятий, например, должны быть чисто технического направления, но уже с изучения простых атак начинает свое параллельное сосуществование и тактическая линия, которая по мере продвижения ученика к спортивному мастерству ста­новится все мощнее и мощнее

В дальнейшем, когда ученик приобретает технический фундамент, всякое тех­ническое совершенствование должно проходить на тактическом фоне и притом осознаваемом обучаемым. Это будут упражне­ния, в которых впервые ученик вынужден распределять свое внимание на две заботы: как выполнить и когда выполнить. (В дальнейшем прибавится необходимость решать, что выпол­нить.)

Подготавливающие действия

В фехтовальном бою на всех видах оружия большую часть его времени занимают подготавливающие действия. Главней­шими тактическими задачами этих действий являются: 1) раз­ведка противника; 2) подавление инициативы противника; 3) маскировка своих намерений и действий; 4) вызовы против­ника на определенные действия; 5) овладение полем боя; 6) об­манывание противника в «чувстве» дистанции и затруднение начала его атаки.

1) Разведка.

Цели разведки в фехтовальном бою могут быть различные и в связи с этим различны и сами приемы раз­ведки.

Общие цели разведки: узнать технические возможности про­тивника, его моральное состояние и тактическое построение боя.

Основными конкретными задачами разведки является стрем­ление фехтовальщика выяснить:

а) как реагирует противник на внезапную и ожидаемую им атаки; б) какие атаки приме­няет противник и как их выполняет; в) как реагирует против­ник на отдельные приемы атаки: обманы, удар по оружию и т. д.; г) как внешне проявляется состояние невнимательно­сти и отсутствие настороженности у противника.

Разведка защитных действий противника производится по­средством выполнения начальных движений атаки или всей атаки, но с меньшим, чем для нанесения укола или удара, про­движением вперед.Разведка характера реагирования противника на обманы, удары по оружию и другие приемы подготовки нанесения уко­ла или удара производится посредством изолированного вы­полнения этих приемов с небольшим шагом вперед или накло­ном туловища в там же направлении.

Разведка обо­роны. Разведка защитных намерений противника осуществ­ляется посредством ложной атаки. Успешность разведки защит­ных действий зависит от учета двух основных факторов: 1) неожиданно для противника сделана разведывательная ата­ка или противник ее ожидал; 2) считает ли противник, что он своим движением на разведку атакой выдал свое намерение или нет.

Упражнения: 1) ученик и тренер, стоя в средней дистанции, держат шестые соединения. Ученик делает разведку оборонных намерений противника посредством разведывательной, т. е. укороченной, атаки прямым уколом. Тренер реагирует движе­нием, выдающим его намерение защищаться четвертой защи­той, после чего ученик атакует двойным переводом; 2) тренер выдает намерение защищаться круговой шестой защитой, после чего ученик атакует удвоенным переводом. Такое упражнение может иметь много различных усложнений. На­пример, тренер может выдавать не только свое намерение защищаться четвертой или круговой шестой защитой, но и дру­гое свое намерение — делать это стоя на месте или с отступ­лениями разной глубины. Ученик, учтя данные своей разведки, должен атаковать или с одним выпадом, или с шагом вперед и выпадом, или броском. Усложнения могут быть и другого ха­рактера. Например, тренер в этом упражнении может поста­вить ученику условие: если на разведку укола реагирование тренера будет выражено едва заметным защитным движением оружия, это значит, что противник не заметил того, что он вы­дал свое намерение брать ту или иную защиту и на действи­тельную атаку будет реагировать парадом, который едва обо­значился в его якобы невольном, выдавшем его намерение, движении. Если же на разведку уколом тренер реагировал полным движением парада, ученик может предполагать, что противник понял, что он выдал свое намерение брать опреде­ленную защиту, и должен выбирать атаку, исходя из предполо­жения, что выданная четвертая защита заменится попыткой применить круговую шестую и, наоборот, выданная круговая шестая заменится попыткой парировать четвертой защитой. Пример: ученик и тренер в дальней дистанции в шестом ней­тральном соединении. Ученик совершает разведку посредством шага вперед. Тренер реагирует на разведку следующим обра­зом: 1) обозначением попытки контратаковать уколом во вто­рой сектор, на что ученик в дальнейшем реагирует атакой второго намерения, завершающейся ответом уколом вверх после отражения контратаки восьмым парадом; 2) тренер реа­гирует защитным нажимом в шестое соединение с шагом назад, на что в дальнейшем ученик совершает атаку двойным переводом с шагом вперед и выпадом.

Разведка атак. Тренер атакует ученика. Ученик, ожи­дая атаку, спасается от укола отступлением, следя за дей­ствиями атакующего. Далее тренер повторяет ту же свою атаку, на что ученик реагирует или защитой с ответом, или контрата­кой, соответствующими данным своей разведки в отступлении. Пример: ученик и тренер в дальней дистанции. Ученик в ше­стой позиции, тренер — в восьмой. Тренер атакует, делая за­хват в четвертое соединение с последующей попыткой колоть прямо. Ученик отступает, разрывая дистанцию и сохраняя шестую позицию. Далее на эту же атаку тренера ученик или контратакует с переводом кнаружи, или берет отводящую чет­вертую защиту от укола и наносит ответ уколом с перево­дом.

2) Подавление инициативы противника. Пода­вить инициативу противника — это значит лишить его актив­ности, самостоятельности действий, обречь его на пассивное поведение в (бою.

Фехтовальщик, подавивший инициативу противника, «вла­деет боем» и поэтому имеет возможность пользоваться по своему желанию всем разнообразием своих боевых средств. Он навязывает противнику выгодное для себя поведение в бою, определенные действия и время их выполнения и создает у не­го подавленное настроение. Он захватывает преимущество пер­вого действия, обеспечивающего внезапность и опережение. Достигается подавление инициативы противника прежде всего активностью ведения боя и технико-тактическим превосходством фехтовальщика, обрекшим на неудачу первые попытки против­ника нанести укол (удар) и применить защиту.

Но «овладеть боем» оказывается часто возможным и по­средством применения ряда приемов, имеющих специальную цель создать у противника впечатление непрерывной угрозы получения внезапного удара. Технически это осуществляется в движениях и положениях предатакового характера, не дающих противнику возможности найти ни сил, ни времени, чтобы пере­ключить пассивную мысль — как бы спастись от удара — на ак­тивную — как бы совершить нападение.

Маскировка контратаки основывается на применении фех­товальщиком приемов и действий, побуждающих противника начать действительную атаку. Такими действиями фехтоваль­щика могут быть, главным образом, движения, выражающие его намерение реагировать на атаки противника отступлением и применением защит.

Маскировка

Упражнения в маскировке. Маскировка имеет целью лишить противника возможности предвидеть действия фехтовальщика, т. е. понимать его намерения, поэтому она яв­ляется как бы занавесом от проницательных, разведывательных взглядов противника. Более того, она может наилучшим спо­собом осуществляться как противодействие разведке.

Маскировка оборонных намерений: 1) ученик-эспадронист и тренер в дальней дистанции, оба держат третьи позиции. На разведывательный шаг вперед тренера ученик как бы пытается рубить руку снаружи с глубоким отступлением. На следующую, после этой разведки, действительную атаку тренера со страхующей третьей защитой от возможного удара в темя по руке снаружи ученик контратакует с выпадом уко­лом с переводом;

Маскировка начала атаки. Ученик-рапирист и тренер в дальней дистанции в шестом нейтральном соедине­нии. Тренер играет дистанцией и оружием, нет-нет выдвигая его вперед. Ученик продолжительное время реагирует на каж­дое маневренное движение тренера торопливым шагом назад и на каждое выставление рапиры — защитным движением, давая знать противнику, что он только тем и занят, как бы не ока­заться застигнутым врасплох атакой противника. На одно из приближений тренера без выдвижения рапиры ученик совер­шает атаку двойным переводом, на которую тренер реагирует сложной защитой четыре—шесть и получает укол, а на сближе­ние тренера с выдвижением рапиры в шестое соединение в по­каз укола совершает атаку: контрбатман в четвертое соедине­ние, укол с переводом вниз во второй сектор.

Маскировка содержания атаки: 1) ученик-ра­пирист и тренер в дальней дистанции в шестом нейтральном соединении. Ученик два-три раза совершает укороченную, заведомо не достигающую противника атаку с шагом вперед — контрбатман в четвертое соединение и с выпадом — укол пря­мо. Затем ученик совершает действительную длинную атаку — захват в шестое соединение, укол с переводом. Эта маскировка имеет целью сделать неожиданным для противника не начало атаки, а лишь ее содержание, т. е. направление захвата, застра­ховав этим себя от укола в контратаке, соответствующего со­держанию маскировочной атаки;

2) ученик-рапирист и тренер в дальней дистанции, оба дер­жат шестые позиции. Ученик один-два раза совершает укороченную, заведомо не достающую противника атаку двойным переводом с шагом вперед и выпадом, а затем, когда против­ник-тренер приготовился отпарировать атаку сложной защитой четыре—шесть или пересечь контратакой, совершает действи­тельную атаку с захватом во второе соединение и последующим уколом прямо.

4) Вызовы противника на определенные дей­ствия и поведение. Подавленный морально в бою про­тивник, как правило, теряет инициативу действий. Однако ов­ладеть инициативой действий в бою и управлять движениями противника можно и не подавляя его воли. Противник в этом случае, не ощущая угнетения, а иногда даже полагая себя «хо­зяином положения», действующим обдуманно и самостоятель­но, на самом деле находится на поводу у фехтовальщика, заставляющего его поступать согласно своим желаниям, и только результат боя в этих случаях свидетельствует об истинном положении вещей.

Вызовы, как и все тактические обманы, представляют собой имитации определенных действий фехтовальщика и должны сочетаться с маскировкой истинных намерений. Например, приняв в бою на шпагах или саблях вторую позицию движе­нием, как будто свидетельствующим о потере осторожности, можно вызвать противника на попытку поразить руку уколом сверху и, отразив это нападение, нанести ему ответный укол; выполняя в бою на рапирах как бы беспечный шаг вперед в шестой позиции, можно вызвать противника на атаку во внут­ренние сектора поражаемого пространства и, защитившись, на­нести ему ответный укол и т. п.

Фехтовальщик, вызвавший противника на определенные дей­ствия, всегда имеет преимущество перед ним, так как заранее предвидит его действия и знает, как сам будет противодейство­вать им.

Упражнения в вызовах. Вызовы определен­ных атак: 1) ученик-саблист и тренер в дальней ди­станции. Ученик с шагом вперед открывает разные части своего поражаемого пространства. Тренер реагирует попытка­ми нанести удар в открытое место. Ученик должен взять защи­ту и ответить;

Вызовы контратак

ученик-саблист и тренер в дальней дистанции. Ученик с шагом вперед совер­шает обманное движение удара по голове, вызывая против­ника-тренера на попытку ударить по руке в темп снаружи. Тренер идет на вызов, на что ученик реагирует третьей защи­той с последующим ответом.

Вызывать можно не только определенные боевые действия противника, но и различные психические его состояния и так­тические решения общего характера, затрудняющие противнику реализацию намеченного им плана боя. Например, в бою с сильным в обороне противником, изображая подавленность и робость, можно поднять его активность, вызвать на необду­манные чрезмерно смелые и технически слабые у него атаки и, легко взяв защиту, нанести противнику ответный укол или удар.

5) Овладение полем боя. В связи с ограниченностью фехтовального поля боя для фехтовальщика на нем создаются то благоприятные, то неблагоприятные условия ведения боя. Так, фехтовальщик, оттесненный к самому концу поля, лишен возможности отступать и вынужден защищаться стоя на месте или контратаковать. Такое положение фехтовальщика затруд­няет ему ведение боя, а его противнику облегчает.

Поле боя выигрывается обычно в результате преобладания наступательных действий над оборонительными и теряется в результате преобладания оборонительных действий, яри кото­рых фехтовальщик преимущественно отступает. Овладение по­лем боя может стать и специальной тактической задачей фех­товальщика, например тогда, когда он установит, что его про­тивник стремится вести бой на сверхдальней дистанции и спасается от атак глубоким отступлением, или когда фехтоваль­щик окажется прижатым к задней границе поля боя.

Для овладения полем боя применяются шаги вперед и лож­ные атаки, выражающиеся в притоптываниях стоящей впереди ногой, в наклонах туловища вперед, укороченных выпадах или обозначениях шага вперед и выпада.

6) Обманывание противника в «чувстве дистанции» и затруднение начала его атаки. Понимание дистанции, или, как говорят фехтовальщики, «чувство дистанции»,— одно из важнейших условий успешного ве­дения фехтовального боя. Грубо ошибающийся в оценке ди­станции фехтовальщик обречен на поражение, и, наоборот, фехтовальщик, обладающий острым чувством дистанции и ис­пользующий в бою свое превосходство над противником в этом отношении, будет иметь явное боевое преимущество пе­ред ним.

Пассивное ожидание момента, когда противник позволит совершить на себя нападение с сокращенной дистанции, не при­ведет к победе в бою, особенно с опытным противником, у ко­торого развито чувство дистанции. В зтом случае не следует быть пассивным, а необходимо обманывать противника игрой дистанцией и оружием.

Игра оружием и нога­ми, которую в дальнейшем мы будем называть просто игрой фехтующего, отличается от подготавливающих действий, опи­санных выше, меньшей конкретностью и определенностью це­лей.

Фех­товальщик приходит к игре оружием и дистанцией самостоя­тельно

. Во всяком случае, все сформировавшиеся фехтовальщики приобретают, в конце концов, свою игру оружием и дистанцией, в которой индиви­дуальность фехтовальщика

Основным назначением «хо­лостого» движения оружием и ногами следует считать маскировку начала решающих действий. Видя перед собой оружие противника в постоянном легком движении, сочетаемом с пока­чиванием противника вперед, приседанием, притоптываниями, чередованием быстрых коротких шагов вперед и назад, обо значением выпада посредством коротких выставлений впереди-стоящей ноги и т. д.

Характерной особенностью этих игровых движений являются периодические и неглубокие вторжения в зону рискованной приближенности к противнику как телом, так и оружием. В этом случае играющий дистанцией то входит в такую дистанцию, в которой уже бездействовать нельзя, то снова выходит из нее, оставляя линию нормальной боевой ди­станции где-то между точками своего приближения и отдале­ния. Тем не менее противник не успевает воспользоваться мгно­вениями приближения фехтовальщика, так как они слишком мимолетны, чтобы можно было совершить атаку в момент од­ного из таких приближений.

Само собой разумеется, что нет приема, который не имел бы своего опровержения. Чрезмерная ритмическая разме­ренность в изменении дистанции может позволить противнику, упреждая движение вперед, самому устремиться в атаку и использовать момент сближения для нанесения укола (удара).

Эту задачу можно назвать «расшатыванием противника», выведением его из состояния статической собранности, приведением его в движение, на фоне которого легче найти повод для совершения на него не­ожиданной атаки.

Затруднение атаки противника. Игра оружием в виде бы­стрых, неправильных по форме и ритмически неразмеренных движений оружием и игра дистанцией в форме непрерывных и тоже быстрых перемещений вперед и назад могут иметь своей задачей затруднить противнику выбор момента и приема для начала атаки. Такое поведение заставляет противника про­пускать моменты сближения и отказываться от действий на оружие, что уже является затруднением в выполнении им атак.

Наши рекомендации